Interested Article - Дос Пассос, Джон

Джон Родери́го Дос Па́ссос ( John Roderigo Dos Passos ; 14 января 1896 года , Чикаго , Иллинойс , США 28 сентября 1970 года , Балтимор , Мэриленд , США) — американский писатель португальского происхождения.

Биография

Джон Дос Пассос родился 14 января 1896 года в Чикаго в семье богатого юриста. Дед писателя по отцу Мануэл Жоаким Душ Пассуш ( Manuel Joaquim Dos Passos ) — выходец из посёлка Понта-ду-Сол на острове Мадейра , эмигрировавший в США в 1830 году. О самоидентификации Пассоса писал поклонник писателя Жоржи Амаду в воспоминаниях « Каботажное плавание »: «<…> я спрашиваю о его португальском происхождении — язык Камоэнса , единственное, пожалуй, что нас сближает. Нет, затронуть эту струнку в его душе мне не удается, он отвечает мне готовой и затверженной фразой: — Португальцем был мой дед, по-португальски говорил мой отец, а я — американец из Чикаго» . После окончания престижной школы в Коннектикуте в 1907 году Джон Дос Пассос в сопровождении наставника отправился за границу изучать классическое искусство, литературу и архитектуру. В течение шести месяцев он посетил Францию , Англию , Италию , Грецию и Ближний Восток . Обучался в Гарвардском университете с 1913 по 1916 год. С июля 1917 года работал добровольцем-шофёром в Париже и на севере Италии в санитарном подразделении. Летом 1918 года был мобилизован в армию США и отправлен в Париж. Армейское начальство разрешило ему посещать курсы антропологии в Сорбонне .

К его разрыву с Хемингуэем привела их поездка корреспондентами на Гражданскую войну в Испании . Хемингуэй писал впоследствии:

Дос Пассос, который прежде был таким славным малым, ужасно струсил тут.

По другим данным, Дос Пассос уехал из Испании и впоследствии порвал с левым движением после того, как резидентура НКВД в Мадриде расстреляла его друга — независимого левого, учёного и переводчика . Отношения с Хемингуэем также прекратились .

Политические взгляды

В молодости придерживался левых взглядов. Считал США «нацией двух народов» — богатых и бедных. С восторгом отзывался о рабочем движении в США, особенно о синдикалистском профсоюзе Индустриальные рабочие мира .

В 1928 году провёл несколько месяцев в СССР , изучая коммунизм . Встречался и беседовал с Корнеем и Николаем Чуковскими . Последний так описал Пассоса : «Это был высокий тощий человек лет тридцати с небольшим, но уже совсем лысый. Маленькая его голова, ничем не прикрытая, была несколько закинута назад, словно он старался рассмотреть верхушки берез <…> рядом с ним Стенич казался иностранцем <…> перед нами сидел типичнейший русский интеллигент, знакомый и понятный нам и по усмешке, и по мягкому взгляду близоруких умных глаз, и по неуверенным рассеянным движениям крупных рук, и по дырке на спущенном носке. Он рассказал мне, как в Ленинграде он увидел пьяного, спящего на мостовой под дождём, и как он понял, что, несмотря на социализм, мы такие же люди, как все».

В 1930-х годах работал в комиссии Дьюи — общественной группе, расследовавшей обвинения против Троцкого на Первом московском процессе (1936) .

Порвал с коммунизмом советского типа после поездки в Испанию во время Гражданской войны . Позднее писал о коммунизме :

Я пришёл к выводу, особенно после поездки в Испанию, что гражданские свободы требуют защиты на каждом этапе. Я уверен, что в Испании методы ГПУ , применяемые коммунистами, нанесли столько же вреда, сколько принесли пользы их лётчики, танкисты и другие военные специалисты. Проблема с всесильной секретной полицией в руках фанатиков (или кого-либо вообще) состоит в том, что, однажды запущенная, она не остановится, пока не разрушит всё гражданское общество. Боюсь, что именно это происходит в России.


Творчество

Первые романы — «Посвящение одного человека» ( One Man's Initiation: 1917 , 1920) и « Три солдата » ( Three Soldiers , 1921) — относятся к литературе « потерянного поколения ». Дос Пассос начал формалистическое экспериментирование в романе « Манхэттен » ( Manhattan Transfer , 1925), который Максим Горький считал «интереснейшим» .

В трилогии «США», включающей книги «42-я параллель» ( The 42nd Parallel , 1930), «1919» ( Nineteen Nineteen , 1932) и «Большие деньги» ( The Big Money , 1936), Дос Пассос показал культуру страны первых десятилетий двадцатого века. В его вторую трилогию «Округ Колумбия» вошли романы «Приключения молодого человека» ( Adventures of a Young Man , 1939), «Первый номер» ( Number One , 1943) и «Великий замысел» ( The Grand Design , 1949)). Свой метод Дос Пассос называл « камера обскура ».

Сочинения

  • романы «Как легче всего преуспеть» ( Most Likely to Succeed , 1954 ), «В середине века» ( Midcentury , 1961 ), «Война господина Уилсона» ( Mr. Wilson’s War , 1962 ), «Самые лучшие времена» ( The Best Times , 1967 );
  • сборник стихов «Тележка на привязи» ( A Pushcart at the Curb , 1922 );
  • пьесы «Мусорщик» ( The Garbage Man , 1926 ), «Авиакомпания» ( Airways, Inc. , 1929 ), «На высотах удачи» ( Fortune Heights , 1934 );
  • книги путевых заметок «Росинант снова в пути» ( Rosinante to the Road Again , 1922 ), «Восточный экспресс» ( Orient Express , 1927 ), «Во всех краях» ( In All Countries , 1934 ), «С войны на войну» ( Journey Between Wars , 1938 );
  • сборники статей «На чем мы стоим» ( The Ground We Stand On , 1941 ), «Положение страны» ( State of Nation , 1944 ).
  • Дос Пассос Дж. Манхэттен / Пер. с англ. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1992. — 384 с.
  • Дос Пассос Дж. . — М.: АСТ, 2004. — 446 с. ISBN 5-17-025845-3
  • Дос Пассос Дж. 42-я параллель. — М.: АСТ, 2004. ISBN 5-17-024155-0
  • « США (трилогия) », в неё вошли романы «1919», «42-я параллель» и «Большие деньги».

Память

В честь Дос Пассоса назван самолёт Airbus A330 авиакомпании Tap Portugal .

Примечания

  1. John Dos Passos // (англ.)
  2. Wagner-Martin L. John Dos Passos // (англ.) // / — New York City: Oxford University Press , 2017. — ISSN —
  3. . Дата обращения: 13 мая 2017. 24 июня 2016 года.
  4. Deutsche Nationalbibliothek Record #118527002 // (нем.) — 2012—2016.
  5. Амаду Ж. Нью-Йорк, 1937 // Каботажное плаванье : Наброски воспоминаний, которые не будут написаны никогда / Жоржи Амаду ; Пер. с порт. А. С. Богдановского . — М. : Вагриус, 1999. — 413 с. — (Мой 20 век). — 5000 экз. ISBN 5264001049 .
  6. Koch, Stephen (1994). Double Lives: Spies and Writers in the Secret Soviet War of Ideas against the West . ISBN 0-02-918730-3 , стр. 283
  7. Н. Чуковский «О том, что видел», 2005 ISBN 5-235-02681-0
  8. , 'Organization is Death': John Dos Passos, and Visions of Order: Dos Passos, in Up From Communism , 1975, Columbia University Press , then Harper & Row, pp. 74-117, and pp. 233—268.
  9. Горький М. Собрание сочинений в 30 т. — М.: ГИХЛ, 1953. Т. 25. — С. 284
  10. . www.planespotters.net. Дата обращения: 16 декабря 2016. 21 декабря 2016 года.

Литература

  • Салманова Е. М. Несколько писем из середины 30-х (неизвестная переписка Джона Дос Пассоса, Сергея Динамова и Уолта Кармона)// Новое литературное обозрение. 1993. № 4.
  • Салманова Е. М. «Советский» Дос Пассос: миф и реальность (К истории восприятия писателя в России) // Начало века. Из истории международных связей русской литературы. СПб: Наука, 2000. С. 268—280.
  • Старцев А. Джон До Пассос. М., 1934. — 152 с.
  • Старцев А. О новой книге Дос Пассоса // Интернациональная литература. 1936. № 10.
  • Мирский Д. Джон Дос-Пассос, советская литература и Запад // Литературный критик. 1933. № 1. С. 111—126.
  • Townsend Ludington . John Dos Passos: a twentieth century odyssey. New York: Dutton, 1980. xx, 568 p.: ill.

Ссылки

  • [www.lib.ru/INPROZ/PASSOS/ Lib.Ru: Джон Дос Пассос]
Источник —

Same as Дос Пассос, Джон