Существа в фэнтези
- 1 year ago
- 0
- 0
Культ Верховного Существа ( фр. Culte de l'Être suprême ) — религиозный культ , внедрявшийся во время Великой французской революции в 1794 году в виде ряда официальных государственно-революционных празднеств.
Культ Верховного Существа утверждался властями в борьбе, во-первых, с христианством , прежде всего с католицизмом как традиционной религией большинства французов (представляя собой часть процесса дехристианизации ), а во-вторых, с рационалистическим « культом Разума », за который выступали конкурирующие группировки во властных кругах.
С идейной стороны культ Верховного Существа наследовал деизму Просвещения ( Вольтер ) и во многом — философским взглядам Руссо , разрабатывавшего идеи естественной религии. Целью культа, включавшего также ряд праздников в честь республиканских добродетелей, было «развитие гражданственности и республиканской морали».
Термин «Бог» ( фр. Dieu ) избегался и заменялся на термин «Верховное Существо» ( фр. l'Être suprême ). Данный термин употреблялся философами и публицистами и до революции с разным религиозным и философским содержанием (в том числе и в рамках традиционного католицизма). Важно, что он был включён в авторитетную Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.: права были установлены Национальным собранием «перед лицом и под покровительством Верховного Существа». Введённый в 1793 году якобинцами новый текст Декларации отсылает уже не к «покровительству», но по-прежнему к «присутствию» Верховного Существа.
Культу Верховного Существа противостоял « культ Разума », организовывавшийся левыми радикалами во главе с Шометтом и стоявший на рационалистических позициях. Христианские церкви закрывались (массово с ноября 1793 г.), подвергались разграблению, объявлялись «храмами Разума», в них проводились праздники в честь «Богини Разума», которую в ходе театрализованных представлений изображали актрисы. В Париже в алтаре Собора Нотр-Дам Богиню Разума играла актриса Оперы . Во время праздников Разума на юге Франции, организатором которых был будущий наполеоновский префект полиции Жозеф Фуше , устраивалась казнь преступников.
На неприятие атеизма и культа Разума и поддержку культа Верховного Существа ориентировалась наиболее влиятельная часть якобинцев — монтаньяры во главе с Робеспьером . В марте 1794 г. были осуждены и казнены радикальные якобинцы во главе с Эбером и Шометтом, а культ Разума запрещён. В последние месяцы правления Робеспьера культ Верховного Существа внедрялся наиболее последовательно. 7 мая 1794 г. под давлением Робеспьера Национальный конвент принял декларацию, согласно которой «французский народ признаёт существование Верховного Существа и бессмертие души ». Далее в декларации говорилось: «Он признаёт, что достойное поклонение Верховному Существу есть исполнение человеческих обязанностей. Во главе этих обязанностей он ставит ненависть к неверию и тирании, наказание изменников и тиранов, помощь несчастным, уважение к слабым, защиту угнетённых, оказывание ближнему всевозможного добра и избежание всякого зла». 8 июня 1794 г. в Париже был организован публичный торжественный праздник Верховного Существа, где с речью выступил Робеспьер. Тем самым фактически вводилась государственная религия в нарушение идеалов Революции и не допускалась свобода совести , что усилило недовольство Робеспьером в обществе.
После Девятого термидора культ Верховного Существа, ассоциировавшийся с диктатурой Робеспьера, быстро сошёл на нет.