1970-е годы
- 1 year ago
- 0
- 0
1970-е годы в музыке : На «семидесятые» пришёлся расцвет хард-рока ( Led Zeppelin , Black Sabbath , Deep Purple , Rainbow , Nazareth ) и прогрессивного рока ( Pink Floyd , King Crimson , Alan Parsons Project ).
Начало десятилетия ознаменовалось распадом «Битлз» (1970) и началом сольной карьеры Джона Леннона (кумира хиппи и одного из самых значительных общественных деятелей 1960-х — 1970-х годов).
Расцвет появившегося в предыдущем десятилетии сатерн-рока («южного рока»). Появился глэм-рок ( Queen , Kiss ). Проявление софт-рока (рок с более приятным, мягким и приглушенным звучаним) и, наоборот, — паб-рока (направление, возникшее в Британии в первой половине 70-х, как протестная реакция представителей британского рутс-рока на чрезмерную отполированность звука в прог-роке и американском AOR , андрогинность звёзд глэм-рока).
Появление раннего хэви-метала (Black Sabbath, Judas Priest ), в 1974 году — панк-рока ( Ramones , Sex Pistols ; предтечи — протопанк ), а в конце десятилетия — пост-панка ( Joy Division , The Cure , Sisters of Mercy )
Фолк-музыка : появление стиля ( англ. ) — смесь блюграсса и джаза , с использованием исключительно акустических инструментов ;
В электронной музыке : синтезаторы , после создания первого коммерческого ( MiniMoog ) в конце 60-х, — на протяжении 70-х стали модным и популярным новшеством в музыке, постепенно вытесняя электроорганы ; электронная музыка 70-х — это в основном клавишно-синтезаторная музыка. Этим было положено начало электронной музыке как самостоятельному направлению, стараниями исполнителей краут-рока Can , Popol Vuh , Клауса Шульце и групп Tangerine Dream , Organisation , Kraftwerk , Cluster , Neu! (см. Берлинская школа электронной музыки ). Черпая основные идеи как из спейс-рока и психоделического рока, так и из академического авангарда Карлхайнца Штокхаузена и Яниса Ксенакиса , эти музыканты создавали экспериментальные звуковые коллажи. Основная идея заключалась в использовании электроники как нового выразительного средства, способного вызывать в воображении сюрреалистические образы.
Зарождение стиля индастриал (в качестве даты возникновения «индастриала» обычно называется два варианта — 1974 (год оформления собственно музыкального направления) или 1976, год возникновения самого термина «industrial music»).
В конце 70-х — зарождение электронного стиля нью-вейв и, как противопоставление ему — возникновение в Нью-Йорке оригинального направления ноу-вейв ( англ. No Wave , дословно «Не волна» или «Никакая волна»), ставшее своеобразным «ответом» свободных художников и музыкантов на коммерческий нью-вейв.
В поп-музыке — развитие (взлёт и угасание) бабблгама ; появление и «золотая эпоха» диско ( ABBA , Boney M. , Bee Gees ). 1970-е годы это эпоха дискотек с их яркими светомузыкальными огнями, когда танцевальная музыка приобрела большую популярность среди публики.
Вариации диско, такие как хай-энерджи ( Hi-NRG ), ( freestyle music ) и пр. (позднее ярко вспыхнуло итало-диско ).
В конце 70-х — возникновение, на спаде эпохи диско, течения постдиско — ньюйоркского развития популярной музыки в виде электронного прогрессивного ритм-н-блюза (некоторые варианты постдиско включают дэнс-поп и ранний альт-дэнс ) как противопоставление диско.
Арт-поп в 1970-х пережил свой «золотой век» благодаря таким исполнителям, как Дэвид Боуи и Roxy Music , в чьих творчествах были охвачены театральность и одноразовость поп-культуры.
В 1970-е курс на эстраду и лирику продолжился. Среди популярных композиторов тех лет, оставивших след в истории советской музыки, стоит назвать имена М. Таривердиева , Д. Тухманова , М. Танича , В. Шаинского и многих других.
В 70-е годы начали свою карьеру, а затем получили всесоюзную известность певцы и исполнители: София Ротару , Алла Пугачёва , Валерий Леонтьев , Владимир Мигуля ; вокально-инструментальные ансамбли и рок-группы: « Песняры », « Самоцветы », « Добры молодцы », « Синяя птица », « Маки », « Серебряные струны », « Цветы », « Земляне », « Машина времени », и другие.
Возрос интерес и к вокально-инструментальным ансамблям (ВИА), которые начали формироваться в конце 60-х. Репертуар «ВИА», с одной стороны, был написан профессиональными композиторами и поэтами, с другой – значительно отличался от классической эстрады тех лет и был явно ориентирован на молодежь. Музыка в исполнении всевозможных ВИА была разнообразна: от фолка и народных песен до диско, рок-музыки и новой волны. Несмотря на то, что в своём творчестве ВИА ориентировались на популярные на западе рок-группы, все композиции проходили строгий отбор на художественном совете.
Одновременно в этот период на российскую поп-музыку начинают оказывать влияние разнообразные популярные западные жанры, как джаз и рок (происходит становление и развитие русского рока ) и т. д.). Но и сама популярная советская музыка приобретает некоторую популярность в странах Восточной Европы .
Выходят магнитоальбомы ( самиздат ) «подпольных» рок-групп (« Воскресение », « Аквариум », « Машина времени », « Мифы » и др.).
Отдельным жанром, завоевавшим популярность среди слушателей, стали главные темы из популярных кинолент (то, что сейчас называется « саундтреком ») — например, песни Таривердиева « Никого не будет в доме » на стихи Б. Пастернака, «По улице моей» на стихи Б. Ахмадулиной и «Со мною что-то происходит» Е. Евтушенко (в « Ирония судьбы, или С лёгким паром! », 1976) или «У природы нет плохой погоды» Петрова (в « Служебном романе », 1977) — становятся у всех на слуху и плотно входят в повседневную жизнь.
Эпоха проходит под знаком песенно-поэтического творчества Владимира Высоцкого 70-х годов .
Группы
Исполнители