Interested Article - Яса

Яса́ , Великая Яса ( монг. Их засаг хууль ? , ᠶᠡᠬᠡ
ᠵᠠᠰᠠᠭ
ᠬᠠᠤᠯᠢ
? — Закон великой власти) — уложение Чингисхана , которое он, по преданию, издал на великом всемонгольском курултае и которое постоянно подтверждалось его преемниками .

Этимология

Монгольский глагол « ᠵᠠᠰᠠ , заса» — «правь, организуй» и с суффиксом «г» образует существительное « ᠵᠠᠰᠠᠭ , засаг».

Изучение и восстановление текста

Ни в монгольском подлиннике, ни в полном переводе Яса до нас не дошла. Мы знаем её по сообщениям и выдержкам персидских и арабских историков монголов ( аль-Макризи , Вартан, Ибн Батута и др.). Эти сведения были подробно проанализированы Йозефом фон Хаммер-Пургшталем . Подобную работу выполняли и последующие европейские историки, такие как Илья Березин , (англ.) , и другие.

Д. Айалон высказал мнение, что эти сведения о Ясе — вымысел автора. Он считал, что Аль-Макризи стремился опорочить правительство мамлюков и с этой целью пытался показать, что они включили монгольские юридические нормы в свои законы. Такой же точки зрения придерживались другие исследователи: Д. Морган и Д. Эгль.

И. де Рахевильц полагает, что Яса существовала как устный свод запретов и правил, в который было запрещено вносить изменения. Однако Яса не представляла собой чётко разработанного юридического кодекса, скорее это была компиляция различных установлений, правил и табу, установленных Чингисханом с некоторыми дополнениями в правление Угэдэя . Текст Ясы не сохранился, однако многие сюжеты известны в пересказе других средневековых источников. С течением времени значение Ясы упало вследствие разделения Монгольской империи на несколько самостоятельных частей, в которых определяющую роль имели местные юридические традиции.

Ясой также занимался П. Рачневский. Он полагал, что при Чингисхане так называемая Яса представляла собой совокупность записей различных изречений и распоряжений хана, высказанных по разным поводам и в течение длительного периода времени. Эти изречения нельзя считать юридическим документом систематического характера.

Синолог В. Васильев , познакомившись с Ясой по изложению персидского историка Рашид ад-Дина , отказывался видеть в Ясе свод законов . По его мнению, Яса — вовсе не закон, а то же, что изречения каждого китайского богдыхана , ему приписываемые и после его смерти издаваемые. Как на образчик таких изречений, Васильев указывал на статью «Домашние изречения Канси » .

Структура

Восстановляемые положения Ясы можно разделить на пять отделов:

  • преступления, караемые смертью
  • война, её ведение и военное устройство
  • семья и семейный строй
  • похвальные доблести
  • различные запреты.

Государственный механизм и общественный строй, предписываемый Ясой, организован по китайскому образцу.

О содержании

Достоверных данных о содержании Ясы нет, есть лишь предполагаемые её составные части, полученные из разных источников. Нижеприведённый список не является ни исчерпывающим, ни однозначно достоверным и приводится в переводе по книге Харольда Альберта Лэмба ( англ. Harold Albert Lamb ) «Genghis Khan: The Emperor of All Men», Garden City Publishing, 1927 год:

  1. Приказано верить, что есть только один Бог на земле, создатель неба и земли, что творит жизнь и смерть, богатство и бедность, как угодно ему, и обладающий высшей властью.
  2. Служители культа, врачи и омыватели тел освобождаются от всяких податей.
  3. Подданным империи запрещено брать монголов себе в качестве рабов или прислуги.
  4. Под страхом смертной казни запрещено самовольно провозглашать себя императором, если на то нет решения курултая.
  5. Запрещено вождям народов и кланов, подчинённых монголам, носить почётные титулы.
    О войне:
  6. Запрещено творить мир с всяким вождем, князем или народом, что не подчинился.
  7. Все мужчины должны служить в войске, за редким исключением.
  8. Все мужчины, не участвующие в войне, должны бесплатно работать на империю определённое время.
  9. Организовывать войско следует из отрядов по 10, 100, 1000 и 10000 человек, чтобы можно было быстро собрать войско.
  10. Каждый воин получает своё оружие из рук непосредственного командира перед началом похода. Каждый воин обязан следить за состоянием своего оружия, а командир проверять его перед началом битвы.
  11. Под страхом смертной казни запрещено воинам грабить врага и мародёрствовать , докуда командующий не дал разрешения, а после такого разрешения солдаты, наравне с офицерами, имеют право на добытое, если они уплатили соответствующую часть императору.
  12. Военная добыча должна делиться следующим образом:
    • 3 / 5 доставалось войску
    • 1 / 5 доставалась джихангиру (руководителю похода)
    • 1 / 5 доставалась императору
  13. Для тренировки войска надлежит организовывать большую охоту каждую зиму, для чего запрещено с марта по октябрь убийство оленей, косуль и других самцов парнокопытных, а также зайцев, диких ослов и птиц.
  14. Офицеры и вожди, не выполнившие задание или не явившиеся по зову хана, приговариваются к смерти. Если их проступок менее серьёзен, им надлежит лично явиться к хану.
    О браке:
  15. Закон о браке требует, чтобы каждый мужчина выкупал свою жену, а родственные браки запрещены. Человек может жениться на двух сёстрах, равно как и иметь несколько наложниц .
  16. Всякий замеченный в супружеской измене наказывается смертью, и виновные в ней могут быть убиты на месте.
  17. Если две семьи желают объединиться посредством брака, но имеют лишь малолетних детей, то брак такой разрешить при условии, если один из детей мальчик, а другая девочка. В случае смерти детей брачный договор сохраняет свою силу.
    О быте:
  18. Женщины должны заниматься собственностью и хозяйством. Мужчины должны заниматься только охотой и войной.
  19. Запрещено без нужды проливать кровь (даже домашних животных) на землю.
  20. Разрешено употреблять в пищу кровь и внутренности животных, хотя ранее это было запрещено.
  21. Запрещено, под страхом смертной казни, стирать бельё и купаться в водоёмах или как-либо их загрязнять.
    О преступлениях:
  22. Укравшего коня или вола или иную равноценную вещь, казнить, а тело расчленить надвое. За меньшее воровство наказать, сообразно ценности украденного, количеством ударов палки: 7, 17, 27 и до 700. Телесного наказания можно избежать, уплатив девятикратную стоимость украденной вещи.
  23. Под страхом смертной казни запрещено давать кров, еду и одежду беглым рабам. То же касается всякого, кто, встретив беглого раба, не привёл его к хозяину.
  24. Шпионов, лжесвидетельствующих и колдунов приговаривать к смерти.
    и др.

В настоящее время

В турецком языке слово «закон» имеет форму «yasa» (хотя во времена Оттоманской империи турки использовали арабское слово «хукук»), а прилагательное «законный» — «yasal» [ источник не указан 3567 дней ] .

См. также

Примечания

  1. , .
  2. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  3. von Hammer-Purgstall J. Geschichte des goldenen Horde (нем.) Pest , 1840. — С. 184−192.
  4. Березин И. Н. Очерк внутреннего устройства улуса Джучиева // «Труды Восточного Отд. Императорского Археологического Общества» — СПб. , 1864. — Ч. VIII.
  5. Erdmann Carl. «Temutschin» (нем.) — Leipzig, 1862.
  6. Henry Hoyle Howorth : History of the Mongols from the 9th to the 19th Century. (англ.) — Лондон, 1880.
  7. (в I т. кит. хрестоматии В. Васильева). // «Записки Восточного Отд. Императорского Археологического Общества» — 1889. — T. IV. — С. 381.

Литература

  • Крымский А. Е. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Вернадский Г. В. . — США, 1953.
  • Крадин Н. Н. , Скрынникова Т. Д. . — М.: Восточная литература, 2006. — ISBN 5-02-018521-3 .11
  • Эгль Д. Великая яса Чингис-хана, монгольская империя и шариат // Монгольская империя и кочевой мир. — Вып.1.
  • Ayalon D. The Great Yasa of Chinggis khan. A Reexamination (Part’s A, B. Ca, C2) // Studia Islamica — 1971. — Vol. 33. — P. 97−140; 1971. — Vol. 34. — P. 151−180; 1972. — Vol. 36. — P. 113−158; 1973. — Vol.38. — P. 107 156. (англ.)
  • Derereux, Robert . . // Military Review . — April 1963. — Vol. 43 — No. 4.
  • Morgan D. The "Great Yasa of Chingiz Khan and Mongol law in the Ilkhanate // Bulletin of the School of Oriental and African Studies — University of London, — 1986. — P.163 176.
  • De Rachewiltz I. Some reflection on Činggis Qan’s Yasay // East Asian History, Vol. 6, 1993. P. 91-104. (англ.)
  • Ratchnevsky P. Die Yasa (Jasaq) Cinggis-khans und ihre Problematik // Schriften zur Geschichte und Kultur des alten Orients. Bd. 5 (Sprache, Geschichte und Kultur der altaischen Volker). (нем.) — Berlin, 1974. — S.164 172;
  • Ratchnevsky P. Cinggis-khan: Sein Leben und Wirken. (нем.) — S.164 165.
  • Ratchnevsky P. Un Code des Yuan. Vol. 1 4. (фр.) — Paris, 1937, 1972, 1977, 1985.
Источник —

Same as Яса