Interested Article - Монгольская литература

Монгольская литература находится под большим влиянием своих устных кочевых традиций. «Три глыбы» монгольской литературы: Сокровенное сказание монголов , Гэсэр и Джангар , все они отображают многовековые традиции героического эпоса Евразийской степи . Монгольская литература также была отражением общества на текущий момент, уровня политического, экономического и социального развития, а также ведущих интеллектуальных тенденций.

История

Издание Сокровенной истории монголов, с добавлением китайского подстрочного перевода

Древнейшим видом монгольской литературы был устный. Шаманское устное творчество и героический эпос относятся к древнейшей эпохе истории Монголии. Шаманство и его поэзия сохранились в Монголии и поныне. Сказания о богатырях, включающие в себя десяти и более тысяч стихов не читают, а поют. Из монгольского героического эпоса « улигер » или «тули» лучше всего сохранились у ойратов (байтов, дэрбэтов, хошутов, торгутов) и в сокращенном виде у халха-монголов.

Ойратские поэмы (тули) исполнялись под аккомпанемент музыкального инструмента товшур (балалайки) или хуур (скрипка). Они обычно профессиональными певцами тулъчи. Ойратские эпические поэмы содержат до 20 тыс. стихов. К ойратским былинам относятся «Бум-Эрдэни» «Дайни-Кюрюль», «Егиль-Мерген», «Ергиль-Тюргель», «Шара-Бодош» и др. Халхаские тули сочинены в прозе. Известны былины халха-монголов «Лучший из мужей» — «Эринцэн-Мэргэн», «Манибадар-дзанги нашего хошуна», «Богдо-нойон Джангар-хан» и др.

Первые письменные монгольские памятники литературы включают в себя образцы народной поэзии «Хонгирадская песня», шуточная «Песня Бохэ-чилгэра», сказки «Повесть о двух скакунах Чингисхана» и «Повесть о мальчике-сироте». В 1240 году создана рукопись «Сокровенное сказание монголов», описывающая завоевания Чингисхана с точки зрения монголов. Произведение дошло до нас в транскрипции китайскими иероглифами.

В 14 веке на бересте записаны золотоордынские рукописи с сюжетами о предках нынешних монголов, укрывшихся в Эргэнэхоне, об Алан-гоа и её сыне Бодончаре, о Чингисхане, «Легенда об Аргасун-хуурч» и «Легенда о разгроме трехсот тайчуудов».

В 14 веке в Монголии была широко распространена буддийская литература. Её переводили в основном с тибетского и уйгурского языков. Со временем на монгольский язык переводились все основные буддийские сочинения, включая 100-томную тибетскую версию Трипитаки, известная как Ганджур , а также более 200 томов комментариев к нему — Данджур . Сочинения 15 века — «Легенда о мудрой Мандахай», « Магтал шести монгольским тумэнам Даян-хана», 16 века — «Повесть об Убаши-хунтайджи».

В 17—20 века (маньчжурский период) основное место в литературе занимают произведения, описывающие положения буддизма и буддийскую мораль.

В 19 веке ряд авторов отходит от религиозной тематики. Так, Хуульч Сандаг писал бытовые стихи, В. Гуларанс (1820—51) описывал тяжелую долю крестьян, осуждал феодалов и чиновников, Гэндэн Мээрэн (1-я пол. 19 в.) обличал взяточников в рассказе «Разговор собаки, кошки и мыши», Хишигбат (1849—1916) писал о бренности мира, мечтал о лучшей доли для народа. Крупными дореволюционными монгольскими писателями были романист В. Инжинаш (1837—1891), поэт Хишигбат (1849—1916). Крупнейшим поэтом XIX века является Равджа — автор более 170 стихотворений, который считается основоположником жанров любовной и пейзажной лирики в монгольской поэзии.

На протяжении веков тибетская культура и письменность влияли на Монголию на разных ступенях культурного развития. Тибетская письменность подавляла монгольскую. Большинство лам (треть всего мужского населения страны) читало только по-тибетски и кроме буддийской (философской, догматической, мистической и т. д.) литературы, другой не интересовалось. Подобное же влияние оказывала на монгольскую и китайская культура с литературой. Такое состояние в литературе Монголии продолжалось до монгольской революции и образования Монгольской народной республики .

Современный период

Дашдоржийн Нацагдорж в 1926 г.

Современная монгольская литература возникла после революции 1921 года. На неё оказала влияние советская литература.

Поэт Д. Нацагдорж написал стихи к песням «Синеет гор гряда», «Пионерская песня» (1929). Он явился основоположником монгольской национальной литературы. Популярны стихи Д. Нацагдорж «Моя родина», Ц. Дамдинсурэна «Моя седая матушка», Д. Цэвэгмэда «На могиле» и «Герой Олзвай». К современным монгольским поэтам относятся: поэт-лирик , Ц. Хайтав, Ч. Чимид, М. Цэдэндорж, Д. Пурэвдорж.

Стихи поэта Ч. Лхамсурэна «Сказка о разгроме мангаса» посвящены победам Советской Армии, Ц. Дамдинсурэна «Полярная звезда» (1941) — героизму ленинградцев.

После Второй мировой войны в Монголии развивается жанр поэмы «Карий конь». В этом жанре написаны стихи Ч. Лхамсурэна, Д. Даржаа «Гобийский красавец Лувсан и хангайская красавица Янжин», Д. Тарва «Шивээ Хиагт», «Хорлоогийн Чойбалсан» (1954) и «Песнь о Сухэ-Баторе» Ц. Гайтава. Широко известностны поэты Б. Ахтан, Ч. Жигмид, Ч. Чимид, Ц. Цэдэнжав, П. Хорлоо, Н. Жамбалсурэн, Д. Сэнгээи др.

К прозаикам принадлежал писатели: Ц. Дамдинсурэн «Отвергнутая девушка», Д. Сэнгээ, Ч. Лодойдамба «Ты живешь для народа» (1952), Ц. Уламбаяр «На страже мира» (1950) и др.

Основными жанрами современной монгольской поэзии являются:

  • гражданская лирика;
  • пейзажная лирика;
  • любовная лирика;
  • медиативная лирика;
  • стихи о матери.

В Монголии все поэты писали о любви к Родине, у многих из них главной в творчестве является патриотическая тема. Гражданская лирика 20-70-х годов является проводником социалистических идей в обществе, рассказывает о победах социалистической Монголии в деле строительства коммунизма. Патетика и пафос в стихотворениях являются главенствующими по отношению к лирике, посвященной родной природе, её людям.

Мастера пейзажной лирики воспевали красоту природы Монголии — её горы, пустыни, жизнь и быт монгольского народа. Созерцание природы наводят читателей на раздумья о жизни, её времена года — на периоды жизни человека. В монгольской пейзажной лирике описываются также городские пейзажи.

Любовная тема появилась в монгольской поэзии с XIX века. Её настроения — грусть, печаль, отсутствие веры счастливую семейную жизнь.

Поэт Б. Явуухулан

В медитативной лирике присутствуют стихи с раздумьями о жизни, природных явлениях, природе поэтического творчества. Поэты одушевляют явления природы, её горы, холмы, камни, степь. Поэзия Б. Лхагвасурэна, О. Дашбалбара , Л. Дашняма, Д. Урианхая, Н. Нямдоржа, С. Оюун отражает культы предков, вечного неба. Часть поэтов придерживаются буддийским идеям жизни — как страдания, смерти — как этапа в бесконечной цепи перерождений человека.

К талантливым поэтам Монголии конца 20 — начала 21 века принадлежат поэты О. Дашбалбар (род. 1956) и Б. Лхагвасурэн (род. 1944). В их творчестве присутствует гражданской, любовная и медитативная лирика.

Расцвета достигла в МНР драматургия. Известные драматурги Ч. Ойдов, Э. Оюун, Ш. Нацокдоржи, Л. Ванган создают произведения о жизни своего народа. Их лучшие пьесы ставятся на сценах театров республики.

В Монголии создан Союз писателей МНР, в котором состоят более 800 человек. К настоящему времени состоялось пять съездов писателей. Издания союза: журнал «Цог» (1944), газета «Утга зохиол урлаг» (с 1955). Выходит альманах «Свод вдохновенных слов» (с 1929), ежегодник «Подснежник».

Поэт Ц. Дамдинсурэн

В 90-е годы XX в. в Монголии влед за Советским Союзом были разрушены устои социализма. Страна перешла на капиталистический путь развития с рыночной экономикой — со всеми её кризисами, устранением социальных завоеваний. Переход к капитализму сказался как на жизни людей, так и на их культуре и литературе. В обществе к печатной литературе пропал интерес. С 90-х годов книги монгольских писателей стали издаваться очень маленькими тиражами и в основном за счет авторов произведений. Книги не раскупались, а раздаривались авторами друзьям и знакомым автора, поэтому в книжных магазинах и не было в продаже . Писатели перестали зарабатывать литературными трудами. В методах и идейном содержании литературных произведений исчез социалистический реализм, социалистические идеи. В темах литературных произведений остались: тема Родины, причем основной становится малая родина — место, где человек родился и вырос, любовь и человеческие привязанности, медитация, модернистские направления в поэзии. К таким произведениям относятся «Сила родины» Ж. Лхагва, «Синий камень» Д. Норова.

В тематику монгольской литературы вошли ранее замалчиваемые темы: о Чингис-хане и других ханах, нойонах, религиозных деятелях и хубилганах (перерожденцах), о репрессиях 30-х годов (роман Д. Чинзорига «Жизнь, которая не оборвалась в небе»), в более позднее время — описания убийств, насилия, постельных сцен, мистика (рассказы Я. Ганбаатра в сборнике «Зло духа»).

Монгольские ученые литературоведы Ц. Дамдинсурэн, первый академик Монголии Б. Ринчен (1905—1977), Б. Содном, Ш. Гаадамба, Д. Цэрэнсодном, Д. Ёндон занимались изучением литературного процесса, творчества монгольских писателей. В Монголии изданы «Обзор монгольской литературы» Ц. Дамдинсурэна и «Литература Монголии» (XIII и начала XX столетия) Д. Цэрэнсодна.

Примечания

  1. Поппе Н. // Литературная энциклопедия : в 11 т. : т. 7 / Гл. ред. Луначарский А. В. ; учёный секретарь Михайлова Е. Н. — М. : ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во «Сов. Энцикл.», 1934. — Стб. 451. — 888 стб. : ил.
  2. Ивлева Р. В. . — СПб. , 2004. 8 декабря 2015 года.

Литература

  • Петрова М. П. Монгольская поэзия 80-90-х годов XX века. Санкт-Петербург. 1996.
  • Дамдинсүрэн, Ц. Монголын уран зохиолын тойм : в 3 т. / БНМАУ Шинжлэх Ухааны Академи, Хэл зохиолын хүрээлэн ; ред. Ц. Дамдинсүрэн, Д. Цэнд. — Улаанбаатар : Улсын хэвлэлийн хэрэг эрхлэх хороо газар : Шинжлэх ухааны академийн хэвлэл : Улсын хэвлэлийн хэрэг эрхлэх хороо, 1957—1976.
  • Далантай Цэрэнсодном "Литература Монголии " (XIII и начала XX столетия).
  • Бямбын Ринчен « Заря над степью » в трех томах.
  • Из монгольской поэзии XX века. — М., 1981.
  • Из современной монгольской поэзии. — М., 1971.
  • Герасимович Л. К. Литература Монгольской Народной Республики 1921—1964 годов. Л., 1965.
  • Герасимович Л. К. Монгольская литература XIII- начала XX в.: Материалы к лекциям. — Элиста, 2006. — 362 с.
  • К солнцу! Стихи монгольских поэтов. — М., 1969.
  • Лауфер Б., Очерк монгольской литературы, перев. В. А. Казакевича, под ред. и с предисл. Б. Я. Владимирцова. — Л., 1927.
  • Литературные связи Монголии. — М., 1981.
  • Михайлов Г. И. Литературное наследство монголов. — М., 1969.
  • Михайлов Г. И., Яцковская К. Н. Монгольская литература. Краткий очерк. — М., 1969.
  • Яцковская К. Н. Поэты Монголии XX в. — М., 2002. — 248 с. — ISBN 5-88161-121-7
  • Новые тенденции в монгольской поэзии. Л.,1991, стр.37.
  • Лирический герой О. Дашбалбара, — Межлитературные связи Востока и Запада, СПб., 1995, стр. 66-70.
Источник —

Same as Монгольская литература