Павлова, Анна Юрьевна
- 1 year ago
- 0
- 0
А́нна Па́вловна Па́влова (настоящее отчество Матве́евна ; 12 февраля 1881 — 23 января 1931 ) — русская артистка балета , прима-балерина Мариинского театра в 1906—1913 годах, одна из величайших балерин XX века. После начала Первой мировой войны поселилась в Великобритании , постоянно гастролировала со своей труппой по всему миру, выступив более чем в 40 странах и во многих из них впервые представив искусство балета . Гастроли Анны Павловой способствовали утверждению мировой славы русского балета. Хореографическая миниатюра-монолог « Умирающий лебедь » в исполнении балерины стала одним из высоких эталонов русской балетной школы.
Анна Павлова родилась в Петербурге 31 января ( 12 февраля ) 1881 года, как свидетельствует метрика, в госпитале лейб-гвардии Преображенского полка на Кирочной улице , где служил её отец — Матвей Павлович Павлов . По некоторым данным, этот отставной солдат происходил из рода евпаторийских караимов , его настоящее имя было Шабетай Шамаш (Матвей) , а скончался он через несколько лет после рождения дочери и был погребён на Красненьком кладбище в Петербурге (там же впоследствии похоронили и его законную жену Любовь Фёдоровну Павлову, мать Анны) [ источник не указан 1510 дней ] . Слухи о возможном происхождении Анны Павловой от известного еврейского банкира, коммерции советника Лазаря Соломоновича Полякова основываются на мемуарах сыновей Лазаря Полякова, с которыми воспитывалась девочка и которой Лазарь Соломонович дал образование. Кроме того, Сол Юрок ссылается на её признание ему перед своей смертью. Отчество «Павловна» появилось уже много позже как артистическое имя. Так, например, Фокин в письме к Павловой 1924 года использовал обращение Анна Павловна .
В детстве Анна вместе с матерью жила в Петербурге и в дачном посёлке Лигово , где у Павловых был деревянный дом. Посмотрев балет « Спящая красавица », девочка утвердилась в желании стать балериной. В 10-летнем возрасте будущая звезда балета сделала первые шаги на пути к цели, поступив в Императорское театральное училище , где среди её педагогов были А. А. Облаков , Е. О. Вазем и П. А. Гердт . В 1899 году, после выпускного экзамена, Анну Павлову приняли в труппу Мариинского театра .
Как во время учёбы, так и по её окончании, уже на сцене Мариинского театра, молодую танцовщицу называли «Павловой 2-й», чтобы отличить от однофамилицы Варвары Павловой: та была старше, но впоследствии оказалась гораздо менее известной. Мариус Петипа в мемуарах упоминает педагога Е. П. Соколову , в классе усовершенствования которой в 1902—1904 годах «учились и г-жа Павлова 2-я, и Седова , и Трефилова , и сделали под ее руководством огромные успехи» . В дневнике М. И. Петипа отзывался о Павловой как об ученице Е. П. Соколовой . Павлова посещала Петипа для прохождения с ним сцен из балетов , обращалась к балетмейстеру за советами для совершенствования исполнения заглавной партии в « Жизели » и при подготовке своей партии в « Корсаре » .
Минуя кордебалет , Павлова сразу же стала получать ответственные «афишные» партии в классических балетах. Её сценический дебют в качестве артистки Императорских театров состоялся 19 сентября 1899 года в « Тщетной предосторожности », где она исполнила па-де-труа со Стасей Белинской и Георгием Кякштом . Вскоре последовали Зюльма в « Жизели », Диана в « Царе Кандавле », па-де-труа и Вариация Снега в « », Фея Кандид в « Спящей красавице ».
Партнёрами Павловой выступали Михаил Обухов , Сергей Легат , Николай Легат . В самом начале творческой карьеры балерины одним из её партнёров был Михаил Фокин — их первое совместное выступление состоялось 29 декабря 1899 года в балете «Марко Бомба» и было закреплено успехом 10 сентября 1900 года в « Пробуждении Флоры » .
В следующие сезоны среди новых партий Павловой были па-д’эсклав, па-де-труа и Гюльнара в « Корсаре », Принцесса Флорина в «Спящей красавице», па-де-труа в « Пахите » (все — 1901), Жуанита в « Дон-Кихоте » (1902). В 1902 году получила свою первую балеринскую партию, исполнив роль Никии в « Баядерке ». Затем последовали заглавная партия в « Жизели » и Рамзея в « Дочери фараона » (1903), Пахита в одноименном балете и Медора в « Корсаре » (1904), Китри в « Дон-Кихоте » (1905), Аспиччия в « Дочери фараона » (1906), Одетта и Одиллия в « Лебедином озере » и Низия в « Царе Кандавле » (1909). Кроме классических партий, Павлова также любила выступать в хара́ктерных танцах : в её репертуаре были панадерос в « Раймонде » (1906), фанданго в « Кармен » (1908), уральская плясовая в « Коньке-Горбунке ».
Став одной из ведущих танцовщиц труппы, в 1906 году Павлова получила звание балерины и блистала среди лучших исполнительниц петербургской балетной сцены начала XX века, таких как Кшесинская , Преображенская , Карсавина . Однако М. И. Петипа в интервью 2 мая 1907 года, отвечая на вопрос, кого из нынешних балерин он считает лучшей, заявил: «Выделить я никого не берусь. У Павловой 2-й свои достоинства, у Преображенской другие и т. д.» .
Большое влияние на исполнительскую манеру Анны Павловой оказала совместная работа с балетмейстерами Александром Горским и особенно Михаилом Фокиным.
В личной жизни в те годы единственным человеком, которого Павлова приблизила к себе, был богатый дворянин Виктор Дандре. Он был образованным, увлекался искусством, и сумел своими ухаживаниями завоевать балерину. Павлова полюбила его и согласилась жить в съёмной квартире, предоставленной Дандре в столице. В ней находился большой танцевальный зал для репетиций балерины. Но Павлова тогда считала, что в жёны Дандре её не возьмёт из-за происхождения, и на некоторое время она отдалилась от него [ источник не указан 100 дней ] .
В театральном училище Фокин учился на курс старше Павловой. Одна из первых постановок Фокина, пятая по счёту — дивертисмент «Виноградная лоза» на музыку А. Г. Рубинштейна , в которой начинающий балетмейстер танцевал па-де-де с Павловой, была удостоена поощрительной похвалы в записке Мариуса Петипа . В балете « Эвника » Фокин для Павловой в роли Актеи поставил «Танец семи покрывал» . В своих воспоминаниях о создании балета « Египетские ночи » Фокин описал историю «Танца со змеёй», поставленного для Павловой с живым гадом .
22 января 1907 года на благотворительном вечере в Мариинском театре Анна Павлова впервые исполнила поставленную для неё М. Фокиным хореографическую миниатюру « Лебедь » (несколько лет спустя распространилось название «Умирающий лебедь») , ставшую впоследствии одним из символов русского балета XX века . В. М. Красовская цитировала слова одной из первый рецензий: «Если можно балерине на сцене подражать движениям благороднейшей из птиц, то это достигнуто: перед вами лебедь» .
В 1909 году Фокин предполагал, что роль Хлои в несостоявшейся петербургской постановке балета « Дафнис и Хлоя » будет исполнять Павлова . В 1913 году в Берлине после ухода из антрепризы Дягилева для труппы Анны Павловой Михаил Фокин создал два балета: «Прелюды» на музыку одноимённой симфонической поэмы Ференца Листа и «Семь дочерей горного короля» на музыку Александра Спендиарова .
Участие Павловой в премьерных постановках Фокина :
Павлова танцевала партию Армиды в премьерном спектакле «Павильон Армиды» 19 мая 1909 года в « Русских сезонах » Сергея Дягилева в Париже , а 2 июня выступала на парижских премьерах балетов « Сильфиды » и «Клеопатра» (название 2-й редакции «Египетских ночей») . В воспоминаниях о дягилевском сезоне 1909 года С. Л. Григорьев писал: «Анна Павлова была на высоте. Она воплощала саму сущность романтического, воздушного, неземного, была олицетворением сильфиды, и если Нижинского сопоставляли с Вестрисом, то Павлову — с Марией Тальони » . Участие в антрепризе Дягилева положило начало мировой известности балерины . Так, присутствовавший на выступлениях Павловой директор Метрополитен-оперы подписал с ней месячный контракт . Афиша работы В. Серова с замершей в арабеске Павловой стала одной из эмблем «Русских сезонов».
После первого Русского сезона в Париже А. П. Павлова, М. М. Фокин, В. Ф. Нижинский и С. Л. Григорьев были удостоены степени командора Ордена Академических пальм .
По различным причинам Павлова ушла из труппы Дягилева, но согласилась исполнить заглавную роль в «Жизели» на гастролях Русского балета в Лондоне. Об этом выступлении в октябре 1911 года С. Л. Григорьев писал следующее: «В последние годы Павлова появлялась на крупных музыкальных площадках по большей части в концертных номерах, и все ждали увидеть великую артистку в достойной её роли. Публика не разочаровалась. Было трудно определить, в котором из актов она лучше. В первом проявился её огромный драматический дар, во втором — бесподобное слияние с музыкой. Это было редчайшее сочетание, обусловившее огромный успех. Главную мужскую роль великолепно исполнил Нижинский. Благодаря искусству этих двух мастеров „Жизель“ прочно вошла в наш репертуар» .
В 1907 году Анна Павлова и Адольф Больм возглавили небольшую труппу из 20 артистов для гастролей за границей, в которую в частности вошли Э. И. Вилль , , И. С. Неслуховская, Е. Д. Полякова, Е. П. Эдуардова , И. Н. Кусов, М. К. Обухов , А. В. Ширяев . Первые гастроли прошли в городах Европы весной 1908 года. Тогда партнёром Павловой выступал Больм. В репертуар вошли балеты «Жизель», «Пахита», «Волшебная флейта», «Привал кавалерии», второй акт «Лебединого озера» и дивертисмент. Партнёр — Больм . Ф. В. Лопухов вошёл в состав труппы не без протекции А. В. Ширяева и напоминал, что эти гастроли начались до организации Русских сезонов А. Н. Бенуа и С. П. Дягилева, а репертуар состоял из балетов «Тщетная предосторожность», «Очарованный лес» и номеров дивертисмента .
На гастролях других годов Павлова выступала с разными партнёрами. Танец «Вакханалия» из балета « » Глазунова с Михаилом Мордкиным обрёл мировую известность . Павлова гастролировала во многих странах мира вместе со своей собственной труппой, имела огромный концертный репертуар и напряжённый график выступлений. С 1909 года Павлова начала сочинять собственные лирические миниатюры, вдохновлённые «Лебедем» Фокина. Гастроли способствовали созданию балериной собственного жанра, который Ю. Д. Беляев назвал «хореографической мелодекламацией» . К таким номерам относятся «Стрекоза» на музыку Крейслера, «Бабочка» на музыку Дриго, «Ночь», «Калифорнийский мак». В 1910-х годах возвращение на родину уже могло расцениваться как «русские гастроли». Последнее выступление балерины в Мариинском театре состоялось в 1913 году, а в России — в 1914 году: 31 мая в Петербурге, 3 июня в Москве, 7 июня в Павловском вокзале , когда своим партнёром Павлова избрала А. Н. Обухова . С началом Первой мировой войны обосновалась в Англии и в Россию больше не возвращалась.
В 1921—1925 годах организатором гастролей Анны Павловой в США был американский импресарио российского происхождения Соломон Юрок . В 1921 году Анна Павлова также выступала в Индии , завоевав внимание публики в Дели , Бомбее и Калькутте . Имя Павловой ещё при жизни балерины стало легендарным .
В 1925 году Анна Павлова посетила школу Ольги Преображенской и для участия в гала-концерте 8 июня 1925 года во дворце Трокадеро отобрала среди учениц Ирину Гржебину, Нину Тихонову , Нину Юшкевич . Дебют у Анны Павловой самой юной из воспитанниц Преображенской — Тамары Тумановой — стал тогда для подающей большие надежды танцовщицы путёвкой в жизнь .
После распада Русского романтического театра в 1926 году балетмейстером в был Б. Г. Романов . Балетмейстером антрепризы также был И. П. Хлюстин .
Последние годы Павлова мечтала вернуться на родину, но её желание не было осуществлено [ источник не указан 100 дней ] .
В январе 1931 Павлова поехала в Гаагу и там почувствовала себя плохо. Вызваный доктор обнаружил, что лёгкие балерины наполнены жидкостью, и предложил немедленную операцию, но ему не поверили. Позже доктора поставили Павловой дренажную трубку, однако время было упущено [ источник не указан 100 дней ] . Павлова скончалась в Гааге от гнойного плеврита во время гастролей 23 января 1931 года (простудилась, репетируя в холодном неотапливаемом зале). Согласно биографам, перед смертью балерина произнесла: «Приготовьте мой костюм лебедя!».
Павлова хотела, чтобы её кремировали согласно древнеиндийскому обряду, и Виктор Дандре, бывший с ней в Гааге, выполнил её завещание [ источник не указан 100 дней ] . Урна с прахом Анны Павловой находится в закрытом колумбарии крематория Голдерс-Грин в Лондоне . Рядом с ней покоится прах её гражданского мужа и импресарио Виктора Дандре .
Павлову сожгли, и рассказывают, что пепла было так много, что он не уместился в урну и его предложили присутствующим, которые завернули остатки в газетную бумагу и унесли. Константин Сомов
из письма к сестре от 23.02.1931
В. Я. Светлов присутствовал на первом появлении воспитанницы Павловой перед публикой на сцене Михайловского театра и поставил воздушной и эфемерной, хрупкой и изящной, как севрская статуэтка , молодой дриаде «с наивным личиком южной испанки», в аттитюдах и позах которой «чувствовалось что-то классическое», высший балл: двенадцать, тут же прибавив плюс. Уже тогда критик писал, что нечто давало возможность «предугадывать в этой хрупкой танцовщице будущую большую артистку» .
Павлова была одарена «редкой тайной нарушать законы земного тяготения и с необычайной лёгкостью порхать в воздухе», общее же впечатление от классических танцев артистки — обаятельность . Не распространяясь о незначительных и мелких недочётах в не совсем отчётливо исполненных пируэтах разных ролей, Светлов о Павловой в «Баядерке» писал следующее: «Это — сама муза Терпсихора , воплотившаяся в лице нашей молодой танцовщицы. Каждый её танец, каждый костюм, каждая линия её поз, каждое её движение и каждая остановка — шедевры лёгкости, красоты и скульптурной пластики; я уже говорил о её элевации, воздушности и полётах — всё это вне конкурса. Мимика её в этом балете полна настроения и выразительности. В её игре и танцах — несомненный feu sacré [священный огонь], та священная искра искусства, которая согревает и освещает произведение настоящего художника. В ней есть что-то своё, оригинальное, её одной принадлежащее, и полное отсутствие рутины, банальщины и шаблона». Первый же выход Павловой в «Баядерке» на сцене Мариинского театра был удостоен «бурных и восторженных оваций» .
Тамара Карсавина высказывалась о невозможности сравнения двух великих танцовщиц — Матильды Кшесинской и Анны Павловой — в «священном» балете « Баядерка »: «Лишь настоящие балерины допускались к исполнению заглавной роли. <…> Обе они были несравненны и вместе с тем несравнимы друг с другом, настолько разнились они по своему дарованию. В то время как сила Кшесинской заключалась в драматичности исполнения сцены, где она гибнет от руки соперницы, Павлова в акте теней поражала своей воздушностью — плоти в ней казалось не более, чем в снежинке» .
По мнению Ф. В. Лопухова, Анна Павлова была кумиром и балетным идеалом как старшего, так и младшего поколений: «Она и в самом деле стояла первой в списке мастеров русского балета» . В своих воспоминаниях балетмейстер попытался опровергнуть ранее разделяемое им распространённое мнение «будто Павлова — артистка тальониевского типа», причисляя балерину не к наследницам французского романтизма 30-х годов XIX века, а скорее к представительницам русской романтики, расценивая её как зачинательницу балетной романтики XX века . Ф. В. Лопухов писал: «У неё был мягкий, хотя и не очень большой прыжок. Павловские développés , арабески и аттитюды прекрасны по форме. Она не злоупотребляла вращениями, но делала все пируэты и вращения, вплоть до фуэте, окрашивая их русской романтикой и лирикой. Внешний облик Павловой не имел ничего общего со славянским, но её лицо скорее напоминало еврейку. А душа Павловой была славянская» . Согласно Лопухову, напрасно балерину отождествляют с «Умирающим лебедем», так как «Павлова воспевала радость больше, чем горе; тема счастья, а не страдания, была её главной темой» .
Классик латиноамериканской поэзии Рамон Лопес Веларде посвятил балерине стихотворение «Анна Павлова», заканчивающееся словами: «говорит с нами Бог на языке твоих ног!» (перевод В. Андреева ) .