Аллен, Уайатт
- 1 year ago
- 0
- 0
Роберт Уайатт ( англ. Robert Wyatt ; 28 января 1945 , Бристоль ) — британский музыкант, один из создателей влиятельной в прогрессивном роке группы Soft Machine . Женат на английской художнице и авторе песен Альфреде Бенж.
Мать Уайатта, Хонор Уайатт, работала журналистом на BBC , а отец, Джордж Эллидж, занимался организационной психологией и присоединился к семье, когда Роберту было уже около шести лет. Старший единоутробный брат Роберта (от первого брака матери) — актёр Джулиан Гловер . Подростком Уайатт жил с родителями в Лиддене недалеко от Дувра , где он брал уроки у американского джазового барабанщика .
В 1962 году Уайатт и Нейдорф переехали на Майорку, где поселились недалеко от того места, где жил поэт Роберт Грейвз . В следующем году Уайатт вернулся в Англию и присоединился к коллективу с Дэвидом Алленом и Хью Хоппером . Впоследствии Аллен вернулся во Францию, и Уайатт с Хоппером основали группу The Wilde Flowers совместно с Кевином Эйерсом , Ричардом Синклером и . Изначально Уайатт был в составе The Wilde Flowers барабанщиком, но вскоре после ухода Эйерса он стал ещё и вокалистом.
В 1966 году The Wilde Flowers распалась, Уайатт совместно с Майком Рэтлиджем , Кевином Айерсом и Дэвидом Алленом основали группу Soft Machine , где Роберт был одновременно барабанщиком и вокалистом — необычное сочетание для рок-группы.
В 1970 году , после многочисленных гастролей, трёх выпущенных альбомов и возрастающих внутренних разногласий в Soft Machine Уайатт выпустил свой первый сольный альбом , в котором проявил себя не только как вокалист, но и как мультиинструменталист .
Годом позже Уайатт покинул Soft Machine . В это время он сотрудничал с фьюжн-группой Centipede, участвовал в качестве барабанщика в живом концерте «New Violin Summit», проходящем в рамках Берлинского джазового фестиваля (со скрипачами Жаном-Люком Понти , Доном «Сахарным Тростником» Харрисом, Майклом Урбаньяком и Нипсо Брантнером, гитаристом Терри Рипделом, клавишником Вольфгангом Даунером и басистом Невилом Уайтхедом). Кроме того, он основал собственную группу Matching Mole (каламбур, созвучно с «machine molle», перевод на французский 'Soft Machine'), практически инструментальную. Записав два альбома, Matching Mole была уже готова приступить к записи третьего, но 1 июня 1973 года во время вечеринки (в честь дня рождения Джилли Смит , вокалистки группы Gong , и по совместительству подружки Дэвида Аллена ) нетрезвый Уайатт выпал из окна третьего этажа. У него парализовало всю нижнюю часть тела, вследствие чего он навсегда стал прикован к инвалидному креслу. 4 ноября того же года Pink Floyd отыграли два благотворительных концерта в один день в лондонском театре «Rainbow» в поддержку Soft Machine и Джона Пила . Эти концерты принесли Уайатту £10 000.
Сам музыкант отмечал в дальнейшем, что это несчастный случай, возможно, спас ему жизнь. Дело в том, что Уайатт в конце 60-х начал плотно общаться с сильно пьющими коллегами (здесь можно выделить знаменитого барабанщика рок-группы The Who Кита Муна , скончавшегося в 1978 году в возрасте 32 лет из-за проблем с алкоголизмом). В начале 1970-х Уайатт, по его собственному признанию, превратился в алкоголика — что, в сочетании с безрассудным поведением, могло его убить .
Болезнь вынудила Уайатта покинуть проект «Matching Mole» и попрощаться с карьерой рок-ударника (хотя он продолжал играть на барабанах и перкуссии в джазовой манере, не используя, однако, ноги). Его сольная карьера началась стремительно. С друзьями-музыкантами (в числе которых Ник Мэйсон из Pink Floyd , Майк Олдфилд , поэт Айвор Катлер и гитарист группы Henry Cow Фред Фрит ), он выпустил сольный альбом « Rock Bottom », с восторгом встреченный публикой. Позднее в том же году он выпустил сингл — кавер-версию песни группы The Monkees «I’m a Believer», которая заняла 29 место в британском хит-параде. Появление Уайатта, прикованного к инвалидному креслу, в передаче « Top of the Pops » с синглом «I’m a Believer» было охарактеризовано как «неподходящее для семейного просмотра», что стало серьёзным аргументом для продюсеров. Уайатта попросили впредь появляться в обычном кресле. Его следующий сингл, баллада в стиле реггей , ремейк хита Криса Эндрюса «Yesterday Man», был готов к выходу в студии «Вирджин», но в последнюю минуту был отложен в долгий ящик: «руководитель Virgin посчитал этот сингл скорбным, лишив таким образом Уайатта возможности его выпустить».
Следующий сольный альбом Уайатта, , записан в более джазовой манере: чувствовалось влияние free jazz (альбом Орнетта Коулмана ) и африканской музыки. Среди приглашённых музыкантов был Брайан Ино , исполняющий партии на гитаре, синтезаторе и «антиджазовом лучевом ружье прямого действия» ( англ. «direct inject anti-jazz ray gun» ).
До конца 70-х Уайатт участвовал в качестве приглашённого музыканта в разнообразных проектах. Он отметился в альбоме « Henry Cow » «Henry Cow Concerts», работал с « Hatfield and the North », Карлой Блей, Ино, Майклом Мэнтлером и гитаристом « Roxy Music » Филом Манзанерой , внеся вокальный вклад в запись заглавного трека «Frontera» и дебютного альбома Манзанеры «Diamond Head» 1975 года выпуска. Его сольные работы времён ранних 80-х становились всё более и более политизированными. Уайатт стал членом Британской коммунистической партии . В 1982 году последней в череде кавер-версий политической направленности стала его интерпретация песни «Shipbuilding» Элвиса Костелло , посвященной фолклендской войне (Nothing Can Stop Us), занявшая 36 место в британском хит-параде и 2 место среди треков этого года в «Festive Fifty» Джона Пила. В 1984 году участвовал в записи группой «Working Week» версии песни Venceremos («Мы победим») — гимна солидарности с сопротивлением чилийцев военной диктатуре Пиночета .
В 1983 году Уайтт, говоря о советской музыке , рассказывал, что песни Татьяны Анциферовой , которые он слышал по радио, помогли ему пережить депрессию; он даже записал англоязычный вариант песни « Мир без любимого » («War Without Blood») .
К конце 80-х, после участия в таких проектах, как «News from Babel» и запись японского исполнителя Рюити Сакамото , Уайатт и его жена Альфреда Бенж уехали в Испанию, чтобы провести там творческий отпуск. Их возвращение в 1991 году ознаменовалось выходом альбома «Dondestan», который многие считают лучшей работой Уайатта со времен « Rock Bottom ». Его альбом 1997 года «Shleep» был также высоко оценён.
В 1999 Уайатт принимал участие в записи второго альбома «Nido» итальянской певицы Кристины Дона. А летом 2000 года вышел его первый мини-альбом , где Уайатта можно было увидеть на видео заглавного трека.
Уайатт внёс вклад в запись композиций «Masters of the Field», «The Highest Gander», «La Forêt Rouge» и «Hors Champ» для саундтрека к нашумевшему фильму 2001 года « Птицы ». Его можно найти в разделе «Специальные возможности» DVD-диска. Кроме того, Уайатт был отмечен кинокомпозитором Бруно Куле как оказавший на него большое влияние в молодости.
В июне 2001 года Уайатт курировал фестиваль Мелтдаун, в ходе которого выступил с Дэвидом Гилмором с композицией « Comfortably Numb ». Эта запись вошла в DVD-альбом Гилмора «David Gilmour In Concert».
В январе 2003 года радио BBC Four выпустило программу «Free Will and Testament», содержащую записи Уайатта совместно с музыкантами Айаном Мейдманом, Лиам Геноки, Энни Уайтхед и Дженет Месон, а также интервью с Джоном Пилом, Брайаном Ино, Энн Уайтхед, Эльфи и самим Уайаттом. А позднее в том же 2003-м вышел альбом «Cuckooland», номинированный на премию « Mercury Music Prize ».
В 2004 году Уайатт и Бьорк записали совместно композицию «Submarine» для её пятого альбома « Medúlla ».
"Он живёт в Лауфе, Линкольншир, и его оборудование находится в его собственной спальне, где он и записывает свои альбомы. Мы принесли туда G4 и Pro Tools и как-то ночью записали песню. Он совершенно экстраординарный исполнитель. Перед тем, как мы расстались, он настоял на том, чтобы оставить нам шкалу собственного голоса, где он пел во всех тональностях. У него потрясающий диапазон — 5 или 6 октав. Уайатт действительно интересен тем, что каждая из его 6 октав разительным образом отличается от остальных, имеет собственный характер. Мы и впоследствии использовали эту шкалу при записи «Oceania». Сам Уайатт называл её «Уайаттрон»
— Бьорк , Xfm, 25 августа 2004 года
В 2006 Уайатт играл с Дэвидом Гилмором в его новом релизе « On an Island ». Он пел и исполнял партии на корнете и перкуссии в песне «Then I Close My Eyes». Уайатт участвовал в качестве приглашённого исполнителя в серии концертов Гилмора в Роял Алберт Холле , исполняя соло на корнете для той же песни. Эта запись сохранилась на DVD и Blu-ray альбомах «Remember That Night», выпущенных в 2008 году. Также он читал отрывки из романа Харуки Мураками для альбома Макса Рихтера «Songs from Before».
В 2006 Уайатт объединился со Стивом Нивом и Мюрей Теодори для работы над оперой «Добро пожаловать в Голос». Уайатт работал над созданием образа «Друга», одновременно пел и играл на маленькой карманной трубе. «Добро пожаловать в Голос» — опера в одно действие, происходящее на улице перед зданием оперного театра. Партию Уайатта писали в домашней студии Фила Манзанеры в Северном Лондоне. Опера выпущена в мае 2007 года студией « Deutsche Grammophon ». В записи участвовали также Барбара Бонней , Стинг , Аманда Рукрофт, Элвис Костелло , Натали Манфрино, Бродски-квартет , Сара Фулгони, Нед Ротенберг , Энтони Куиссада, Марк Рибо , Стив Нив и Мюриел Теодори.
В марте 2007 стало известно, что Уайатт работает над новым сольным альбомом под названием «Comicopera». Он вышел в октябре 2007 года на студии « Domino Records », крупной звукозаписывающей компании, сотрудничающей с такими звёздами инди-рока , как Arctic Monkeys , Pavement , Neutral Milk Hotel и Эллиотт Смит .
В 2008 студия «Domino» перевыпустила альбомы Уайатта «Drury Lane», « Rock Bottom », «Ruth Is Stranger Than Richard», «Nothing Can Stop Us», «Old Rottenhat», «Dondestan», «Shleep», мини-альбомы и «Cuckooland» на CD и виниле.
В мае 2009 Уайатт участвовал в записи альбома «Вокруг Роберта Уайатта» Французского национального джазового оркестра.
В июне 2009 « The Guardian » задала Уайатту вопрос, кого из ныне живущих музыкантов он считает величайшим. Он назвал джазового музыканта Гилада Ацмона, который, по его словам, «родился в Израиле, который я предпочитаю называть оккупированной Палестиной».
Термин «уайаттинг» изначально появился в блогах и музыкальных изданиях. Это словечко описывает ситуацию, когда некоторые посетители пабов ставят на музыкальных автоматах музыку Роберта Уайатта (в частности — композиции с альбома « Dondestan »), тем самым досаждая другим посетителям.
«The Guardian» однажды процитировала Уайатта: «Я думаю, это действительно забавно. Мне кажется, это почётно, когда твоё имя становится глаголом». Однако когда его спросили, делает ли он подобное сам, Уайатт ответил: «О, нет. Я действительно не люблю беспокоить людей, однако зачастую, когда я веду себя естественно, это кого-то смущает».