Моррисон, Джеймс (певец)
- 1 year ago
- 0
- 0
Джим Мо́ррисон ( англ. Jim Morrison ; полное имя Джеймс Ду́глас Мо́ррисон , англ. James Douglas Morrison ; 8 декабря 1943 , Мелборн , Флорида — 3 июля 1971 , Париж ) — американский поэт, певец, автор песен, лидер и вокалист группы The Doors .
Считается одним из самых харизматичных фронтменов в истории рок-музыки . Моррисон известен как своим характерным голосом, так и своеобразностью собственной сценической фигуры, саморазрушительным стилем жизни и своим поэтическим творчеством. Журнал Rolling Stone включил его в список 100 величайших певцов всех времён .
Джим Моррисон родился в Мелборне , штат Флорида , . В Джиме были смешаны шотландская , английская и ирландская кровь .
Провёл часть детства в Сан-Диего , Калифорния . В 1962 году поступил в Университет штата Флорида в Таллахасси . В январе 1964 года Моррисон переехал в Лос-Анджелес и поступил в UCLA на факультет кинематографии, где за время обучения снял два фильма. Ему нравились такие исполнители, как Элвис Пресли , Фрэнк Синатра , The Beach Boys , Love и Kinks .
В Университете штата Флорида в Таллахасси Моррисон изучал историю эпохи Возрождения, в частности творчество Иеронима Босха и актёрскую игру, играл в студенческих постановках пьес. После этого учился на кинематографическом факультете Калифорнийского университета, но относился к учёбе не очень серьёзно, и больше интересовался вечеринками и алкоголем. В конце 1964 года Моррисон на Рождество приехал к родителям. Это был последний раз, когда он виделся с ними. Через несколько месяцев Моррисон написал письмо родителям, в котором сообщал, что хочет создать рок-группу. Но не нашёл понимания у отца , который ответил, что это неудачная шутка. После этого на вопрос о родителях Моррисон всегда говорил, что они умерли. Судя по всему, родители тоже прохладно относились к нему, потому что даже через много лет после его смерти отказывались комментировать творчество сына. Фильм, который был его выпускной работой, не восприняли ни преподаватели, ни студенты. Моррисон очень переживал и даже хотел покинуть университет за две недели до окончания, но преподаватели отговорили его от этого решения.
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Учась в UCLA , Моррисон познакомился и подружился с Рэем Манзареком . Вместе они организовали группу The Doors . Через некоторое время к ним присоединились барабанщик Джон Денсмор и друг Моррисона, Робби Кригер . Кригер был представлен по рекомендации Денсмора и был затем включен в группу. The Doors взяли название группы из заголовка книги «The Doors of Perception» («Двери Восприятия») Олдоса Хаксли (ссылка на «открытие» «дверей» восприятия через употребление психоделиков ). Хаксли, в свою очередь, взял заглавие своей книги из стихотворения английского поэта-визионера Уильяма Блейка : «If the doors of perception were cleansed, every thing would appear to man as it is, infinite» («Если бы двери восприятия были чисты, всё предстало бы таким, как есть — бесконечным»). Моррисон сказал друзьям, что он хочет быть этой «дверью восприятия». Название группы было принято единогласно.
Группа начала выступать по местным барам, их выступления были откровенно слабыми, отчасти из-за дилетантизма музыкантов, отчасти от робости Джима Моррисона: поначалу он даже стеснялся поворачиваться лицом к публике и пел спиной к залу. Кроме того, Моррисон часто приходил на выступления нетрезвым. Через полгода у группы появилась возможность выступать в лучшем клубе на Сансет Стрип — « Whisky a Go Go ».
Вскоре группу заметил продюсер Пол Ротшильд с недавно открывшегося лейбла Elektra Records , выпускавшего до этого только джазовых исполнителей, который рискнул предложить Doors контракт. Первый сингл группы «Break On Through» попал на 126 место хит-парада Billboard, но эту относительную неудачу с лихвой окупил следующий — «Light My Fire» — возглавивший чарты. Вышедший в начале 1967 года первый альбом « The Doors » также занял первое место в хит-параде и положил начало «дорзомании». Одна композиция альбома — The End, задуманная как обычная прощальная песня, постепенно усложнялась, обрастая универсальными образами.
Джим Моррисон об этой песне спустя несколько лет после выхода альбома :
«The End»… Я действительно не знаю, что собирался сказать. Каждый раз, когда я слушаю эту песню, она кажется мне другой. Вначале это было прощание, может быть, с девушкой, а, может быть, с детством.
Употребление галлюциногенов, в частности LSD , оказало непосредственное влияние на творчество Моррисона и Doors: мистицизм и шаманизм стали частью сценического акта. «I am a Lizard king. I can do anything» — сказал про себя Моррисон в одной из песен («Я король ящериц. Я могу всё»). Группе удалось стать не только музыкальным явлением, но и культурным феноменом. Однако популярности The Doors во многом способствовала уникальная харизматичная личность и глубокая лирика их лидера Джима Моррисона. Моррисон был чрезвычайно эрудированным человеком, увлекался философией Ницше , культурой американских индейцев, поэзией европейских символистов и многим другим. В 1970 году он женился на практикующей ведьме Патриции Кеннили; свадьба была проведена по кельтскому колдовскому ритуалу . Моррисона иногда ставят в один ряд с Уильямом Блейком и Артюром Рембо .
В дальнейшем судьба Моррисона представляла собой скоростной спуск по наклонной плоскости: пьянство, аресты за непристойное поведение и драку с полицейскими, превращение из идола для девочек в толстого бородатого неряху . Всё больше материала писал Робби Кригер , всё меньше — Джим Моррисон. Поздние концерты «The Doors» представляли по большей части переругивание пьяного Моррисона с публикой; это выводило участников группы из себя . Весной 1971 года Моррисон отправился со своей подругой Памелой Курсон в Париж — отдыхать и работать над книгой стихов.
По официальной версии, Джим Моррисон умер около 5 часов утра 3 июля 1971 года в IV округе Парижа в ванной комнате съёмной квартиры дома № 17 на улице Ботрейи ( фр. rue Beautreillis ) от сердечного приступа. По словам его старого друга Алена Роне ( фр. Alain Ronay ), специально приехавшего в Париж для встречи с Моррисоном, за день до смерти тот выглядел неважно и жаловался на плохое самочувствие. Они прогулялись по городу, купили в магазине кулон для Памелы и зашли в кафе, где пообедали. После этого посетили киномагазин и взяли несколько плёнок. Во время прогулки у Моррисона несколько раз сильно кружилась голова и случилось несколько приступов икоты. Около 17 часов они вернулись назад в квартиру музыканта. Посидев в гостях ещё час, Роне покинул друга, оставив его в одном из парижских кафе, и направился на важную встречу. В кафе Моррисон заказал себе три бутылки пива; выпив их, около 19 часов он отправился в кино с Памелой Курсон . Они посмотрели фильм и около 22 часов вернулись в свою квартиру. Около часа ночи 3 июля Курсон и Моррисон приняли героин . Однако годы злоупотребления алкоголем и наркотиками сильно подорвали его здоровье, и около 3:30 утра у спящего Моррисона от слишком большой дозы героина начались сильные конвульсии и рвотные реакции. Курсон удалось привести его в чувство, и она предлагала ему позвонить в скорую помощь, но Моррисон отказался. Вслед за этим Курсон ушла спать. Что происходило дальше — неизвестно, но около 5 часов утра Курсон обнаружила Моррисона в ванной комнате в горячей воде, он уже не дышал. После приезда скорой помощи и полиции на полу ими были обнаружены следы того, что Моррисона перед смертью сильно рвало кровью, а на его лице присутствовали следы носового кровотечения .
Среди вариантов назывались: героиновая передозировка в мужском туалете парижского клуба Rock-n-Roll Circus или в соседнем кабаре Alcazar (версия Джерри Хопкинса и Дэнни Шугермана), самоубийство , службами ФБР , которые тогда вели активную борьбу с участниками движения хиппи и прочее. Вокруг его смерти до сих пор ходят слухи. Британская рок-певица Марианна Фейтфулл в 2014 году заявила, что наркоторговец и её бывший бойфренд Жан де Бретей несёт ответственность за смерть Джима Моррисона ; по словам Фейтфулл, де Бретей дал певцу героин, действие которого было слишком сильным, и это стало причиной смерти Моррисона. Она заявила, что тогда де Бретей «пришел к Моррисону, чтобы повидаться с ним, и убил его». Фейтфулл при этом выразила уверенность в том, что это был несчастный случай . Единственный человек, который видел смерть певца, — подруга Моррисона Курсон. Она скончалась от передозировки наркотиков три года спустя .
Джим Моррисон похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез . Его могила стала местом культового поклонения фанатов, исписывающих соседние могилы надписями о своей любви к кумиру и строчками из песен The Doors.
В 1978 году был выпущен альбом An American Prayer : незадолго до смерти Моррисон надиктовал свои стихи на магнитофон, а музыканты The Doors наложили на стихи музыкальное сопровождение.
Песня « The End » вошла в фильм Ф. Ф. Копполы « Апокалипсис сегодня » (1979).
«Я вижу себя огромной огненной кометой, летящей звездой. Все останавливаются, показывают пальцем и шепчут в изумлении „Посмотрите на это!“. А потом — фьють, и меня уже нет. И больше они никогда не увидят ничего подобного и никогда не смогут меня забыть. Никогда»
—
Моррисон входит в так называемый « Клуб 27 »; по свидетельству Кригера и Денсмора, когда участники The Doors обсуждали смерти Джими Хендрикса и Дженис Джоплин , Моррисон обронил: «Возможно, вы пьёте с „номером три“» .
В «эпоху цветов» (время подъема движения хиппи), когда все пели о невинности, леденцах и мармеладном небе, Doors стали самой радикальной и сумрачной группой 60-х годов. Критики окрестили их «черными исповедниками Великого Общества», раскольника Моррисона — Дионисом современной культуры, а все, что они творили — арто-роком (по аналогии с «театром жестокости» Арто , призывавшим яростно воздействовать на зрителя). Их альбомы были своего рода шоковой терапией, каталогами психических ударов, насыщенных скорбью. Моррисон не только «писал так, как если бы Э. А. По был занесен в эпоху хиппи , но и жил как он — прямиком шел к печальному концу в сточной канаве». Далекие от наивности, Doors открыто обращались к символической области бессознательного: мрачные, «ночные» тексты в пульсирующем ритме, трепещущий тон, выбивающиеся из колеи образы. О Моррисоне писали, что он пел так, как если бы его казнили на электрическом стуле.
Моррисон снял авторский короткометражный фильм «Американская пастораль» (HWY: An American Pastoral, 1969), где исполнил главную роль; в сотрудничестве с Фрэнком Лисиандро — документальный фильм о группе, названный Feast of Friends (1970).
В 1991 году режиссёр Оливер Стоун снял художественный фильм « Дорз », в котором роль Джима сыграл Вэл Килмер .
В 2010 году режиссёр Том Дичилло снял документальный фильм When You're Strange , который позиционируется как «Истинная история The Doors» и фильм «анти-Оливера Стоуна» .
|
В этом разделе
не должны перечисляться малозначимые либо слабо связанные с объектом статьи его упоминания и изображения
в произведениях культуры
.
|
|
Этот раздел представляет собой
неупорядоченный список разнообразных фактов
о предмете статьи.
|
...Джим Моррисон давно уже мертв,
Но мы верим в то, что он еще жив
И собираем пыль давно остывшей звезды...
...Как табу на слова, как передоз Моррисона....
...Джим Моррисон умер у тебя на глазах...
...Джим Моррисон тоже все принял всерьез...
...Не купит Моррисон кабак, отель с годами не откроет...
...Его лицо изрытое траншеями сомнений
Успокоилось, покрылось слоем мела,
Я спросил в упор - Куда, Джим, собрался
Он шепнул - На небо, и улыбнулся...
Джим Моррисон не умер, он уехал в лес
Джим Моррисон не умер, он уехал медитировать в лес
Где никаких дверей и не доходят ничьи SMS
Я живу как Джим Моррисон,
Отправившийся в дерьмовый отпуск
Тело наэлектризовано, и я танцую, как Моррисон,
Когда наступает ночь, малышка вновь оживает.