Interested Article - Кондорсе, Мари Жан Антуан Никола

Маркиз де Кондорсе

Николя́ де Кондорсе́ , полное имя Мари́-Жан-Антуа́н-Николя́ де Карита́ , марки́з де Кондорсе́ ( фр. Marie Jean Antoine Nicolas de Caritat, marquis de Condorcet ; 17 сентября 1743 , Рибмон , Эна , Франция 28 марта 1794 , , Иль-де-Франс , Франция ) — французский философ, математик, академик и политический деятель. Автор принципа и парадокса Кондорсе . Его супругой была София де Кондорсе .

Воззрения Кондорсе, включая идею прогресса, конституционного правительства, демократических прав и свобод, равенства всех людей (невзирая на их пол и расу) перед законом, гуманного уголовного законодательства, всеобщего бесплатного образования, осуждения колониального разбоя, считались воплощением рационализма Просвещения . На 200-летие Французской революции в 1989 году французы почтили его память, отведя ему место в парижском Пантеоне , где был устроен кенотаф с его именем, так как его останки были утеряны.

Биография

По настояниям дяди- прелата , на девятом году поступил в иезуитскую школу в Реймсе . Заметив в нём наклонность к духовному поприщу, родные поспешили отдать его в Наваррский коллеж , с тем, чтобы в дальнейшем тот мог посвятить себя военной карьере.

Научная деятельность

Но Кондорсе предпочёл занятия наукой. Мемуар « Essai sur le calcul intégral » доставил ему в 1769 году кресло в Академии . В 1777 году он получил премию Берлинской академии за свою « Théorie des comètes ». В том же году Кондорсе избран секретарём Академии за свой ряд биографий: Гюйгенса , Роберваля , Пикара , Мариотта , Рёмера и др. Тогда же он пишет похвальное слово незадолго перед тем умершим Фонтенелю и Бюффону . Беспристрастие, мастерская обрисовка главных черт характера, рассмотрение деятельности замечательных людей в связи с историей человечевества занимался преимущественно математическими науками, но уделял внимание также вопросам справедливости и нравственности, занимавшим его ум ещё в детстве. Кондорсе отличался добротой и сдержанностью в выражении своих чувств, что дало повод Д'Аламберу сказать о нём: «это — вулкан, покрытый снегом». Другой отличительной чертой его характера было полное отсутствие тщеславия и честолюбия. Всегда снисходительный к другим, мягкий, деликатный, он, однако, умел говорить правду, был беспристрастен в своих приговорах даже по отношению к друзьям. Таким был он, например, в своих сношениях с Вольтером, знакомство с которым у него началось с 1770 года и перешло затем в дружбу, продолжавшуюся до самой смерти Вольтера. Эта дружба отвлекла Кондорсе от его прежних работ и возбудила в нём желание заниматься литературой. В 1774 году он написал и издал анонимно «Письмо теолога» к автору «Словаря трёх веков», которое современниками было приписано Вольтеру — доказательство достоинств этого произведения.

Из всех привязанностей Кондорсе самой сильной была привязанность к Тюрго. Под его влиянием Кондорсе занялся политико-экономическими науками. Когда Тюрго был назначен министром финансов (1774), Кондорсе занял место председателя комитета по уравнению мер и весов, где он оставался и по отставке Тюрго, до 1791 года . Работая вместе с Тюрго над разрешением некоторых политико-экономических вопросов, он принимал деятельное участие и в его борьбе с современниками, стараясь путём печати выяснить свои и его взгляды на важнейшие вопросы. В сочинениях этого периода («Письмо земледельца из Пикардии к протекционисту», «Рассуждение о хлебной торговле», «Биография Тюрго», «Рассуждения о барщине» и др.) он развивал мысли о праве каждого человека свободно располагать своим умственным и физическим трудом, о свободе торговли хлебом, о правильном вознаграждении рабочих, о реформе уголовного суда, свободе печати, об уничтожении крепостного права и пр., и везде являлся сторонником взглядов школы физиократов . Занимая пост председателя комитета по уравнению мер и весов, Кондорсе хорошо познакомился с внутренним политическим механизмом Франции, видел много несовершенств в этом механизме, убедился в косности парижского парламента и горячо восстал против него (в «Письмах американского гражданина»), так как последний систематически препятствовал проведению тех реформ, которые предлагали Тюрго и сам Кондорсе.

Несмотря на эту продолжавшуюся и после отставки Тюрго борьбу с противниками, Кондорсе снова вернулся к научным занятиям и в 1780 году издал свои знаменитые примечания к 29-й книге «Духа законов» Монтескьё , где говорит о свойствах ума, необходимого законодателю, даёт критерий для сравнения законов, высказывает соображения, которые должно иметь в виду при составлении законов, и т. д. В 1787 году Кондорсе женился на Софии де Груши, общественной деятельнице, более известной как София де Кондорсе .

Около этого же времени Кондорсе, убедившись, что монархия не может и не хочет помочь народу в его бедствиях, перешёл на сторону Республики.

Принцип Кондорсе

Кондорсе впервые применил математические методы к общественным наукам. В 1785 году он опубликовал одну из наиболее известных своих работ «Рассуждения о применении анализа к оценке выборов большинством голосов» ( фр. Essai sur l’application de l’analyse à la probabilité des décisions rendues à la pluralité des voix ). В работе были впервые изложен принцип Кондорсе — алгоритм голосования с учётом всех предпочтений, устраняющий ошибки коллективного выбора в том случае, если коллективный выбор в принципе возможен. Там же был описан « парадокс Кондорсе » — возможная нетранзитивность (по сути, противоречивость) коллективного выбора избирателей при транзитивности выбора каждого избирателя. Парадокс возможен в случае трёх и более вариантов выбора.

Работа Кондорсе положила начало целому направлению математических исследований в области социологии, психологии, политики и экономики.

Политическая деятельность

После бегства Людовика XVI в Варенн Кондорсе основал первую республиканскую газету во Франции «Республиканец или защитник представительного правительства». В 1790 году Кондорсе заседал в муниципалитете, а в 1791 году его выбрали комиссаром национального казначейства. В конце того же года он отказался от этой должности и, избранный в Национальный конвент , стал его секретарём, а вскоре и президентом. Здесь он очень много занимался организацией общественного образования.

В сочинении « Sur l’instruction publique » и других трактатах Кондорсе делит общественное образование на 5 ступеней, причём низшая ступень — первоначальная школа, дающая минимум образования, необходимого человеку для того, чтобы не находиться во власти другого. Но в то время как средства к образованию должно дать государство и оно же должно его регулировать, воспитание, по мнению Кондорсе, должно быть всецело предоставлено семье. В этих же трактатах Кондорсе, говоря об образовании женщин, проводит идею энциклопедистов о полной равноправности их с мужчинами и настаивает на совместном обучении обоих полов. Целью образования и воспитания, по словам Кондорсе, является, с одной стороны, полное равенство и равноправность как мужчин, так и женщин, а с другой — развитие в нас естественного интереса к общественному благу.

Наиболее горячая политическая деятельность Кондорсе, как сторонника республиканских идей, относится к тому времени, когда он состоял членом конвента. Здесь он не принадлежал ни к какой отдельной партии, занимая совершенно самостоятельное место. При обсуждении внешних дел Кондорсе всегда подавал голос за войну, надеясь этим путём водворить в Европе господство республиканских идей. Во время суда над Людовиком XVI он горячо защищал неприкосновенность короля, да и вообще высказывался против смертной казни, допуская наказание только с исправительной целью. При составлении проекта новой конституции , выработка программы которой была поручена комиссии из 9 членов, в том числе Кондорсе, последний играл очень значительную роль. Его перу принадлежит обширное введение в конституцию, объяснявшее основания проекта.

Конвент отверг этот план конституции, дав народу другую, наскоро составленную Эро де Сешелем . Тогда Кондорсе напечатал послание к народу, где выставил многочисленные недостатки обнародованной конституции и указывал на их вредные последствия, советуя не принимать её. За обнародование этого послания Кондорсе, обвинённый в заговоре «против единства и нераздельности» французской республики, был объявлен конвентом вне закона. Друзья скрыли его у вдовы скульптора Вернэ. Когда жирондисты были осуждены конвентом, Кондорсе хотел покинуть дом Вернэ, не желая подвергать её опасности, но последняя на этот раз удержала его, и только 26 марта 1794 года, по окончании последней своей научной работы, Кондорсе ушёл от неё, отправился в окрестности Парижа, был схвачен и посажен в тюрьму Бур-ла-Рена . Там 29 марта его нашли мёртвым — он отравился, как предполагают, ядом, который всегда носил в перстне.

О масонстве Кондорсе

Существует также версия, что Кондорсе был масоном , и входил в состав масонской ложи Les Neuf Sœurs .

Родоначальник теории прогресса

Esquisse d'un tableau historique des progres de l'esprit humain , 1795

Во время своего пребывания в доме Вернэ Кондорсе написал свою политическую исповедь «Советы осуждённого дочери», где высказал все свои мысли о главных вопросах жизни. В это же время написал он и своё знаменитое сочинение: « Esquisse d’un tableau historique des progrès de l’esprit humain » («Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума»), за которое он признаётся родоначальником теории « прогресса », одним из творцов философии истории. Многие мысли, проводимые здесь, Кондорсе высказывал и раньше, но тут он привёл их в систему. Две идеи проходят красной нитью через всё сочинение: о необходимости уравнения гражданских и политических прав всех людей и о бесконечном совершенствовании рода человеческого. «Картина успехов человеческого ума» состоит из двух частей: первая заключает в себе всю картину прогресса, в самых общих чертах; во второй части и следующих за ней Кондорсе предполагал изложить факты, которые могли бы служить для развития и подтверждения мыслей, высказанных во введении. В первой книге Кондорсе делит всю историю человечества на десять эпох, причём к последней относит время с основания французской республики. Вторая часть была написана Кондорсе по памяти, но дальнейшее продолжение труда было невозможно за отсутствием книг. Собрание его сочинений было издано в 1804 и 1847 годах .

Память

В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя Мари Кондорсе кратеру на видимой стороне Луны .

См. также

Библиография

Примечания

  1. Marie, Jean, Antoine, Nicolas Caritat De Condorcet // (фр.) / Assemblée nationale
  2. Кондорсе Мари Жан Антуан Никола // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  3. (итал.)
  4. Daniel Ligou, ed. Dictionnaire de la franc-maçonnerie (Paris : Presses Universitaires de France, 1987).
  5. Louis Amiable, Une loge maçonnique d’avant 1789, la loge des Neuf Sœurs (Les Editions Maçonnique de France, Paris 1989).

Литература

  • / перевод и вступит.статья О. Е. Сыркиной, под ред. А. П. Пинкевича. — М.: Работник просвещения, 1926.
  • Бадентэр Э., Бадентэр Р. Кондорсе (1743—1794). Учёный в политике / Вступ. ст., сокращ. пер. с фр. О. В. Захаровой. — М.: Ладомир, 2000. — 398 с. — (недоступная ссылка)
  • О. В. Суворов. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
  • Литвинова Е. Ф. Кондорсэ, его жизнь и деятельность, научная и политическая. — СПб: тип. т-ва «Обществ. польза», 1894.
  • Литвинова Е. Ф. Кондорсэ, его жизнь и деятельность, научная и политическая. // Т. Мор. Оуэн. Дидро. Д’Аламбер. Кондорсе. — Челябинск: Урал LTD, 1998. — (Библиотека Флорентия Павленкова) — ISBN 5-88294-088-5
  • Араго Ф. Биография Кондорсе.
  • Робине Ж. Б. Vie de Condorcet.
  • Ковалевский M. Статья о Кондорсе // «Вестник Европы» (1894, № 3 и 4)
  • Биография Кондорсе, приложенная к изданию его сочинений 1847 г.
  • краткий очерк его жизни, предпосланный русскому переводу «Жизни Вольтера» (перевод В. Чуйко ).

Ссылки

Источник —

Same as Кондорсе, Мари Жан Антуан Никола