Interested Article - Пиетизм
- 2021-07-27
- 1
Пиети́зм ( нем. Pietismus ← лат. « благочестие » ) — изначально движение внутри лютеранской церкви, характеризующееся приданием особой значимости личному благочестию, религиозным переживаниям верующих , ощущению живого общения с Богом.
Пиетизм возник как реакция на духовное охлаждение в церквях , и во время своего возникновения (XVII век) противопоставлялся лютеранской ортодоксии , акцент в которой делался на догматику , которая далеко не всегда была понятна прихожанам . Поскольку пиетисты не придавали большого значения догматике , то имело место взаимное влияние на аналогичные движения внутри других протестантских конфессий, вследствие чего термин пиетизм употребляется и применительно к не связанным с лютеранством деноминациям и религиозным группам .
Учение и образ жизни (благочестие)
Пиетисты — этим именем впервые стали называться в Лейпциге последователи Шпенера , молодые магистры, читавшие в 1689 году поучительные лекции (collegia philobiblica). Они придавали большее значение внутреннему благочестию, деятельной любви, нравственному усовершенствованию и искреннему раскаянию, чем неуклонному соблюдению церковных правил и предписаний. Обновление и возрождение считались ими признаком спасительной веры; духовное служение Богу всех верующих противопоставлялось, как нечто высшее, власти пасторов. Для возбуждения и насаждения благочестия они советовали устраивать поучительные сходки по домам ( collegia pietatis ), которые сам Шпенер ввел впервые во Франкфурте-на-Майне .
Шпенера волновало ослабление нравственности среди его современников. Он призывал христиан к личной святости, проповедовал «самодисциплину, которая включает в себя удаление от карт (что ассоциировалось с азартными играми), танцев и театра, умеренность в еде, питье и одежде». Он особо предупреждал против ношения ювелирных изделий, изысканных одежд и пьянства и говорил, что отличительным знаком пиетистов является желание «отказаться от свободы в спорных ситуациях». Пиетисты в целом носили простую одежду и удалялись от мирских развлечений, клятв, войн и судебных разбирательств.
Несмотря на то что пиетизм зародился среди лютеран, вскоре он распространился и на кальвинистов . Пиетисты в общем соглашались с учением своих материнских церквей, но в дополнение принимали шесть сформулированных Шпенером принципов. Кроме того, они подчеркивали важность покаяния и переживания обращения, изменяющего жизнь. Таким образом, их отношение и образ жизни значительно отличались от других единоверцев. Пиетизм также воспламенил интерес к зарубежным миссиям, чего раньше недоставало в протестантизме. В то время как католики уже давно посылали своих миссионеров в нехристианизированные земли, протестанты тратили всю свою энергию на формулировку своих отличий, свержение «католического ига» и междоусобную борьбу с другими протестантскими течениями. Более того, учение о предопределении , принятое большинством протестантов, охлаждало стремление к миссионерским подвигам, ибо есть миссионеры или их нет, Бог все равно уже предопределил точное число язычников, которые спасутся.
В вероучении пиетизма выделяют следующие особенности:
- Большое внимание уделяется изучению Библии;
- Внутренняя концентрация на личных отношениях с Богом;
- Акцент на духовные переживания и практическую христианскую жизнь, а не на знания (доктрины церкви);
- Акцент на идее духовного священства всех верующих;
- Подчеркивалась необходимость в активности в добрых делах, благотворительной деятельности;
- Необходимость активной миссионерской деятельности.
Со стороны критиков пиетизма объектом критики были следующие особенности учения и образа жизни:
- Момент обращения — есть шаг самого грешника;
- Превозношение внутренних чувств и переживаний ;
- Пренебрежение таинствами и пасторатом ;
- Сепаратизм , элитарность ;
- Синергизм ;
- .
История
Родоначальником пиетизма в лютеранстве и его ведущим богословом был Филипп Якоб Шпенер . После защиты докторской диссертации по богословию Шпенер в 1664 году переезжает во Франкфурт-на-Майне , где становится старшиной приходских пасторов города. Во Франкфурте Шпенер организовал занятия по изучению катехизиса, а с 1670 года проводил в своем доме collegia pietatis («школы благочестия», отсюда название движения «пиетизм»), собрания для чтения Библии, проповеди, поощрения благочестия и пробуждения живой деятельной веры, чуждой ортодоксального формализма. Собрания были открыты для всех, причем с 1674 года студенты перестали составлять большинство участников.
Следующим известным лидером пиетистов был Август Франке . Когда лейпцигские богословы изгнали как пиетистов и Августа Франке, последние вместе с философом Томазиусом нашли благодаря содействию Шпенера широкое поле деятельности при вновь учрежденном университете в Галле ( 1694 ), который и сделался центром пиетизма. Здесь возникли учреждения Франке. Сюда собирались молодые богословы, стремившиеся к миссионерской деятельности. Позднее пиетизм вдался в религиозный фанатизм , требовал обращения к нему, отличался высокомерием, с пренебрежением относился к «невозродившимся». Прогулки, веселое общество, театр, игра в карты и т. п. почитались греховными. Вся жизнь христианина должна была проходить в покаянии. Обращение к Богу приняло слащаво-мистический характер, благочестие сделалось шаблонным; вечные стоны о безбожии людей шли рука об руку с пренебрежением к научным познаниям. Когда пиетизм проник ко дворам, он стал угрожать свободе мысли и преподавания. Благодаря главным образом ему философ Вольф был изгнан из Галле.
С середины XVIII века значение его всё более и более утрачивалось, и он укрылся, наконец, в маленьких кружках «возрождённых» и «сепаратистов». Во время господства рационализма он соединился с остатками прежнего церковничества, а в первой четверти XIX века под защитой реакции возник с новой силой. С тех пор почти исчезло различие между пиетизмом и ортодоксальным лютеранством. В общей борьбе против более свободных церковных и богословских стремлений так называемые «Konfessionelle» и «Positive» — в Пруссии , по крайней мере, действовали сообща. В XIX веке пиетизм получил продолжение в Норвегии в хаугеанстве .
В России
Определённое влияние пиетизм оказал на российскую культурную элиту первой половины XVIII века, обучавшуюся в Германии , в частности, на православного епископа Симона Тодорского , проповедника и учителя Екатерины II, переведшего в Галле на русский пиетистский трактат Иоганна Арндта .
В России пиетизм ещё со времен Александра I был распространён в придворных кругах.
Среди немецких колонистов
В России пиетизм имел распространение среди немецких колонистов лютеранского и реформатского исповеданий. Первый такой кружок среди колонистов возник в 1817 году .Многие члены пиетических общин Германии прибывали в Российскую империю, где продолжали придерживаться своих традиций. Из числа проповедников пиетизма в России наиболее известны реформатский пастор Иоганн Бонекемпер, его сын Карл Бонекемпер и лютеранский пастор Эдуард Вюст . Распространение пиетизма наблюдалось, в частности, в колониях Новый и Старый Данциг , Рорбах , Вормс .
Среди коренного населения
Если до середины XIX века пиетические кружки были замкнуты в рамках немецкой диаспоры и не оказывали существенного влияния на религиозные воззрения окружающего их русского и украинского сельского населения, то в 50-60-е годы на основе ряда пиетических и новопиетических общин формируется штундистское движение. Благодаря своей активной миссионерской деятельности, оно получило распространение среди славянского населения и стало одним из предшественников современного движения евангельских христиан-баптистов и родственных им деноминаций на территории бывшей Российской империи .
В частности, пиетизм оказал влияние на богословие Ивана Каргеля , чья проповедь и письменные труды, в свою очередь, сыграли большое значение в формировании русского евангельского движения и проявления евангельской духовности в русском баптизме .
Примечания
- Словарь иностранных слов. — М. : « Русский язык », 1989. — 624 с. ISBN 5-200-00408-8
- , с. 129.
- // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
- Воробьева М.В. . — СПб. : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004. — 96 с. (недоступная ссылка)
- , с. 214.
- С. Савинский. История русско-украинского баптизма — Одесса: изд. «Богомыслие», 1995.
- , с. 17, 23-26.
Литература
- // Вопросы германской истории : Немцы Украины и России в конфликтах и компромиссах XIX-XX веков : Материалы международной научной конференции, Днепропетровск, 24-27 сентября 2007 г.. — Днепропетровск: Пороги, 2007. — Т. 108—118 .
- Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). — СПб. : РХГИ , 1997. — 480 с. — 2500 экз. — ISBN 5-88812-037-5 .
- Попов В. А. // Одесская богословская семинария ЕХБ Богомыслие : альманах. — Одесса, 1998. — Вып. 7 . — С. 128—159 . — ISSN . 30 июня 2018 года.
- Николс, Г. Л. Иван Каргель и пиетическая община в поздней имперской России. — Альманах по истории русского баптизма. — Санкт-Петербург: Библия для всех, 2009. — Т. 4. — С. 82—87. — 300 с.
- Николс, Г. Л. Каргель: развитие русской евангельской духовности : изучение жизни и творчества Ивана Вениаминовича Каргеля (1849 - 1937) [пер.: Н. Рыбальченко] = The Development of Russian Evangelical Spirituality: A Study of Ivan V. Kargel (1849-1937). — Санкт-Петербург: Библия для всех, 2015. — 396 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-7454-1379-7 .
Ссылки
- . Дата обращения: 30 апреля 2008. Архивировано из 1 ноября 2014 года.
- 2021-07-27
- 1