Interested Article - Ходжа, Энвер

Энве́р Хали́л Хо́джа ( алб. Enver Halil Hoxha ; 16 октября 1908 года , Гирокастра , Османская империя 11 апреля 1985 года , Тирана , Народная Социалистическая Республика Албания ) — албанский революционер , государственный, политический, военный и партийный деятель. Руководитель социалистической Албании в 1944—1985 годах. Народный Герой Албании .

Занимал посты Первого секретаря ЦК Албанской партии труда (1941—1985), Председателя Совета министров (1944 /46—1954), министра иностранных дел (1946—1953) и министра обороны Албании (1944—1953), также был верховным главнокомандующим партизанских соединений , а после — Албанской народной армии (1944—1985) .

Придя к власти, он сосредоточился на восстановлении страны, которая осталась в руинах после Второй мировой войны . За более чем сорок лет его правления были достигнуты успехи в развитии албанской экономики , образования и здравоохранения, построена первая железнодорожная линия, созданы система высшего образования ( Академия наук Албании и Университет Тираны), профессиональный театр, телевидение; уровень грамотности взрослого населения вырос с 5 до 98 %, было достигнуто самообеспечение страны в области сельского хозяйства.

Вместе с тем, современные албанские исследователи критикуют Энвера Ходжу за серию политических репрессий, которые включали создание и использование лагерей принудительного труда, внесудебные убийства и казни, направленные против антикоммунистов, большая часть которых была осуществлена тайной полицией Сигурими . Уничтожались «предполагаемые нелояльные элементы» среди членов правящей партии, был введён полный запрет на любую религиозную деятельность, происходило массовое разрушение церквей.

Во внешней политике первоначально ориентировался на Югославию и СССР , но встал на позицию последнего в советско-югославском конфликте . После начала десталинизации в СССР Албания разорвала с ним отношения и стала развивать тесное сотрудничество с маоистским Китаем . Но приход к власти реформистов в Китае привёл к разрыву отношений и с этой страной, в результате чего возникла фактически самобытная идеология ходжаизм , принятая также некоторыми организациями, считающими политику СССР и Китая « ревизионистской » и не соответствующей идеологии марксизма-ленинизма .

До прихода к власти

Дом в Гирокастре, где прошли детские годы Э. Ходжи (ныне музей)

Ходжа родился в городке Гирокастра на юге Албании , которая в то время входила в состав Османской империи. Его родители принадлежали к секте бекташей : неортодоксальному направлению в исламе , игравшему значительную роль в национально-освободительном движении албанцев. В семье с уважением относились к вере предков, и отец водил Энвера перед поездкой во Францию за благословением к одному из духовных лидеров бекташей. Дед Ходжи Бекир был участником Призренской лиги — первой значительной политической организации албанцев. Отец его, торговец тканями, постоянно был в разъездах по Европе, поэтому воспитанием занимался в основном его дядя, Хисен Ходжа. Хисен Ходжа был сторонником независимости Албании (Энверу было четыре года, когда Албания получила независимость ) и борцом против репрессивной политики правительств, которые руководили страной после обретения самостоятельности. Энвер проникся идеями дяди, в особенности после того, как в 1928 году к власти в стране пришёл король Зогу .

В 1926 году Ходжа окончил начальную школу в Гирокастре, затем лицей в городе Корче (летом 1930 года). Увлекался музыкой, писал стихи, организовывал диспуты и литературные вечера. К 25 годам Энвер, успевший овладеть французским и турецким языками, публиковался в прессе и начал знакомиться с трудами Маркса , Энгельса , Ленина и Сталина .

Энвер Ходжа в 18 лет

В октябре 1930 года Ходжа поступил в университет Монпелье во Франции на факультет естественных наук, где учился на государственную стипендию, но вскоре был отчислен. Партийная историография приводит причину — приверженность социалистическим идеям. С 1934 по 1936 год был секретарём консульства Албании в Брюсселе , а также изучал право в Брюссельском свободном университете и входил в студенческий кружок под руководством Лазара Фундо .

Ходжа познакомился с деятелями албанской секции Французской компартии , а также с такими видными коммунистическими деятелями, как Марсель Кашен , Морис Торез , Анри Барбюс , Луи Арагон . Ходжа сотрудничал в « Юманите », редактировал албанский коммунистический бюллетень. Он восхищался деятельностью Сталина и ВКП(б) , считая, что Албании нужна именно такая партия. Энвер переводил на албанский важнейшие речи Сталина, постановления большевистской партии, выступления лидеров Коминтерна . Энвер Ходжа, будучи членом Французской компартии, в 1935—1936 годах побывал в Бельгии , где вступил в Бельгийскую компартию , публиковался в её печатных органах.

В своих статьях Ходжа критиковал троцкистов , бухаринцев , «албанских монархо-фашистов» (режим Зогу). Греческая и итальянская секции Коминтерна помогли Ходже наладить связи с коммунистическим подпольем в Албании, которое стремилось сформировать свою коммунистическую партию.

Весной 1936 года вернулся в Албанию и стал преподавать французский язык в городе Корча . В Албании тогда существовало много коммунистических групп, Ходжу избрали в руководящий состав коммунистической группы Корчи и Тиране , а в своём родном городе Гирокастре он возглавил такую группу.

В 1938 году в парижской больнице умер от чахотки лидер корчинских коммунистов Али Кельменди . Ходжа, поддержанный греческой и французской секциями Коминтерна и лично Г. Димитровым , возглавил эту группу.

Визит в Москву

Жизнь революционера — нелегальное положение, запрет на работу в Албании, аресты — придавала Ходже образ «борца за народное дело» и приносила ему известность в среде албанской оппозиции .

Борьба с оккупантами

Когда в апреле 1939 года Албанию оккупировали войска Муссолини , Ходжа лишился учительской работы за отказ вступать в Албанскую фашистскую партию.

Итальянский оккупационный суд заочно приговорил Ходжу к смерти. Но несмотря на это он активно занимался антифашистской деятельностью: организовывал в своей табачной лавке подпольные встречи, писал прокламации и статьи, организовывал, работая на нефтепромыслах, лесоразработках, в морских портах, профсоюзах, участвовал в акциях протеста против итальянских оккупантов.

Одновременно с этим он добивался руководящего положения в создававшейся тогда компартии Албании . В Албании участились диверсии и другие акты саботажа против итальянцев. Партизанские отряды всё чаще вступали в бои с оккупантами и коллаборационистами. Наиболее активным партизанское движение было в южной Албании, его руководителями являлись Ходжа, Шеху , Балуку , Леши , Муслим Пеза.

Партизан Энвер Ходжа

Ходжа организовал табачную лавку в Тиране , ставшую местом встреч небольшой коммунистической группы.

7 ноября 1941 года , в Тиране, подпольная конференция коммунистов при содействии югославских товарищей провозгласила создание Компартии Албании. Ходжа стал заместителем первого секретаря К. Дзодзе . Кроме того, он был утверждён в качестве главнокомандующего партизанскими формированиями .

1 января 1945 года Ходжа женился на 24-летней Неджмие Джуглини (1921—2020) , служившей в 1-й дивизии Национально-освободительной армии. Неджмие Ходжа стала единомышленницей и сподвижницей мужа во всех его начинаниях. Была членом ЦК, директором Института исследований марксизма-ленинизма и Высшей партийной школы, после смерти мужа возглавляла (так с 1946 года стал называться созданный в 1943 году Национально-освободительный фронт).

В декабре 1942 года советский комиссариат иностранных дел выступил с декларацией «О независимости Албании», в которой правительство Советского Союза всецело поддержало национально-освободительную борьбу албанского народа, заявив, что вопрос будущего государственного строя Албании является внутренним делом Албании и должен быть решён самим албанским народом. Это заявление было поддержано правительством США и Великобритания . После успешных операций Албанской народно-освободительной армии (АНОА) стратегическая инициатива в Албании полностью перешла к коммунистам. В сентябре 1943 года итальянская армия капитулировала и расположенная в Албании 9-я итальянская армия присоединилась к Албанским партизанам под предводительством Энвера Ходжи. Сержант Терцилио Кардинали возглавил созданный из её солдат партизанский отряд « Антонио Грамши ».

В октябре 1944 года немецкие войска в Албании были разгромлены, их остатки решили отступать на север, в Югославию, АНОА участвовала вместе с итальянцами в освобождении северо-западной Греции, а также Черногории, Македонии и Сербии (Косово). Таким образом, Албания стала одной из стран в Европе, освобождённой от фашистской оккупации без участия и помощи иностранных войск . С октября 1944 года Э. Ходжа стал премьер-министром и одновременно министром иностранных дел во вновь сформированном правительстве . Верховным главнокомандующим Энвер Ходжа оставался вплоть до своей кончины.

Социальные и экономические реформы

Связи между Албанией и СССР изначально были не слишком широки. 8 августа 1945 года премьер-министр Албании Энвер Ходжа направит письмо В. М. Молотову с просьбой о поставке в Албанию 25 тыс. тонн зерна. После проведённых переговоров между министром экономики Албании Медаром Штюллой и наркомом внешней торговли СССР А. И. Микояном, советская сторона ответила положительно на запрос Албании. Уже в августе 1945 года в Албанию прибыли первые советские пароходы с продовольствием, оборудованием, машинами, медикаментами. В страну стали приезжать геологи, нефтяники, конструкторы, преподаватели, врачи. Сотни албанских студентов начали обучаться в советских вузах. Ходжа сказал в том же году, что Албании предстоит индустриализация , коллективизация , «культурное перевоспитание народа» и она пойдёт по пути СССР .

Сразу после войны возникли противоречия насчёт организации Балканской Федерации , Югославия настаивала на скорейшей объединении Югославии и Албании в новой Федерации, тогда как СССР и Сталин выступили за иную формулу: Югославия и Болгария организуют федерацию и лишь затем к ней присоединяется Албания. Коммунистическая Партия Албании была подвержена влиянию югославов, именно поэтому вплоть до 1947 года советское руководство применяло формулу "Албания - спутница Югославии". Лишь после Советско-югославского конфликта Албания приобрела особое значение во внешней политике СССР. Про-югославская группа в Коммунистической Партии Албании была разгромлена, а её лидеры повешены. После этого, по совету советских товарищей, Албанская Коммунистическая Партия была легализована и на I-ом съезде Коммунистической партии Албании та была по прямому совету Сталину переименована в [[Албанская партия труда|Албанскую партию труда]. Первый Съезд Партии декларировал приверженность опыту СССР и ВКП(б), солидаризировался с Коминформбюро и призвал албанцев выполнять «сталинские пятилетки». В 1948—1951 годах в стране и партии развернулись массовые кампании по «борьбе с врагами народа и агентурой Тито». Согласно уголовному кодексу Албании ( 1948 ) максимальный срок ссылки или тюремного заключения составлял 30 лет. Был организован показательный процесс над «титовцами», по результатам которого был казнён партийный соперник Ходжи Кочи Дзодзе и приговорён к 20-летнему заключению его сподвижник Панди Кристо .

( 1952 ) объявил о завершении восстановления страны и её планомерном развитии. Первый 5-летний план Албании был разработан в советском Госплане . В Албании началась крайне ограниченная коллективизация сельского хозяйства, строительство электростанций и предприятий , перерабатывавших разнообразное албанское сырьё . Начали развиваться связи Албании с Китаем, Вьетнамом, КНДР, ГДР и другими странами народной демократии. В начале 50-х годов в Тиране и Дурресе были сооружены заводы- ЗИС и ЗИМ — подарок Сталина Албании. С помощью Югославии (До разрыва), а потом и СССР, строились железные дороги и школы, новые города и посёлки, оснащалась албанская армия.

В речи на XIX съезде КПСС Ходжа высказался о положительной роли Сталина, успехах СССР, периодически вяло критиковал США , Запад и Тито. Ещё будучи в Москве, Ходжа одобрил очередную внутрипартийную чистку в Албании, которая продолжалась до 1955 года . Вернувшись в Тирану в январе 1953 года , он чуть позже узнал о кончине Сталина.

5 марта 1953 года состоялись похороны И.В. Сталина. Ходжа, сославшись на внезапную болезнь, не присутствовал в те дни в Москве. В дальнейшем - Ходжа и Мао Цзэдун подозревали окружение Сталина в заговоре против него.

Внешняя политика

Внешне ничего не менялось: Ходжу, как и прежде, в советской прессе называли другом и союзником, а Албанию — братской страной. Но подспудно противоречия нарастали. Ходжа был не согласен с политикой либерализации уклада в СССР, проводимой Хрущёвым . На XX съезде КПСС , когда Хрущёв выступил с закрытым докладом о « культе личности » Сталина, Ходжа и Чжоу Эньлай в знак протеста покинули съезд, не дождавшись его закрытия.

Вскоре состоялись конференция тиранской парторганизации и ( 1956 ), где многие делегаты, под влиянием хрущёвского доклада в Москве, подвергли резкой критике Ходжу и Шеху. Существует версия, что эти выступления были предприняты в расчёте на поддержку хрущёвского руководства КПСС. Ответом стала новая кампания борьбы с «реставраторами капитализма», в ходе которой были репрессированы сотни оппонентов Ходжи и члены их семей. В частности, были казнены Дали Ндреу и Лири Гега , убит в эмиграции Панайот Плаку . В партийно-государственном руководстве закрепилось единовластие Ходжи. Вторую и третью позиции занимали Мехмет Шеху и Хюсни Капо .

Руководство Албании (вместе с лидерами КНР и КНДР ) отказалось от десталинизации географических названий и страны в целом. Более того, в канун 80-летия Сталина Э. Ходжа учредил [ источник не указан 4148 дней ] .

Летом 1959 года Хрущёв приехал в Албанию, надеясь заставить её лидеров изменить политику, и пригрозил прекратить помощь Тиране. Разногласия урегулировать не удалось. Осенью 1961 года на XXII съезде КПСС Н. С. Хрущёв, запуская новый виток десталинизации , подверг резкой критике Э. Ходжу и М. Шеху, обвинив их в массовых репрессиях против албанских коммунистов и беззакониях, творившихся в Албании. В ответ албанская сторона в декабре 1961 года разорвала дипломатические отношения с СССР (были восстановлены только летом 1990 года , уже после смерти Э. Ходжи и как начала распада социалистического лагеря , так и начала конца коммунистического режима в самой Албании ).

Разрыв с Албанией лишил СССР военно-морской базы на Балканах и способствовал падению авторитета Хрущёва. Официальный албанский взгляд на эти событии дан в романе Исмаиля Кадаре «Dimri i vjetmisë së madhe» (русский перевод «Суровая зима» 1992). Среди персонажей этой книги Ходжа, Хрущёв, Долорес Ибаррури. Кадаре не говорит о попытках албанского руководства разыграть «китайскую карту». Энвер представлен как наследник всех албанских национальных героев, начиная с легендарных иллирийских царей, боровшихся за независимость в одиночку. Одновременно с этим албанские лидеры сблизились с Китаем. Руководство КНР в 1956 году (то есть ещё до советско-китайского раскола ) заверило Ходжу в политической и экономической поддержке.

В 1962 году Албания вышла из СЭВ .

Мао Цзэдун и Ходжа в 1956 году

Ходжа переориентировался на Китай, а в 1968 году заявил, что не намерен выплачивать долги Италии, Греции и Турции (Албания в 1968 была близка к дефолту [ источник не указан 1202 дня ] ). В 1970-х он и вовсе «закрыл» страну для всего остального мира. В семидесятые годы Албания сотрудничала с Китаем: отношения с соседями были полностью испорчены, и поэтому его экономическая и техническая помощь была ей попросту необходима. Располагая разнообразными природными ресурсами , страна остро нуждалась в перерабатывающих отраслях промышленности, коммуникациях, инвестициях и квалифицированных кадрах. Оборонный потенциал Албании тоже поддерживался в те годы за счёт импорта . Поэтому Ходжа, несмотря на идеологическую «несовместимость» с маоистами, всячески содействовал албано-китайскому сотрудничеству.

С 1962 по 1972 годы Албания представляла интересы КНР в ООН, а с 1972 года китайцы и албанцы в ООН совместно критиковали [ источник не указан 2375 дней ] руководство СССР и США ( отказываясь оплачивать займы [ источник не указан 2030 дней ] ) и призывали развивающиеся страны объединиться в борьбе со сверхдержавами . Для КНР Албания долгое время оставалась единственным политическим союзником в Европе и мире, «глашатаем» в ООН и важным пропагандистским партнёром.

В начале семидесятых годов КНР пошла на примирение с Западом, а с середины шестидесятых — с Японией. Албано-китайские отношения резко ухудшились. В 1968 году Ходжа заявил о выходе из Варшавского договора в связи со вводом войск в Чехословакию . Единственной страной Варшавского блока, с которой поддерживались отношения, была Румыния , лидер которой, Николае Чаушеску , осудил вторжение в Чехословакию. По мере возможностей албанские власти и спецслужбы старались содействовать ортодоксально-коммунистическим группировкам в странах Восточной Европы, в частности Коммунистической партии Польши во главе с Казимежем Миялем .

Ходжа продолжал оказывать помощь Индокитаю , арабским странам , жертвам «израильской агрессии» (а также Западносахарской республике , провозглашённой в 1967 году и боровшейся с марокканской интервенцией), активизировал отношения с Венгрией (единственной страной, у которой Ходжа ещё не взял невозвратимые суммы). В связи с сокращением экономических контактов с Китаем Албания возобновила торговлю со странами СЭВ , кроме СССР, и постепенно помирилась с соседями и Западом: помощи и сотрудничества ждать было больше не от кого. Продолжая критиковать Тито, Ходжа санкционировал торговый обмен и с Югославией.

Энвер Ходжа с уважением относился к Шарлю де Голлю , который, в свою очередь, симпатизировал Ходже и Албании, не зависящей от США и СССР. Это способствовало развитию албано-французских связей, в том числе списанием Францией албанских задолженностей. По многим проблемам ( Индокитай , Южная Африка , ядерные вооружения ) де Голль и Ходжа имели сходные позиции. ( 1981 ) провозгласил победу социализма и начало строительства коммунизма в Албании. Одновременно Ходжа начал расширять внешнеэкономические связи.

Экономические причины вынудили Албанию увеличить торговлю с Югославией, скандинавскими странами, со странами СЭВ (кроме СССР), Ираном и возобновить с 1984 года торговый обмен с Китаем. Ходжа не примирялся с руководством СССР. Советское руководство не отвечало на критику Тираны с 1965 года . Албанию замалчивали в средствах массовой информации .

Внутренняя политика

Внутренняя политика Ходжи соответствовала «сталинской модели», которую он признавал наиболее приемлемой, а культ личности Ходжи в Албании напоминал культ личности Сталина, которого он считал образцом руководителя. В частности, военная форма и знаки различия в Албании были скопированы с советских (сталинских) времён. В конце 60-х, под влиянием Культурной революции в Китае была введена форма китайского образца, а воинские звания были отменены. Внутри страны албанская тайная полиция « Сигурими » использовала методы НКВД.

Министр юстиции Бильбиль Клоси заявлял, что политические статьи Уголовного кодекса НРА должны быть жёстче советских аналогов периода сталинских репрессий . Чтобы искоренить активность внутренней оппозиции, власти прибегали к систематическим «чисткам» — противников режима увольняли с работы, направляли на каторжные работы и даже казнили. Количество политических казней за сорокалетнее правление Энвера Ходжи оценивается в 5—7 тысяч человек, более 34 тысяч были осуждены на различные тюремные сроки, из них около 1 тысячи умерли в заключении . Интернированию и депортациям подверглись 50 тысяч человек . Задержания, допросы, принудительные работы, полицейский надзор применялись, по имеющимся данным, к трети населения Албании .

Политические репрессии, начавшись в 1940-х (уже в 1945 году состоялся первый показательный процесс над противниками нового режима, проведённый по сценарию, утверждённому Ходжей), не прекращались до 1980-х годов — против фашистов и буржуазных элементов, против титовцев, принудительная атеизация, регулярное раскрытие заговоров (наиболее известны — военный заговор середины 1970-х и заговор Шеху начала 1980-х). 14 мая 1947 года Ходжа отдал директиву об аресте парламентариев оппозиционной Депутатской группы , многие из которых вскоре были казнены . Под руководством Ходжи была осуществлена Резня 1951 года в Албании — убийство 22 оппозиционных интеллигентов и предпринимателей в феврале 1951 года. В качестве предлога был использован взрыв в советском посольстве, устроенный подпольщиками- антикоммунистами , в результате которого были выбиты стёкла в нескольких посольских окнах . Вскоре после расстрела 26 февраля 1951 Ходжа призвал к бдительности и беспощадности в классовой борьбе во имя «любви к Сталину — гению, отцу и спасителю» .

Сталинистская политика Ходжи вызывала активное сопротивление антикоммунистических сил. Были подавлены несколько крупных восстаний — в Малесии-э-Мади ( Кельмендское восстание , Восстание Коплику , январь 1945), Шкодере ( Пострибское восстание , сентябрь 1946) , Мирдите ( Горный комитет , август 1949). В Тепелене осенью 1948 произошло Восстание Жапокики . В 1953 был раскрыт и ликвидирован Сигурими Албанский союз антикоммунистического освобождения . Крупным и драматичным событием 1973 стало жестоко подавленное восстание в тюрьме Спач .

Внутрипартийная оппозиция была окончательно разгромлена весной 1956 , репрессированы её лидеры — Тук Якова , Лири Белишова , Бедри Спахиу , Лири Гега , Дали Ндреу , Панайот Плаку . Ранее, в 1947 были репрессированы представители умеренного крыла госаппарата, в том числе поэт-интеллектуал Сейфула Малешова и исторически первый албанский коммунист Костандин Бошняку . Покончил с собой министр экономики Нако Спиру . Таким образом, все потенциальные соперники Ходжи были устранены — казнены либо отправлены на длительные сроки заключения. В 1974 1975 репрессиям подверглось военное командование: были расстреляны руководители министерства обороны и генштаба генералы Бекир Балуку , Петрит Думе , Хито Чако , к 25 годам тюрьмы приговорён генерал Рахман Парлаку .

До конца 1980-х годов в Албании сохранялся культ Сталина, его именем назывался современный город Кучова , произведения Сталина переиздавались (в том числе на русском языке), дни рождения и смерти Сталина официально широко отмечались (как и ленинские дни, и годовщина Октябрьской социалистической революции). Уже после смерти Ходжи, в 1986 году , по случаю кончины В. М. Молотова в Албании был объявлен национальный траур.

Имя Энвера Ходжи, написанное на горе Шпирагу

Идеологические враги режима именовались « » и « титовцами »; им приписывалась связь с властями СССР и граничившей с Албанией Югославии. Употребление этих ярлыков было аналогично «троцкистам» в СССР в 1930-е годы.

В условиях конфронтации с другими соцстранами Восточной Европы Ходжа призывал «жить, работать и бороться как в окружении», исходя из тезиса строительства коммунизма в окружении ревизионистов и империалистов. На вооружение были взяты советские лозунги и методы тридцатых-сороковых годов.

В Албании с начала 1970-х всё было подчинено блокадной жизни. Тому способствовало преддефолтное состояние албанской экономики и регулярные конфликты с соседями. Проводились антиревизионистские кампании, чистки партгосаппарата. В стране ускоренно внедрялся продуктообмен, заменявший товарно-денежные отношения. Гражданам с 1968 года было запрещено иметь автомашину, дачу, слушать рок-музыку, джаз, носить джинсы, пользоваться «вражеской», по утверждению руководства партии, косметикой и тому подобным. Борьба против «буржуазных культурных диверсий» занимала важное место в партийной и карательной политике. За нестандартно проведённый музыкальный фестиваль 25 декабря 1972 (исполнение бит-музыки , некоторая раскованность юношей и девушек) были обвинены в «либеральном уклоне», арестованы и приговорены к длительному тюремному заключению министр образования и культуры Фадиль Пачрами и гендиректор албанского Гостелерадио Тоди Лубонья . На специально созванном пленуме ЦК АПТ лично Ходжа выдвигал против них политические обвинения .

С 1967 года , по прошествии двух десятилетий, происходили всё более жёсткие гонения на христианство и ислам . Ходжа торжественно провозгласил свою страну первым атеистическим государством в истории. Вдохновляемый китайской культурной революцией , он подверг конфискации имущество и здания мечетей, церквей, монастырей и храмов. Многие из этих зданий были демонтированы, в других размещали мастерские, склады, конюшни и кинотеатры. Родителям запрещали давать детям церковные имена . Преследованиям подвергалось даже тайное соблюдение религиозных обрядов. Широкую известность в мире приобрела казнь в 1971 году католического священника Штьефена Курти , крестившего ребёнка в домашних условиях .

В Албании выросло целое поколение, не посещавшее церквей и мечетей. Ходжа говорил: «У албанцев нет идолов и богов, но есть идеалы — это имя и дело Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина» .

В 1979 были казнены диссиденты-коммунисты Фадиль Кокомани и Вангель Лежо — в прошлом известные функционеры идеологического аппарата АПТ, сторонники Хрущёвской оттепели и союза Албании с СССР . Перед казнью они направили в ЦК АПТ обличительное письмо, в котором характеризовали Энвера Ходжу как «тирана, предателя, Молоха , Чичикова XX века, Харона , перевозящего в ад, главного капиталиста и рабовладельца угнетённой албанской земли». Авторы напомнили о социальном происхождении Ходжи из знатной и богатой семьи, употребив выражения « бей », « торговец », « ростовщик » .

Формально Ходжа считал, что если политические деятели, а тем более коммунисты имеют привилегии, то партия не может считаться коммунистической, а страна — социалистической. С середины восьмидесятых годов по его указанию снижалась заработная плата работников партийного и государственного аппарата. Это позволило сэкономить деньги на увеличение пенсий и пособий, оплаты труда в сельском хозяйстве, увеличение окладов рабочих и служащих . В реальности, однако, уровень жизни номенклатуры АПТ и Сигурими, имевшей доступ к материальным ресурсам, был значительно выше среднего по стране. Наличие привилегий было официально признано на последнем съезде АПТ в 1991 году , ответственность за это возлагалось на окружение Ходжи .

В 1960 году был отменён подоходный налог, а в 1985 году упразднён налог на холостяков и малосемейных.

Разрыв с Китаем. Полная изоляция

Неперфорированный почтовый блок Албании к 60-летию Энвера Ходжи 1968 г.

После VII съезда АПТ (ноябрь 1976) в Албании был принят закон , запрещавший иностранные кредиты и займы . К тому времени страна пережила технический дефолт , и Ходжа решил соорудить в стране социально-экономический механизм, являвшийся точной копией механизма, действовавшего в 1946—1953 годах в СССР. Албания перешла к полному самообеспечению продовольствием, медикаментами, промышленным и энергетическим оборудованием, в оплату долгов стала экспортировать многие промышленные товары, сокращая вывоз сырья.

Ситуация в экономике стала улучшаться. Ходжа с этого времени мог позволить себе рассориться с соседями (в который раз), ещё более усилив централизацию всех ресурсов Албании и её внешнеполитическую изоляцию. Однако некоторые коллеги Ходжи (в том числе министр обороны Бекир Баллуку , министр экономики Абдюль Келези , глава гостелерадио Тоди Лубонья ) пытались убедить его активизировать связи со странами СЭВ и с Югославией , не идти на «матерный» разрыв с КНР. Результатом стала волна репрессий середины 1970-х: по обвинению в «военном заговоре» были расстреляны генералы Бекир Балуку, Петрит Думе , Хито Чако , по обвинению в «экономической контрреволюции » казнены Абдюль Келези, , по обвинению в «либеральном уклоне » осуждены на длительное тюремное заключение Тоди Лубонья, Фадиль Пачрами .

Летом 1978 года китайское руководство во главе с Хуа Гофэном прервало всякие отношения с Албанией. Бывшие «друзья» превратились в «банду оппортунистов и наймитов Запада ». После ссоры с Китаем Албания стала ещё более закрытой, чем после её разрыва с СССР. Неосталинские кампании в стране стали ежегодными.

В 1981 году Ходжа провёл новую чистку, предав казни нескольких партийных и государственных чиновников. 17 декабря при невыясненных обстоятельствах погиб Мехмет Шеху , считавшийся второй фигурой албанского коммунистического руководства. Шеху был объявлен изменником Родины и заговорщиком. Вероятнее всего, устранение Шеху произошло в ходе борьбы трёх тенденций в руководстве АПТ: примирения с «братьями по социализму», постепенного открытия Западу (отношения были испорчены ещё в конце 1960-х) и попыток сохранения статус-кво (Ходжа был приверженцем последнего).

В 1983 1985 гг. здоровье Ходжи резко ухудшилось, он перенёс инфаркты , инсульты , у него обострился диабет , которым он страдал с 1948 года. Он удалился от дел, передав большую их часть Рамизу Алии . Несмотря на это, в ноябре 1984 года Ходжа лично принимал последний в своей жизни праздничный парад в честь 40-летия освобождения Албании. В марте 1985 года врачи предписали Ходже длительный отдых ввиду нарастающей сердечной недостаточности .

Группа Мустафы. Процесс над сподвижниками Шеху

25 сентября 1982 года группа эмигрантов-антикоммунистов во главе с нелегально проникла в Албанию с целью убийства Ходжи. Мустафа ставил задачу свержения коммунистического режима и восстановления монархии .

Пробираясь в Тирану, Мустафа совершил несколько убийств, в частности, застрелил патрульного МВД. 27 сентября 1982 он был блокирован госбезопасностью, отказался сдаться и погиб в перестрелке . Погибли в столкновениях с Сигурими и двое его соратников.

Лишь один из членов группы, бывший служащий Сигурими , остался жив и предстал перед судом . После процесса он был депортирован из Албании и вернулся в Новую Зеландию. Столь снисходительное решение, возможно, объяснялось тем, что в годы службы в госбезопасности Байрами конфликтовал с Шеху, который на момент процесса считался врагом режима. Кроме того, Байрами дал затребованные показания на ближайшего сподвижника Шеху Кадри Хазбиу — ранее занимавшего посты директора Сигурими, министра внутренних дел и министра обороны НРА/НСРА.

Акция Шевдета Мустафы — единственная документально подтверждённая попытка покушения на Энвера Ходжу . Она создала дополнительный повод для очередной репрессивной кампании. Были арестованы близкие родственники и сподвижники Шеху — вдова Фикирете (член ЦК АПТ), племянник Фечор (бывший директор Сигурими и министр внутренних дел), Михалак Зичишти (бывший директор Сигурими), Ламби Зичишти (бывший министр здравоохранения), Нести Насе (бывший министр иностранных дел), (бывший функционер МВД). Вместе с Кадри Хазбиу они были выведены на процесс по обвинениям в заговоре, измене, шпионаже, планировании убийства Ходжи.

Кадри Хазбиу, Фечор Шеху, Ламби Зичишти, Ламби Печини были приговорены к смертной казни и расстреляны в ночь на 10 сентября 1983 . Другие подсудимые получили длительные сроки заключения. Политический смысл процесса состоял в подтверждении единовластия Энвера Ходжи и продвижении новой номенклатурной генерации.

Смерть

Ночью 11 апреля 1985 года , после кровоизлияния в мозг , Энвер Ходжа скончался в возрасте 76 лет, спустя ровно месяц после прихода к власти Горбачёва в СССР.

Траур в Албании длился 9 дней. Из-за рубежа в Тирану допустили только лидеров «истинных марксистско-ленинских партий» и эмиссаров из КНДР , Вьетнама , Кубы , Румынии , Лаоса , Кампучии , НДРЙ , Никарагуа , Ирана и Ирака .

Телеграммы соболезнования, присланные из зарубежных стран, в том числе из СССР, Италии и Югославии, албанцы отправили обратно, кроме соболезнований от Фиделя Кастро , Николае Чаушеску и Ким Ир Сена .

Прощание с Ходжей происходило во в Тиране.

Могила и музей Э. Ходжи

Могила Э. Ходжи на общественном кладбище на окраине Тираны.

В русскоязычной прессе нередко встречаются утверждения , что тело Энвера Ходжи было забальзамировано и помещено в мавзолей . На деле албанский лидер был погребён на кладбище Павших героев нации в Тиране. В мае 1992 г. тело Энвера Ходжи было тайно эксгумировано новыми властями Албании и перезахоронено на общественном кладбище на окраине Тираны. При этом надгробная плита была изъята и использована для создания памятника английским солдатам союзных войск. Здание, которое ошибочно называют «мавзолеем», было построено как Музей Энвера Ходжи , который открылся 14 октября 1988 года (к 80-летию со дня рождения Э. Ходжи). В настоящее время экспозиция музея демонтирована, ведутся работы по превращению здания в общественное пространство.

Итоги правления

Энвер Ходжа пытался построить социалистическое государство по советской модели сталинского периода, что послужило причиной практически полной международной изоляции Албании в 1970-х годах.

Албанские СМИ заявляли, что коммунистическая Албания полностью обеспечила свои потребности в продовольствии, развивает промышленность, электрифицировала большинство сельских районов, искоренила неграмотность и болезни.

Бетонные доты в Албании

Первые годы после смерти Энвера Ходжи прошли под знаком его заветов. В 1988 году торжественно отмечалось восьмидесятилетие со дня его рождения, воздвигались памятники, музеи. Впрочем, после смерти Ходжи внутренняя и внешняя политика Албании стали менее жёсткой, вследствие общего кризиса коммунистической системы в Восточной Европе. В Албании это привело к отказу в 1990 году от однопартийной системы, а также к поражению реформированной Социалистической партии на выборах 1992 года .

В начале 90-х общество Албании раскололось. Было отмечено, что на юге преобладали энверисты, на севере их противники. Происходило уничтожение монументов и других памятных знаков, связанных с Ходжей и коммунистическим прошлым. Энверисты угрожали пойти в поход на Тирану и расправиться с Рамизом Алией как не защитившим память вождя . Происходили столкновения, с обеих сторон были жертвы.

Впрочем, бедность населения наших дней породила ностальгию по эпохе Ходжи, и в настоящее время среди албанцев старшего возраста популярен девиз: «При Энвере был порядок» .

Сали Бериша , первый президент посткоммунистической Албании и бывший врач Ходжи, дал положительную оценку роли своего бывшего патрона в деле освобождения страны от фашистской оккупации. С ним не согласился писатель Уран Бутка . Албанских коммунистов и их вождя Бутка называет национальными предателями, осуществлявшими геноцид албанского народа.

13 февраля 1995 президент Бериша издал указ № 1018 — об отмене всех наград и почётных званий, присвоенных руководителям коммунистического режима. Это решение касалось Неджмие Ходжи (прижизненно), Хаджи Леши (прижизненно), Хюсни Капо (посмертно), (посмертно), Спиро Колеки (прижизненно), (посмертно), Шефкета Печи (прижизненно) и самого Энвера Ходжи (посмертно) .

Образ в культуре

Энвер Ходжа — персонаж многих произведений классика албанской литературы Исмаиля Кадаре , отношение автора к нему разнится в зависимости от этапов развития творчества. Так, в наиболее значительном произведении доэмиграционного периода, романе « Суровая зима » (1973), Энвер Ходжа изображён гуманным, склонным к демократическим решениям человеком, в противопоставлении к «просоветской интриганке» Лири Белишовой и «кровавому титоисту» Кочи Дзодзе. Кадаре надеялся, что нарисованный портрет окажет влияние на свой прототип.

В более поздних произведениях, написанных уже после эмиграции во Францию, он предстаёт в качестве антигероя — так, в повести «Прощальный подарок зла» Ходжа, не названный по имени, сопоставляется с Антихристом . В романе «Spiritus» («Дух») (1996) того же автора эта идея развивается в описании последних лет жизни лидера Албании.

О встрече с албанским руководителем рассказывает бразильский писатель Жоржи Амаду в мемуарной книге « Каботажное плавание ».

Ходжа упоминается в романе Василия Аксёнова « Остров Крым ». Довольно положительный образ лидера Албании выведен в повести белорусского писателя Винцеся Мудрова «Албанское танго».

В фильме « Не пойман, не вор » (Inside Man) (2006) грабители банка используют запись из выступлений Энвера Ходжи.

Сочинения

На албанском языке

  • Enver Hoxha. . — Тирана: «8 Нентори», 1968—1990.
  • Enver Hoxha. . — Тирана: «8 Нентори», 1981.

На русском языке

Сочинения

  • Э. Ходжа. Избранные произведения (в 6-ти томах). — Тирана: «8 Нентори», 1974—1988. — 928 (I), 943 (II), 1021 (III), 1060 (IV), 1134 (V), 976 (VI) с.
  • Э. Ходжа. Речи, беседы, статьи. 1969-1970. — Тирана: «8 Нентори», 1980. — 448 с.
  • Э. Ходжа. Страницы из избранных произведений. — Тирана: Издательство школьной литературы, 1977. — 143 с.

Отчётные доклады на съездах АПТ

  • Э. Ходжа. Доклад о деятельности Центрального Комитета Албанской партии труда на II съезде Албанской партии труда 31 марта 1952 г. — Тирана: Издание ЦК Албанской партии труда, 1952. — 123 с.
  • Э. Ходжа. Отчетный доклад о деятельности Центрального Комитета Албанской партии труда, представленный IV съезду АПТ 13 февраля 1961 г. — Тирана: Типография им. Михаля Дури, 1961. — 203 с.
  • Э. Ходжа. Отчетный доклад о деятельности Центрального Комитета Албанской партии труда, представленный V съезду АПТ 1 ноября 1966 г. — Тирана: «Наим Фрашери», 1966. — 256 с.
  • Э. Ходжа. Отчетный доклад о деятельности Центрального Комитета Албанской партии труда, представленный VII съезду АПТ 1 ноября 1976 г. — Тирана: «8 Нентори», 1976. — 276 с.
  • Э. Ходжа. Доклад о деятельности Центрального комитета Албанской партии труда, произнесенный на VIII-ом съезде АПТ 1 ноября 1981 г. — Тирана: «8 Нентори», 1981. — 280 с.

Отдельные работы

  • Э. Ходжа. АПТ в борьбе против хрущевского ревизионизма. — Тирана: «8 Нентори», 1977. — 488 с.
  • Э. Ходжа. Империализм и революция. — Тирана: «8 Нентори», 1979. — 535 с.
  • Э. Ходжа. Размышления о Китае. Том I. (1962—1972). — Тирана: «8 Нентори», 1979. — 808 с.
  • Э. Ходжа. Размышления о Китае. Том II. (1973—1977). — Тирана: «8 Нентори», 1979. — 822 с.
  • Э. Ходжа. Хрущевцы. Воспоминания. — Тирана: «8 Нентори», 1980. — 515 с.
  • Э. Ходжа. Титовцы. Исторические записки. — Тирана: «8 Нентори», 1983. — 657 с.
  • Э. Ходжа. Со Сталиным. Воспоминания. — Тирана: «8 Нентори», 1984. — 240 с.
  • Э. Ходжа. Размышления о Среднем Востоке. 1958-1983. Из Политического дневника. — Тирана: «8 Нентори», 1984. — 572 с.
  • Э. Ходжа. Сверхдержавы. 1959-1984. Из Политического дневника. — Тирана: «8 Нентори», 1986. — 704 с.
  • Э. Ходжа. Хрущев убил Сталина дважды. — М. : « Эксмо » и « Алгоритм », 2010. — 230 с. — ISBN 978-5-906817-39-6 .
  • (рус.)

На других языках

  • (англ.)
  • (исп.)

Примечания

Комментарии
  1. В начале 1953 года занимал практически все руководящие посты в партии и правительстве — был премьер- министром, министром иностранных дел, министром обороны, а также министром внутренних дел. После смерти Сталина под нажимом Москвы согласился снять с себя обязанности министра обороны и министра иностранных дел .
Источники
  1. от 13 марта 2017 на Wayback Machine // Сайт «Энвер Ходжа. Его жизнь и работа»
  2. Enver Hoxha // (англ.)
  3. Enver Hoxha // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  4. Демократическое правительство Албании
  5. Ходжа Энвер — статья из Большой советской энциклопедии .
  6. , с. 231.
  7. . Дата обращения: 18 марта 2020. 28 февраля 2020 года.
  8. Мусский И. А.100 великих диктаторов. — М.: Вече, 2004. — 656 c.
  9. . Дата обращения: 1 мая 2015. 24 сентября 2015 года.
  10. . Дата обращения: 1 мая 2015. Архивировано из 17 апреля 2015 года.
  11. . Дата обращения: 20 марта 2020. 20 марта 2020 года.
  12. . Дата обращения: 28 августа 2016. 4 марта 2016 года.
  13. 12 октября 2016 года.
  14. Lavinia Stan. Transitional Justice in Eastern Europe and the former Soviet Union: Reckoning with the communist past. Routledge; 1 edition, 2008.
  15. . Дата обращения: 28 августа 2016. 17 сентября 2016 года.
  16. . Дата обращения: 15 октября 2020. 18 октября 2020 года.
  17. Uran Butka . Bombë në Ambasadën Sovjetike, 2008.
  18. Дата обращения: 28 августа 2016. Архивировано из 11 сентября 2016 года.
  19. . Дата обращения: 4 ноября 2018. 31 октября 2018 года.
  20. . Дата обращения: 18 марта 2020. 27 февраля 2020 года.
  21. Дата обращения: 18 марта 2020. 6 марта 2020 года.
  22. . Дата обращения: 30 июля 2019. Архивировано из 30 июля 2019 года.
  23. . Дата обращения: 15 марта 2020. 28 октября 2018 года.
  24. Смирнова Н. Д. История Албании в XX веке / Н. Д. Смирнова; Институт всеобщей истории. — М: Наука, 2003. — 431 с.
  25. . Дата обращения: 18 марта 2020. 5 августа 2019 года.
  26. . Дата обращения: 18 марта 2020. 18 марта 2020 года.
  27. . Дата обращения: 15 марта 2020. 18 сентября 2016 года.
  28. « За рубежом ». Обозрение иностранной прессы. № 51, 1981.
  29. Дата обращения: 1 ноября 2023. 1 ноября 2023 года.
  30. 21 мая 2013 года.
  31. . Дата обращения: 10 декабря 2013. 24 февраля 2021 года.
  32. 11 декабря 2013 года.
  33. . Дата обращения: 20 августа 2016. Архивировано из 27 августа 2016 года.
  34. Дата обращения: 15 марта 2020. 22 августа 2016 года.
  35. . Дата обращения: 13 января 2011. 18 февраля 2020 года.
  36. . Дата обращения: 13 марта 2020. 15 декабря 2018 года.
  37. Дата обращения: 22 февраля 2020. 21 февраля 2020 года.
  38. Kadare K. Pesha e kryqit. — Paris: Fayard, 1991.

Литература

  • А. Лешин. . — Интернет-издание, 2010. — 111 с.
  • Джошуа Рубенштейн . Последние дни Сталина = Joshua Rubenstein. The Last Days of Stalin. — М. : Альпина нон-фикшн, 2024. — С. 312. — ISBN 978-5-00139-975-9 .

Ссылки

  • (англ.)
  • (рус.)
  • (недоступная ссылка с 26-02-2018 [2150 дней])
Источник —

Same as Ходжа, Энвер