Interested Article - Фасбиндер, Райнер Вернер
- 2020-06-04
- 1
Ра́йнер Ве́рнер Фасби́ндер ( нем. Rainer Werner Fassbinder , 31 мая 1945 , Бад-Вёрисхофен , Бавария — 10 июня 1982 , Мюнхен ) — немецкий режиссёр , сценарист , драматург , актёр . Один из лидеров « нового немецкого кино ».
Биография
- « Гибель богов »
- « Нагие и мёртвые »
- « Лола Монтес »
- « »
- « Сало, или 120 дней Содома »
- « Джентльмены предпочитают блондинок »
- « Обесчещенная »
- « Ночь охотника »
- « Джонни Гитара »
- « Калина красная »
Детство и юность
Родился 31 мая 1945 года в Баварии в семье доктора медицины Хельмута Фасбиндера и его жены Лизелотты Эдер, переводчицы. В 1951 году после развода родителей остался с матерью, которая позднее под псевдонимом Лило Пемпайт или под собственным именем играла второстепенные роли во многих его фильмах .
В 1963 году после посещения школы Рудольфа Штайнера (1951—1955), а также гимназий в Мюнхене и Аугсбурге (1955—1961) закончил учёбу, так и не получив аттестат . Некоторое время он проживал у отца в Кёльне (1961—1963). Весной 1964 года поступил на курс актёрского мастерства в студии Фридля Леонгарда в Мюнхене . Познакомился с Ханной Шигуллой .
В 1965 году работал в архиве газеты « Зюддойче Цайтунг ». В качестве статиста появился на театральной сцене. Написал пьесу «Лишь кусок хлеба», за которую в 1966 году на конкурсе молодых драматургов получил третий приз (текст пьесы не сохранился). Познакомился с Ирм Херман .
В 1966 году написал сценарии «Параллели», «Настольный теннис» (текст сценариев не сохранился) и пьесу «Капли на раскалённых камнях» (впервые опубликована в 1985 году, премьера спектакля на Мюнхенском театральном фестивале в том же году, режиссёр Клаус Вайсе). С 23 по 26 мая 1966 года сдавал экзамены в в Западном Берлине , но не прошёл по конкурсу . 31 мая 1966 года окончил курс актёрского мастерства. Летом снял на 8 мм киноплёнку короткометражный фильм «Вечером» (копия не сохранилась). Работал звукооператором на фильме «Группа надежды» Бруно Йори и ассистентом режиссёра на фильме «Место для Г.» Макса Виллуцкого. В ноябре того же года снял короткометражный фильм « Городской бродяга », за которым последовала третья короткометражка « Маленький хаос ».
В 1967 году после второй безуспешной попытки поступить в Академию кино и телевидения примкнул к труппе мюнхенского «Театра действия» ( Action Theater ), который был закрыт в мае 1968 года. Фасбиндер, , Курт Рааб и Ирм Херман организовали « Антитеатр » ( Antiteater ). Вскоре Фасбиндер стал его лидером. В 1968 году труппа снялась в фильме Жана-Мари Штрауба «Жених, комедиантка и сутенер».
Первые работы в качестве режиссёра
Первые полнометражные фильмы Фасбиндера — « Любовь холоднее смерти » (1969), « Катцельмахер » (1969), « Боги чумы » (1969) и другие — были поставлены вместе с труппой «Антитеатра». В них было заметно влияние Штрауба, Годара и Брехта .
В октябре 1969 года фильм «Катцельмахер» был показан на кинофестивале в Мангейме и получил «Приз кинокритики», «Приз Немецкой академии изобразительных искусств», а затем пять федеральных кинопризов.
В этот период Фасбиндер снимал по 3—4 фильма в год, а параллельно работал в театре и на телевидении . Это придало его фильмам внешнюю небрежность, неровность, но в то же время наполнило их необычной жизненностью и трагическим «драйвом».
Фассбиндер был очень важен для меня, будучи студентом, я учился по его фильмам. Меня восхищала смелость, с какой он изображал историю Германии. Что касается моего новейшего фильма « Петер фон Кант », он тоже навеян Фассбиндером.
В начале 1970-х годов в поисках возможности расширить свою аудиторию Фасбиндер обратился к жанру мелодрамы , причём образцом ему послужили фильмы «голливудского немца» Дугласа Сирка . Новый подход — соединение мелодрамы с политикой — принёс плоды. Вышедший на экраны в 1971 году « Торговец четырёх времён года » стал первым коммерчески успешным фильмом режиссёра. Спустя два года пришло и международное признание. Фильм « Страх съедает душу » (1974) был показан в конкурсе Каннского кинофестиваля и получил Приз ФИПРЕССИ и Приз экуменического жюри . В 1974 году Французская синематека организовала первую ретроспективу фильмов Фасбиндера.
В ответ на отклонение киносценария «Земля необитаема, как и Луна» по одноимённому роману , проекта телеэкранизации романа «Дебет и кредит» Густава Фрейтага , а также обвинений в антисемитизме , вызванных его пьесой «Мусор, город и смерть», в июле 1977 года в интервью журналу « Шпигель » Фасбиндер объявил о намерении эмигрировать в Америку . Однако жизнь заставила изменить эти планы. В октябре того же года Фасбиндер принял участие в работе над коллективным публицистическим фильмом « Германия осенью » о реакции общества и государства на действия террористов — крупного представителя промышленных кругов и захват самолёта « Люфтганзы » с требованием освободить из тюрьмы членов RAF Энслин , Баадера и Распе . 30-минутный фильм Фасбиндера, снятый под непосредственным впечатлением от освобождения заложников, убийства Шлейера и самоубийства заключённых в Штаммхаймской тюрьме, более отчётливо, чем эпизоды других режиссёров, передавал ощущение беспомощности левой интеллигенции.
Международный успех
30-й фильм Фасбиндера « Отчаяние » (1977) стал его первым крупным международным проектом. Он был снят на английском языке по роману Владимира Набокова . Сценарий написал известный британский драматург Том Стоппард , а главную роль исполнил Дирк Богард . Критики писали, что этот фильм Фасбиндера достиг уровня Висконти и Бергмана .
Наибольшее признание при жизни режиссёра получил фильм « Замужество Марии Браун » (1978), в котором нашёл отражение послевоенный опыт Западной Германии. Заглавную роль исполнила после большого перерыва муза Фасбиндера Ханна Шигулла . Вместе с фильмами « Лола » (1981) и « Тоска Вероники Фосс » (1981) возникла трилогия об истории Федеративной республики в 1950-е годы .
Самым крупным и амбициозным проектом Фасбиндера считается 14-серийный телевизионный фильм « Берлин, Александерплац » ( Berlin Alexanderplatz ) по одноимённому роману Альфреда Дёблина . Он стоил 13 миллионов немецких марок, был снят с июня 1979 по апрель 1980 года и показан осенью 1980 года.
Последняя работа
Последним фильмом Фасбиндера стал « Керель » (1982) — экранизация скандального романа Жана Жене о гомосексуальных похождениях матроса во французском портовом городе Брест . Сам Фасбиндер никогда не скрывал своей гомосексуальности (хотя и был какое-то время достаточно формально женат на , одной из своих актрис).
Фасбиндер был абсолютным нонконформистом . За сочувствие к членам RAF был объявлен «симпатизантом», а «симпатизанты», от рядовых граждан до деятелей культуры с мировым именем ( Генрих Бёлль , Гюнтер Грасс и др.), подвергались травле, запугиванию, лишению работы . Фасбиндер вёл беспорядочный, сумасшедший образ жизни, подпитываемый наркотиками, и в то же время творил и жил на грани человеческих возможностей. Он умер от остановки сердца, вызванной одновременным употреблением кокаина , алкоголя и снотворных средств в возрасте 37 лет, повторив тем самым судьбу своего героя из фильма « Кулачное право свободы » (1975). За свою короткую жизнь он успел снять 43 фильма (включая две короткометражные картины и телесериал « Берлин, Александерплац » общей продолжительностью 15½ часов).
Фильмография
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1966 | кор | (утерян) | режиссёр, сценарист | |
1966 | кор | Городской бродяга | режиссёр, сценарист | |
1967 | кор | Маленький хаос | режиссёр, сценарист, Франц Вальш / нем. Franz Walsch | |
1969 | ф | Любовь холоднее смерти | режиссёр, сценарист, рассказчик (Франц Вальш) / нем. Franz Walsch | |
1969 | ф | Катцельмахер | Katzelmacher | режиссёр, сценарист, грек Йоргос / нем. Jorgos |
1969 | ф | Боги чумы | режиссёр, сценарист | |
1970 | ф | Почему рехнулся господин Р.? | режиссёр, сценарист | |
1970 | тф | Рио дас Мортес | режиссёр, сценарист, партнёр по танцам Анны | |
1970 | тф | Кофейня | режиссёр, сценарист | |
1970 | ф | Уайти | режиссёр, сценарист, рассказчик | |
1970 | ф | Поездка в Никласхаузен | режиссёр, сценарист, рассказчик, Чёрный монах | |
1970 | ф | Американский солдат | режиссёр, сценарист, Франц Вальш | |
1971 | тф | Сапёры в Ингольштадте | Pioniere in Ingolstadt | режиссёр, сценарист |
1971 | ф | Осторожно, святая шлюха! | Warnung vor einer heiligen Nutte | режиссёр, сценарист, Саша |
1971 | ф | Торговец четырёх времён года | режиссёр, сценарист, рассказчик, Цукер (эпизод) / нем. Zucker | |
1972 | ф | Горькие слёзы Петры фон Кант | режиссёр, сценарист | |
1972 | тф | Бременская свобода | режиссёр, сценарист, Румпф (друг Гееше) / нем. Rumpf | |
1972 | ф | Звериная тропа | Wildwechsel | режиссёр, сценарист |
1972 — 1973 | с | Восемь часов ещё не день | режиссёр, сценарист | |
1973 | ф | Страх съедает душу | режиссёр, сценарист, рассказчик, продюсер, Ойген (муж Кристы) / нем. Eugen | |
1973 | ф | Марта | режиссёр, сценарист | |
1973 | тф | Нора Хельмер | режиссёр, сценарист | |
1973 | тф | Мир на проводе | режиссёр, сценарист | |
1974 | ф | Эффи Брист Фонтане | режиссёр, сценарист, рассказчик | |
1974 | ф | Кулачное право свободы | режиссёр, сценарист, рассказчик, Франц "Фокс" Биберкопф / нем. Franz „Fox“ Bieberkopf | |
1974 | тф | Как птица на проволоке | Wie ein Vogel auf dem Draht | режиссёр, сценарист |
1975 | ф | Вознесение матушки Кюстерс | режиссёр, сценарист | |
1975 | тф | Страх перед страхом | режиссёр, сценарист | |
1975 | тф | Я только хочу, чтобы вы меня любили | режиссёр, сценарист | |
1976 | ф | Сатанинское зелье | Satansbraten | режиссёр, сценарист |
1976 | ф | Китайская рулетка | режиссёр, сценарист | |
1977 | тф | Больвизер | режиссёр, сценарист | |
1977 | тф | Женщины в Нью-Йорке | Frauen in New York | режиссёр, сценарист |
1977 | ф | Отчаяние / Путешествие в свет | режиссёр | |
1978 | кор | Германия осенью | режиссёр, сценарист, камео | |
1978 | ф | Замужество Марии Браун | режиссёр, рассказчик, розничный торговец (эпизод) | |
1978 | ф | В год тринадцати лун | режиссёр, сценарист, продюсер, оператор | |
1979 | ф | Третье поколение | режиссёр, сценарист, оператор | |
1980 | с | Берлин, Александерплац | Berlin Alexanderplatz | режиссёр, сценарист |
1980 | ф | Лили Марлен | Lili Marleen | режиссёр, сценарист, Гюнтер Вайзенборн (эпизод) / нем. Günther Weisenborn |
1981 | ф | Лола | Lola | режиссёр |
1981 | док | Theater in Trance | режиссёр, сценарист | |
1982 | ф | Тоска Вероники Фосс | режиссёр, сценарист, посетитель кинотеатра (эпизод) | |
1982 | ф | Керель | режиссёр, сценарист |
Театральные постановки
- 1967 «Леонс и Лена» Георга Бюхнера , реж. П. Рабен, Р. В. Фасбиндер. Театр действия, Мюнхен
- 1967 «Преступники» Фердинанда Брукнера , реж. Р. В. Фасбиндер. Театр действия, Мюнхен
- 1968 «К примеру, Ингольштадт» (по пьесе Марилуизы Фляйсер «Сапёры в Ингольштадте», автор инсценировки Р. В. Фасбиндер), реж. П. Рабен, Р. В. Фасбиндер. Театр действия в театре им. Бюхнера, Мюнхен
- 1968 «Катцельмахер» Райнера Вернера Фасбиндера, реж. П. Рабен, Р. В. Фасбиндер. Театр действия, Мюнхен
- 1968 «Аксель Кесарь Хаарман», коллективная работа группы Театра действия, Мюнхен
- 1968 «Макинпот» Петера Вайса , реж. Д. Шмид, Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
- 1968 «Оргия Убю» Альфреда Жарри (автор инсценировки пьесы «Король Убю» Р. В. Фасбиндер), реж. Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
- 1968 «Ифигения в Тавриде» Гёте , реж. Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
- 1968 «Аякс» Софокла , реж. Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
- 1968 «Американский солдат» Райнера Вернера Фасбиндера, реж. П. Рабен, Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
- 1969 «Опера нищих» Джона Гея , реж. Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
- 1969 «Преддверие рая, простите, сейчас» Райнера Вернера Фасбиндера, реж. П. Рабен. Антитеатр, Мюнхен
- 1969 «Анархия в Баварии» Райнера Вернера Фасбиндера, реж. П. Рабен, Р. В. Фасбиндер. Антитеатр в Веркраумтеатр дер Каммершпиле, Мюнхен
- 1969 «Кофейня» Карло Гольдони , реж. П. Рабен, Р. В. Фасбиндер. Городской театр, Бремен
- 1969 «Посвящается Розе фон Праунхайм » Райнера Вернера Фасбиндера, реж. Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
- 1969 «Вервольф» Гарри Бэра и Райнера Вернера Фасбиндера, реж. Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
- 1970 «Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега (автор инсценировки Р. В. Фасбиндер), реж. П. Рабен. Городской театр, Бремен
- 1971 «Саперы в Ингольштадте» Марилуизы Фляйсер, реж. Р. В. Фасбиндер. Городской театр, Бремен
- 1971 «Кровь на шее кошки» Райнера Вернера Фасбиндера, реж. П. Рабен, Р. В. Фасбиндер. Антитеатр в Каммершпиле, Нюрнберг
- 1971 «Петра фон Кант» Райнера Вернера Фасбиндера, реж. П. Рабен. Эксперимента, Франкфурт-на-Майне
- 1971 «Бременская свобода» Райнера Вернера Фасбиндера, реж. Р. В. Фасбиндер. Городской театр, Бремен
- 1972 «Лилиом» Ференца Мольнара , реж. Р. В. Фасбиндер. Шаушильхаус, Бохум
- 1973 «Биби» Генриха Манна , реж. Р. В. Фасбиндер. Шаушпильхаус, Бохум
- 1973 «Гедда Габлер» Генрика Ибсена , реж. Р. В. Фасбиндер. Фольксбюне, Западный Берлин
- 1974 «Неблагоразумные вымирают» Петера Хандке , реж. Р. В. Фасбиндер. Шаушпильхаус, Франкфурт-на-Майне
- 1974 «Жерминаль» Эмиля Золя (инсценировка Яака Карзунке), реж. Р. В. Фасбиндер. ТАТ, Франкфурт-на-Майне
- 1974 «Фрекен Юлия» Августа Стриндберга , реж. Р. В. Фасбиндер. ТАТ, Франкфурт-на-Майне
- 1974 «Дядя Ваня» Антона Чехова , реж. Р. В. Фасбиндер. ТАТ, Франкфурт-на-Майне
- 1975 «Мусор, город и смерть» Райнера Вернера Фасбиндера, репетиции в ТАТ
- 1976 «Женщины в Нью-Йорке» Клэр Бут Люс , реж. Р. В. Фасбиндер. Шаушпильхаус, Гамбург
Радиопостановки
- 1970 Преддверие рая, простите, сейчас / Preparadise sorry now, SDR (Южнонемецкое радио), 10.04.1970
- 1970 Во всём белом / Ganz in Weiß, Баварское радио , 16.10.1970
- 1971 Ифигения в Тавриде Иоганна Вольфганга Гёте / Iphigenie auf Tauris von Johann Wolfgang Goethe, WDR (Западногерманское радио), 15.05.1971
- 1972 Никто не зол и никто не добр / Keiner ist böse und keiner ist gut, BR (Баварское радио), 05.05.1972
Награды
- 1982 — Приз «Золотой медведь» на Берлинском кинофестивале за фильм « Тоска Вероники Фосс »
Тексты
- Liebe ist kälter als der Tod. Filmtext. Film (Velber). August 1969, Nr. 8
- Das Kaffeehaus. Stück nach Goldoni. Theater heute. Oktober 1969, Nr. 10
- Antiteater 1. Katzelmacher. Preparadise sorry now. Die Bettleroper, Frankfurt am Main, Suhrkamp 1970
- Antiteater 2. Das Kaffeehaus. Bremer Freiheit. Blut am Hals der Katze. Frankfurt am Main, Suhrkamp, 1970
- Stücke 3. Die bitteren Tränen der Petra von Kant. Das brennende Dorf. Der Müll, die Stadt und der Tod. Frankfurt am Main, Suhrkamp, 1976
- Schatten der Engel. Frankfurt am Main, Zweitausendeins, 1976
- Angst essen Seele auf. Kopenhagen, Gad, 1978
- Der Film «Berlin Alexanderplatz», Arbeitsjournal, zusammen mit Harry Baer, Frankfurt am Main, 1980
- Der Müll, die Stadt und der Tod. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1981
- Die bitteren Tränen der Petra von Kant. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1982
- Katzelmacher. Preparadise sorry now. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1982
- Querelle. Ein Filmbuch. München, Schirmer/Mosel, 1982
- Lili Marleen. Kopenhagen, Gad, 1983
- Die bitteren Tränen der Petra von Kant. Der Müll, die Stadt und der Tod. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1984
- Bremer Freiheit. Blut am Hals der Katze. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1984
- Filme befreien den Kopf. Frankfurt am Main, Fischer Verlag, 1984
- Tropfen auf heiße Steine. Anarchie in Bayern. Der amerikanische Soldat. Der Werwolf (von RWF und Harry Baer). Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1985
- Die Anarchie der Phantasie. Gespräche und Interviews. Frankfurt am Main, Fischer Verlag, 1986
- Die Ehe der Maria Braun. Kopenhagen, Gjellerup & Gad, 1987
- Die Kinofilme 1 (Der Stadtstreicher, Das kleine Chaos, Liebe ist kälter als der Tod, Katzelmacher, Götter der Pest). München, Schirmer/Mosel, 1987
- Fassbinders Filme 2 (Warum läuft Herr R. Amok, Rio das Mortes, Whity, Die Niklashauser Fahrt, Der Amerikanischer Soldat, Warnung vor einer heiligen Nutte). Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1990
- Fassbinders Filme 3 (Händler der vier Jahreszeiten, Angst essen Seele auf, Fontane Effi Briest). Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1990
- Fassbinders Filme 4/5 (Acht Stunden sind kein Tag). Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1991
- Sämtliche Stücke. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1991
- Peter Märthesheimer, Pea Fröhlich. Die Ehe der Maria Braun. Ein Drehbuch für Rainer Werner Fassninder, München, belleville, 1997
- Peter Märthesheimer, Pea Fröhlich. Lola. Ein Drehbuch für Rainer Werner Fassninder, München, belleville, 1997
- Peter Märthesheimer, Pea Fröhlich. Die Sehnsucht der Veronika Voss. Ein Drehbuch für Rainer Werner Fassninder, München, belleville, 1998
- Fassbinder über Fassbinder. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 2004
- Rainer Werner Fassbinder. Im Land des Apfelbaums. Gedichte und Prosa aus den Kölner Jahren 1962/63. München, SchirmerGraf Verlag, 2005
Примечания
- ↑
- Rainer Werner Fassbinder // (порт.) — São Paulo: , 2001. — ISBN 978-85-7979-060-7
- Deutsche Nationalbibliothek Record #118532022 // (нем.) — 2012—2016.
- RogerEbert.com
- . Дата обращения: 26 октября 2016. Архивировано из 9 декабря 2018 года.
- ↑ Peter W. Jahnsen, Wolfram Schütte (Hrsg.): Rainer Werner Fassbinder. Fischer Verlag, Frankfurt/Main 1992, S. 271
- . Дата обращения: 30 ноября 2023. 8 октября 2022 года.
-
Fassbinder, Rainer Werner (1977-11-07).
(Transcript)
(Interview).
из оригинала
13 декабря 2013
. Дата обращения:
5 апреля 2014
.
{{ cite interview }}
: Указан более чем один параметр|subject=
and|last=
( справка ) ; Неизвестный параметр|program=
игнорируется ( справка ) (нем.) - Die Zeit , 19.05.1978
- Тарасов А. Н. Вьетнам близко, или партизанская война на берегах Рейна от 21 апреля 2009 на Wayback Machine от 29 декабря 2008 на Wayback Machine
Литература
- Wolfgang Limmer. Fassbinder. München, Goete-Institut/Filmverlag der Autoren, 1973
- Peter W. Jansen, Wolfram Schütte (Hg.). Rainer Werner Fassbinder. München, Hanser Verlag, 1975 (Hanser-Reihe Film 2), 5. ergänzte Auflage 1985
- Tony Ryans. Fassbinder. London, British Film Institute, 1976, 1980
- Hans Günther Pflaum/Rainer Werner Fassbinder. Das bißchen Realität, das ich brauche. Wie Filme entstehen. München, Wien, Hanser Verlag, 1976
- Gerhard Zwerenz. Der langsame Tod des Rainer Werner Fassbinder. München, Schneekluth Verlag, 1982
- Harry Baer. «Schlafen kann ich, wenn ich tot bin». Das atemlose Leben des Rainer Werner Fassbinder. Köln, Kiepenheuer & Witsch, 1982
- Bernd Eckhardt. Rainer Werner Fassbinder. Seine Filme, sein Leben. München, Heyne, 1982
- Rainer Werner Fassbinder. Informationen. Wiesbaden, Deutsches Institut für Filmkunde, 1982
- Wolfgang Limmer. Rainer Werner Fassbinder, Filmemacher. Spiegel-Buch 8, Rowohlt Taschenbuch Verlag, Hamburg, 1981
- Hanna Schygulla. Bilder aus Filmen von Rainer Werner Fassbinder. Mit einem autobiographischen Text von Hanna Schygulla und einem Beitrag von Rainer Werner Fassbinder. München, Schirmer/Mosel, 1981
- Kurt Raab, Karsten Peters. Die Sehnsucht des Rainer Werner Fassbinder. München, Bertelsmann, 1982
- Dieter Schidor (Hg.). Rainer Werner Fassbinder dreht «Querelle — ein Pakt mit dem Teufel». München, Heyne, 1982
- Heiner Lichtenstein (Hg.). Die Fassbinder-Kontroverse oder das Ende der Schonzeit. Königstein/Ts., Athenäum, 1986
- Heinz Ludwig Arnold (Hg.). Rainer Werner Fassbinder. Text + Kritik, Nr. 103, Juli 1989
- Herbert Spaich. Rainer Werner Fassbinder. Leben und Werk. Weinheim, Beltz/Quadriga, 1992
- Hans Günther Pflaum. Rainer Werner Fassbinder. Bilder und Dokumente. München, Edition Spangenberg, 1992
- Rainer Werner Fassbinder. Werkschau 28.5.-19.7.1992. Katalog. Herausgegeben von der Rainer Werner Fassbinder Foundation. Berlin, Argon, 1992
- Peter Berling. Die 13 Jahre des Rainer Werner Fassbinder: Seine Filme, seine Freunde, seine Feinde, Bergisch Gladbach, Bastei Lübbe , 1992
- Christian Braad Thomsen. Rainer Werner Fassbinder. Leben und Werk eines maßlosen Genies. Hamburg, Rogner und Bernhard bei Zweitausendeins, 1993
- Juliane Lorenz (Hg.). Das ganz normale Chaos: Gespräche über Rainer Werner Fassbinder. Berlin, Henschel, 1995
- Anne Marie Freybourg. Bilder lesen: Visionen von Liebe und Politik bei Godard und Fassbinder. Wien, Passagen-Verlag, 1996
- Thomas Elsaesser. Rainer Werner Fassbinder. Berlin, Bertz Verlag, 2001
- «RWF это Фасбиндер» (пер. М. Коренева, СПб, 2002) ISBN 5-89740-080-6
Ссылки
- (англ.)
- 2020-06-04
- 1