Interested Article - Мориак, Франсуа

Франсуа Мориак ( фр. François Mauriac ) (11 октября 1885 , Бордо — 1 сентября 1970 , Париж ) — французский писатель; член Французской академии ( 1933 ); лауреат Нобелевской премии в области литературы ( 1952 ); награждён Большим крестом ордена Почётного легиона ( 1958 ). Один из самых крупных католических писателей XX века.

Биография

Франсуа Шарль Мориак родился в Бордо 11 октября 1885 года, в семье коммерсанта Жана Поля Мориака и Маргариты Мориак. Его отец занимался продажей леса и был землевладельцем в Гаскони , а мать происходила из семьи коммерсантов. Франсуа Мориак был младшим в семье. Кроме него в семье было четверо детей: старшая сестра и три брата. Когда Франсуа было два года, его отец умер. Так как он был младшим в семье, ему уделяли наибольшее внимание.

Начальное и среднее образование Мориак получил в Кодеране, поступив туда в 1892 году. Там же он встретил Андре Лаказа, с которым дружил всю жизнь.

В 1902 году умерла бабушка Мориака, Ирма. Для будущего писателя стало настоящим потрясением, когда, не успев похоронить её, семья принялась за делёж наследства.

Преподаватель лицея в Бордо Марсель Друэн (свояк писателя Андре Жида ) познакомил его с работами последнего, а также с произведениями Поля Клоделя , Артюра Рембо , Шарля Бодлера , Колетт . После получения степени бакалавра поступил в университет Бордо , где изучал литературу. Окончил университет в 1905 году .

С 1905 по 1907 год посещал собрания католической организации «Сильон» Марка Санье , целью которой было реформирование католической церкви, создание альтернативы антиклерикальным и материалистическим левым движениям, примирение рабочих и христианства.

До 1907 года он жил вместе с семьёй в Бордо. На следующий год переехал в Париж , посвящая всё время подготовке к экзаменам в Эколь де Шарт, куда поступил в 1908 году . После успеха своей первой публикации оставил учёбу ради занятия литературой.

Во время Первой мировой войны служил санитаром в одном из госпиталей Красного Креста . В 1913 году женился на Жанне Лафон. В 1914 году у них родился сын Клод. Их другие дети, Клер, Люк и Жан родились в 1917, 1919 и 1924 годах.

В 1933 году был избран в члены Французской академии , сменив Эжена Бриё .

Во время гражданской войны в Испании придерживался левых взглядов, критикуя католическую церковь за её поддержку Франко . После падения Франции во время Второй мировой войны кратковременно поддержал коллаборационистский режим маршала Петена , но уже в декабре 1941 года присоединился к движению Сопротивления . Он был единственным членом Французской Академии, публиковавшимся в подпольном издательстве Сопротивления Les Éditions de Minuit («Полночные издания»), выступая против коллаборационизма . Однако, после освобождения Франции он призывал французов быть милосердными к тем, кто сотрудничал с захватчиками. Выступал против колониальной политики, решительно осуждал применение пыток французскими военными в Алжире .

Могила писателя в Вемаре .

По совету Мориака Эли Визель перенёс на бумагу свой горький опыт Холокоста : его первый, принёсший ему известность, роман на французском языке «Ночь» вышел с предисловием Мориака. Как христианский общественный деятель, вёл непримиримую дискуссию с Роже Пейрефиттом .

Сын Мориака Клод , сторонник де Голля , впоследствии известный писатель и литературный критик, работал в конце 1940-х годов личным секретарём генерала. Его внучка Анна Вяземски , снимавшаяся у Брессона , была женой Жана-Люка Годара .

Умер в Париже 1 сентября 1970 года в возрасте 84-х лет. Похоронен на кладбище Вемарса ( Валь-д’Уаз ). Полное собрание его сочинений появилось между 1950 и 1956 годами в двенадцати томах.

Творчество

Свою первую серьёзную работу Мориак написал в тринадцать лет. Это была пьеса «Va-t-en!», которую он посвятил своей сестре Жермене.

Свой первый сборник поэзии «Руки, сложенные для молитв» автор опубликовал в 1909 году. Этот сборник привлёк внимание многих литераторов, но слава к писателю пришла позднее, поскольку эти стихи были ещё наивными и незрелыми, в них чувствуется влияние религиозных воззрений писателя.

Его первый роман «Дитя под бременем цепей» (1913) отобразил те черты, которые характеризовали и его зрелое творчество. В этом романе автор под влиянием реализма пишет о молодом человеке, который приехал из провинции для «покорения столицы». Но молодой человек чувствует в столице себя одиноким, что влияет и на его окружающих. Но его томления, скорее, надуманны, и он обретает мир, обратившись к Богу и ответив на любовь кузины.

Во время Первой мировой войны прекратил литературную деятельность, но после её окончания возобновил работу. Так, в 1922 году появилась повесть «Поцелуй, дарованный прокажённому».

Этот роман укрепил репутацию писателя как знатока человеческой души. Герой книги молодой человек- карлик , который очень комплексует по поводу своей внешности и боится увидеть отвращение других людей, а потому избегает их, находя прибежище в религии. Однажды местную красавицу заставляют выйти замуж за героя, поскольку его род был богатым. При этом брак становится мучением для обоих. На этом и сосредотачивается автор в романе.

В романе «Матерь» (1923) автор рассказывает о тиранической любви матери к сыну, которая стала причиной разрушения его брака. Всё, что осталось овдовевшему и осиротевшему сыну, — это забота преданной старой служанки.

В своих романах Мориак проявил себя как непревзойдённый аналитик душевных страстей и резкий критик провинциальной буржуазии («Матерь»; «Пустыня любви»; «Клубок змей»; «Тайна Фронтенаков»). Большинство его романов сосредотачивается на теме веры и желания, а также душевного опустошения, которые должны преодолеть герои.

Темами романа «Тереза Дескейру» (1927) также становятся грех и преступление. Автор пытается найти истоки злодеяний, и поиски заводят его к проблемам брака в буржуазном обществе, проблемам семьи и морали. Не оправдывая героиню в её преступлении, автор также сочувствует ей, поскольку она стала жертвой обывательского общества. Тереза становится женой ненавистного ей человека, самодовольного буржуа. Её отчаяние превращается в ненависть, а ненависть ведёт к преступлению.

Наиболее сильным с реалистической точки зрения стоит считать роман «Клубок змей» (1932). Клубок змей по замыслу автора — это своего рода метафора человеческой души, не познавшей света католической религии. В книге каждый член буржуазной семьи «отравляет ядом своей ненависти» существование других. Этим романом автор разрушает миф о респектабельности и благополучной жизни буржуазного класса. Ненависть в семье — не результат неудавшегося брака, а диагноз всему обществу. Роман представляет собой исповедь главы семьи, который происходит из низов общества и может взглянуть на общество коммерсантов-буржуа другими глазами.

1 ноября 1933 года Мориак был избран членом Французской Академии. Несмотря на всеобщее признание, католическая церковь относилась к писателю насторожено и даже враждебно. Почти все его романы были запрещены католической цензурой .

Сюжет романа «Тереза Дескейру» автор продолжил через несколько лет в романе «Конец ночи» (1935). Старая Тереза с грехом на душе влачит жалкое существование. Идея книги в том, что жизнь — это страдание (ночь), а освобождение (день) приходит лишь после смерти.

Роман «Черные ангелы» (1936) и пьеса «Асмодей» (1937) не принесли успеха, но следующим романом «Дорога в никуда» (1939) автор вновь возвращает себе былую славу. Образ дороги здесь всего лишь фон, на котором разворачивается сюжет о судьбах людей, которые стали жертвой общества с его жаждой наживы. Автор считает, что выходов из проблемы такого общества всего два: революция или обращение к Богу. При этом он считает, что Бог — более приемлемый вариант.

В романе «Фарисейка» (1941) автор обращается к критике тех людей, которые пытаются следовать прежде всего «букве», а не духу христианства. Таким образом, раскрывается несправедливость, которую распространяют те, кто следует предписаниям.

Его последний роман «Дитя прошлого» встретил позитивную критику в 1969 году. Следующий роман «Мальтаверн» опубликован посмертно в 1972 году.

Награды, премии

Произведения

Романы, повести и рассказы

  • 1913 — L’Enfant chargé de chaînes («Дитя под бременем цепей» / «Ребенок в цепях»)
  • 1914 — La Robe prétexte («Патрицианская тога»)
  • 1920 — La Chair et le Sang («Плоть и кровь»)
  • 1921 — Préséances
  • 1922 — Le Baiser au lépreux («Поцелуй, дарованный прокажённому» / «Поцелуй прокажённому»)
  • 1923 — Le Fleuve de feu («Огненный поток» / «Река огня»)
  • 1923 — Génitrix («Матерь»)
  • 1923 — Le Mal («Зло»)
  • 1925 — Le Désert de l’amour («Пустыня любви») (Гран-при Французской академии за роман, 1926)
  • 1927 Thérèse Desqueyroux («Тереза Дескейру» / «Тереза Декейру»)
  • 1928 Destins («Судьбы»)
  • 1929 Trois Récits («Три истории») Сборник рассказов: Coups de couteau , 1926; Un homme de lettres , 1926; Le Démon de la connaissance , 1928
  • 1930 Ce qui était perdu («То, что потеряно»)
  • 1932 — Le Nœud de vipères («Клубок змей»)
  • 1933 — Le Mystère Frontenac («Тайна семьи Фронтенак»)
  • 1935 — La Fin de la nuit («Конец ночи»)
  • 1936 — Les Anges noirs («Черные ангелы»)
  • 1938 — Plongées («Поверженные» / «Прыжки в воду») Сборник рассказов: Thérèse chez le docteur , 1933 («Тереза у врача»); Thérèse à l’hôtel , 1933 («Тереза в гостинице»); Le Rang («Престиж»); Insomnie ; Conte de Noël
  • 1939 — Les Chemins de la mer («Дорога в никуда»)
  • 1941 — La Pharisienne («Фарисейка»)
  • 1951 Le Sagouin («Мартышка») (Повесть). Впервые на русском языке опубликована в журнале «Иностранная литература», № 6, 1955 под названием «Обезьянка».
  • 1952 Galigaï («Галигай»)
  • 1954 — L’Agneau («Агнец»)
  • 1969 Un adolescent d’autrefois («Подросток былых времён»)
  • 1972 Maltaverne («Мальтаверн») (Незавершённый роман; опубликован посмертно.)

Поэзия

  • 1909 — Les Mains jointes («Соединённые руки» / «Руки, сложенные для молитв»)
  • 1911 — L’Adieu à l’Adolescence («Прощание с отрочеством»)
  • 1925 — Orages («Грозы»)
  • 1940 — Le Sang d’Atys («Кровь Атиса»)

Пьесы

  • 1938 — Asmodée («Асмодей»)
  • 1945 Les Mal-Aimés («Нелюбимые»)
  • 1948 — Passage du malin («Лукавый попутал»)
  • 1951 Le Feu sur la terre («Огонь на земле»)

Издания на русском языке

  • Тереза Декейру. Перевод М. Абкиной. Л.: Книжные новинки, 1927. — 128 с.
  • Клубок змей. Перевод А. Новиковой. Предисловие Т. Перимова. М.: ГИХЛ, 1934. — 144 с.
  • Конец ночи. Перевод Н. Довгалевской. Предисловие И. Анисимова. М.: Гослитиздат, 1936. — 318 с.
  • Волчица. Перевод Г. Кузнецовой. Предисловие И. А. Бунина . Париж: Современные записки, 1938. — 118 с.
  • Дорога в никуда. Перевод Н. Немчиновой. Послесловие К. Наумова. М.: Изд. иностр. лит, 1957. — 200 с.
  • Клубок змей. Перевод Н. Немчиновой. Предисловие М. Ваксмахера . М.: Гослитиздат, 1957. — 180 с. — (Зарубежный роман XX века).
  • Тереза Дескейру. Перевод Н. Немчиновой. Фарисейка. Перевод Н. Жарковой. Мартышка. Перевод Н. Жарковой и Н. Немчиновой. Подросток былых времён. Перевод Р. Линцер. Предисловие Л. Андреева. М.: Прогресс, 1971. — ( Мастера современной прозы ). — 508 с. То же: М.: Радуга, 1985. — 444 с.
  • Матерь. Перевод Л. Зониной. Пустыня любви. Перевод С. Шлапоберской. Тереза Дескейру. Перевод Н. Немчиновой. Клубок змей. Перевод Н. Немчиновой. Вступительная статья О. Тимофеевой. М.: Худ. лит., 1981. — 464 с. То же: Минск: Вышейшая школа, 1987. — 460 с.
  • Агнец. Перевод Л. Лунгиной. Предисловие В. Лакшина. М.: Известия, 1983. — 128 с. — (Библиотека журнала « Иностранная литература »).
  • Жизнь Жана Расина . Перевод В. Мильчиной. В кн.: Ф. Мориак. Жизнь Жана Расина. Ж. де Нерваль. Исповедь Никола. А. де Виньи. Стелло, или Синие демоны. Предисл. В. Мильчиной. М.: Книга, 1988. — 444 с. (С. 17-110) — (Писатели о писателях).
  • Тереза Дескейру. Перевод Н. Немчиновой. Клубок змей. Перевод Н. Немчиновой. Дорога в никуда. Перевод Н. Немчиновой. Мартышка. Перевод Н. Немчиновой и Н. Жарковой. Статьи: Роман. Перевод Л. Цывьянова. Романист и его персонажи. Перевод В. Злобиной. Вступ. статья Ф. Наркирьера, А. Строева. М.: Правда, 1989. — 558 с.
  • Жизнь Иисуса. Перевод Р. А. Адамянц. Под редакцией и с предисловием З. Маслениковой. М., Мир, 1991. — 238 с.
  • Собрание сочинений в 3 т.: Т. 1: Поцелуй прокажённому. Пер. В. Каспарова. Матерь. Пустыня любви. Тереза Дескейру. Клубок змей. Т. 2: Тайна семьи Фронтенак. Перевод Е. Семина. Дорога в никуда. Фарисейка. Т. 3: Мартышка. Галигай. Пер. В. Никитина. Агнец. Подросток былых времён. . М.: Терра — Книжный клуб, 2002. — (Современный зарубежный роман). — ISBN 5-275-00700-0 .
  • Не покоряться ночи… Художественная публицистика. Предисловие В. Балахонова. Комментарии И. Ковалёва, В. Балахонова. М.: Прогресс, 1986. — 430 с. — (Зарубежная художественная публицистика и документальная проза).

Примечания

  1. Сравни: 20 сентября 2008 года. (фр.)
  2. О. Тимофеева. Франсуа Мориак. Предисловие к изданию: Матерь. Пустыня любви. Тереза Дескейру. Клубок змей. Минск: Вышейшая школа, 1987. С. 11.
  3. Сравни: от 26 декабря 2018 на Wayback Machine (англ.)

Ссылки

  • (фр.)
  • (фр.)

Литература

  • Использованы материалы французской википедии
  • www.epwr.ru/quotauthor/322/
Источник —

Same as Мориак, Франсуа