Иван Василькович
- 1 year ago
- 0
- 0
Глеб Василькович ( 2 мая 1237 — 13 декабря 1278 ) — первый князь Белозёрский (1238—1278), князь Ростовский (1277—1278) — крупная политическая фигура второй половины XIII века, времени установления монголо-татарского ига на Руси. Находился в близких отношениях с Александром Невским , придерживаясь по отношению к монголам такой же политики. Был женат на ордынке и входил в состав политической элиты Улуса Джучи .
Канонизированный местночтимый святой Череповецкой епархии. Память: 13 (26) декабря (преставление) и в Соборе Ростово-Ярославских святых .
После завоевательных походов Бату 1237—1241 годов русские земли вошли в состав Монгольской империи как часть Улуса Джучи . Начался период, именуемый Монголо-татарским игом . Время жизни князя Глеба пришлось на начальные периоды ордынского владычества, когда зависимость русских княжеств от Орды была максимальной. Она включала в себя : суверенитет монгольского кагана (а затем ордынского хана) над завоёванными княжествами, вассально-ленную зависимость, распространение судебных прерогатив хана как верховного правителя на русские земли, налоговую зависимость, военно-политическую зависимость .
У историков нет единой оценки политики ростовских князей второй половины XIII века. Еще в советской историографии существовали как минимум две точки зрения.
Так Насонов А. Н. отмечал особую роль ростовских князей в монголо-русских отношениях XIII века, считая их проводниками ордынских интересов или «татарскими служебниками». По его мнению « …Орда создала себе в северных провинциях прочную базу на территории именно Ростовского княжества и приобрела себе послушных союзников и верных вассалов в лице ростовских князей» .
Другой точки зрения придерживался Копанев А.И , отмечая «содружество» трех князей: Александра Невского , ростовского Бориса Васильковича и белозерского Глеба Васильковича, которые проводили по отношению к Орде единую политику. По его мнению эта политика состояла в том, что «… с татарами открытая борьба пока невозможна, потому что это лишь ослабит силы Руси. Пока необходимо „ладить“ с татарами, избегать открытых восстаний, лавировать, выжидать. Это были те дипломатические приемы, которые сохраняли силы русского народа для решающего удара по врагу» .
Вернадский Г. В. в свою очередь отмечал, что в 50-х годах XIII века среди русских князей не было единства в отношении к зависимости от Улуса Джучи. Одна часть князей, в основном Юго-Западных, во главе с князем Даниилом Галицким была ориентирована на католический запад и была настроена на разрыв этой зависимости. Другая часть русских князей, в основном Северо-Восточной Руси была сторонником верности своим обязательствам перед Монгольской империей и встраивалась в ее административный механизм. Лидером это группы был Александр Невский .
Близость политики ростовских князей к ордынской политики Александра Невского отмечают и постсоветские историки .
В 1238 году, через год после рождения князя Глеба, его отец князь Василько Константинович был убит в монгольском плену после поражения русских войск на реке Сити . После его смерти Белоозеро и Устюг были выделены в удел (Белоозёрское удельное княжество) для младшего сына Глеба, а Ростов остался за старшим сыном, Борисом Васильковичем .
Ростовский княжеский дом, состоящий из трёх братьев: Ростовского князя Василько, Ярославского князя Всеволода , и Угличского князя Владимира , в битве на Сити понёс значительные потери. Погибли два старших брата Василько и Всеволод, а в живых остался только младший, Угличский князь Владимир. На ростовский и ярославский престолы взошли малолетние дети погибших князей. Из взрослых в Ростовском княжеском доме остался только двадцатичетырехлетний князь младшего угличского удела — Владимир.
С 1242 года начинается юридическое оформление зависимости Русских княжеств от Монгольской империи, и в 1243 году Бату вызывает к себе в ставку великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича , где тот получает ярлык на Владимирское, и, судя по всему, Киевское княжение, и где признаётся его старшинство над русскими князьями .
По мнению Селезнёва Ю. В. князь Ярослав Всеволодович, получив от Бату главенство на Руси начал властно осуществлять свои полномочия и, в первую очередь, в пределах Владимирского княжества, к которому относился Ростовский удел. Именно тогда князья Ростовского дома решили также получить ярлыки на свои владения у Бату, тем самым выйдя из-под юрисдикции владимирского князя. Это могло быть осуществлено только при условии подчинения напрямую более высокому по статусу правителю, которым был ордынский хан .
Данное решение представителей ростовского княжеского дома приводит к тому, что во второй половине XIII века, по мнению ряда исследователей, они «превратились в настоящих „служебников“ хана» .
В 1244 году единственный взрослый князь Ростовского дома князь Угличский Владимир со своими племянниками: князем Ростовским Борисом (13 лет), князем Белозерским Глебом (7 лет) и князем Ярославским Василием (15 лет) поехали в Орду и получили там ярлыки на княжение непосредственно от хана.
Въ лѣто 6752 (1244). Князь Володимир Костянтинович, Борис Василкович, Василiй Всеволодовичь, и съ своими мужи, поѣхаша въ Татары къ Батыеви про свою отчину; Батый же почтивъ я честью достойною, и отпустивъ я, разсудивъ им, кагождо въ свою отчину, и прiѣхаша съ честью на свою землю
В 52 лето. Князи руския поидоша: князь Володимер Конъстянтиновичь, князи Борис да Глеб Васильевичи, князь Василеи Всеволодовичь про вотчины, их пожаловал
В 1245 году в ставку Бату едет представительная княжеская делегация, состоявшая из великого князя Ярослава Всеволодовича, его братьев Святослава Суздальского, Ивана Стародубского, князей ростовского дома: Владимира Угличского , Бориса Ростовского , Глеба Белозерского и Василия Ярославского . То есть практически все князья Северо-Восточной Руси отправились в степь .
«Въ лѣто 6753 (1245). … Того же лѣта князь велики Ярославъ Всеволодовичь, <…>, з братьею своею, и з братаничемъ своимъ со княземъ Владимеромъ Констянтиновичемъ, и з братаничя его Василка Ростовскаго съ сынми Борисомъ и Глебомъ и братаничя его Всеволода съ сыномъ Василiемъ Всеволодичемъ <…> поиде во Орду къ царю Батыю»
Завершается процесс включения Руси в состав Улуса Джучи Монгольской Империи и в этом же году происходит общерусская перепись, систематизирующая налоговые выплаты и воинскую повинность .
После оформления отношений (в соответствии и с иерархией) с каганами Монгольской империи и ханами Улуса Джучи (Золотой Орды) русская знать оказалась включена в систему взаимодействия элиты Улуса Джучи на правах улусных владетелей (темников и тысячников). Большинство политических вопросов отныне решалось при дворе ордынского хана. Поэтому длительные и частые пребывания там русских князей стали неизбежными .
Князь Глеб ездил в Орду 5 раз и провёл там в общей сложности 4 года, что составляет 9,5 % от всей продолжительности его жизни. Это самый высокий показатель для всех русских князей XIII века .
Ярлык выдавался русскому князю его сюзереном один раз на все время правления. Великим князьям (Киевскому, Владимирскиму) ярлык выдавался кааном Монгольской империи в Каракоруме, а удельным князьям — ханом Улуса Джучи в Сарае. Необходимость в новом ярлыке возникала либо при смене каана и хана, либо при отстранении самого князя от власти и выдачи нового ярлыка другому князю .
Свой первый ярлык Князь Глеб получил в период регентства Дорегене . После смены в 1248 году власти в Монгольской империи (началось регентство Огул-Гаймыш ) в возрасте 12 лет Глеб едет в Орду к сыну Бату — Сартаку , для получения нового ярлыка .
Въ лѣто 6757 (1249). Князь Глѣбъ Василкович, <…> ходи в Орду къ Батыеву сыну ко царю къ Сартаку; царь же Сартак почти его зѣло и отпусти въ свою его отчину
В этом же 1249 году из Каракорума во Владимир возвращаются Александр Невский и его брат Андрей. Там Александр получил ярлык на киевское княжение и «всю русскую землю», а Андрей на владимирское княжение. К ним во Владимир приезжают князья Ростовского дома: Василий Ярославский , Борис Ростовский, Глеб Белозерский, Владимир Угличский. Во время этой поездки умирает Василий Ярославский. Как отмечают летописи, на его похоронах присутствуют Александр Невский, Глеб с братом Борисом, и их мать княгиня Мария .
В 1251 году достигнув совершеннолетия Глеб (в возрасте 14 лет) покидает Ростов и переезжает в свой Белозерский удел . В этом же 1251 году новым каганом Монгольской империи был избран Мункэ . Благодаря близким отношениям между Мункэ и Бату, русские князья в то время должны были ехать для подтверждения их должности не в Каракорум, а на нижнюю Волгу к сыну Бату Сартаку .
В 1253 году, как отмечают летописи Глеб был в Ростове на освящении церкви во имя Бориса и Глеба .
После смерти в 1255 году хана Бату и его сына Сартака в 1256 году престол Улуса Джучи переходит к малолетнему внуку Бату Улагчи . Русские князья едут в Сарай для возобновления ярлыков .
В 1257 году после смерти Улагчи, власть в Улусе Джучи узурпирует огул Берке. Александр Невский, видя поражение партии Бату, вместе с князьями Андреем Суздальским, Борисом Ростовским и Глебом Белозерским едет в Каракорум к каану Мунке . Во время этой поездки князь Глеб женился на ордынке, которая согласилась принять крещение и получила имя Феодора . Женатых на ордынках русских князей известно только пятеро, среди них Глеб. Несмотря на утверждение Г.В Вернадского , что жена Глеба была княжной, её происхождение и статус неизвестны .
В 1258 году вместе с молодой женой и старшим братом он возвращается в Ростов. «И бысть, — замечает летописец, — в Ростове радость велика о Глебовом приезде» .
Глеб был очень крупной политической фигурой XIII века. Он и его брат ростовский князь Борис, вместе с великим князем Александром Невским проводили единую политику встраивания Северо-Восточной Руси в имперский механизм Могольской империи. После смерти Александра в 1263 году Борис и Глеб стали продолжателями его политики .
В 1277 году умирает брат Глеба Борис, князь Ростовский. Глеб при поддержке Менгу-Тимура в обход сына Бориса Дмитрия занимает ростовский трон. Среди русских князей, проявлявших верноподданические отношения, Менгу-Тимур отдал предпочтение ростовским князьям. Лидером ростовского княжеского дома после смерти Бориса, стал Глеб .
Аланские княжества входили в состав Улуса Джучи. Во время войны Улуса Джучи с Ильханатом аланы северокавказской группы (осетины) приняли сторону Ильханата. В 1277 году Менгу-Тимур предпринял против них карательную экспедицию .
Использование войск вассальных правителей в Монгольской империи практиковалось со времён Чингисхана. Эти войска не смешивались с собственно монгольскими вооружёнными силами и оставались под командованием своих собственных правителей или полководцев. Чаще всего они действовали самостоятельно, выполняя определённые поручения в рамках общей военной кампании. Также они могли рассчитывать на некое вознаграждение, а не на долю добычи на общих основаниях, которую получали монгольские воины в соответствии с обычаями и военным законодательством Чингисхана и его преемников .
Экспедиция против осетин в 1277—1278 годах была совместным походом золотоордынских и русских войск (ростовских, ярославских, угличских, белозерских, костромских, городецких), закончившийся взятием осетинской столицы Джулата («Дедяков» русских летописей).
Князь же Ростовский Глеб Василькович с братаничем своим с князем Константином , князь Фёдор Ростиславич , князь Андрей Александрович и иные князи мнози с бояры и слугами поехаша на войну с царем Менгутемером , и поможе бог князем русскым, взяша славный град Яськый Дедеяков, зиме месяца февраля в 8, на память святого пророка Захарии, и полон и корысть велику взяша, а супротивных без числа оружием избиша, а град их огнём пожгоша
Именно русские дружины взяли Джулат и хан Менгу-Тимур по итогам кампании «добре почти князи Руские и похвали их вельми и одаривъ их отпусти въ свою отчину», то есть выплатил им соответствующее вознаграждение, предусмотренное, видимо, ранее заключённым соглашением .
13 декабря 1278 года, после 7-дневной болезни, князь Глеб «тихо и кротко испусти душю» в Ростове ; он был погребён в соборной Ростовской церкви епископом Игнатием, рядом с супругою и братом; но спустя 9 недель Игнатий, неизвестно почему, велел «изринуть его поругана и бесчестна из церкви соборные в полнощь и повеле просто закопати его в земле у Св. Спаса в Княгинине монастыри ». За этот поступок епископ Игнатий был отлучён митрополитом Кириллом от священнослужения, но затем прощён по ходатайству ростовского князя Дмитрия Борисовича .
Отец — ростовский князь Василько Константинович . Жена — княгиня Феодора (в крещении), ордынка. Дети — Демьян , Михаил . В некоторых источниках говорится и о других детях, например о Василии , но их существование сомнительно .
Канонизированный местночтимый святой Череповецкой епархии. Память: 13 (26) декабря (преставление) и в Соборе Ростово-Ярославских святых .
В летописном некрологе о князе Глебе сказано, что он был богобоязненным, смиренным и щедрым, выкупал попавших в плен к татарам русских, помогал обездоленным: «Многи христианы, обидимыа от них [татар], избави и печалныа утешая, брашно свое и питие нещадно требующим подавая». Согласно «Указу о кормах» Усть-Шехонского монастыря, в конце XVI века в обители выставлялся «корм болшеи по благоверномь по князе Глебе Васильевиче Ростовском» в день его именин — 24 июля. По свидетельству побывавших в Белозерске в середине XIX века, Глеб Василькович почитался в городе. В XIX веке на память святых Бориса и Глеба по Глебу Васильковичу совершалась панихида в Васильевской часовне. О князе Глебе писали агиографы на рубеже XIX и XX веков: архимандрит Леонид (Кавелин) назвал его в числе святых с днём памяти 24 июля, архиепископ Димитрий (Самбикин) поместил жизнеописание князя под 13 декабря (день кончины) и отнёс к местночтимым святым, архиепископ Сергий (Спасский) упомянул его в списке неканонизированных подвижников. В 1964 году, при установлении празднования Собору Ростово-Ярославских святых , князь Глеб Ростовский был включён в состав Собора .
В составленном вскоре после смерти Глеба летописном некрологе говорится «церкви многи създа и украси иконами и книгами» . Более поздние источники, частично опирающиеся на местные предания и содержащие многочисленные противоречия и анахронизмы, рассказывают об основании князем двух монастырей .
Основание Спасо-Каменного монастыря
Долгое время единственным литературным источником по истории Спасо-Каменного монастыря было «Сказание о Спасо-Каменном Монастыре», составленное в конце XV века вероятно Паисием Ярославовым и содержащее много внутренних противоречий. Исследователи различных специальностей безговорочно принимают отождествление центрального персонажа начальной части сказания — князя Глеба Борисовича — с историческим белозерским князем Глебом Васильковичем несмотря на несоответствие имён и дат :
В лето 6849-е (1340 год) при великом князе Иванне Даниловиче, в лето 6850-е (1341 год) князь Глеб Борисович внук князя Констянтина Ростовскаго Всеволодича иде на Бело озеро в свою отчину…
Согласно «Сказанию о Спасо-Каменном Монастыре» князь Глеб основал на небольшом островке Кубенского озера Спасо-Каменный монастырь , по случаю чудесного спасения от бури на озере, а также по его приказу были построены два канала на реках Сухоне и Вологде для облегчения судоходство и впоследствии получивших наименование «Княже-Глебовых простей» .
Турилов А. А. сделал предположение, что в Сказании в «князе Глебе Борисовиче» соединилась память о трёх соименных исторических личностях: во-первых, князя белозерского Глеба Васильковича, во-вторых, второго сына ярославского князя Василия Давыдовича Грозные Очи князя Глеба, жившего в середине XIV века и, в части строительства канала и установки там каменного креста (что характерно для более раннего времени) — новгородского князя Глеба Святославовича и его поход в Заволочье в 1079 году .
В 2008 году Новикова О. Л. ввела в научный оборот летописные записи, сохранившиеся в кирилло-белозерской рукописи XVI века и касающиеся ранней истории вологодского Спасо-Каменного монастыря . В отличие от Сказания, в рукописи известие о князе Глебе относится к 1251 году, и факт этой поездки подтверждается Лаврентьевской летописью . Предположительно эта поездка князя была связана с достижением им совершеннолетия (13 лет) и вступлением во владения завещанной ему отчиной. При этом в рукописи говорится не об основании монастыря, а лишь о строительстве на острове деревянной церкви .
Основание Троицкого Усть-Шехонского монастыря
«Указ о кормах праздничных и задушных» Усть-Шехонского монастыря (конец XVI века) и «Повесть об Усть-Шехонском монастыре» (начало XVII века) сообщают, что, после того как ослепший сын князя Михаил Глебович получил исцеление от чудотворного образа Святой Троицы, князь построил на одном из островов Белого озера у истока реки Шексны деревянный Троицкий храм и создал вокруг него монастырь, обеспечив его всем необходимым. Усть-Шехонский Троицкий монастырь стал первой иноческой обителью в белозерских землях. Однако есть серьёзные основания считать , что Усть-Шехонская обитель могла быть основана на рубеже XIV и XV веков .
Летописи