Васильева, Надежда Сергеевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Наде́жда Серге́евна Аллилу́ева ( 9 (22) сентября 1901 , Баку — 9 ноября 1932 , Москва ) — вторая жена Иосифа Сталина . Член ВКП(б) с 1918 года .
Отец Надежды Аллилуевой Сергей Яковлевич Аллилуев (1866–1945) был родом из крестьянской семьи села Рамонье Новохопёрского уезда Воронежской губернии . Он переехал на Кавказ и работал там в железнодорожном депо, где столкнулся с тяжелыми условиями труда рабочих в Российской империи . Бабушка Сергея была цыганкой , чем его внучка Светлана объясняла «южные, несколько экзотичные черты лица» и «черные глаза» , которые были семейной чертой Аллилуевых . Сергей вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП) в 1898 году и стал активным участником её рабочих кружков. На этих кружках он познакомился с Михаилом Калининым , одним из главных организаторов партии на Кавказе . Сергея арестовали и сослали в Сибирь , но к 1902 году он вернулся на Кавказ . В 1904 году он встретил Йозеба «Кобу» Джугашвили (позже известного как Иосиф Сталин ), помогая ему перевезти печатный станок из Баку в Тифлис .
Мать Аллилуевой Ольга Федотенко (1877–1951) была младшей из девяти детей Евгения Федотенко и Магдалены Айхольц. Дочь Аллилуевой Светлана написала в своих мемуарах, что у Евгения были украинские корни по отцовской линии, а его мать была грузинкой . Он вырос, говоря дома по-грузински. Магдалена происходила из семьи немецких переселенцев и дома говорила по-немецки и по-грузински . Отец Ольги сначала хотел, чтобы она вышла замуж за сына его друга, но та отказалась принять эти условия и ушла из дома в 14 лет, чтобы жить с Сергеем, воссоединившись с ним в Тифлисе .
Родными братьями Аллилуевой были советский военный деятель Павел Аллилуев и секретарь Сталина Федор Аллилуев . Старшая сестра Аллилуевой была женой комиссара гозбезопасности СССР Станислава Реденса . Аллилуева была крестницей советского партийного деятеля Авеля Енукидзе .
Надежда Сергеевна Аллилуева родилась в Баку 22 сентября 1901 года и была младшей из четырех детей в семье, родившись после , Федора и Павла . Семья переехала в Москву в 1904 году, но вернулась в Баку к 1906 году. В 1907 году, чтобы избежать ареста, отец Аллилуевой Сергей перевез семью в Санкт-Петербург . Там семья и осталась , часто помогая укрывать в своем доме большевиков , в том числе Сталина . Сергей Аллилуев работал на электростанции, а к 1911 году был назначен заведующим подстанцией, что позволило семье жить комфортной жизнью .
С детства варясь в атмосфере революционной деятельности, Аллилуева стала сторонницей большевизма уже в школе . Родители Аллилуевой часто принимали у себя дома членов партии, в том числе прятали у себя в доме Владимира Ленина во время июльских дней 1917 года . Это оказало влияние на развитие большевистских взглядов Аллилуевой, укрепив их . На смену Ленину, который бежал из России в августе 1917 года, к Аллилуевым приехал Сталин . Он знал Аллилуеву с детства и якобы однажды в Баку спас ее, когда та тонула . Прошло много лет с тех пор, как они видели друг друга в последний раз, и за оставшуюся часть лета 15-летняя Аллилуева и 38-летний Сталин сблизились . Открытое сожительство Сталина и Аллилуевой началось в конце февраля или начале марта 1918 года (незадолго до переезда правительства Ленина в Москву ) . Брак был зарегистрирован 24 марта 1919 года . Церемонии бракосочетания не было, поскольку большевики не одобряли институт брака . По утверждению её биографа Ольги Трифоновой, фамилию супруга Надежда взять отказалась и до конца жизни оставалась Аллилуевой. На момент свадьбы Сталин был 40-летним вдовцом и отцом одного сына ( Якова ), родившегося в 1907 году от первой жены Сталина Като Сванидзе (умершей от тифа позже в том же году).
Большевики пришли к власти в России в ноябре 1917 года (октябрь 1917 года по старому стилю ), что привело к Гражданской войне . В 1918 году столица была перенесена из Петрограда в Москву, и Аллилуева со Сталиным переехали в Москву вместе с другими большевистским лидерами . Пара поселилась в Потешном дворце Московского кремля , причем жили в отдельных комнатах . Сталин сделал Аллилуеву секретарем Наркомата по делам национальностей , который сам возглавил. А в мае взял Аллилуеву и ее брата Федора с собой в Царицын , где большевики сражались с Белой армией . Аллилуева пробыла там недолго и вернулась в Москву. Поскольку Сталин участвовал в Гражданской войне, дома он появлялся редко . Гражданская война закончилась к 1921 году, а в 1922 году был основан Советский Союз , ведущую роль в котором взял на себя Ленин.
Не желая быть зависимой от Сталина, Аллилуева перешла в секретариат Ленина , где работала под руководством Лидии Фотиевой . Это якобы раздражало Сталина, который хотел, чтобы его жена уволилась с работы и осталась дома. Аллилуевой нравилось работать с Лениным и его женой Надеждой Крупской (тоже работавшей в партии), поскольку они относились к ее работе более снисходительно, нежели Сталин: например, Ленин знал, что Аллилуева бросила школу в юном возрасте, и поэтому прощал ей орфографические ошибки . Ленин был удовлетворен качеством работы Аллилуевой: например, он часто просил поручить выполнение того или иного деликатного задания именно ей .
Через несколько месяцев после рождения первенца Василия в 1921 году Аллилуеву исключили из большевистской партии в результате партийной чистки . По словам историка Олега Хлевнюка , ей с трудом удавалось сочетать семейную жизнь с профессиональной и партийной работой, и поэтому ее считали «обузой, совершенно не интересующейся партийной жизнью» . Хотя её приняли обратно кандидатом в члены ВКП(б) благодаря ходатайству Ленина и других партийных деятелей, полностью восстановили в должности её лишь в 1924 году . Аллилуева опасалась, что если она будет работать дома, ее не будут воспринимать всерьез. Она хотела быть квалифицированным специалистом в любой роли, которую брала на себя .
…Вообще страшно много новых предрассудков. Если ты не работаешь – то уже “баба”. Хотя, может быть, не делаешь этого, потому что считаешь работу без квалификации просто не оправдывающей себя интересом к ней. А теперь, особенно когда я займусь семьей, думать о квалификации не приходится. […] Вы даже не представляете, как тяжело работать для заработка, выполняя любую работу. Нужно обязательно иметь специальность, которая дает возможность не быть ни у кого на побегушках, как это обыкновенно бывает в секретарской работе.
— Надежда Аллилуева в письме к своей подруге Марии Сванидзе (сестре первой жены Сталина )
После смерти Ленина в 1924 году Аллилуева на короткое время перешла на работу к Серго Орджоникидзе , близкому другу Сталина и его соратнику-большевику, а затем в Международный аграрный институт при Агитпропе в качестве ассистента .
После того, как Ленин умер, Сталин сменил его на посту лидера Советского Союза. Уставшая от работы и недовольная ролью супруги главы государства, Аллилуева начала искать себе другое занятие . Заинтересовавшись образованием и желая более активно участвовать в жизни партии, в 1929 году она поступила в Промакадемию на факультет текстильной промышленности, чтобы изучать синтетические волокна (которые в то время были новой технологией) . Она также стала более активной на местных партийных собраниях . Поскольку Аллилуева была зарегистрирована под своей девичьей фамилией, это позволяло ей оставаться в тени. Неясно, знали ли ее соратники по партийной ячейке о том, кто она такая . Однако известно, что о ней знал по крайней мере её однокурсник и лидер местной партийной организации Никита Хрущев , которого она впоследствии познакомила с мужем. Сам Хрущев считал, что отзывы о нем Аллилуевой предопределили его дальнейшую судьбу, а своё знакомство с Аллилуевой назвал «счастливым лотерейным билетом» :
…Когда ещё была жива Надежда Сергеевна, я уже понял, что о жизни Промышленной академии и о моей роли в борьбе за генеральную линию в академии она много рассказывала, видимо, Сталину… Это, я считаю… определило… отношение ко мне Сталина… Я вытащил счастливый лотерейный билет. И поэтому я остался в живых, когда мои сверстники… с которыми я вместе работал в партийных организациях… сложили голову как враги народа.
— Хрущев Н.С. Воспоминания: Избранные отрывки. Нью-Йорк, 1979. С. 207
Аллилуева часто ездила в Промакадемию на трамвае из Кремля вместе с Дорой Хазан — женой большевика и соратника Сталина Андрея Андреева . В Академии Аллилуева общалась со студентами со всего Советского Союза. Cуществует мнение, что Аллилуева узнала о бедах населения Советского Союза, возникших в связи с коллективизацией сельского хозяйства , в том числе о голоде на Украине , и ругалась по этому поводу со Сталиным . Однако Хлевнюк заключает, что «нет абсолютно никаких веских доказательств того, что [Аллилуева] возражала против политики мужа… Ее письма создают впечатление, что она, как и остальная большевистская элита, была полностью изолирована от страданий десятков миллионов людей за пределами кремлевских стен» .
Первенец Аллилуевой и Сталина Василий родился в 1921 году. Историк Саймон Монтефиоре отмечает, что Аллилуева пошла в больницу на роды пешком, демонстрируя «большевистскую простоту» . Вторым ребёнком в семье стала дочь Светлана, родившаяся в 1926 году . В 1921 году семья также приняла сына Сталина от первого брака Якова , который жил в Тифлисе у родственников своей матери . Аллилуева была всего на шесть лет старше своего пасынка, с которым у нее сложились дружеские отношения . Примерно в это же время в семье появился и Артем Сергеев — сын близкого друга Сталина Федора Сергеева . Федор погиб через четыре месяца после рождения Артема в результате несчастного случая, и Артем стал воспитываться в семье Сталина (хотя его мать была жива и занимала руководящие должности).
Сосредоточенная на своей карьере, Аллилуева не проводила много времени со своими детьми и для присмотра за ними наняла няню Александру Бычкову . Когда же Аллилуева занималась детьми, она была довольно строгой: Светлана позже вспоминала, что в единственном письме, которое она получила от матери, та ругала её и называла ужасно непослушной, хотя Светлане было тогда всего четыре или пять лет . Тем не менее, Аллилуева хотела, чтобы дети получили хорошее образование . Светлана также вспоминала, что единственным человеком, которого боялся Сталин, была Аллилуева .
В течение недели семья жила в Потешном дворце , где Аллилуева вела простой образ жизни и контролировала семейные расходы . По выходным они часто уезжали на подмосковную дачу . Рядом жили братья и сестра Аллилуевой и их семьи, и все они часто собирались . Летом Сталин отдыхал на побережье Черного моря недалеко от Сочи , или в Абхазии , и к нему часто присоединялась Аллилуева (хотя в 1929 году она провела там всего несколько дней, а затем вернулась в Москву на учебу). Несмотря на то, что они были порознь, они часто писали друг другу письма .
По словам ее близкой подруги Полины Жемчужиной брак Аллилуевой и Сталина был сложным и они часто ссорились . Сталин считал, что мать Аллилуевой больна шизофренией . Начальник личной охраны Сталина Карл Паукер был невольным свидетелем их ссор. «Она как кремень — сказал Паукер об Аллилуевой, — [Сталин] очень груб с ней, но даже он иногда ее боится. Особенно когда улыбка исчезает с ее лица» . Она подозревала Сталина в супружеской измене , хотя по словам секретаря Сталина Бориса Бажанова , «женщины не интересовали [Сталина]. Ему было достаточно собственной женщины, но он мало уделял ей внимания» .
Последние годы жизни Аллилуевой были омрачены не только пренебрежением мужа, но и проблемами со здоровьем. Она страдала от «ужасных депрессий», головных болей и ранней менопаузы . Ее дочь позже утверждала, что у Аллилуевой были «женские проблемы» из-за « абортов , на которые никогда не обращали внимание» . Биограф Аллилуевой Ольга Трифонова утверждает со ссылкой на медицинскую карту Аллилуевой, что она перенесла в общей сложности 10 абортов . Несколько раз Аллилуева подумывала уйти от Сталина и забрать с собой детей, а в 1926 году она ненадолго переехала в Ленинград . Но Сталин позвонил ей, и она вернулась . Ее племянник Александр Аллилуев позже утверждал, что незадолго до смерти Аллилуева снова планировала уйти от Сталина, но никаких других подтверждений этому нет .
В ноябре 1932 года Аллилуевой оставалось всего несколько недель до окончания курса в Академии . Вместе со своими соотечественниками она участвовала в параде 7 ноября, посвященном пятнадцатой годовщине Октябрьской революции , а Сталин и дети наблюдали за ней с мавзолея Ленина на Красной площади . После окончания парада Аллилуева пожаловалась на головную боль, поэтому дети уехали на дачу за город , а она вернулась домой в Кремль .
На следующий вечер и Аллилуева, и Сталин присутствовали на ужине в честь годовщины революции, организованном в кремлевской квартире Климента Ворошилова — близкого друга Сталина и члена Политбюро . Аллилуева обычно одевалась скромно — в стиле, соответствующем большевистской идеологии, — но на этот раз нарядилась . На ужине, на котором присутствовали высокопоставленные члены Политбюро вместе с супругами, было много алкоголя. Аллилуева и Сталин постоянно ссорились, что не было принято на подобного рода мероприятиях . Несколько источников указывают на то, что Сталин начал флиртовать с молодой женой Александра Егорова Галиной, а до этого обсуждалось, что Сталин недавно был с парикмахершей, работавшей в Кремле .
Cитуация обострилась еще сильнее, когда Сталин поднял тост «за уничтожение врагов Советского государства» , но увидел, что Аллилуева бокал не подняла . Сталин разозлился и бросил в нее чем-то для привлечения внимания (разные источники называют апельсиновую корку, или окурок, или кусок хлеба) и попал ей в глаз , окликнув её: «Эй!» . Аллилуева огрызнулась: «Я тебе не „Эй“!» , резко бросила ужин и ушла на улицу. За ней последовала Жемчужина, чтобы поддержать подругу . Две женщины вышли за Кремлевскую стену, обсуждая события ночи и заключая, что Сталин так поступил, поскольку был пьян . Затем их пути разошлись, и Аллилуева вернулась домой в Кремль .
Дальнейшие события до конца не ясны, но рано утром 9 ноября 31-летняя Аллилуева, будучи одна в своей комнате, выстрелила себе в сердце и умерла мгновенно . Аллилуева застрелилась из пистолета Walther PP , недавно подаренного ей ее братом Павлом Аллилуевым . Тот привёз пистолет из Берлина сестре в подарок . Она попросила его об этом, утверждая, что одной в Кремле может быть опасно и ей нужна защита .
Официальная партийная газета «Правда» сообщила о смерти Аллилуевой в номере от 10 ноября:
ЦК ВКБ(б) с прискорбием доводит до сведения товарищей, что ночь на 9 ноября скончалась активный и преданный член партии тов. Надежда Сергеевна Аллилуева
— Газета «Правда» . — 10 ноября 1932 года. — № 310 (5475). — С. 2.
Там же был напечатан официальный некролог , а в «Литературной газете» — коллективное соболезнование Сталину от лица писателей. Сталин и другие лидеры решили, что объявлять о самоубийстве Аллилуевой неуместно . Поэтому причиной смерти был назван аппендицит . Это объявление стало неожиданностью для многих в Советском Союзе — в том числе потому, что это стало первым публичным признанием того, что Сталин был женат . Детям истинную причину ее смерти тоже не сообщили .
Для церемонии прощания тело Аллилуевой в открытом гробу выставили на верхнем этаже ГУМа , на прощании и похоронах присутствовали Сталин и Василий . К прощанию были допущены правительственные и партийные чиновники, но широкая общественность не допускалась . Похороны состоялись 12 ноября . Сталин принял участие в 6-километровом траурном шествии с гробом Аллилуевой от ГУМа до Новодевичьего кладбища (но сохранившиеся источники расходятся в оценках того, какую часть маршрута он прошёл) .
Смерть Аллилуевой оказала глубокое влияние на ее детей и семью:
…Оставшись без матери и не имея возможности воспитываться под постоянным наблюдением отца, я, по сути дела, рос и воспитывался в кругу мужчин (охраны), не отличавшихся нравственностью и воздержанностью. Это наложило отпечаток на всю последующую мою жизнь и характер. Рано стал курить и пить. <...> С момента окончания [лётного] училища для меня разговор с отцом, как с отцом, почти перестал существовать. Каждая встреча превращалась в разговор о ВВС .
— Василий Сталин, цитата по книге Зенькович Н. А. . — М. : Олма-Пресс , 1999.
В 1933 году на её могиле был поставлен памятник из белого мрамора с надписью: «Надежда Сергеевна Аллилуева-Сталина / 9/IX 1901 — 9/XI 1932 / член В.К.П.(Б) / от И. В. Сталина» . Автор надгробия — И. Д. Шадр , архитектор — И. В. Жолтовский . В последнее время памятник Аллилуевой был накрыт плексигласовым коробом, т.к. этот тип мрамора разрушается в условиях московской погоды. У основания памятника раньше лежала чугунная роза. Ныне на кладбище установлена копия скульптуры, подлинник находится в Третьяковской галерее .