В 2001 году стала членом Международного клуба учёных (неакадемическая организация с нестрогими условиями приёма).
В 2003 году переехала из Вологды в
Санкт-Петербург
, где работала в Комиссии по туризму Русского географического общества
.
Скончалась утром 26 ноября 2015 года в кардиологическом центре Алмазова города
Санкт-Петербург
. Похоронена в
Шексне
, рядом с супругом — архитектором Германом Ивановичем Виноградовым
.
Жарникова являлась сторонником
арктической гипотезы
, не признаваемой наукой
. Эта гипотеза была выдвинута в начале XX века индийским мыслителем и радикальным деятелем индийского национального движения
Б. Г. Тилаком
; имеет своих последователей среди индийских интеллектуалов, теософов и зороастрийцев
. Вслед за
Н. Р. Гусевой
Жарникова развивала идею о близком родстве славянских языков и санскрита и утверждала, что прародина «ариев» лежала на
Русском Севере
, где, по её мнению, располагалась легендарная гора
Меру
. Под «ариями» она понимала не только
исторических ариев
, но
индоевропейцев
вообще — «
арийцев
»
. Подтверждением этой гипотезы Жарникова считала якобы имеющееся особое сходство
санскрита
с севернорусскими говорами. Она пыталась доказать, что как индоиранцы, так и славяне унаследовали от
триполья
или ещё от поздне
палеолитических
предков символ
свастики
. При помощи санскрита Жарникова объясняла топонимию Русского Севера. Она положительно оценивала популярные любительские экспедиции на север по поиску
гиперборейской
«арийской» прародины, называя их «научным подвигом»
.
Историк Д. С. Логинов отмечает, что утверждения Жарниковой игнорируют развитие языковых систем и противоречат всей совокупности данных современной науки
. «Санскритские корни» Жарникова находила даже у названий, имеющих вполне прозрачную
прибалтийско-финскую
или
саамскую
этимологию
, например
Гангозеро
(
карел.
hoanga
«развилка» или
hanhi
«гусь»), ручей
Сагарев
(
карел.
и
вепс.
sagaru
«выдра»). Топонимист
, критикуя трактовку Жарниковой этимологии гидронимов, происхождение которых ещё не установлено, писал: «…может быть, признание „тёмных“ названий принципиально неопределимыми всё же лучше, чем объявление их санскритскими, как это делается с иными гидронимами Русского Севера — Двина, Сухона, Кубена, Стрига»
.
Жарникова пользовалась поддержкой академика
Б. А. Рыбакова
, дававшего положительные рецензии на её работы о приполярной прародине «ариев». Рыбаков ближе к концу жизни начал открыто пользоваться термином «арийцы»
.
Влияние
С 1990-х годов работы Жарниковой получили некоторый резонанс и популярность в
псевдонаучных
кругах
. Идеи Жарниковой, наряду с гипотезой Тилака о приходе индоевропейцев с приполярных территорий, получили распространение в средствах массовой информации, включая такие популярные, как газета «
Известия
» (1996) и всероссийский телеканал
НТВ
(программа «Новости» от 9 сентября 1996 года). Гипотеза Жарниковой печаталась в московском академическом журнале «
Этнографическое обозрение
» (2000). И позднее она регулярно выступала в качестве «эксперта» в телепередачах, посвящённых «Арктической прародине». Жарникова совместно с псевдонаучным деятелем
Андреем Тюняевым
выступала главным консультантом фильма «Гунны. Русский след» (2012, из документального сериала «Странное дело»), показанного по федеральному телеканалу «
РЕН ТВ
», в котором говорилось об арктической прародине «великих арийцев» — прямых «предков русских», заселивших Русский Север 70 тысяч лет назад, говоривших на «древнем санскрите» и развивших высокую цивилизацию
.
Идеи Жарниковой пользуются популярностью в среде
русских националистов
и
неоязычников
. Издание сборника «Древность: арьи, славяне» (1994), содержащего статьи Жарниковой и других идейно близких авторов, финансировал художник
Илья Глазунов
, поддерживавший «арийскую» идею. Гипотеза Жарниковой пропагандировались фашистской газетой «Русский реванш» (1996, № 1), нацистской газетой «Земщина» (1995, No 101), расистским журналом «Наследие предков» (1995, № 1) и почвенническим журналом «
Наш современник
» (1996, № 5)
. Под влиянием Жарниковой известный неоязыческий писатель
Сергей Алексеев
выпустил романы «Сокровища Валькирии». Сама Жарникова представлена в романах в качестве женщины, которая нашла на Белом море «
Велесову книгу
»
.
Библиография
Восточнославянское языческое верховное божество и следы его культа в орнаментике северорусских женских головных уборов // Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических исследований 1980—1981 гг. Тезисы докладов: город Нальчик 1982 г., стр. 147—148
О попытке интерпретации значения некоторых образов русской народной вышивки архаического типа (по поводу статьи Г. П. Дурасова). // Советская этнография 1983 г., № 1, стр. 87—94
Archaic motifs in Nort Russian folk embroidery and parallels in ancient ornamental designs of the eurasian steppe peoples // International association for the study of the cultures of Central Asia. 1984.
О некоторых архаических мотивах вышивки Сольвычегодских кокошников северодвинского типа //
Советская этнография
1985 г., № 1 стр. 107—115
Архаические мотивы северорусской вышивки и браного ткачества и их параллели в древнейшем искусстве народов Евразии// Информбюллетень МАИКЦА (ЮНЕСКО) М.:
Наука
, 1985., в 6−8 стр. 12—31
Отражение языческих верований и культа в орнаментике северорусских женских головных уборов. (На материале фонда Вологодского областного краеведческого музея) // Научно-атеистические исследования в музеях Л. ГМИРиА 1986 г., стр. 96—107
On the possible location of the Holy Hara and in Indo-Iranian (Aryan) mythology // International association for the study of the cultures of Central Asia. 1986.
К вопросу о возможной локализации священных гор Меру и Хары индоиранской (арийской) мифологии // Информбюллетень МАИКЦА (Юнеско) М. 1986 г., т. 11 стр. 31—44
Фаллическая символика северорусской прялки как реликт праславянско-индоиранской близости // Историческая динамика расовой и этнической дифференциации населения Азии. М: Наука 1987 г., стр. 330—146
О возможных истоках образов птиц в русской народной обрядовой поэзии и прикладном искусстве // Всесоюзная научно-практическая конференция. Фольклор. Проблемы сохранения, изучения, пропаганды. Тезисы докладов. Часть первая. М. 1988 г., стр. 112—114
О возможных истоках образа коня-оленя в индоиранской мифологии, скифо-сакской и северорусской орнаментальных традициях // Семиотика культуры. Тезисы докладов Всесоюзной школы-семинара по семиотике культуры 18-28 сентября 1989 года. Архангельск 1989 г., стр. 72—75
Где же Вы, горы Меру? //
Вокруг света
, № 3 1989 г., стр. 38—41
Задачи этнографического изучения Вологодской области // Вторая краеведческая научно-практическая конференция. Тезисы докладов. Вологда 1989 г.
Possible origins of horse-goose and horse-deer images in Indo-Iranian (Aryan) mythology // International association for the study of the cultures of Central Asia. 1989.
«Ригведа» о северной прародине арьев // Третья краеведческая научно- практическая конференция. Тезисы докладов и сообщений. Вологда 23—24 мая 1990 года
Возможные истоки образа коня-гуся и коня-оленя в индоиранской (арийской) мифологии // Информбюллетень МАИКЦА (Юнеско) М : Наука 1990 г., т. 16 стр. 84—103
Отражение языческих верований и культа в орнаментике северорусских женских головных уборов (на материале фонда Вологодского областного краеведческого музея) // Научно-атеистические исследования в музеях. Ленинград. 1990 г. стр.94—108.
Обрядовые функции северорусского женского народного костюма. Вологда 1991 г. 45 стр.
Узоры ведут по древним тропам // Слово 1992 г., № 10 стр. 14—15
Исторические корни северорусской народной культуры // Информационно- практическая конференция по проблемам традиционной народной культуры Северо- Западного региона России. Тезисы докладов и сообщений. Вологда 20-22 октября 1993 г. стр. 10—12
Загадка Вологодских узоров // Древность: Арьи. Славяне. Выпуск 1. M: Витязь 1994 г., стр. 40—52
Древние тайны русского Севера // Древность: Арьи Славяне В. 2 М.: Витязь 1994 г., стр. 59—73
Образы водоплавающих птиц в русской народной традиции (истоки и генезис)// Культура Русского Севера. Вологда. Издание ВГПИ 1994 г., стр. 108—119
Нечерноземье — житница России?: Беседа с канд. ист. наук, этнографом С. В. Жарниковой. Записал А.Ехалов// Русский Север-Пятница. 20 января 1995 г.
Узоры ведут в древность // Радонеж 1995 г., № 6 стр. 40—41
Ехалов А. Жарникова С. Нечерноземье — земля будущего. О перспективах развития сел. хоз-ва Вологод. области. 1995 г.
Филиппов В. Куда исчезли древляне и кривичи, или Почему вологодский говор в переводе на санскрит не нуждается. Об исследовании этнографа С. В. Жарниковой // Известия. 18 апреля 1996 г.
Древние тайны Русского Севера // Древность: Арьи. Славяне. Изд.2 М: Палея 1996 г., стр. 93—125
Русский Север — священная прародина арьев!: Беседа с С. В. Жарниковой. Записал П.Солдатов // Русский Север-Пятница. 22 ноября 1996 г.
Древние тайны Русского Севера // Кто они и откуда? Древнейшие связи славян и арьев М. РАН. Ин-т этнологии и антропололгии им. Н. Н. Миклухо-Маклая.1998 г., стр. 101—129
Гидронимы Русского Севера: (Опыт расшифровки через санскрит) // Кто они и откуда? Древнейшие связи славян и арьев — М. РАН. Ин-т этнологии и антропололгии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 1998 г., стр. 209—220
Мир образов русской прялки, Вологда 2000 г.
Славяне и арьи в Вологодской, Олонецкой (Карелия), Архангельской и Новгородской губерниях //
Экономическая газета
. № 1, 2, 3, 2000 г.
Дорогами мифов (А. С. Пушкин и русская народная сказка) //
Этнографическое обозрение
. № 2. 2000 г., стр. 128—140
Откуда пришел наш Дед Мороз // Мир детского театра № 2, 2000 г. стр. 94—96
Филиппов Виктор. Рогулька, тетеря и выгонец: Пиццу ели на берегу Ледовитого океана пять тысяч лет назад. По материалам сценария «Праздник круглого пирога» и монографии этнографа С.Жарниковой // Русский Север-Пятница. Вологда. 14 апреля 2000 г.
Концепция программы «Великий Устюг — Родина Деда Мороза» Вологда 2000 г.
И первой об этом сказала «Авеста»: Беседа с этнологом С. Жарниковой, автором концепции программы «Великий Устюг — родина Деда Мороза»// Записала А.Горина //
. 2-9 ноября 2000 г.
Так ли прост наш Дед Мороз //
Вокруг Света
. № 1. 2001 г., стр. 7—8
Отражение ведических мифологем в восточнославянской календарной обрядности // На пути к возрождению. Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. Вологда 2001 г., стр. 36—43
Сохранились даже названия рек (в соавт. с А. Г. Виноградовым) // СПб — Новый Петербург № 18, 2001 г.
Где же ты Гиперборея? (в соавт. с А. Г. Виноградовым) // СПб — Новый Петербург № 22, 2001 г.
Восточная Европа как прародина индоевропейцев. (в соавт. С А. Г. Виноградовым) // Реальность и субъект № 3, том 6 — СПб 2002 г., стр. 119—121
О Локализации священных гор Меру и Хары // Гиперборейские корни Калокагатии. — СПб, 2002 г., стр. 65—84
Золотая нить (Древнейшие истоки народной культуры Русского Севера) (Ред и рец д.и.н., Лауреат премии им. Дж. Неру. Н. Р. Гусева). Вологда. 2003 г. 247 стр.
Архаические корни традиционной культуры Русского Севера: сборник научных статей. Вологда 2003 г. 96 стр.
Исторические корни календарных обрядов. ОНМЦКиПК. Граффити. Вологда 2003 г. 83 стр.
Реки — хранилища памяти (в соавт. с А. Г. Виноградовым) // Русский Север — прародина индо-славов. — М.: Вече 2003 г., стр. 253—257.
Древние танцы Русского Севера // Русский Север — прародина индо-славов. — М.; Вече 2003 г., стр. 258—289.
Веды и восточнославянская календарная обрядность // Русский Север — прародина индо-славов. М.; Вече 2003 г., стр. 290—299.
А. С. Пушкин и древнейшие образы русских сказок // Русский Север — прародина индо-славов. М.: Вече 2003 г., стр. 300—310.
Наше время где-то на подходе: Беседа с этнографом, проф. С. Жарниковой. Беседовала Н. Серова // Красный Север (Зеркало). 7 января 2004 года.
Phallic cult in the perception of ancient slavs and aryans // International association for the study of the cultures of Central Asia.. 2004 г.
Опыт расшифровки через санскрит названий некоторых рек Русского Севера // Русские сквозь тысячелетия. 2007. С.134—139
Северная прародина индославов, Гусли — инструмент гармонизации Вселенной // Материалы первого Всероссийского конгресса ведической культуры Ариев-индославов. Санкт-петербург. 2009 г. стр. 14—18, 29—32.
Александр Шебунин // Скульптура: альбом, сост.: А. М. Шебунин; послесл.: С. В. Жарникова. РМП. Рыбинск. 128 стр.
Гаранина Т. «Стоим у источника и ходим черпать воду бог знает куда»: (Заметки с конф. «Духовность — энергия поколений», проведенной в Вологде светской общиной «РОД») // по материалам выступления этнографа С.Жарниковой о Русском Севере как прародине. 2010 г.
Арьяна-Гиперборея — Русь. (в соавт. с А. Г. Виноградовым).
. США. 2013 г. 92 стр.
США. 2013 г. 234 стр.
. США. 2013 г. 327 стр.
. США. 2013 г. 132 стр.
. США. 2013 г. 192 стр.
. США. 2014 г. 182 стр.
I
. США. 2014 г. 399 стр.
. США. 2014 г. 316 стр.
. США. 2014 г. 474 стр.
. США. 2014 г. 236 стр.
Феномен древнерусской иконописи //
США. 2014 г.
Где же ты, Гиперборея?, Чудь //
от 19 марта 2017 на
Wayback Machine
. США. 2015 г. с. 2—17, 41—63.
Отражение ведических мифологем в восточнославянской календарной обрядности. Русские и Германцы: Северная Прародина //
. США. 2016 г. стр. 30-46, 150—165.
Обратная перспектива, как художественный метод изображения пространства в византийской и древнерусской живописи //
от 19 марта 2017 на
Wayback Machine
США. 2016 г. с. 3—12.
Сборник статей. Выпуск 1. Издательский сервис Ridero. 2016 г.
Сборник статей. Выпуск 2. Издательский сервис Ridero. 2016 г.
Происхождение индоевропейцев. В 4-х томах. Прародина индоевропейцев. Происхождение индоевропейцев. Часть 1. Т. 1 / С. В. Жарникова. — М.: Белые альвы, 2020. — 244 с. : илл.: 32 с. цв. вклейки
Происхождение индоевропейцев. В 4-х томах. Археология прародины индоевропейцев. Часть 2. Восточная Европа как прародина индоевропейцев. Часть 3. Т. 2 / С. В. Жарникова. — М.: Белые альвы, 2020. — 342 с. : илл., цв. вклейка, 30 с.
Происхождение индоевропейцев. В 4-х томах. Орнаментальные комплексы индоевропейцев и их аналоги в культурах Евразии. Часть 4. Архаические образы северорусского фольклора. Часть 5. Т. 3 / С. В. Жарникова. — М.: Белые альвы, 2020. — 508 с. : илл., 2 цв. вклейки.
Происхождение индоевропейцев. В 4-х томах. Загадки арийской цивилизации. Часть 6. Т. 4 / С. В. Жарникова. — М.: Белые альвы, 2020. — 308 с. : илл., цв. вклейка
Примечания
Куклина И. В.
Этногеография Скифии по античным источникам. Л. :
Наука
, 1985. С. 162—175, 180—185.
Williams, Stephen. Fantastic archaeology. The wild side of North American prehistory. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1991. P. 140—144.
↑
Godwin, Joscelyn. Arktos. The Polar myth in scientific symbolism, and Nazi survival. London: Thames and Hudson, 1993.
Figueira, Dorothy M. Aryans, Jews, Brahmins: theorizing authority through mythsof identity. Albany: State University of New York Press, 2002. P. 131—133.
, том 1, с. 501.
Жарникова, Светлана Васильевна. Архаические мотивы северорусской орнаментики: К вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях : дисс. … канд. ист. наук : 07.00.07 / Ин-т этнографии. — М., 1988. — 233 с. + Прил. (с. 234—334: ил.).
Жарникова, Светлана Васильевна. Архаические мотивы северорусской орнаментики: К вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях : автореф. дис. … канд. ист. наук : 07.00.07 / Ин-т этнографии. — М., 1988. — 27 с.
[Аннотация] // Велесова книга со словарём / пер. и коммент.
В. С. Гнатюк
и
Ю. В. Гнатюк
. —
М.
: Свет, 2018—608 с.: ил. — С. 5.
↑
Логинов Д. С.
от 23 апреля 2021 на
Wayback Machine
// Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитаные науки. 2017. № 05. С. 22—26.