Свядощ, Абрам Моисеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Абра́м Моисе́евич Дебо́рин (настоящая фамилия Ио́ффе ; 4 [16] июня 1881 , , Россиенский уезд (ныне Шилальский район ), Ковенская губерния — 8 марта 1963 , Москва ) — советский философ - марксист , один из создателей Института философии АН СССР . Академик Академии наук СССР (1929), профессор (1935 ). В 1907—1917 годах был меньшевиком . Член ВКП(б) с 1928 года .
Родился в бедной еврейской семье. В юные годы научился слесарному ремеслу. В 1897 году в возрасте 16 лет стал участником нелегальных марксистских кружков. В 1903 году он покинул Россию из-за преследований царской полиции .
В годы эмиграции окончил философский факультет Бернского университета (1908). Здесь он сблизился с Г. В. Плехановым , разделял многие из его взглядов. Возвратился в Россию в 1908 году, принимал активное участие в борьбе против власти.
В эмиграции меньшевик Деборин сошёлся с большевиком Лениным на общем понимании философии марксизма, это сближение было настолько сильным, что Ленин привлекал Деборина для споров с большевиками- позитивистами . Это сближение с Лениным впоследствии позволило Деборину занимать высокие посты в советской философско-идеологической иерархии.
Немедленно после выхода в свет работы А. В. Луначарского «Религия и социализм» я отозвался о ней в журнале « Современный мир ». С рядом блестящих статей против богоискательства и богостроительства выступил Плеханов. Ленин подверг самой суровой критике богостроительство и богоискательство в своих знаменитых письмах к Горькому . Моё скромное участие в этой борьбе выразилось в освещении и критике кантианства , эмпириокритицизма , эмпириомонизма и эмпириосимволизма с точки зрения диалектического материализма сначала на страницах журнала «Современный мир», а затем в моей книге «Введение в философию диалектического материализма». Помимо литературных «встреч», мне пришлось лично не раз полемизировать с Луначарским и Богдановым на собраниях в Швейцарии. В 1907 г. женевские товарищи пригласили меня для доклада о махизме . Приглашение исходило от Г. В. Плеханова. На моём докладе в качестве оппонентов выступили А. В. Луначарский и А. А. Богданов, то есть те два лица, против которых в основном был направлен доклад.
— Воспоминания А. Деборина // Вопросы философии № 2, Февраль 2009, C. 113-133
Во время революции 1917 года он недолгое время был председателем городского совета в украинском городе Полтава .
По своим политическим воззрениям Деборин был меньшевиком и вступил в ВКП (б) в 20-е годы по предложению С. Орджоникидзе , который и дал ему рекомендацию .
Ленин на сомнения Емельяна Ярославского в целесообразности привлечения Деборина и Аксельрод к чтению лекций по философии в Университете Свердлова ответил, что их нужно привлечь обязательно: «По-моему, обязательно… Их бы обоих привлечь к выработке детальнейшей программы (и конспекта лекций) по философии и плана изданий по философии», прибавив при этом: «Если станут агитировать за меньшевизм , мы их поймаем: присмотреть надо» .
В 1921 году возглавил философское отделение Института красной профессуры .
С 1922 года — член редакционной коллегии журнала « Под знаменем марксизма ». С 1924 до начала 1931 года — заместитель по научной части директора Института К. Маркса и Ф. Энгельса . В 1926—1930 годах — ответственный редактор журнала «Под знаменем марксизма». В конце 20-х годов Деборина и его сторонников называли «философским руководством», поскольку они возглавляли журнал «Под знаменем марксизма» и большинство философских учреждений страны .
Возглавил образованную в январе 1927 года философскую секцию Коммунистической академии , в 1928 году с этой секцией при Коммунистической академии был объединён также возглавляемый Дебориным Институт научной философии РАНИОН , а в 1929 году этим объединением был организован Институт философии Коммунистической академии , первым директором которого стал А. М. Деборин . В 1928 году выступил с идеей создания « Философской энциклопедии », реализованной лишь спустя 35 лет .
В 1920-х годах Деборин выступал с критикой механицизма , отстаивая материалистическую диалектику . В так называемой « дискуссии механистов и диалектиков », отмечают : "…Механисты в массе своей были естествоиспытатели, … деборинцы — философы. Основную свою задачу они видели в разработке философских категорий в их абстрактном общем виде, опираясь при этом на систему диалектической логики Гегеля . Они в механистах — представителях естествознания — видели основное препятствие на этом пути, поскольку некоторые из них, не скрывая, повторяли основной позитивистский тезис: «Наука — сама себе философия». Деборинцы в этом видели угрозу для философии как абстрактной науки.
Как пишет А. А. Тахо-Годи , в конце 1920-х гг. Деборин сыграл «не последнюю роль в аресте» А. Ф. Лосева , которого в газете « Вечерняя Москва » назвал философом идеалистического направления. Лично Лосев и Деборин никогда знакомы не были, и сведения о ключевой роли Деборина в нападках на Лосева (которого до заметки Деборина считали материалистом , так как Лосев придерживался одновременно и христианства, и философского материализма, и большинства Святых Отцов, и Григория Паламы ) излагаются со слов самого Лосева .
В январе 1929 года был провален на выборах в члены Академии наук в числе трёх кандидатов- коммунистов (вместе с Н. М. Лукиным и В. М. Фриче ), избиравшихся в числе 42 новых академиков. В феврале 1929 года была проведена перебаллотировка уже с участием вновь выбранных в январе академиков-коммунистов. Деборин, Лукин и Фриче были избраны действительными членами Академии наук СССР.
9 декабря 1930 года И. В. Сталин встретился с членами бюро ячейки ВКП(б) Института красной профессуры философии и естествознания (ИКПФиЕ) и провёл беседу о положении на философском фронте и задачах борьбы на два фронта в философии, о необходимости разработки ленинского теоретического наследства . Эта встреча ознаменовала собой начало антидеборинской кампании против « меньшевиствующего идеализма ».
В конце 1930 года был смещён с должности ответственного редактора журнала «Под знаменем марксизма», хотя и остался в составе редакционной коллегии. После принятия постановления ЦК ВКП(б) о журнале «Под знаменем марксизма» от 25 января 1931 г. академик А. М. Деборин был отстранён от руководства созданного им Института философии. С начала 1930-х годов Деборин подвергся резкой критике со стороны молодых советских философов-марксистов, в первую очередь Митина и Юдина . Со стороны президиума Комакадемии атаку на Деборина возглавили Милютин и Пашуканис .
С 1935 года работал в АН СССР, вплоть до своей смерти оставаясь в числе наиболее влиятельных представителей философских элит в СССР [ уточнить ] . Преподавал в Школе особого назначения НКВД . Член Президиума , академик-секретарь Отделения общественных наук АН СССР (1937) и Отделения истории и философии АН СССР (1940—1941); пользовался поддержкой вице-президента Академии В. П. Волгина .
В 1943—1949 годах заведовал сектором новейшей истории Института истории АН СССР , был уволен по обвинению в «космополитизме» , но вскоре восстановлен в должности старшего научного сотрудника . До 1951 года руководил Редакционно-издательским советом АН СССР, до 1953 года был фактическим редактором « Вестника АН СССР » (номинально журнал редактировали президенты Академии). В 1950-е годы неоднократно обращался к руководству партии и лично к Н. С. Хрущёву с требованием дезавуировать постановление о «меньшевиствующем идеализме» . В 1956 Деборин был принят А. И. Микояном .
Микоян принял его по-дружески и всё расспрашивал, что такое «меньшевиствующий идеализм». «Я, — смеялся Деборин, — сказал Анастасу Ивановичу, что вот уже 25 лет стараюсь понять, что это такое, да так и не понял». Микоян качал головой, смеялся и обещал, что поддержит просьбу Деборина о снятии с него этого нелепого обвинения.
— Некрич А. Отрешись от страха. Воспоминания историка. — Overseas Publications Interchange, 1979. — С. 178—179.
Когда Микоян предложил отменить постановление ЦК о «меньшевиствующем идеализме», против выступил секретарь ЦК КПСС П. Н. Поспелов . 18 октября 1956 г. Микоян внёс в Президиум ЦК КПСС проект постановления «Об академике Деборине А. М.», в котором предлагалось разрешить Деборину быть в учёных Советах и издавать свои труды, в результате его работы начали вновь издаваться .
Похоронен на Новодевичьем кладбище .
Сыновья: (1907—1987) — доктор экономических наук, автор книг об истории международных отношений и Второй мировой войне; (1915—1998) — доктор биологических наук.
Одним из первых в советской философии Деборин вслед за Энгельсом признал важность вопроса « об отношении наших мыслей к окружающему нас внешнему миру ». Он активно использовал понятия исторического и диалектического материализма . К существенным чертам диалектики учёный относил «признание скачков в процессе развития» и схему « отрицания отрицания ». Символы , по его мнению, служат для организации человеческого опыта и не имеют абсолютно-реального значения.
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|