Верховный правитель Церкви Англии
- 1 year ago
- 0
- 0
Верхо́вный прави́тель России — должность главы Российского государства , учреждённая в результате государственного переворота 18 ноября 1918 года в Омске в ходе гражданской войны в России , и признанная всеми лидерами Белого движения . Единственным человеком, занимавшим эту должность, был адмирал А. В. Колчак .
23 сентября 1918 года «Актом об образовании Всероссийской верховной власти» Уфимского Государственного совещания было создано Временное Всероссийское правительство («Уфимская Директория») и установлено, что это правительство будет являться «впредь до созыва Всероссийского Учредительного Собрания … единственным носителем верховной власти на всём пространстве государства Российского» . 4 ноября 1918 года был сформирован исполнительный орган Директории — Всероссийский Совет министров.
Директория прекратила свою деятельность в результате событий в ночь с 17 на 18 ноября 1918 года , когда группой военнослужащих казачьих частей, дислоцированных в Омске , были арестованы председатель Директории Н. Д. Авксентьев , член Директории В. М. Зензинов , заместитель члена Директории А. А. Аргунов , а также товарищ министра внутренних дел, руководитель секретной службы Е. Ф. Роговский . Все арестованные были членами Партии социалистов-революционеров (эсеров).
Утром 18 ноября собравшийся на экстренное заседание Совет министров при участии двух членов Директории — П. В. Вологодского и В. А. Виноградова , обсудив сложившееся положение, признал Директорию несуществующей, объявил о принятии на себя всей полноты верховной власти и пришёл к выводу о необходимости «полного сосредоточения власти военной и гражданской в руках одного лица с авторитетным именем в военных и общественных кругах». Было принято принципиальное решение «передать временно осуществление верховной власти одному лицу, опирающемуся на содействие Совета министров, присвоив таковому лицу наименование верховного правителя», после чего было выработано и принято « Положение о временном устройстве государственной власти в России » (так называемая «конституция 18 ноября»), устанавливавшее, в частности, порядок взаимоотношений верховного правителя и Совета министров .
По воспоминаниям П. В. Вологодского , титул «Верховный правитель» был принят на совещании Совета министров без каких-либо предварительных обсуждений и споров: «когда перешли к вопросу, кого же избрать диктатором, то решили дать ему название „Верховного Правителя“ и обставить конституционными гарантиями» .
Тайным голосованием членов Совмина на пост Верховного правителя был избран военный и морской министр вице-адмирал А. В. Колчак, который одновременно был повышен в звании до полного адмирала. Колчак заявил о своём согласии с избранием и первым же приказом по армии объявил о принятии на себя звания Верховного главнокомандующего и определил основные направления предстоящей работы в качестве Верховного правителя:
Приняв крест этой власти в исключительно трудных условиях Гражданской войны и полного расстройства государственных дел и жизни, объявляю, что я не пойду ни по пути реакции, ни по гибельному пути партийности. Главной целью я ставлю создание боеспособной армии, победу над большевиками и установление законности и порядка
Было образовано Российское правительство , которое работало до 4 января 1920 года .
Российский историк В. В. Журавлёв, анализируя различные подходы к вопросу о происхождении титула «Верховный Правитель», принятого адмиралом А. В. Колчаком, пришёл к выводу, что однозначного ответа на этот вопрос в исследовательской литературе не существует, «причём именно неясность его генезиса составляет основное затруднение на пути интерпретации его идеологической нагрузки» .
Некоторые исследователи ( В. Ж. Цветков , А. Б. Зубов ) высказывали мнение, что понятие «Верховный Правитель» являлось не новацией, а категорией Основных законов Российской империи .
Историк В. Ж. Цветков обратил внимание на то, что согласно статьям 41-й, 42-й и 43-й Основных законов Российской империи несовершеннолетнему Наследнику на случай вступления на Престол производилось назначение Правителя и Опекуна, «в одном лице совокупно» или «в двух лицах раздельно». После акта непринятия Престола Михаилом Александровичем носителем временной верховной власти оказалось Временное правительство , а так как Уфимское Государственное Совещание заявило о своей правопреемственности в отношении Временного правительства, то, следуя принципам фактического правопреемства, Колчак получил статус «Правителя» от всероссийской власти, выраженной Советом министров Временного Всероссийского правительства. Таким образом Колчак номинально становился регентом — Правителем государства при вакантном Престоле, до тех пор, пока новоизбранное Учредительное Собрание не решит вопрос о форме правления и не вручит власть избранному лицу или органу. Титул «Верховный Правитель», по мнению Цветкова, правильнее отождествлять с Престолоблюстителем, но не как с лицом, «занимающим» Престол. Схожий статус имела и должность «Временного Президента» в разработанном накануне созыва Всероссийского Учредительного собрания осенью 1917 г. «Положении о Временном Президенте» (законопроекте «Об организации временной исполнительной власти при Учредительном Собрании…» ), в задачи которого входили бы выражение внутри- и внешнеполитического курса и защита государственного суверенитета до окончательного утверждения основ политической системы российской Конституантой .
Генерал-лейтенант Д. В. Филатьев писал в своих воспоминаниях об этом :
18 ноября в Омске , хотя и в малоудачной процессуальной форме, свершилось то, что по логике государственного разума должно было свершиться в Петрограде после отречения Великого Князя Михаила Александровича . Будь Государственной Думой избран тогда же Верховный Правитель как несменяемый до Учредительного Собрания носитель власти, Россия не скатилась бы в пропасть.
Показательно, как сам Колчак оценивал своё новое положение Верховного Правителя. В письме в Париж своей супруге С. Ф. Колчак от 15 октября 1919 г. он писал :
Мне странно читать в твоих письмах, что ты спрашиваешь меня о представительстве и каком-то положении своём как жены Верховного Правителя… Я не являюсь ни с какой стороны представителем наследственной или выборной власти. Я смотрю на своё звание как на должность чисто служебного характера.
Полномочия Верховного правителя во многом копировали российское дореволюционное законодательство. По статье 47-й Свода основных законов «Правителю Государства полагался Совет Правительства; и как Правитель без Совета, так и Совет без Правителя существовать не могут». Согласно статье 48-й, членов Совета назначал сам Правитель. В компетенцию Совета подпадали «все без изъятия дела, подлежащие решению самого Императора и все те, которые как к Нему, так и в Совет Его поступают» (по статье 50-й — все дела, касающиеся направления внутренней и внешней политики). Согласно статье 51-й, «Правитель имеет голос решительный» при обсуждении всех вопросов.
По «Конституции 18 ноября 1918 г.» законодательная власть и инициатива осуществлялись Верховным правителем и Советом министров «совокупно». Совмину вменялось проводить предварительные обсуждения всех законов, и без его санкции не мог вступить в силу ни один закон. При этом Верховный правитель имел право «абсолютного вето». В случае отказа Верховного правителя от звания, долговременного отсутствия или «тяжкой болезни» его функции выполнял Совет министров (en corpore) .
9 мая 1919 г. Российское правительство утвердило символику Верховного правителя — флаг и брейд-вымпел с двуглавым орлом , без знаков императорской власти :38 .
24 июня 1919 года заместителем Верховного Главнокомандующего в целях «обеспечения непрерывности и преемственности верховного командования» был назначен Главнокомандующий Вооружёнными силами на Юге России генерал-лейтенант А. И. Деникин .
В начале декабря 1919 года А. В. Колчак поднял перед своим правительством вопрос об «отречении в пользу Деникина». 22 декабря Совет министров Российского правительства принял следующее постановление: «В целях обеспечения непрерывности и преемства всероссийской власти Совет министров постановил: возложить обязанности Верховного Правителя на случай тяжкой болезни или смерти Верховного Правителя, а также на случай отказа его от звания Верховного Правителя или долговременного его отсутствия на Главнокомандующего Вооружёнными силами на Юге России генерал-лейтенанта Деникина» .
4 января 1920 года А. В. Колчак издал в Нижнеудинске указ, которым «ввиду предрешения… вопроса о передаче верховной всероссийской власти Главнокомандующему Вооружёнными силами на Юге России генерал-лейтенанту Деникину, впредь до получения его указаний, в целях сохранения на нашей Российской Восточной Окраине оплота государственности на началах неразрывного единства со всей Россией» предоставлял «всю полноту военной и гражданской власти на всей территории Российской Восточной Окраины , объединённой российской верховной властью», генерал-лейтенанту Г. М. Семёнову .
Как свидетельствует в своих мемуарах сам Деникин, в обстановке тяжёлых поражений Вооружённых сил Юга России и политического кризиса он счёл совершенно неприемлемым «принятие соответственного наименования и функций» и отказался от принятия титула Верховного правителя, мотивируя своё решение «отсутствием официальных сведений о событиях на Востоке» .
4 апреля 1920 г. Деникин под давлением генералитета был вынужден передать пост Главнокомандующего ВСЮР (вскоре после этого преобразованных в Русскую армию ) генерал-лейтенанту барону П. Н. Врангелю и в тот же день отбыл в Англию. Врангель принял назначение и издал приказ о вступлении в должность. 6 апреля заседавший в Ялте Правительствующий Сенат издал указ, в котором заявил, что «новому народному вождю» отныне «принадлежит вся полнота власти, военной и гражданской, без всяких ограничений». 11 апреля П. Н. Врангель принял титул «Правителя и Главнокомандующего Вооружёнными силами на Юге России» .
Летом 1920 года А. И. Гучков обратился к Деникину с просьбой «довершить патриотический подвиг и особенным торжественным актом облечь барона Врангеля… преемственной всероссийской властью», однако тот отказался подписать такой документ .
Вскоре после эвакуации белых из Крыма 5 апреля 1921 года в Константинополе был создан Русский совет при Главнокомандующем Русской армией под председательством П. Н. Врангеля, мыслившийся его создателями, как прообраз российского правительства в изгнании . Однако, им не удалось добиться признания его в таком качестве ни иностранными правительствами, ни даже другими эмигрантскими группировками. В итоге, 20 сентября 1922 года Русский совет прекратил свою деятельность.
1 сентября 1924 года распоряжением генерала Врангеля на базе структур Русской армии был создан Русский общевоинский союз — политическая организация, не претендующая на публично-правовые функции. На этом данная линия российской публичной власти завершается.