Interested Article - Батый

Баты́й или Бату́ (1209 — 1255) — монгольский полководец и государственный деятель, сын Джучи , внук Чингисхана . После смерти отца в 1227 году стал ханом Улуса Джучи (Золотой Орды), после смерти деда в том же году был признан старшим среди чингизидов второго поколения. Решением курултая 1235 года Бату было поручено завоевание территорий на северо-западе, и тот возглавил поход против половцев , Волжской Булгарии , русских княжеств , Польши , Венгрии и Далмации .

Происхождение

Бату был вторым сыном Джучи, старшего из сыновей Чингисхана. Джучи родился вскоре после возвращения его матери Бортэ из меркитского плена, и поэтому отцовство Чингисхана в этом случае могло быть поставлено под сомнение. Источники сообщают, что Чагатай в 1219 году назвал своего старшего брата «меркитским подарком» , но сам Чингисхан всегда признавал такие высказывания оскорбительными и безоговорочно считал Джучи своим сыном. Бату происхождением его отца уже не попрекали .

Всего у старшего Чингизида было около 40 сыновей . Бату был вторым из них по старшинству после Орды-Ичена (правда, Буал и Туга-Тимур тоже могли оказаться старше, чем он ). Его мать Уки-фуджин происходила из племени хунгират и была дочерью Ильчи-нойона; существует гипотеза, что деда Бату по матери следует отождествить с , сыном Дэй-Сечена и братом Бортэ. В этом случае получается, что Джучи женился на своей двоюродной сестре .

Имя

При рождении сын Джучи и Уки-фуджин получил имя Бату , образованное от монгольского «бат» — «крепкий, прочный, надёжный», — и ставшее традиционным именем-благопожеланием. В русских летописях закрепилась видоизменённая форма — Батый , перешедшая и в некоторые европейские источники, в том числе в Великопольскую хронику и в записки Плано Карпини ; она могла появиться под влиянием более знакомых летописцам тюркских имён — в частности, под 1223 годом в Тверской летописи упоминается половецкий хан Бастый .

С 1280-х годов Бату начинают называть в источниках Бату-ханом .

Среди монгольских и тюркских народов Бату остался в памяти под именем Саин-хан («Добрый Хан»). При этом ни в одном источнике, созданном при жизни Батыя (в « Сокровенном сказании », у Рогерия , Бенедикта Поляка , Плано Карпини или де Рубрука ) это имя ещё не встречается. Историки, которые были современниками Батыя (например, Джузджани или Джувейни ) тоже не упоминают его как «Саин-хана» .

В связи с этим британский исследователь Дж. Э. Бойл высказал предположение, что загадочное имя «Саин-хан» могло быть посмертным титулом Батыя, поскольку средневековые монгольские правители избегали упоминать личные имена своих покойных предшественников . Со временем этот посмертный титул Батыя, который, по мнению некоторых историков, отражал его нравственные качества, превратился в своеобразную альтернативу его имени и даже начал встречаться в официальных документах .

Биография

Дата рождения

Точная дата рождения Бату неизвестна. Персидский историк в «Списках устроителей мира» ( перс. نُسَخْ جهان‌آرا ‎) называет 602 год хиджры , то есть период между 18 августа 1205 года и 7 августа 1206, но истинность этого сообщения оспаривается, поскольку тот же историк явно ошибочно датирует смерть Бату 1252/1253 годом . Рашид ад-Дин пишет, что Бату прожил сорок восемь лет, и называет ту же неверную дату смерти . Если предположить, что Рашид-ад-Дин не ошибся с общей продолжительностью жизни, то получается, что Бату родился в 606 году (между 6 июля 1209 года и 24 июня 1210) , но эта дата противоречит сообщениям источников о том, что Бату был старше своих двоюродных братьев Мунке (родился в январе 1209 года) и даже Гуюка (родился в 1206/07 году).

В историографии мнения по этому вопросу расходятся. В. В. Бартольд относит рождение Бату к «первым годам XIII века» , А. Карпов в биографии Бату для «ЖЗЛ» называет 1205/1206 год в качестве условной даты , Р. Почекаев считает наиболее предпочтительным вариантом 1209 год , в цикле биографий «Цари ордынские» даже называя его без каких-либо оговорок .

Ранние годы

По условиям раздела, произведённого Чингисханом в 1224 году, его старшему сыну Джучи достались все степные пространства к западу от реки Иртыш и ряд сопредельных земледельческих территорий, включая уже завоёванный Хорезм , а также Волжскую Булгарию , Русь и Европу, которые ещё предстояло покорить. Джучи, находившийся в натянутых отношениях с отцом и некоторыми братьями, пребывал в своих владениях до самой смерти, которая произошла в начале 1227 года при до конца неясных обстоятельствах: согласно одним источникам, он умер от болезни, согласно другим — был убит .

В. В. Бартольд в одной из своих статей написал, что после смерти отца «Батый был признан войсками на западе наследником Джучи, и этот выбор был впоследствии утверждён Чингиз-ханом или его преемником Угедеем» . При этом на какие-либо источники учёный не сослался, но его слова некритично повторили другие . В действительности никакого «выбора войсками», утверждённого позже верховной властью, не было: Чингисхан назначил Бату правителем улуса, а для реализации этого распоряжения отправил в Дешт-и-Кипчак своего брата Тэмугэ .

О том, почему Чингисхан выбрал из многочисленных Джучидов именно этого, источники ничего не сообщают. В историографии встречаются утверждения о том, что Бату наследовал как старший сын , что его назначили как многообещающего полководца . Существует гипотеза, что ключевую роль сыграла влиятельная родня по женской линии: если дед Бату Ильчи-нойон — одно лицо с Алчу-нойоном, то зять Чингисхана Шику-гургэн приходился Бату родным дядей, а Бортэ — не только родной бабкой, но и двоюродной. Старшая жена Чингисхана могла добиться того, чтобы из её многочисленных внуков был избран один, являвшийся внуком ещё и её брата . При этом нет никаких оснований, чтобы говорить о старшинстве Бату, о его способностях к воинскому делу, проявленным до 1227 года , а также о том, чтобы на выбор наследников у Чингизидов влияли родственные связи царевичей по женской линии .

Разделить власть в улусе Бату пришлось со своими братьями. Старшему из них, Орде-Ичену досталось всё «левое крыло», то есть восточная половина улуса, и основная часть отцовского войска; Бату осталось только «правое крыло», запад, причём он должен был ещё выделить доли остальным Джучидам .

Западный поход

Разорение Суздаля монголами

В 1236—1243 годах Бату возглавил общемонгольский Западный поход, в результате которого вначале были завоёваны западная часть половецкой степи, Волжская Булгария , поволжские и северокавказские народы.

Монгольское нашествие на Русь заняло несколько лет — на Русь войска под формальным руководством Бату ходили несколько раз, при его личном участии в 1237—1238 годах на Рязань и Владимир , в 1239 году (возможно) на Чернигов и в 1240 году на Киев . Хотя монголы встретили стойкое сопротивление (например, при обороне Рязани , Владимира , Козельска , Чернигова и Киева ), монголы прошли далее в Центральную Европу.

К этому моменту вернулись домой Мунке , Гуюк и Бури , отношения с которыми у Батыя не сложились. Уход туменов самых влиятельных (после Батыя) чингизидов, несомненно, уменьшил силы монгольской армии. В связи с этим исследователи считают, что дальнейшее движение на запад было предпринято Батыем по собственной инициативе.

Перед Карпатами оставшиеся войска, прежде чем продолжить свой поход на запад, были разделены на две группы: часть их, во главе с Байдаром и Орду , выступила на завоевание Польши , Силезии и Моравии , разгромив польско-немецкое войско Генриха Благочестивого под Легнице (9 апреля 1241 года). Основные же силы (до 70 тыс. чел.), которые возглавлял Бату, Кадан и сподвижник Чингисхана Субудей (сам Бату во главе немногочисленного отряда прошёл через т. н. «Русские ворота» — Верецкий перевал в Карпатах), осуществляла монгольское завоевание Венгрии вплоть до Адриатики. Венгерский король Бела IV был наголову разбит Батыем в битве на реке Шайо (11 апреля 1241 года), и монголы прошли Венгрию, Хорватию, Далмацию, Боснию, Сербию и Болгарию. В связи с нашествием на Венгрию, Батый упоминается с титулом Цезарис в книге Людвига Батаворума, «Московия и Тартария».

Монгольская армия достигла Центральной Европы. Император Священной Римской империи Фридрих II пытался организовать сопротивление, а когда Батый потребовал покорности, ответил, что мог бы стать сокольничим хана. Хотя столкновения войск Священной Римской империи с монголами не произошло, крайним западным пунктом войск Батыя стал саксонский город Мейсен .

Позже Бату не совершал походов на запад, осев на берегах Волги в городе Сарай-Бату , основанном им в начале 1250-х годов. Русские князья в 1242—1245 годах признали зависимость от ханов .

Каракорумские дела

Бату завершил поход на Запад в 1242 году, узнав о смерти хана Угэдея в конце 1241 года. Его основные силы так и не встретились в бою с чешскими и австрийскими армиями, однако между монгольскими и австрийскими войсками произошли несколько стычек [ источник не указан 44 дня ] . Войска отошли на Нижнюю Волгу, которая стала новым центром улуса Джучи. На курултае 1246 года, от поездки на который Бату уклонился, каганом избрали Гуюка , давнего недруга Бату. После того, как Гуюк стал великим ханом, произошёл раскол между потомками Угедея и Чагатая , с одной стороны, и потомками Джучи и Толуя , с другой. Гуюк выступил в поход против Батыя, но в 1248 году, когда его войско находилось в Мавераннахре близ Самарканда , он неожиданно умер. По одной из версий, он был отравлен сторонниками Батыя. Среди последних был и лояльный Батыю Мунке (Менгу), участник Европейской кампании 1236—1242 годов , который и был избран следующим, четвёртым, великим ханом в 1251 году. Для его поддержки против наследников Чагатая Бату прислал под Отрар своего брата Берке со 100-тысячным корпусом темника Бурундая . После победы Мунке Бату, в свою очередь, стал ака (то есть старшим в роде).

Укрепление улуса

Бату-хан на троне Золотой Орды

В 1243—1246 годах все русские князья признали зависимость от правителей Золотой Орды и Монгольской империи. Владимирский князь Ярослав Всеволодович был признан старейшим на Русской земле, ему был передан разорённый монголами в 1240 году Киев . В 1246 году Ярослав был послан Бату в качестве полномочного представителя на курултай в Каракорум и там отравлен сторонниками Гуюка. Михаил Черниговский был убит в Золотой Орде (он отказался пройти между двух огней у входа в ханскую юрту, что говорило о злом умысле посетителя). Сыновья Ярослава — Андрей и Александр Невский также отправились в Орду, а из неё в Каракорум и получили там первый Владимирское княжение, а второй — Киев и Новгород (1249 год). Андрей стремился противостоять монголам, заключив союз с сильнейшим князем Южной Руси — Даниилом Романовичем Галицким. Это привело к ордынскому карательному походу 1252 года. Монгольское войско во главе с Неврюем разбило Ярославичей Андрея и Ярослава . Ярлык на Владимир решением Бату был передан Александру.

У тестя и союзника Андрея — Даниила Галицкого поначалу отношения с Бату складывались по-другому. Даниил изгнал из своих городов ордынских баскаков и нанёс поражение ордынскому войску во главе с Куремсой в 1254 году. Однако и он был вынужден подчиниться Орде, выделив войска в 1258 году для похода на Литву, а также в 1259 году по приказу темника Бурундая срыл все укрепления и снова выделил войска для похода на Польшу.

Смерть

Бату умер не ранее 1255 года. Рашид ад-Дин датирует его смерть 1252/1253 годом, но это явная ошибка, так как в это время Бату не только был жив, но и вёл весьма активную политическую деятельность. Также известно, что Хулагу, который по приказу Мункэ выступил против багдадского халифа, двинулся на Ближний Восток только после смерти Бату. Согласно современнику Батыя Джувейни , это произошло только в 654 году хиджры, то есть в 1256/1257 году . Армянский хронист Киракос Гандзакеци сообщал, что Бату скончался только в 1256 году . Более поздние персидские историки Хамдаллах Казвини и Шараф ад-Дин Йезди определённо датировали смерть Бату 654 годом хиджры (то есть 30 января 1256 — 18 января 1257) . Кроме того, сельджукский историк Ибн Биби, создававший свой труд в середине восьмидесятых годов XIII века, сообщал, что в 1256 году Бату послал «большое войско для освобождения султана Изз-ад-дина». Таким образом достоверно известно, что в 1256 году Бату всё ещё был жив .

Несмотря на это, в некоторых русских летописях (например, Тверской летописи и Московском своде ) в качестве года смерти Батыя указываются 1246/1247 или 1247/1248 годы. Эта датировка появилась под влиянием Повести об убиении Батыя — литературного памятника XVI века, в котором венгерский король убивает Батыя и свою сестру-изменницу, перешедшую на сторону монголов .

Причины смерти Бату неясны, что оставляет простор для разнообразных гипотез — от отравления до естественной кончины от ревматического недуга . Законным наследником должен был стать его сын Сартак , который находился в это время в Монголии , при дворе Мунке-хана. Однако по пути домой Сартак неожиданно скончался, и ханом был провозглашён малолетний Улагчи — другой сын Бату (по другим данным, сын Сартака, внук Бату ), также вскоре умерший.

Вероисповедание

Тенгрианин

По словам Джувейни :

« Он (Бату) был государем, который не придерживался никакой веры и секты, он их считал только способом познания божества и не был последователем ни одной из сект и религиозных учений » .

Христианин

Согласно персидскому историку Вассаф аль-Хазрату Бату принял христианство, хотя и не отличался фанатизмом. По его словам:

« Хотя он (Бату) был веры христианской, а христианство это противно здравому смыслу, но (у него) не было наклонности и расположения ни к одному из религиозных вероисповеданий и учений, и он был чужд нетерпимости и хвастовства » .

Мусульманин

В письме Альберто Кампензе к папе Клименту VII о делах Московии рассказываются подробности из жизни Батыя, в том числе и о принятии им мусульманской веры:

« Отец этого Тамерлана известен у нас в Истории под именем Батыя; на Татарском же языке называется Занка (Zanca). Во время Иннокентия IV вошел он северным берегом Меотийских болот с огромным войском в Европу и, завоевав сперва северо-восточную Русь, разрушил богатейший город Киев (Chiovia), разбил поляков, силезцев (Sletii) и моравов и , наконец, устремился на Венгрию, которую разорил вконец и привел чрез то в ужас и трепет весь христианский мир. До него все татары были идолопоклонники. Он первый, по убеждению сарацинов, принял магометанскую веру. — и потомки его досель пребывают упорными последователями сего учения. Может быть, они были бы христианами, если бы Христос имел таких ревностных священников и епископов , каких имеет Магомет » .

Семья

Согласно Гийому Рубруку , у Бату было 26 жён . Из сыновей Бату известны:

Память

Образ в искусстве

Скульптуры
В литературе
В кино
В мультипликации

Примечания

Комментарии
  1. Возможно, Батый умер от наследственного заболевания ревматического характера. Согласно Рашид ад-Дину, эта болезнь была распространена в монгольском племени конгратов . Страдали ею и те Чингисиды, в чьих жилах текла кровь представительниц этого племени (например, Угэдэй и несколько сыновей Толуя). Бату, который был сыном Уки-фуджин и внуком Бортэ, также жаловался на боли в суставах и онемение ног. Вильгельм де Рубрук , который встречался с Бату в последние годы его жизни, упоминал о красноватых пятнах, которые были видны на лице Бату во время их первой встречи. Подобные пятна являются одним из симптомов ревматического заболевания.
Источники
  1. , с. 254—255.
  2. , с. 12—15.
  3. , с. 65.
  4. , с. 50.
  5. , с. 51—52.
  6. , с. 17—19.
  7. Масуд Бен Османи Кухистани. . www.vostlit.info (1969). Дата обращения: 24 ноября 2022. 17 апреля 2022 года.
  8. Утемиш-Хаджи Ибн Маулана Мухаммад Дости. . www.vostlit.info . Дата обращения: 24 ноября 2022. 24 ноября 2022 года.
  9. , с. 26—27.
  10. , с. 28—31.
  11. , с. 210.
  12. , с. 296.
  13. , с. 81.
  14. , с. 496.
  15. , с. 17, 296.
  16. , с. 31.
  17. , с. 10.
  18. , с. 40—45.
  19. , с. 144.
  20. , с. 19.
  21. , с. 47—49.
  22. , с. 60.
  23. , с. 50—51.
  24. , с. 18.
  25. , с. 21.
  26. .
  27. .
  28. Russia feu Moscovia itemque Tartaria. Lvgd Batavorvm.1630. Page 182.
  29. .
  30. , с. 30.
  31. , с. 226.
  32. , с. 25—26.
  33. , с. 29.
  34. . 30 августа 2018 года. // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды / Пер. В. Г. Тизенгаузена . — М.: Издательство АН СССР, 1941. — Т. 2: Извлечения из персидских сочинений. — С. 20—24.
  35. . 18 октября 2017 года. (пер. В. Г. Тизенгаузена ) Текст воспроизведен по изданию: Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, том II. Извлечения из персидских сочинений, собранные В. Г. Тизенгаузеном. М.-Л. АН СССР. 1941
  36. . 25 декабря 2017 года. . Текст воспроизведен по изданию: Библиотека иностранных писателей о России. Т. 1. СПб. 1836.
  37. .
  38. . Дата обращения: 28 мая 2016. 8 января 2017 года.

Литература

  • Бартольд В. В. Батый // Бартольд В. В. Сочинения. — М. : Наука , 1968. — Т. V . — С. 496−500 .
  • Вернадский Г. В. . — М. : Ломоносовъ, 2016. — 512 с. — (История, география, этнография). — ISBN 978-5-91678-300-1 .
  • Греков Б. Д. , Якубовский А. Ю. . — М. , Л. : Издательство АН СССР, 1951.
  • Егоров В. Л. . — М. , 1985. от 8 августа 2015 на Wayback Machine
  • Почекаев Р. Ю. Батый. Хан, который не был ханом. — М. , СПб. : АСТ, Евразия, 2006. — 350, [2] с. — ISBN 978-5-17-038377-1 .
  • Джувейни . // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. — М. , 1941. — С. 223. Прим. 10 . (недоступная ссылка)
  • Карпов А. Батый. — М.: Молодая гвардия, 2011 — (Жизнь замечательных людей).
  • Почекаев Р. Ю., Властительницы Евразии: История и мифы о правительницах тюрко-монгольских государств XIII−XIX вв / Р. Ю. Почекаев, И. Н. Почекаева. — СПб. : ЕВРАЗИЯ, 2012. — С. 186−202. — 384 с. — (CLIO). — 1000 экз. ISBN 978-5-91852-056-7 . (в пер.)
  • Рашид ад-Дин . / Пер. с персидского Ю. П. Верховского, редакция проф. И. П. Петрушевского. — М. , Л. : Издательство Академии Наук СССР, 1960. — Т. 2. — С. 81. (недоступная ссылка)
  • Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. — Саранск: Мордовское книжное издательство, 1960. — С. 47.
  • // Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. ЮАНЬ ЧАО БИ ШИ. / Перевод С. А. Козина . — М. - Л. : Издательство АН СССР, 1941. — Т. I .
  • Вассаф . // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды / Пер. В. Г. Тизенгаузена . — М. , 1941. 25 декабря 2009 года.
  • Храпачевский Р. П. Военная держава Чингисхана. — М. : АСТ:ЛЮКС, 2005. — 557, [3] с. — (Военно-историческая библиотека). — 5000 экз. ISBN 5-17-027916-7 . ( )
  • Хрусталёв Д. Г. О системе готских дворов в Новгородской земле в XII-XIII вв // Новгород и Новгородская земля. История и археология. — 2004. — Вып. 18 . — С. 312—321 .
  • Пензев, Константин . Русский Царь Батый. Litres, 2017.
  • Акунин, Борис . Часть Азии. История Российского государства. Ордынский период. Litres, 2017.
  • Бойл Дж. Э. Посмертный титул Бату-хана // Тюркологический сборник / 2001: Золотая Орда и ее наследие. — Восточная литература РАН, 2002. — Вып. 11 . — С. 28—31 .
  • Киракос Гандзакеци. История Армении. — М. : Наука, 1976. — 357 с. — (Памятники письменности Востока).
  • Гийом де Рубрук . Путешествие в Восточные страны // История монголов. — М. : АСТ:Транзиткнига, 2005. — С. 327 . — ISBN 5-17-031003-X .
  • Столетняя Летопись // Картлис Цховреба. История Грузии. — Тбилиси: Артануджи, 2008. — С. 349—350. — 456 с.
  • Андрей Лызлов. Скифская история. — М. : Наука, 1990.
  • Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и её падение. — М. : Наука, 1998.
  • Карамзин Н.М. История государства Российского. — М. : Наука, 1991. — Т. II-III. — С. 508, 513.
  • Воинские повести Древней Руси. — Л. , 1985. — С. 107—110.
  • Иоанн де Плано Карпини. Путешествие в восточные страны. — Санкт-Петербург: издательство А.С.Суворина, 1911. — С. 224.

Ссылки

  • Рашид ад-Дин . . Восточная литература — библиотека текстов Средневековья. Дата обращения: 17 июля 2013.
  • Гаффари .
  • Утемиш-Хаджи ибн Мулана Мухаммад Дости .
Источник —

Same as Батый