Interested Article - Ноосфера
- 2020-08-03
- 1
Геосферы |
Внутренние: |
---|
• Кора |
- Континентальная |
- Океаническая |
• Мантия |
- Астеносфера |
- Верхняя |
- Нижняя |
• Ядро |
- Внешнее |
- Внутреннее |
Внешние: |
• Литосфера |
- Стратисфера |
• Гидросфера |
• Атмосфера |
- Стратосфера |
- Мезосфера |
- Термосфера |
• Ионосфера |
• Магнитосфера |
= Экзосфера |
Комплексные: |
• Географическая |
• Биосфера |
- Биогеосфера |
- Экосфера |
- Педосфера |
• Криосфера |
- Гляциосфера |
= Барисфера |
= Тектоносфера |
Антропогенные: |
Антропосфера |
Техносфера |
Какосфера |
Строение Земли |
Ноосфе́ра (от др.-греч. νοῦς « разум » + σφαῖρα « шар »; дословно «сфера разума») — гипотетическая сфера взаимодействия общества и природы , в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера») .
Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы , становление которой связано с развитием общества , оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.
Согласно В. И. Вернадскому , «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе … Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного» .
Возникновение и эволюция понятия
Понятие «ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа , который трактовал её как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом — геологом и палеонтологом-эволюционистом, и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом . При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии , которые в 1922 - 1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский .
Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза (оживления материи ), но и идею, что конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с богом . Развитие ноосферного учения связано в первую очередь с именем Вернадского. По мнению проф. Киевского университета А. С. Гальчинского : «Идеи основателей теории ноосферы — В. Вернадского и П. Тейяра де Шардена — по сути, берут свое начало от Маркса » .
В основе теории ноосферы Леруа лежат представления Плотина (205—270) об эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Благом) в Ум и мировую Душу, с последующей трансформацией последних снова в Единое. Согласно Плотину , сначала Единое выделяет из себя мировой Ум (нус), заключающий в себе мир идей, затем Ум производит из себя мировую Душу, которая дробится на отдельные души и творит чувственный мир. Материя возникает как низшая ступень эманации. Достигнув определённой ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым.
Эволюционная модель Леруа и Тейяра де Шардена повторяет основные положения неоплатонизма . Разумеется, возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описывается в терминах современной науки, но принципиальная схема концепции соответствует принципам неоплатоников. Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума , чтобы затем, через экстаз , приобщиться к Единому . Согласно Тейяру де Шардену , человек также стремится перейти в сферу разума и раствориться в боге .
Идеи Плотина были восприняты Леруа в бергсонианском духе. Влияние Анри Бергсона на создание теории ноосферы заключалось главным образом в выдвинутом им положении о творческой эволюции («L'évolution créatrice», 1907. Русский перевод: «Творческая эволюция», 1914). Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, — жизнь как метафизически-космический процесс, творческая эволюция; структура её — длительность, постигаемая только посредством интуиции , различные аспекты длительности — материя , сознание , память , дух . Универсум живёт, растёт в процессе творческого сознания и свободно развивается в соответствии с внутренне присущим ему стремлением к жизни — «жизненным порывом» (l'élan vital).
Влияние Бергсона прослеживается и у Тейяра де Шардена . В частности, в «Феномене человека» он несколько раз обращается к бергсоновским категориям порыва (l'élan) и длительности (durée).
- Термин антропосфера в 1902 году ввел в научный оборот Д. Н. Анучин .
После проведения в Стокгольме Международной конференции о состоянии природной среды (1972) термины « экология » и «ноосфера» стали популярными из-за угрозы экологической катастрофы .
В. И. Вернадский о ноосфере
По обобщениям Ф. Т. Яншиной , В. И. Вернадский сформулировал следующие 12 условий ноосферы в будущем :
- Заселение человеком всей планеты.
- Резкое преобразование средств связи и обмена между разными странами.
- Усиление связей, в том числе политических, между государствами Земли.
- Преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.
- Расширение границ биосферы и выход в Космос.
- Открытие новых источников энергии.
- Равенство людей всех рас и религий.
- Увеличение роли народных масс в решении вопросов и внутренней политики.
- Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в общественном и государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли.
- Подъём благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания, голода, нищеты и ослабить влияние болезней.
- Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать способной удовлетворять все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.
- Исключение войн из жизни человечества.
Вернадский утверждал, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную «геологическую силу», своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики.
В. И. Вернадский писал о ноосфере как о состоявшейся реальности, и как о неотвратимом будущем. Рассматривал её как новое эволюционное состояние биосферы, переработанное научной мыслью социального человека . «Человек своим трудом — и своим сознательным отношением к жизни — перерабатывает земную оболочку — геологическую область жизни — биосферу. Он переводит её в новое геологическое состояние; его трудом и сознанием биосфера переходит в ноосферу … Лик планеты меняется глубочайшим образом. Создается стадия ноосферы » .
Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:
- ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;
- ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.
Критика
Если понятие «живое вещество» было принято советской наукой, а понятие «биосфера» иногда встречается даже в пост-советских научных текстах, то понятие «ноосфера» вызывает резкие возражения в научных кругах, а в научных публикациях используется крайне редко. Критики учения о «ноосфере» указывают на то, что оно идеологизировано и носит не научный, а религиозно-философский характер. В частности, крупный советский эколог и доктор биологических наук Ф. Р. Штильмарк считает: «мысли о Ноосфере как Обществе Разума… уже по самой сути своей глубоко религиозны и пока что остаются утопичными» .
Американский историк природоохраны Д. Винер называет учение о ноосфере «утопической и научно несостоятельной идеей» .
Критика «ноосферы» Вернадского дана также в монографии Б. Миркина и .
Философ В. А. Кутырёв считает:
«Суть обновлённого взгляда на ноосферу, который мы намерены здесь защищать и который, как кажется, более адекватно отвечает ситуации, такова: это учение с самого начала несло в себе элементы утопии; в нём переплелись аксиологические и онтологические подходы без какого-либо их разграничения… Ноосфера как гармония — сциентистский аналог социально-политических утопий типа коммунизма и прочих, более ранних мечтаний о рае» .
Российский эколог и климатолог А. Поздняков пишет:
В научной среде России «ноосферогенез» рассматривается как учение. Однако если под учением понимать теорию достижения цели, единственно необходимую последовательность практических действий, то это скорее не учение, а недостаточно обоснованные утопические положения о всемогуществе Человека. В основе этого «учения» — обыкновенное человеческое тщеславие, выливающееся в эго- и антропоцентризм… .
По мнению Л. Л. Прозорова:
…многие современные интерпретации со ссылкой на «Учение Вернадского о ноосфере» носят разрозненный, в основном социально-политический, иногда спекулятивный характер, без определённого концептуального стержня. <…> не было создано такого учения, <…> чтобы научный мир принял его хотя бы как единую концепцию для своих исследований. Фактически это и породило ту легковесность, которая дала возможность делать любые построения «своих миров».
Ноосферизм и ноосферология
На основе учения о «ноосфере» появилось понятие «ноосферизма». Правоведы М. Н. Кузнецов и И. В. Понкин дали заключение «по содержанию религиозно-политической идеологии ноосферизма» , в котором отмечен широчайший размах этой « квазирелигиозной идеологии», указано на тесные связи «ноосферизма» с оккультно-религиозным учением « русского космизма » и с оккультно-религиозными объединениями последователей Рерихов . В то же время, по утверждению авторов заключения, оно не относится напрямую к наследию Вернадского, поскольку «ноосферизм» является манипуляцией идеями Вернадского и его именем .
Российский историк и социолог Н. А. Митрохин называет ноосферологию « сциентистской интеллектуальной традицией, обожествляющей личность покойного академика В. Вернадского» и потенциально «самой влиятельной из гражданских религий современной России» .
В массовой культуре
- В субкультуре компьютерных игр несколько раз употреблялось понятие «ноосфера», хоть и в значении, мало связанном с изначальным (в частности, в играх S.T.A.L.K.E.R. , Metro 2033 и Warhammer 40,000 ).
См. также
Примечания
- ↑ Всемирная энциклопедия: Философия / Гл. научн. ред. и сост. А. А. Грицанов . — М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. — 1312 с.
- 41. Дата обращения: 1 июля 2022. 31 марта 2022 года.
- Яншина Ф. Т. от 4 октября 2018 на Wayback Machine // Вестник РАН. 1994. № 11. С. 1016—1022.
- Яншина Ф. Т. Ноосфера: утопия или реальная перспектива // Общественные науки и современность ". 1993. № 1. С. 163—173.
- Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. 271 с.
- Вернадский В. И. О коренном материально-энергетическом отличии живых и косных естественных тел биосферы // Проблемы биогеохимии. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1939. Вып. 2. C. 2.
- Штильмарк Ф. Р. от 26 сентября 2011 на Wayback Machine
- Винер Д. Р. Культ Вернадского и ноосфера / Винер Дуглас Р. // В. И. Вернадский: pro et contra. — СПб., 2000. — С.645-646
- Миркин Б. М. и Наумова Л. Г. Курс лекций по устойчивому развитию. — АНО «Журнал „Экология и жизнь“», 2005. ISBN 5-94702-027-0
- Кутырёв В. А. от 17 января 2018 на Wayback Machine // Философия биологии: вчера, сегодня, завтра (Памяти Регины Семеновны Карпинской). / Отв. ред. И. К. Лисеев . — М.: ИФ РАН , 1996. — 300 с.
- Поздняков А. В. от 18 июня 2016 на Wayback Machine // Проблемы устойчивого развития: иллюзии, реальность, прогноз: Материалы 6-го Всерос. постоянно действующего науч. семин. (Томск, 13-15 ноября 2002 г.). — Томск: Томский гос. ун-т, 2002. — С.3-17.
- .
- Заключение было направлено в ФСБ РФ «Общественным комитетом по правам человека»
- от 18 октября 2007 на Wayback Machine «Общественного комитета по правам человека» начальнику управления ФСБ РФ по Москве и Московской области по религиозно-политическим объединениям ноосферитов
- 10 ноября 2011 года. / Отв. ред. и сост. д.ю.н., проф. М. Н. Кузнецов, д.ю.н. И. В. Понкин. — М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2009. — 704 с.
- Митрохин Н. А. от 3 июня 2009 на Wayback Machine // Институт изучения религии в странах СНГ и Балтии
Литература
- Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление // В кн. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста / отв. ред. А. Л. Яншин . — М. : Наука , 1988. — 520 с. — ISBN 5-02-003325-1 .
- Вернадский В. И. // Успехи современной биологии . 1944. №. 18. Вып. 2. С. 113—120 (переиздано в Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление / Отв. ред. А. Л. Яншин . — М.: Наука , 1991.)
- Гиренок Ф. И. Экология, цивилизация, ноосфера. — М.: Наука, 1997.
- Гутнер Г. Б. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
- Иванов Вяч. Вс. Эволюция ноосферы и художественное творчество. // Ноосфера и художественное творчество. М., 1991;
- Казначеев В. П. — Новосибирск: Наука , 1989. ISBN 5-02-029200-1
- Луков Вал. А. // Информационный гуманитарный портал « Знание. Понимание. Умение ». — 2014. — № 2 (март — апрель) ( ) .
- Наумов Г. Б. на сайте vernadsky.name
- Прозоров Л. Л. // Пространство и Время : журнал. — 2012. — № 4 (10) . — ISSN .
- Тейяр де Шарден П.
- // . 2008. № 1.
- Яншина Ф. Т. Ноосфера В. И. Вернадского: утопия или реальная перспектива? // Общественные науки и современность, 1993. № 1. С. 163—173.
Ссылки
- на сайте «Научная Россия», 2016.
- 2020-08-03
- 1