Елюй
- 1 year ago
- 0
- 0
Елюй Чуцай , также Чу-цай ( кит. трад. 耶律楚材 , пиньинь Yélǜ Chǔcái ; среднемонг. Урту сахалту , монг. Урт сахалт — «Длинная борода»; 3 августа 1189 — 2 июня 1243 , Каракорум ) — государственный деятель Монгольской империи , советник Чингис-хана и Угэдэя . Происходил из киданьского рода Елюй . Получил китайское классическое образование. Учёный и писатель, организатор административной системы Монгольской империи.
Отцом Елюй Чуцая был Ила Люй, который вёл своё происхождение от Абаоцзи (Елюя Амбагая), основателя киданьской династии Ляо ( 907 — 1125 ). Ила Люй, оставшись сиротой, был усыновлён родственником, который накануне или после падения Ляо перешёл на сторону новой династии — чжурчженьской Цзинь ( 1115 — 1234 ). Будучи чиновником и учёным, Ила Люй занимал при дворе цзиньских императоров высокие посты. Он занимался переводом китайских книг на чжурчженьский и киданьский языки , а также составлением истории императоров династии Цзинь.
Ила Люй умер в 1191 году . Воспитанием Елюй Чуцая занималась его мать, урождённая Ян, вероятно, китаянка. Под её руководством он получил классическое китайское образование. Обладая большими способностями, Елюй Чуцай к шестнадцати годам изучил разнообразные науки, в том числе конфуцианство , математику и астрономию, тесно связанную в Китае с астрологией . Своим родным языком он считал китайский, а киданьский изучил лишь в кара-китайском государстве Западное Ляо в период среднеазиатского похода Чингис-хана ( 1219 — 1224 ). Вероятно, Елюй Чуцай владел также чжурчжэньским и монгольским.
В 1205 году Елюй Чуцай сдал экзамены и был назначен канцеляристом ( юань ) в придворную канцелярию. В 1213 г. он получил должность тун чжи-ши — помощника правителя — округа Кайчжоу (провинция Хэбэй ). К этому времени война с монголами шла уже два года, практически вся северная часть империи Цзинь находилась в их руках. В 1214 году Елюй Чуцай был вызван на службу в Срединную столицу Чжунду , где занимал незначительную должность юань-вайлана (помощника секретаря) при наместнике Ваньянь Фусине. После бегства императора Сюань-цзуна в Южную столицу Бяньцзин ( Кайфын ) союзные монголам киданьские войска осадили Чжунду (середина лета 1214 г.). Елюй Чуцай находился в осаждённом городе до его взятия в июне 1215 года . После этого он три года прожил в буддийском монастыре, где изучал священные книги. В этот период он получил от своего наставника Вань-суна прозвище Чжань-жань цзюй-ши («отшельник Чжань-жань»).
Весной 1218 года Елюй Чуцай был вызван в ставку Чингис-хана. Монгольский правитель, старавшийся использовать вражду киданей и китайцев к чжурчженям, не случайно обратил внимание на родственника императоров Ляо. Однако Елюй Чуцай был по воспитанию китайским чиновником-конфуцианцем и на слова Чингис-хана «Цзинь и Ляо — извечные враги. Мы отомстили им за тебя!» ответил: «Мои отец и дед, дав клятву на верность, служили им. Как бы посмели враждовать с государями, будучи их подданными!» Тем не менее, хан оценил такой ответ и оставил Елюй Чуцая при себе. Тот стал известен среди монголов как Урту сахал («Длинная борода»).
С 1219 года он сопровождал Чингис-хана в походе на Хорезм . В это время Елюй Чуцай, проявив свои астрологические познания, сделал несколько удачных предсказаний, что ещё более возвысило его в глазах суеверного хана. В 1222 году близ Самарканда произошла встреча с даосским монахом Чан-чунем , которого вызвал к себе Чингис-хан. Первоначально Елюй Чуцай, даже будучи буддистом, заинтересовался учением даосской школы Цюаньчжэнь . О его уважении к знаменитому монаху говорит тот факт, что Чуцай в то время писал стихи «на рифмы» Чан-Чуня. Но по возвращении из Средней Азии имя Чан-чуня было вычеркнуто из стихов, а в описании своего путешествия Елюй Чуцай отзывался о нём крайне неодобрительно. Перемена в отношении была связана с возросшей активностью даосов в Северном Китае, когда туда в 1224 г вернулся получивший значительные привилегии от Чингис-хана Чан-чунь. Даосы не только восстанавливали заброшенные в военное время, но и захватывали действующие буддийские монастыри; повсюду уничтожали изображения Будды , заменяя их изображениями Лао-цзы . Всё это вызывало крайнее недовольство Елюй Чуцая.
В 1227 году скончался основатель империи Чингисхан, и спустя два года собрался курултай для возведения на престол его преемника, Угэдэя . Согласно Юань ши , Елюй Чуцай сыграл основную роль в проведении церемонии, однако другие источники этого не подтверждают. Так или иначе, именно при Угэдэе развернулась деятельность Елюй Чуцая, как главного советника по китайским делам.
После уничтожения в 1227 году тангутского царства Си Ся и падения Бяньцзина , Южной столицы Цзинь ( 1234 ), весь Северный Китай оказался в руках монголов. Ещё в 1230 году часть монгольских нойонов , заявляя, что от китайцев нет никакой пользы, предложила Угэдэю их уничтожить, а земли превратить в пастбища. Против этого предложения выступил Елюй Чуцай. С помощью точных расчётов он показал, что гораздо выгоднее будет не уничтожать население, а установить систему постоянного налогообложения:
Если в самом деле в Северном Китае справедливо установить земельный налог, торговый налог и сборы на соль, вино, плавку железа и продукты гор и озер, то ежегодно можно получать серебра 500 тысяч лян , шёлка 80 тысяч кусков и зерна свыше 400 тысяч ши. Их будет достаточно для снабжения армии. Как так можно говорить, что от ханьцев нет никакой пользы!
Угэдэй согласился, и во всех десяти административных районах Северного Китая ( лу ) были созданы налоговые управления ( кэ-шуй со ) с бывшими чиновниками империи Цзинь во главе. К осени 1231 года было обеспечено поступление налогов в указанных Елюй Чуцаем размерах, и он был назначен ханом на должность чжун-шу лина («начальника великого императорского секретариата»). По сути, Елюй Чуцай стал главой всего гражданского управления Северного Китая, подобную же должность в управлении Средней Азией и Ираном в то время занимал Чинкай . Тогда же по инициативе Елюй Чуцая гражданская власть в Северном Китае была уравнена в правах и отделена от военной, как и от налоговых управлений. Представители каждой из структур этой триединой системы были независимы друг от друга и подотчётны только центральному правительству.
Другим крупным мероприятием Елюй Чуцая было проведение в 1237 году по всем областям Северного Китая традиционных китайских экзаменов на должности чиновников. К экзаменам допускались даже конфуцианцы, захваченные в плен и обращённые в рабство , причём их хозяевам запрещено было препятствовать этому под страхом смертной казни. В результате было набрано свыше четырёх тысяч чиновников, четверть из которых составляли бывшие рабы. В то же время среди служителей трёх религий — конфуцианцев, буддистов и даосов — были проведены экзамены для выявления тех, кто только выдаёт себя за служителя культа и таким образом уклоняется от налогов.
Елюй Чуцай пытался противодействовать крупным купцам- , стремившимся получить на откуп налоги с населения Северного Китая. До поры это ему удавалось, но в 1239 году налоги всё же были отданы на откуп мусульманскому купцу Абд ар-Рахману. С этого времени влияние Елюй Чуцая при дворе пошло на убыль. После смерти Угэдэя ( 1241 ) власть сосредоточила в своих руках его вдова Дорегене (Туракина), при которой Чуцай был фактически лишён власти, став, по сути, лишь заведующим канцелярией. Также были смещены со своих должностей Чинкай и Махмуд Ялавач , а Абд ар-Рахман стал главным советником Дорегене.
Елюй Чуцай скончался 2 июня 1243 года близ Каракорума . После смерти его недруги пытались обвинить Чуцая в присвоении половины всех налоговых поступлений. Однако в его доме были обнаружены лишь десяток китайских гуслей, несколько тысяч глав ( цзюаней ) книг, картины, надписи на камне и металле и его собственные неопубликованные сочинения.
Его сын Елюй Чжу служил при дворе хана Хубилая по меньшей мере до 1282 года . Он несколько раз назначался на высокий пост цзо чэнсяна («левого министра»).
Около 1229 года Елюй Чуцай издал сочинение Си-ю лу («Описание путешествия на Запад»), в котором кратко описал быт, нравы и обычаи народов, увиденных им во время среднеазиатского похода монгольских войск в 1219—1224 годах. Вторая часть Си ю-лу содержит фрагменты, посвящённые нападкам на Чан-чуня и критике даосов.
Это сочинение вскоре после выхода в свет попало в разряд библиографических редкостей, о чём писал уже Шэн Жу-цзы, автор Шу-чжай лао-сюэ цун тань (около 1295 г. ). Долгое время считалось, что полный текст Си-ю лу утрачен. Однако в 1927 году учёным Канда Синчо был опубликован список полного текста Си-ю лу , обнаруженный в императорской библиотеке в Токио . Выяснилось, что этот рукописный список был вывезён из Китая неким японцем ещё в 1236 году . Исчезновение изданий Си ю-лу после смерти Елюй Чуцая связывается исследователями с деятельностью его сына, Елюй Чжу, приверженца даосизма . Вероятно, по его приказу даже были уничтожены доски, с которых печаталось произведение.
Стихотворения Елюй Чуцая были изданы в 1234 году в Пинъяне в сборнике под названием Чжань-жань цзюй-ши цзи («Собрание сочинений отшельника Чжань-жаня»), составленном мелким чиновником Цзун Чжун-хэном. Изначально сборник состоял из 9 глав, более чем 500 стихов и различных заметок. Затем, между 1234 и 1236 годами он был расширен, и в современном виде включает 14 глав, 776 стихов и заметок. Из числа стихов 45 были написаны «на рифмы» ( хэ юнь ) Чан-чуня, но при издании его имя было вымарано из всех стихов и в настоящее время восстанавливается лишь по рифмам. Считается, что стихи Елюй Чуцая оригинальны по содержанию, но недостаточно отработаны по форме. Большая часть стихов посвящена прославлению буддизма, а некоторые направлены против даосов.
Посмертное имя Елюй Чуцая — Вэнь-чжэн . 14 ноября 1261 года его прах был перенесён на гору Дунвэншань близ Пекина. В настоящее время гора носит название Ваньшоушань («Гора долголетия») и входит в территорию парка Ихэюань . На надгробной стеле, по приказу , сына покойного, была примерно в 1261— 1264 годах нанесена надпись Юань гу лин чжун-шу шэн Елюй гун шэнь-дао бэй («Стела на пути духа покойного руководителя юаньского чжун-шу шэна»), содержащая биографию Елюй Чуцая. Текст надписи составил , государственный деятель, продолжатель политики Елюй Чуцая. В храме, построенном на горе в честь Елюй Чуцая, находились мраморные статуи самого Чуцая и его жены, которая вела происхождение от поэта Су Дунпо . В 1751 году по приказу цинского императора Цяньлуна вместо старого был построен новый храм с эпитафией Елюй Чуцаю. Несмотря на разрушение в 1860 году англо-французскими войсками Старого Летнего дворца ( Юаньминъюань ), этот памятник сохранился по сей день.
По предположению Ц. Дамдинсурэна , Елюй Чуцай упоминается под именем Чу мэргэна в монгольском фольклоре: в «Легенде об избиении трёхсот недругов-тайчудов» и «Повести о мудрых беседах отрока-сироты с девятью витязями Чингисхана» .