Джон Ли Хукер
(22 августа 1917 года
— 21 июня 2001 года) — американский певец, гитарист и автор песен в жанре
блюз
. Он получил известность за исполнение
дельта-блюза
с использованием электрогитары. Хукер часто включал в свои песни элементы других поджанров и стилей, в том числе «talking blues» и раннего северо-миссиссиппского блюза. Он также создал свой собственный стиль буги, отличный от
буги-вуги
1930-40-х годов. Многократный лауреат премий «
Грэмми
».
Дата рождения Джона Ли Хукера является предметом споров; разные источники говорят о 1912, 1915, 1917, 1920 и 1923 годах. Большинство указывают на 1917 год. Данные переписей 1920 и 1930 годов указывают на то, что он родился в 1912 году. По федеральной переписи 1920 года, Джону Хукеру тогда было семь лет, и он был одним из девяти детей, живущих с Уильямом и Минни Хукер в
(
англ.
). Тем не менее, в 2017 году прошёл ряд мероприятий, посвященных столетию со дня его рождения
.
Считается, что он родился в Тутвилере, хотя в некоторых источниках говорится, что он родился недалеко от
(
англ.
)
. Он был самым младшим из 11 детей Уильяма Хукера (родился в 1871 году, умер после 1923 года)
,
издольщика
и
баптистского
проповедника, и Минни Рэмси (род. 1880, дата смерти неизвестна). В федеральной переписи 1920 года
Уильям и Минни указали возраст 48 и 39 лет соответственно, что означает, что Минни родилась около 1880 года, а не в 1875 году. Как утверждала сама Минни, она была «примерно на десять лет моложе» своего мужа (
Boogie Man
, p. 23), что придает дополнительную достоверность этой переписи в качестве свидетельства происхождения Джона Хукера.
Дети Хукера проходили
домашнее обучение
. Им было разрешено слушать только религиозные песни.
Спиричуэлс
, которые пели в церкви, были их самым ранним знакомством с музыкой. В 1921 году их родители расстались. Через год Минни вышла замуж за Уильяма Мура, блюзового певца, который познакомил Джона с игрой на гитаре
.
Уильям был местным блюзовым гитаристом в
Шривпортe
, который играл «гудящий» одноаккордный блюз, сильно отличавшийся от
дельта-блюза
того времени
.
Вторым, кто оказал влияние на Джона, был Тони Холлинс, который встречался с сестрой Хукера, Элис. Он помог Хукеру научиться играть и подарил ему его первую гитару. Хукер позже признавался, что считает влияние Холлинса на его стиль игры и его музыкальную карьеру ключевым. Среди песен, которым, как предполагается, Холлинс научил Джона, были версии «Crawlin 'King Snake» и «Catfish Blues»
.
В возрасте 14 лет Хукер сбежал из дома, и якобы больше никогда не видел свою мать или отчима
. В середине 30-х годов он жил в
Мемфисе
, где выступал на Бил-Стрит, в театре Нью-Дейзи и, иногда, на домашних вечеринках
.
Во время
Второй мировой войны
Джон работал на заводах в разных городах, а в 1943 году устроился на работу в
Ford Motor Company
в
Детройте
. Он часто посещал блюзовые клубы и бары на Гастингс-Стрит, сердце «черного» района развлечений на востоке Детройта. В городе, известном своими пианистами, гитаристов было не так много. Хукер начал выступать в клубах Детройта, и его известность быстро росла. В поисках музыкального инструмента громче, чем его акустическая гитара, он купил свою первую электрическую гитару
.
Начало карьеры
Карьера Хукера в звукозаписи началась в 1948 году
, когда Modern Records, располагавшаяся в
Лос-Анджелесе
, выпустила демо-пластинку, которую он записал для Берни Бесмана в
Детройте
. Сингл «
Boogie Chillen’
» стал хитом и самой продаваемой «
» в 1949 году
, несмотря на неграмотность, Хукер умело сочинял тексты песен. Помимо использования традиционной блюзовой лирики, он сочинял и оригинальные песни. В 1950-х, как и многие другие афроамериканские музыканты, Хукер мало зарабатывал на продажах пластинок, и поэтому он часто записывал вариации своих песен для разных студий за предоплату. Чтобы уклоняться от контракта, он использовал различные псевдонимы, включая Джона Ли Букера (для
Chess Records
и Chance Records в 1951—1952 годах), Джонни Ли (для De Luxe Records в 1953—1954 годах), Джон Ли, Джон Ли Кукер
, Техас Слим, Дельта Джон, «Бирмингем Сэм и его волшебная гитара», Джонни Уильямс и Буги-Мэн
.
Его ранние сольные песни были записаны Берни Бесманом
. Хукер часто менял темп песни в соответствии с её потребностями, что затрудняло работу бэк-музыкантам, которые не привыкли к таким музыкальным капризам, поэтому Хукер играл в одиночку, одновременно играя на гитаре, поя и стуча ногой по деревянному
поддону
.
В течение большей части раннего периода карьеры он записывался и гастролировал с Эдди Кирклендом. В более поздних записях Хукера для
Vee-Jay Records
в Чикаго, у него появились бэк-музыканты, включая Эдди Тейлора, которые были способны справиться с его музыкальными причудами. «
Boom Boom
»
и «Dimples», две популярные песни Хукера, были первоначально выпущены именно там.
Дальнейшая карьера и смерть
Хукер умер во сне 21 июня 2001 года в своем доме в Лос-Альтосе. Он был похоронен в Окленде.
Он оставил после себя 8 детей, 19 внуков и множество правнуков.
Здесь может располагаться
отдельный раздел.
Помогите Википедии, написав его.
(
13 ноября 2019
)
Дискография
Список примеров в этой статье
не основывается на
авторитетных источниках
, посвящённых непосредственно предмету статьи.
Добавьте
ссылки на источники
, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае список примеров может быть удалён.
(
8 апреля 2011
)
Участие в совместных проектах
Big Head Todd & the… Beautiful World (1997) Vocals
Bluestream — the Best of… Bluestream: The Best of the…
Canned Heat Hooker 'n' Heat (1971) Vocals
Canned Heat Infinite Boogie (1986) Vocals
Ted Cash Big Boss Man Lyricist
Various Artists Chicago Blues Band (1996) Guitar, Vocals
John Hammond Got Love If You Want It (1992) Guitar, Vocals
Lightnin' Hopkins It’s a Sin to Be Rich (1993) Guitar, Vocals, Commentary
Jorma Kaukonen & Hot Tuna Relix Records Best of Blues, Vol…. (1997)
Matt Kelly Wing & a Prayer (1994)
B.B. King Blues Summit (1993) Guitar, Vocals
Kingfish Kingfish [Grateful Dead Records] (1985) Guitar
Eddie Kirkland All Around the World (1992) Guitar, Vocals
Original Soundtrack Color Purple (1985) Vocals
Original Soundtrack Hot Spot [O.S.T.] (1990) Guitar, Vocals
Original Soundtrack Stealing Beauty (1996)
Branford Marsalis I Heard You Twice the First Time (1992) Guitar, Vocals
Van Morrison Too Long in Exile (1993) Vocals
Charlie Musselwhite Signature (1991)Guitar, Guitar (Electric), Vocals
Michael Osborn Background in the Blues (1996)Guitar, Vocals, Producer
Альбомы
Original Folk Blues (recorded in 1948—1954) (United Artists, LP)
How Long Blues (Battle, LP)
I’m John Lee Hooker (Vee Jay, LP, 1959)
The Folk Blues of John Lee Hooker (Riverside, LP, 1959)
Burning Hell (Riverside, LP, 1959)
Travelin' (Vee Jay, LP, 1960)
That’s My Story (Riverside, LP, 1960)
House Of The Blues (Chess, LP, 1960)
John Lee Hooker Sings The Blues (King, LP, 1961)
The Folklore of John Lee Hooker (Vee Jay, LP, 1961)
Don’t Turn Me From Your Door (Atco, LP, 1962)
Burnin' (Vee Jay, LP, 1962)
Solid Sender (Vee Jay, LP, 1963)
On Campus (Vee Jay, LP, 1963)
The Big Soul of John Lee Hooker (Vee Jay, LP, 1963)
Concert At Newport (Vee Jay, LP, 1964)
The Real Folk Blues (Chess, LP, 1966)
Live At The Cafe Au Go-Go (Bluesway/ABC, LP, 1967)
Simply The Truth (Bluesway/ABC, LP, 1968)
Moanin' And Stompin' The Blues (King, 1970)
Endless Boogie (ABC, LP, 1970)
Alone (Specialty, LP, 1970)
Hook 'n' Heat (Liberty, 2LP, 1971)
Coast To Coast Blues Band (United Artists, LP, 1971)
Never Get Out Of These Blues Alive (ABC, LP, 1972)
Detroit Special (Atlantic, LP, 1972)
Boogie Chillun (Fantasy, 2LP, 1972)
Mad Man Blues (Chess, LP, 1973)
Free Beer and Chicken (ABC, LP, 1974)
The Cream (Tomato, LP, 1978)
Sad And Lonesome (Muse, LP, 1979)
Jealous (Pointblank/Virgin, LP, 1986)
Get Back Home (recorded in 1969) (Black and Blue, LP, 1988)
The Healer (Silvertone, LP, 1989)
Live At Sugarhill. Vol.1, 2 (recorded in 1962) (Ace, CD, 1990)
The Ultimate Collection (recorded in 1948—1990) (Rhino, 2CD, 1991)
More Real Folk Blues / The Missing Album (recorded in 1966) (Chess / MCA CD, 1991)
Mr. Lucky (Silvertone, CD, 1991)
Introducing John Lee Hooker (recorded in 1951—1971) (MCA, CD, 1991)
The Complete Chess Folk Blues Sessions (recorded in 1966) (MCA, 1991)
Graveyard Blues (1949—1950) (Specialty, CD, 1992)
The Country Blues of John Lee Hooker (1959) (Riverside, CD, 1992)
Boom Boom (Pointblank/Virgin, CD, 1992)
Urban Blues (recorded in 1967-69) (MCA, CD, 1993)
Everybody’s Blues (recorded in 1950—1954) (Specialty, CD, 1993)
Legendary Modern Recordings (recorded in 1948—1954) (Virgin/Flai, CD, 1995)
Chill Out (Pointblank/Virgin, CD, 1995)
Alternative Boogie: Early Studio Recordings 1948—1952 (Capitol, 3CD, 1995)
Hooker & The Hogs (recorded in 1965) (Trojan Record Ltd., 1996)
Don’t Look Back (Pointblank/Virgin, TD, 1997)
Альбомы
1950 Everybody’s Blues / Specialty
1959 Folk Blues / Crown
1960 Blues Man / Battle
1960 The Country Blues of John Lee Hooker / Riverside
1960 House of the Blues/MCA / Chess
1960 I’m John Lee Hooker / Vee-Jay
1960 Travelin' / Vee-Jay
1961 The Folk Lore of John Lee Hooker / Vee-Jay
1961 John Lee Hooker Plays and Sings the BluesMCA / Chess
According to
Boogie Man
, p. 24, «In 1928, Will Hooker Sr. and Jr. made a profit of twenty-eight dollars» from farming, making his death in 1923 impossible.
U.S. Census, Series T625, Roll 895, p. 235, in the city of Tutwiler, Tallahatchie County, Mississippi, Supervisor’s District 2, Enumeration District 87, Sheet 29 A, Lines 18-19, enumerated February 3, 1920.
Oliver, Paul.
Conversation with the Blues
. p. 188. See also Bennett, Joe; Curwen, Trevor; Douse, Cliff.
Guitar Facts
. p. 76.