Interested Article - Собуза II
- 2020-09-04
- 1
Собуза II KBE (также известен под именем Нкхотфотджени, свати Nkhotfotjeni , Мона ; 22 июля 1899 — 21 августа 1982 ) — верховный вождь, а позже — король Свазиленда в (1921—1982).
Собуза II правил 82 года — это самый долгий достоверно известный срок правления в истории человечества (94-летнее правление фараона Пиопи II ставится под сомнение) .
Когда в декабре 1899 года Нгаване V скончался на церемонии инквала , Собузе было всего 4 месяца, он был провозглашён новым верховным вождём , а регентами при нём до 1921 года были его бабушка и дядя Малунге . По словам британского постоянного комиссара, Лаботсибени Мдлули была женщиной с «властным характером» и «необычайными дипломатическими способностями» . Собуза II вёл довольно скромный образ жизни, отказавшись от королевской роскоши . Он проживал в королевском особняке в Лобамбе , мало ездил заграницу, избегал достопримечательностей современного городского образа жизни в Мбабане и вел традиционный образ жизни в Лобамбе . Собуза предпочтение отдавал традиционной одежде, ходьбе босиком и носил эмахию (традиционную одежду, которую носили на пояснице), выбирая западную одежду в особых случаях, таких как ежегодная вечеринка в саду, проводимая в честь его дня рождения . Собуза любил и уважал свой народ и считался честным, заслуживающим доверия и законным лидером страны, который хотел улучшить уровень жизни своих подданных . Прежде чем принимать решения, Собуза консультировался с советниками и отдельными лицами из Люкико (Королевский Совет) .
При Собузе II Свазиленд получил независимость, в результате чего он сменил титул Верховного вождя на короля страны . Это было величайшим триумфом его правления . После того, как Собуза II утвердил свой статус короля, его режим принял антиколониальный подтекст; он также инициировав кампанию по выкупу у белых поселенцев земли свази . Его наследником стал сын Нтфомби Тфвалы по имени Мсвати III , коронованный в 1986 году.
Как первый король Свазиленда, получивший формальное среднее образование на Западе , Собуза II столкнулся с экспансионистскими устремлениями Южной Африки и Соединённого Королевства , а также с проблемами адаптации монархии к постоянно усиливающейся тенденции отхода от традиционного стиля управления к новым методам государственного управления. Он создал уникальное королевство, которое стремилось объединить лучшее из западной культуры и традиции свази, полагая, что обе стороны могут учиться друг у друга. Более того, в своих публичных выступлениях он неоднократно подчеркивал необходимость объединить лучшее из культуры свази и культур других наций . Кроме того, режим Собузы II имел нерасовый характер, в то время, когда Южная Африка находилась под властью режима апартеида .
Страна, не имеющая выхода к морю, при Собузе II оставалась оазисом спокойствия и гармонии, даже несмотря на то, что с трех сторон она граничила с охваченной конфликтами Южной Африкой, а с четвёртой — с революционным Мозамбиком .
Детство
Король (нгвеньяма) Собуза родился 22 июля 1899 года в семье короля Нгаване V и его супруги (инкхосикати) Ломавы Ндвандве в королевской резиденции Зомбодзе и стал верховным вождём в возрасте четырёх месяцев . Перед коронацией в 22 года Собуза получил образование в Национальной школе свази и в Восточно-Капской провинции ЮАР .
Королеве-матери Лаботсибени Мдлули (также известной как Гвамиле) было поручено подготовить своего внука к правлению. Она утверждала, что отец Собузы II, король Нгаване V не был подготовлен к управлению государством из-за недостаточного уровня западного образования . Время, проведенное Собузой в Лавдейле, также позволило ему установить связи с образованным прогрессивным чернокожим политическим руководством Южной Африки того времени .
Лаботсибени Мдлули добилась того, чтобы Собуза получил традиционное образование, благодаря чему он оставался твердым протагонистом традиции свази на протяжении всей своей жизни и долгого правления. Обладая преимуществами западного образования и традиционного воспитания, Собуза II признал, что « истинное образование – это больше, чем книжное обучение, мудрость больше, чем знание » . Собуза утверждал, что каждый, кто проявляет верность королю, является его человеком независимо от цвета кожи, расы или вероисповедания .
Правление
Самостоятельное правление Собузы продолжалось более 60 лет и включало признание независимости Свазиленда Великобританией в 1968 году в форме конституционной монархии , после чего Собуза стал королём страны . В начале правления Собуза занимался проблемами межевания земли, вызванными британскими законами 1907 года : он возглавил делегацию к королю Георгу V в Лондон и передал ему петицию о возвращении земель народу свази . В 1929 году он подал прошение о пересмотре межевания в Судебный комитет Тайного совета , однако ему было отказано, ввиду того, что Закон об иностранной юрисдикции выводил действия администрации протектората из-под британской судебной власти .
Роль Собузы II в управлении в колониальный период была церемониальной, однако он был влиятельным человеком и рассматривался как глава своего народа . Собуза II всегда сопротивлялся навязыванию косвенного правления . В 1953 году он посетил коронацию Елизаветы II .
В созданном на основе конституции 1964 года «законодательном совете» все места принадлежали монархической партии «Национальное движение Имбокодво», объединяющей вождей племен во главе с Собузой II, и «Объединённой ассоциации Свазиленда» , которая являлась политической организацией европейских поселенцев . Собузе II удалось добиться благосклонности примерно 15 тысяч белых фермеров и заручиться их поддержкой на выборах .
Земельный вопрос
В 1940 году британское правительство с опозданием признало проблему нехватки земли у коренных народов и по просьбе Собузы II предоставило народу свази 190 000 фунтов стерлингов для покупки земли. Дальнейшие схемы покупки земли при поддержке государства были реализованы в 1940-х годах . Собуза, с целью защиты интересов народа свази, всегда стремился поднять земельный вопрос. Ещё в 1922 году в Лондон приехала делегация свази для обсуждения земельного вопроса . Тема нехватки земля также была основным компонентом петиции Собузы 1941 года .
В то же время Нгвеньяма учредил фонд жизни или наследия, аналогичный земельному фонду, основанному в 1913 году Лаботсибени Мдлули .
Пожертвования населения в сочетании с растущей либерализацией британской земельной политики означали, что к 1948 году площадь земель, принадлежащих свази, более или менее сравнялась с землями, принадлежащими европейцам. Так, 3201 европейцу принадлежало 2'098'000 акров (49% земли), 181'269 африканцам принадлежало 2'066'000 акров (48,3%), а 115'000 акров (2,7%) были признаны землёй короны .
После обретения Свазилендом независимости в 1968 году, свази владели большей частью земли, хотя даже в 1970-ые года доля европейских фермеров и иностранных горнодобывающих компаний составляла лишь немногим менее 50 процентов .
Обретение независимости
В начале 1960-х годов Собуза II сыграл важную роль в событиях, приведших к провозглашению независимости страны в 1968 году. Он выразил протест против постколониальной конституции вестминстерской системы , предложенной британским правительством, по которой он бы стал конституционным монархом . После этого он создал партию «Национальное движение Имбокодво», получившую все кресла в парламенте страны на выборах 1967 года . Великобритания признала его королём в 1967 году, когда Свазиленду было представлено самоуправление. После провозглашения независимости 6 сентября 1968 года Собуза II, апеллируя к традиции прямого управления экономикой и обществом, изменил конституцию, распустил парламент и стал абсолютным монархом 12 апреля 1973 года . В первые годы после обретения независимости, власть Собузы II над вождями Свазиленда вряд ли была единообразной и далёкой от абсолютной, особенно на юге страны .
В 1978 году появилась новая конституция, предписывавшая возврат к племенным традициям и включавшая в себя формирование коллегии выборщиков из 80 человек, которых избирают члены 40 местных . В правление Собузы II экономика Свазиленда процветала ввиду богатства страны ресурсами .
Внешняя политика
Политика Мбабане в области регионального экономического сотрудничества также проявлялось в членстве Свазиленда в Южноафриканской региональной комиссии по сохранению и использованию почв (SARCCUS), которая с момента своего создания в 1950 году занималась продвижением «более тесного технического сотрудничества между территориями, составляющими южноафриканский регион, по всем вопросам, связанным с контролем и предотвращением эрозии почвы, сохранением, защитой и улучшением, а также рациональным использованием почвы, растительности. а также источники и ресурсы водоснабжения в соответствующих странах» .
Помимо SARCCUS, Свазиленд являлся членом Южноафриканского регионального совета по туризму (SARTOC), созданного в 1971 году для координации продвижения туризма в южной части Африки, а также Консультативного комитета, который во взаимодействии с SARCCUS, в прошлом неоднократно принимал своевременные меры по борьбе с заболеваниями поголовья на субконтиненте. Касательного возможного будущего институционализированного регионального экономического сотрудничества, то объявление в марте 1972 года о возможном соглашении о международных автомобильных перевозках между Свазилендом и бывшими территориями Верховного комиссара и начало переговоров 1970 года об установлении принципов, регулирующих использование общих водных ресурсов Свазиленда, Южной Африки и Мозамбика , являлись важными индикаторами направлений, по которым предполагалось взаимодействие .
В период восстания чернокожих против режима апартеида Южной Африки, официальная политика Собузы II по отношению к партизанскому движению чёрных южноафриканцев заключалась в том, чтобы предоставить убежище настоящим политическим беженцам, но не допускать присутствия вооружённых людей. Но стратегическое положение страны неизбежно делало её каналом для проникновения партизан из Мозамбика в Южную Африку .
В 1978 году по приказу короля из страны были изгнаны члены одного из движений после того, как они попытались создать в Свазиленде военные базы .
Внутренняя политика
Во время правления Собузы II традиционализм или культурный национализм начали проявляться как государственная идеология монархии . Хотя традиция, по сути, постоянно развивалась и менялась , монархия делала упор на сопротивление радикальным изменениям и сохранение традиции и обычаев свази .
При Собузе многие свази жили в традиционных хижинах, одевались в традиционные одежды и принимали участие в традиционных церемониях, хотя исследователи Питер Форстер и Бонгани Нсибанде в своих публикациях пишут, что с начала 20 века в традиционной культуре свази наблюдается упадок . Это могло быть связано с тем, что такие церемонии, как Умхланга ( Танец тростника ) и Инквала ( Фестиваль первых плодов ) не могли проводиться в отсутствие короля. Свазиленд не имел короля после смерти короля Нгаване V в 1899 году до коронации короля Собузы II в 1921 году.
Одна из самых сильных сторон Собузы II заключалась в его способности общаться со своими подданными. История и традиции свази устно передаются от одного поколения к другому через фольклор и рассказы. Старейшины всегда пользовались особым признанием и статусом на том основании, что они являются хранилищами знаний о прошлом. Собуза II был широко известен как искусный оратор , который широко использовал аналогии и рассказывание историй, чтобы подкрепить свое послание. В 1976 году он сравнил свое положение с положением человека, несущего глиняный горшок, который был настолько ценным, что его самого пришлось нести на случай, если он упадёт и разобьёт сокровище .
Стиль публичных выступлений Собузы не только отражал традиционные знания, но также привлекал слушателей, рассказывая о политических концепциях повседневной жизни в Свазиленде. Многие свази считали его источником мудрости и смирения .
Собуза II считался «иконой» среди свази, считавших, что король был «всеобщей фигурой, на плечах которой должна быть возложена вся политическая власть» .
Amnesty International
В 1977—1978 годах « Amnesty International » была в основном обеспокоена положением нескольких граждан Свазиленда, задержанных по политическим причинам, а также положением примерно 20 членов «Панафриканского конгресса Азании» (PAC), южноафриканского освободительного движения, которые были задержаны в апреле 1978 года. Все граждане Свази содержались под стражей в соответствии с положениями Королевского приказа от апреля 1973 года, который предусматривает содержание под стражей без суда и следствия на срок не более 60 дней. Однако почти во всех случаях задержанные содержались под стражей более 60 дней, поскольку по истечении срока их первого постановления о задержании они были немедленно повторно задержаны по новому распоряжению. То же самое произошло и с самым известным политическим заключённым, доктором Амброузом Зване, который был впервые задержан в феврале 1978 года. Он был бывшим лидером главной оппозиционной партии – «Конгресса национального освобождения Нгване» (NNLC), деятельность которой была запрещена в апреле 1973 года, когда король Собуза II приостановил действие Конституции и распустил парламент. В апреле 1978 года ему был вынесен новый приговор и заново заключён под стражу, поскольку он уже провел в заключении 60 дней. В знак протеста против такого обращения он объявил голодовку, и в конце апреля его перевели из центральной тюрьмы Матсапы в больницу в Манзини. Правительство Свазиленда не указало причин его задержания, хотя сначала ему было предъявлено обвинение в использовании поддельного проездного документа для поездки в Мозамбик в январе 1978 года. Однако это обвинение было снято до того, как дело было передано в суд, и вместо этого ему был вынесен ордер на задержание. Третий подряд ордер на заключение под стражу на 60 суток был вынесен в июне 1977 года, когда Зване прекратил голодовку . Д-р Зване не был единственным лидером NNLC, задержанным в 1978 году. В середине 1977 года под стражу на 60 дней также был заключён бывший генеральный секретарь партии Клеменс Думсия Дламини, который непрерывно содержался под стражей в соответствии с очередными постановлениями о задержании более девяти месяцев .
Последние годы
Собуза II отпраздновал бриллиантовый юбилей в 1981 году, к этому моменту он успешно восстановил роль монарха как главного держателя власти, принимающего все решения . В начале 1980-х Собуза попытался установить контроль над бантустаном Кангване в попытке объединить всех свази, разделённых границами, однако ему это не удалось. Собуза II умер 21 августа 1982 года во дворце в Лобамбе , ему было 83 года.
После его смерти Мангосуту «Гача» Бутелези (лидер южноафриканской « Партии свободы Инката ») заявил: « Мы потеряли мудрого пожилого государственного деятеля в Южной Африке » .
Правление Собузы II продолжалось 82 года и 254 дня, что делает его наиболее долгим в истории. Единственные два монарха, чьё правление могло продолжаться дольше — древнеегипетский Пиопи II и когурёский Тхэджохо , однако достоверных данных о продолжительности их пребывания на троне нет.
Собуза II проводил взвешенную и осторожную политику добрососедства с Южной Африкой , которая контролировала 60 % ее внешних поступлений . После смерти короля Собузы II новая администрация Свазиленда в соответствии с условиями «договора о безопасности» с ЮАР обрушила репрессии на проживавших в стране членов АНК и их сторонников .
Семья
Собуза II продолжил обычай жениться на нескольких женщинах , у него было 70 жён, родивших ему 210 детей в период с 1920 по 1970 год . По состоянию на 2000 год из них выжило 97. На момент смерти у Собузы II было более тысячи внуков . Из-за многочисленных жён и потомства он получил прозвище «Бык Свази» .
30 августа 1980 года, по сообщению Ассоциации южноафриканской прессы автомобиль с четырьмя членами королевской семьи Свазиленда разбился возле южноафриканского города Витбанк , во время которой погиб принц Джон Дламини, брат короля Собузы II. В сообщении было заявлено, что трое других человек получили ранения .
После смерти Собузы II регентами стали назначенный им и королева Дзеливе , однако в результате борьбы за власть Созиса заменил её на королеву Нтфомби . Нтфомби правила при собственном сыне принце Макхосетиве Дламини , коронованном в 1986 году.
Награды
- Гранд-мастер Королевского ордена Короля Собузы II, 1975.
- Рыцарь Ордена Британской империи , 1966 .
- Кавалер Ордена компаньонов Оливера Тамбо (посмертно, 2006) .
Примечания
- Cahoon, Ben . World Statesmen.org . Дата обращения: 22 февраля 2015. 6 ноября 2016 года.
- SNTC . Дата обращения: 22 февраля 2015. Архивировано из 2 марта 2015 года.
- , с. 15.
- . Student Encyclopedia Britannica. Дата обращения: 2 сентября 2015. 12 сентября 2015 года.
- McWhirter N. (англ.) . — Guinness Superlatives, 1983. — P. 342.
- . The History Channel Australia. Дата обращения: 2 сентября 2015. 24 сентября 2015 года.
- Booth Alan R. « от 6 мая 2021 на Wayback Machine », Journal of Modern African Studies, Vol 18, No 2, (1992), p. 256.
- , с. 85—86.
- ↑ Burke's Royal Families of the World, Volume II (англ.) . — London: Burke's Peerage Ltd, 1980. — P. 214, 217—218, 270—271, 320. — ISBN 0-85011-029-7 .
- Jonathan Crush. « от 19 мая 2019 на Wayback Machine », (Kingston, Ontario, 1987), chapters 3-7.
- , с. 16—23.
- Platter, John . People.com (13 августа 1979). Дата обращения: 28 ноября 2013. 3 декабря 2013 года.
- Robert T. Coryndon. «Swaziland», African Affairs, XIV (1915), p. 257.
- Swaziland: Annual Report 1907-08, Cd. 4448-5 (1909), LVIII, 7.
- ↑ The Swazi Observer (21 July, 2006), p. 18.
- ↑ The Swazi Observer, Independence Supplement (5 September, 2006), p. 3.
- , с. 72.
- , с. 7.
- ‘The Post-Sobhuza Power Struggle’, Africa Report , Vol. 29, No 1, Jan/Feb. 1984, p. 51.
- , с. 41.
- Alan R. Booth (1992). « European courts protect women and witches’: colonial law courts as redistributors of power in Swaziland 1920—1950 », Journal of Southern African Studies, 18:2, 253—275.
- AR Booth, ‘European Courts Protect Women and Witches: Colonial Law Courts as Redistributors of Power in Swaziland 1920—1950’, Journal of Southern African Studies , Vol 18, No 2, (1992), p. 259.
- Robert H. Davies, Dan O’Meara, Sipho Dlamini. « от 21 апреля 2021 на Wayback Machine », (Zed Books, London, 1985), p. 4.
- , с. 647.
- Nquku JJ. « Bayete » (Macmillan, 1947), p 11.
- ↑ The Nation (December, 2007), p. 7.
- The Times of Swaziland (20 April 1973), p. 1.
- ↑ Peter G. Forster, Bongani J. Nsibande. " от 12 сентября 2007 на Wayback Machine ", (Ashgate, Bongani J., Aldershot, 2000), p. XXIX.
- ↑ The Washington Post (September 5, 1981): « от 21 сентября 2021 на Wayback Machine », By Caryle Murphy.
- ↑ Le Monde (24 août 1982): " от 15 апреля 2021 на Wayback Machine ".
- ↑ Spence, J. E. . Oxford University Press. Дата обращения: 22 ноября 2013.
- , с. 95-96.
- , с. 160.
- , с. 105.
- , с. 54.
- , с. 5.
- , с. 12-13.
- , с. 278-282.
- Gale Encylcopedia . Answers. Дата обращения: 22 ноября 2013. 3 декабря 2013 года.
- Google Books. (неопр.) . — Emmanuel Kwaku Akyeampong, Henry Louis Gates. 5 июня 2014 года.
- Международная жизнь, Выпуски 7-12. Всес. об-во по распространению полит. и науч. знаний, (1967), стр. 173.
- Давидсон А. Б. «Южная Африка: Становление сил протеста. 1870—1924», Наука, (1972), стр. 350.
- Ronald Hyam. "The Failure of South African Expansion, 1908-1948" (New York, 1972), p. 175.
- , с. 108.
- John J. Grotpeter. " " (New Jersey, 1975), p. 69.
- , с. 163.
- ↑ Kanduza, Ackson M. "Ev olving Significance of King Sobhuza II’s 1941 Petition ", Transafrican Journal of History, Vol. 25, (1996), pp. 110-122.
- Jack Halpern. " " (Baltimore, 1965), p. 338.
- , с. 108-109.
- Douglas Pott. "The Story of the Swaziland Protectorate", Race Relations Journal, LVIII, 2 (1951), 129-65.
- John J. Grotpeter, Warren Weinstein. " " (Syracuse, 1973), pp. 98-9.
- . eisa.org (16 апреля 1973). Дата обращения: 14 июня 2021. 14 мая 2021 года.
- Рабочий класс стран Африки: справочник. Издательство "Наука, " Гл. ред. восточной литературы, (1983), стр. 170.
- Alan R. Booth. " ", Paper presented at the African Studies Association Conference, November 1990, pp. 47-49.
- D.M. Joubert. "SARCCUS" (Address to Symposium on Natural Resources in South Africa. University of the Witwatersrand, December 1971): E.D. Adler - " Inter-Territorial Technical Cooperation in Southern Africa with Special Reference to SARCCUS ". South African Journal of Science, Vol. 67, 1971.
- The Star (7.9.1971).
- AF Press Clips, Volume 16, Issues 27-51, (1981), p. 23.
- , с. 605-607.
- , с. 643.
- Richard Levin. " Hegemony and Crisis: Royal Power in Transition ", (University of Liverpool, 1985), p. 478.
- The Nation (December, 2007), p. 14.
- , с. 210-211, 256-257, 316, 339.
- The Swazi Observer, Independence Supplement (5 September, 2006), p. 2.
- ↑ . Amnesty International (1979). Дата обращения: 14 июня 2021. 25 августа 2018 года.
- The Swazi Observer (25 August, 1982), p. 1.
- The Times of Swaziland (27 August, 1982), p. 1.
- ЮАР и страны южноафриканского региона, М., (1987), стр. 121.
- Swaziland National Trust Commission . Sntc.org.sz. Дата обращения: 28 ноября 2013. Архивировано из 25 июля 2001 года.
- The New York Times (Aug. 23, 1982): " от 8 мая 2021 на Wayback Machine ", By Wolfgang Saxon.
- The New York Times (Aug. 31, 1980): " от 6 мая 2021 на Wayback Machine ".
- . London-gazette.co.uk (31 декабря 1965). Дата обращения: 28 ноября 2013.
- . London-gazette.co.uk (2 июня 1950). Дата обращения: 28 ноября 2013.
- . London-gazette.co.uk (11 мая 1937). Дата обращения: 28 ноября 2013. 2 декабря 2013 года.
- The Presidency . Дата обращения: 22 февраля 2015. 5 ноября 2013 года.
Источники
- Hugh MacMillan. // Cambridge University Press. — 1985. — Декабрь ( т. 23, No. 4 ). — С. 643-666 .
Литература
- Chris Youé, Tim Stapleton. . — Palgrave Macmillan, 2001. — 229 с. — ISBN 978-0333778852 .
- Hilda Kuper. . — Duckworth, 1978. — 363 с. — ISBN 978-0715611852 .
- Hilda Kuper. . — Holt, Rinehart and Winston, 1986. — 187 с. — ISBN 9780030702396 .
- J. S. M. Matsebula. . — Longman Southern Africa, 1972. — 131 с.
- Leroy Vail, Landeg White. . — University of Virginia Press, 1991. — 364 с. — ISBN 978-0813913407 .
- Ellen M. Magongo. . — University of South Africa, 2009. — 139 с.
- J. S. M. Matsebula. . — Maskew Miller Longman, 1983. — 181 с. — ISBN 978-0636002210 .
- Alan R. Booth. . — Westview Press, 1984. — 156 с. — ISBN 978-0865312333 .
- Hilda Kuper. (англ.) // Cahiers d'études africaines. — 1972. — Т. 12 , № 48 . — С. 593-615 . — doi : .
Ссылки
- от 18 декабря 2007 на Wayback Machine
- 2020-09-04
- 1