Interested Article - Документальное кино

Документа́льное кино́ — вид киноискусства, материалом которого являются съёмки подлинных событий. Его появление непосредственно связано с зарождением кинематографа. Первые съёмки пионеров кино братьев Люмьер 1895 года были осуществлены с натуры.

Британский продюсер и режиссёр документальных и учебных фильмов Джон Грирсон (именно он в 1926 году в своей рецензии на фильм американского режиссёра Роберта Флаэрти « Моана южных морей » впервые в англоязычном мире употребил термин «документальный») определял документальность в кино как «творческую разработку действительности» .

Произведения мастеров-документалистов нередко поднимаются до серьёзных философских обобщений.

В документальном кино применяется как постановочная, так и репортажная съёмка, а также используются архивные материалы. Применяемый в игровом кино приём реконструкции исторических событий к документалистике не относится.

Определение

Термин «документальный фильм» вошёл в употребление в конце 1920-х годов . В рецензии на фильм Роберта Флаэрти « Моана южных морей », опубликованной 8 февраля 1926 года в газете The New York Sun , Джон Грирсон отметил его «документальную ценность». Однако ещё до Грирсона во Франции этим термином обозначались фильмы, основанные на материалах, снятых во время путешествий . Позже сам Грирсон указывал на французские корни своего определения . В 1933 году в эссе «Документальный продюсер» он определил документальное кино как «творческую разработку действительности».

В СССР понятие «документальный фильм» распространилось прежде всего благодаря критикам Николаю Лебедеву и Владимиру Ерофееву . В августе 1926 года в своих статьях они впервые стали употреблять это определение, сославшись на его широкое использование во Франции. 10 декабря 1926 года в своей речи, посвящённой познавательному кино, на собрании членов Ассоциации революционных кинематографистов (АРК) Ерофеев говорил о «неигровом и документальном кино». Распространённое до этого в русском языке определение «неигровой фильм» с течением времени вышло из обихода .

Общая систематика

В систематике продукции экранных искусств (таких как кино, телевидение , мультимедиа ), независимо от темы и изображаемого объекта, принято основное разделение на игровые и неигровые фильмы.

К первым относят продукты драматического действия, ко вторым — все остальные (то есть те, основа, сущность, «движущая сила» которых не является драматическим действием).

Соответственно, они также отличаются и драматургически. При этом в произведениях документалистики могут использоваться как фрагменты игровых фильмов, так и элементы инсценировки, провокации, другие постановочные приёмы, придуманные специально.

Первые документальные фильмы были сняты ещё на заре кинематографа. Например, « Выход рабочих с фабрики » или « Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота » 1895 года Огюста и Луи Люмьеров — это репортажная хроника, а их же «Нью-Йорк: Бродвей и площадь Юнион» 1896 года — другой вид документального наблюдения, так называемые «жанровые сценки».

Задачи документалистики

Объединяет их общая для всего документального кино задача: « рассказать нам о мире, в котором мы живём » (Хью Бэдли).

Техника

Современное фильмопроизводство чаще всего использует комбинацию доступных техник, однако в итоге продукт представляется для проката на каком-либо одном носителе («переводится в формат»).

Средства проката

Поджанры документального кино

Документальная анимация

Использование анимации в документалистике имеет уже столетнюю историю: первым документальным анимационным фильмом считается « Гибель «Лузитании» » 1918 года. Использование мультипликации существенно раздвигает рамки возможностей, позволяя показать события, которые не удалось снять вживую.

Образовательные фильмы

Ещё одна категория фильмов, которую по распространённой и уже укоренившейся ошибке относят к документальному кино, — это образовательные (учебные) фильмы, предназначенные для показа в школах и других учебных заведениях. Исследования показывают, что учебный материал, преподнесённый в виде фильма, усваивается гораздо лучше, чем тот же материал, пересказанный учителем [ источник не указан 4123 дня ] . Возможная причина кроется в наглядности и отшлифованности подачи материала (неудивительно, ведь в кино возможно много дублей). Практика показа учебных фильмов широко распространена на Западе и особенно в США [ источник не указан 4123 дня ] . В СССР и России показ учебных фильмов не был так распространён вплоть до конца прошлого века . Возможно, это связано с высокой стоимостью оборудования для таких показов. В настоящее время существуют специальные телевизионные каналы, круглосуточно показывающие только образовательные и научно-популярные документальные фильмы [ какие? ] .

Художественно-документальное кино

Художественно-документальное кино является смешанным жанром на основе документалистики. Большую часть таких фильмов составляют документальные кадры, но при этом часть отсутствующего или недоступного документального материала заменяется реконструкцией событий в исполнении профессиональных или непрофессиональных актёров. Примером такого кино является фильм Романа Кармена « Вьетнам », в котором из-за того, что вьетнамские власти опасались за безопасность советских кинооператоров, многие исторические сцены недавних боёв были инсценированы. При этом в начальных титрах Роман Кармен указал, что фильм «художественно-документальный». В наше время художественно-документальных фильмов с игровой реконструкцией событий силами драматических актёров появляется всё больше, но современные кинорежиссёры уже не считают нужным утруждать себя предупреждением зрителя о наличии в «документальном» фильме постановочных кадров, что постепенно сближает такое кино с псевдодокументалистикой .

Докудрама

Докудрама или «документальная драма» — современный популярный «гибридный» жанр игрового кино , но не являющийся документальным по сути, делающий упор на воспроизведение исторических событий силами драматических актёров, но внешне подающийся в форме документального или научно-популярного фильма. Примерами докудрамы являются популярные исторические и историко- биографические сериалы BBC , такие как « Древний Рим: Расцвет и падение империи » (Ancient Rome: The Rise and Fall of an Empire) или « » (Warriors. Heroes and Villains).

Псевдодокументальное кино

Псевдодокументальное кино или т. н. «мокьюментари», описывает вымышленные события, выдавая их за действительные: например, телепередача BBC об урожае спагетти в Швейцарии , американский проект « Ведьмы из Блэр », российский фильм « Первые на Луне ». Фильмы этого жанра используют сюжетное построение и эстетику, подчёркнуто заимствованные из документального кино.

Стили и методы документального кино

Американский кинокритик и теоретик кино, автор многих научных работ типологизировал стили и методы, имеющиеся в арсенале режиссёров-документалистов:

  • поэтический ;
  • разъясняющий ;
  • участвующий ;
  • наблюдательный ;
  • рефлексивный ;
  • перформативный .

Причём, каждый фильм — это сочетание нескольких методов .

Российское и советское документальное кино

Первым документальным фильмом в Российской империи стал «Вид харьковского вокзала в момент отхода поезда с находящимся на платформе начальством» (1896 год). В 1909 году Владислав Старевич снимает два фильма из жизни насекомых — «Жизнь стрекоз» (230 метров плёнки) и «Жуки-скарабеи» (150 метров). В 1910 году Старевич решил снять документальный фильм о жуках-оленях, в частности — битву двух самцов-рогачей за самку. Однако выяснилось, что при необходимом для съёмки освещении самцы становятся пассивными. Тогда Старевич придумал сделать из панцирей рогачей муляжи и снять нужную ему сцену покадрово. Снятый им, таким образом, фильм « Lucanus Cervus » был одним из первых в мире кукольным анимационным фильмом.

В советское время документальное кино было и востребовано властью и пользовалось популярностью. Документальные фильмы не только освещали новости, но и были инструментом коммунистической пропаганды , служили государственным интересам.

Особенную роль сыграли киножурналы , демонстрировавшиеся практически перед каждым сеансом художественного фильма.

Центральное место в производстве кинопериодики второй половины двадцатых годов занимает еженедельный «Совкино-журнал», напоминающий современные « Новости дня ». Журнал монтировался из репортажных снимков наиболее актуальных текущих событий и предназначался для общей киносети. <…> В союзных республиках и наиболее крупных областных центрах выпускаются киножурналы республиканского и областного значения. В Харькове издаётся украинский «Кино-Тыджень», в Минске — белорусский киножурнал, в Тбилиси — грузинский, в Ростове-на-Дону — северокавказский, в Свердловске — уральский.

Более значительным политическим и культурным событиям посвящаются специальные киноочерки, например: «Пятнадцатый партсъезд», «Шахтинский процесс», «Подписание советско-персидского договора», «Приезд Горького», «Всесоюзный праздник физкультуры» .

Ряд талантливых советских режиссёров-документалистов, несмотря на все трудности, смогли пробиться и создать несколько фильмов, которые вошли в золотой фонд мирового документального киноискусства. Особенно следует отметить режиссёров Дзигу Вертова , Льва Кулешова , Романа Кармена , Артавазда Пелешяна и Михаила Ромма .

Современное российское неигровое кино — это сотни разных студий во многих регионах Российской Федерации . Это тысячи фильмов и документальных телепрограмм, созданных с 1991 года. Этот огромный материал плохо изучен и пока недостаточно востребован (из сотен снятых на государственные деньги в 2010-е д/фильмов на экран попали разве что десяток-другой).

Кинофестивали документальных фильмов

По состоянию на 2008 год аккредитацию FIAPF имеют три фестиваля документальных фильмов:

Прочие

См. также

Комментарии

  1. «… фильм не стремится выдвинуть теорию и подтвердить её фактами, здесь важнее эстетика: композиция, постановка кадра, ритм повествования» .
  2. «сценарий собирает все перечисленные в фильме факты воедино и складывает из них определенную версию событий или точку зрения» .
  3. «снято взаимодействие между документалистом и объектом исследования, при котором сам документалист не наблюдает событие, а активно в нем участвует» .
  4. «Документалистика наблюдения стремится к реализму: документалист показывает реальность, включив камеру и не вмешиваясь в процесс. Это „кино без комментариев“» .
  5. «Такие фильмы разоблачают сам процесс съемки, рассуждают о том, как делается документальное кино и как оно влияет на героев своего повествования» .
  6. «… документалист показывает общественно-политическую или историческую реальность через призму своего личного опыта» .

Примечания

  1. , с. 5.
  2. , с. 11.
  3. Россия и Германия в XX веке. Том 2: Бурные прорывы и разбитые надежды. Русские и немцы в межвоенные годы. – М.: АИРО-ХХI, 2010, c. 535.
  4. Россия и Германия в XX веке. Том 2: Бурные прорывы и разбитые надежды. Русские и немцы в межвоенные годы. – М.: АИРО-ХХI, 2010, c. 535.
  5. Чупрова Вероника. . Первое кино (22 декабря 2018). Дата обращения: 1 марта 2023. 19 августа 2022 года.
  6. Н. А. Лебедев. Очерки истории кино СССР. Немое кино: 1918—1934 годы. от 30 июня 2009 на Wayback Machine

Литература

  • Правда кино и киноправда / Под редакцией С. В. Дробашенко. — М. : Искусство, 1967. — 336 с.
  • Бэдли Х. Техника документального кинофильма / Пер. с англ. Ю. Л. Шер. — М. : Искусство, 1972. — 240 с.
  • Наумова К. М. Документальное и художественное в современном искусстве. — М. : Мысль, 1975. — 278 с.
  • Прожико Г. С. Экран мировой документалистики (очерки становления языка зарубежного документального кино). — М. : ВГИК, 2011. — 222 с.
  • Шергова К. А. Становление жанров документального телекино (1960-е — начало 2000-х гг.) . — М. : Академия медиаиндустрии, 2016. — 127 с. — ISBN 978-5-902899-21-1 .
  • Curthoys A., . . — * , 2004. — 278 p.

Ссылки

Источник —

Same as Документальное кино