Ансельм Кентерберийский
- 1 year ago
- 0
- 0
Ансельм Кифер ( нем. Anselm Kiefer ; род. 8 марта 1945 , Донауэшинген , Фрайбург ) — немецкий художник.
Родился под последними бомбежками Второй мировой . Собирался учиться праву, литературе, языкознанию, но склонился к искусству, учился во Фрайбурге , Карлсруэ , Дюссельдорфе . В 1969 прославился провокационной инсталляцией в одной из галерей Карлсруэ, обращавшей внимание зрителей на живучесть нацизма (на фотографиях он отдавал нацистское приветствие на фоне символических достопримечательностей крупнейших городов Европы). Позднейшее творчество Кифера продолжило данную линию: это аналитическая работа с наиболее общими и глубинными символами немецкого духа от Нибелунгов до Гитлера , мифами великой миссии германского народа, особого пути Германии, великого вождя и т. п. Среди учителей Кифера был Йозеф Бойс , находился под творческим влиянием Георга Базелица .
С 1993 живет и работает во Франции, где сделал творческой лабораторией промышленную зону в департаменте Гар ; здесь снят документальный фильм о художнике Over Your Cities Grass Will Grow ( 2010 , см.: от 5 октября 2010 на Wayback Machine ).
Крупнейший из художников послевоенной Германии. Главная болевая точка творчества Кифера — Холокост как воплощение германской катастрофы. Испытал воздействие философии каббалы , мистики и алхимии Роберта Фладда , других духовидцев. В 1990-2000-х годах создал серии работ, вдохновленных творчеством Пауля Целана , Ингеборг Бахман , Велимира Хлебникова . Выступает как театральный художник и художник книги.
Работы Кифера находятся в крупнейших музеях Европы, США, Австралии, в том числе:.
В 2017 году в Государственном Эрмитаже в рамках Проекта Эрмитаж 20/21 прошла первая в России выставка «Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову».
Выставка «Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову. Судьбы народов», посвященная 100-летию Октябрьской революции, была представлена с 30 мая по 3 сентября 2017 года в Николаевском зале Зимнего дворца Государственного Эрмитажа в рамках проекта Эрмитаж 20/21 . В экспозиции было представлено более 30 работ Кифера, созданных специально для Эрмитажа и вдохновленных творчеством русского поэта-футуриста Велимира Хлебникова. Давний интерес Ансельма Кифера, работающего с категориями мистической философии, к судьбе «Председателя» земного шара Хлебникова, предсказавшего русскую революцию, определил собой отправную точку всего выставочного проекта.
Некогда разработанная Хлебниковым, странная система математических формул для расчета закономерности исторических событий, в соответствии с которыми, войны являются исходными данными для законов эффективности истории в настоящее время и для будущего, перерастает в идею о бесконечной цикличности судьбоносных военных столкновений, происходящих на воде и суше раз в 317 лет. Кифер использует эту идею, как главное «оружие»" в своих работах, предсказывающих катастрофы будущего в неизгладимых отпечатках прошлого.
«Эта выставка не всем понравится, — говорит Михаил Пиотровский. — Она сурова и требует размышления. Она очень серьезна. Белое пространство Николаевского зала только усиливает обыденную трагичность влажных дорог и канав, лесов, полей и перелесков, среди которых затерялись маленькие подлодки, автомобили и книги, над которыми кое-где реет палитра художника. Все это обыкновенно и таинственно одновременно».