Interested Article - Пессар, Эмиль
![](/images/004/985/4985250/1.jpg?rand=112383)
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/99df19055813a76fdd16095bb267aa93.gif)
- 2020-01-08
- 1
Эми́ль Луи́ Фортюне́ Песса́р ( фр. Émile Louis Fortuné Pessard ; 29 мая 1843 , Париж — 10 февраля 1917 , Париж ) — французский композитор и музыкальный педагог , профессор парижской консерватории .
Биография
Эмиль Пессар родился в Париже . На обучении сына музыке настояла мать. Сначала, как это было принято, он занимался с домашними учителями, а с девяти лет начал посещать подготовительные классы парижской консерватории . После успешного прохождения вступительных экзаменов учился у Франсуа Базена (класс гармонии ), Франсуа Бенуа ( класс органа ) и Микеле Карафы (класс композиции ). В 1862 году окончил курс гармонии , получив первую премию по этой дисциплине. В 1866 году, в возрасте 23 года закончил консерваторию, получив Большую Римскую премию за кантату «Далила» , которая была исполнена в парижской опере 21 февраля 1867 года.
Первая одноактная опера Пессара «Разбитый кувшин» ( фр. „La cruche cassée“ ) на либретто Ипполита Люка и Эмиля Абраама была поставлена в парижской Опера-комик 21 февраля 1870 года, за полгода до начала франко-прусской войны , временно прервавшей успешную карьеру композитора .
В течение почти трёх лет (1878—1880) Пессар занимал должность инспектора классов пения в парижских школах, а в 1881 получил звание профессора парижской консерватории , где затем в течение тридцати лет вёл класс гармонии. Среди самых известных его учеников обычно называют Гюстава Шарпантье , Мориса Равеля и Федерико Момпоу . Вместе с тем Равель считал манеру преподавания Пессара занудной, до предела нетворческой и едва переносил его уроки, которые иссушали «хуже гербария » , а Момпоу с большой скоростью покинул стены консерватории вследствие «полной непереносимости» пессаровской системы преподавания гармонии и композиции . Также среди учеников Пессара известны такие французские музыканты, как Жорж Карьер, Жюстин Эли, Поль Бастид, Морис Ошар, Роше Буше, Леон Маньер, Жорж Спорк, Омер Леторель и Вильям Молар. В последние годы преподавания (1910—1914) класс Пессара посещал также Жак Ибер .
15 января 1879 года Эмиль Пессар был награждён Орденом Почётного легиона , получив звание кавалера, а спустя пять лет, 10 января 1894 года, был возведён в офицеры того же ордена. Впоследствии, в течение двадцати лет, занимал также должность директора (инспектора) музыкального образования в учебных заведениях Почётного легиона.
Начиная с 1883 года Эмиль Пессар многократно (почти два десятка раз) выставлял свою кандидатуру в Академию изящных искусств , однако ни разу не набрал достаточного числа голосов, до конца жизни так и не получив звания академика музыки .
В 1912 году Эрик Сати , столкнувшийся с Пессаром в начале 1890-х годов, написал ироническое эссе « », посвящённое этому сюжету, в котором охарактеризовал Пессара как человека упрямого, слабого и неразумного.
Эмиль Пессар скончался во время войны , 10 февраля 1917 года и был похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез .
Сочинения
Оперы и кантаты
- Далила ( фр. Dalila ), кантата, 1866
- Разбитый кувшин ( фр. La Cruche cassée ) комическая опера в одном акте, 1870 ;
- Дон-Кихот ( фр. Don Quichotte ), опера, 1874 ;
- Колесница ( фр. Le Char ), опера, 1878 ;
- Капитан Фракасс ( фр. Le Capitaine Fracasse ), комическая опера в трёх актах, 1878 ;
- Табарен ( фр. Tabarin ), опера в двух актах, 1885 ;
- Тартарен в Альпах ( фр. Tartarin sur les Alpes ), комическая опера , 1888 ;
- Любовные безумства ( фр. Les Folies amoureuses ), комическая опера по пьесе Реньяра , 1891 ;
- Рождественская ночь ( фр. Une Nuit de Noël ) опера, 1893 ;
- Немой ( фр. Le Muet ) одноактная опера, 1894 ;
- Дама треф ( фр. La Dame de trèfle ), комическая опера , 1898 ;
- Армия девственниц ( фр. L'Armée des vierges ), комическая опера в трёх актах, 1902 ;
- Тротуар ( фр. L'Épave ), одноактная комическая опера , 1903 ;
Вокальные сочинения
- Гимн миру для голоса и фортепиано на текст поэмы , посвящённом Его Величеству Дону Альфонсо XII , королю Испании (издательство Альфонса Ледюка, 1876);
- Два вокальных сборника по двадцать мелодий в каждом (издательство Альфонса Ледюка);
Церковные сочинения
- Маленькая торжественная месса ( фр. Petite Messe solennelle ) op.21, для дуэта одинаковых голосов ( теноров или басов ) и органа ;
- Маленькая короткая месса ( фр. Petite Messe brève ) op.62, для органа и одного голоса (или нескольких голосов в унисон );
Произведения для оркестра
- Торжественный марш ( фр. Menuet de la Marquise ) in As ;
- Менуэт маркизы ( фр. Menuet de la Marquise );
- Волны ( фр. Les ondes ) вальс- каприс ;
Произведения для фортепиано
Примечания
- Albert Lavignac . La musique et les musiciens. — Paris. Libraire Delagrave. 1924. — стр.557
- ↑ Ханон Ю. «Эмиль Пессар, профессор бледной немочи» ( от 27 июля 2021 на Wayback Machine ). — СПб., Ханограф, 2020.
- Marc Honegger , Dictionnaire de la musique : Tome 2, Les Hommes et leurs œuvres. L-Z. — Paris, Bordas, 1979, 1232 p. ( ISBN 2-04-010726-6 ), p. 847
- Erik Satie . Correspondance presque complete. — Paris: Fayard/Imec, 2000. — С. 649—651.
- Эрик Сати , Юрий Ханон . «Воспоминания задним числом». — СПб. : Центр Средней Музыки & , 2010. — С. 265—266. — 682 с. — ISBN 978-5-87417-338-8 .
Ссылки
- , статья в музыкальном словаре Римана
- Эрик Сати . « » в Викитеке
- от 15 мая 2021 на Wayback Machine Дискография на ресурсе American Historical Recordings
- от 14 мая 2021 на Wayback Machine ноты на International Music Score Library Project
- Ханон Ю. « , профессор бледной немочи» (эссе) от 27 июля 2021 на Wayback Machine
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/99df19055813a76fdd16095bb267aa93.gif)
- 2020-01-08
- 1