Interested Article - Джангар (эпос)
- 2020-02-25
- 1
« Джангар » ( калм. Җаңhр ) — калмыцкий фольклорный героический эпос , повествующий о стране счастья и благоденствия Бумбе (Бумба) и подвигах её богатырей . Проникнутый духом героизма и патриотизма , эпос по своим художественным достоинствам относится к лучшим образцам устно-поэтического творчества. «Джангар» и исполнявшие его рапсоды — джангарчи пользовались огромной любовью и уважением в народе. Является историко-геройским произведением.
История и изучение эпоса
Героический эпос «Джангар» складывался на протяжении многих веков. О дате создания эпоса мнения учёных разошлись. Некоторые исследователи относят её к XIII—XIV векам. Другая группа учёных считают, что эпос был создан в XVII—XVIII веках. История изучения эпоса насчитывает 200 лет.
Самой ранней европейской документированной записью о «Джангаре» считается запись одной песни и легенды о джангарчи, которые опубликовал Вениамин Бергман в 1804 году . В 1855 году А.Бобровниковым была переведена на русский язык одна из глав эпоса. В 1862 году под руководством К. Ф. Голстунского были изданы 2 главы на старокалмыцкой письменности . 10 глав эпоса записаны в 1908 году из уст джангарчи Ээляна Овлы учёным Номто Очировым под руководством В. Л. Котвича .
В 1940 году в СССР отмечалось 500-летие эпоса «Джангар». Казахстанское книжное издательство художественной литературы выпустило в 1940 году перевод «Джангара» отдельным изданием». Редактором издания был Мухтар Ауэзов. На русском языке эпос «Джангар» вышел в издательстве «Художественная литература» в переводе С. Липкина с иллюстрациями В. Фаворского .
В настоящее время существует научная дисциплина « джангароведение », являющаяся одним из профилирующих направлений научной деятельности Калмыцкого института гуманитарных исследований .
В Элисте проводится праздник «Джангариада» .
Сюжет
Вступление
Эпос повествует о том, что Джангар ( Җаңhр ) с ранних лет противостоял мангасам и , которые нападали на Бумбу — его родную страну. В этих сражениях ему всегда помогал верный конь Аранзал ( Арнзл ). Однако не всегда ему сопутствовала удача один раз его захватил в плен Шикширги . Когда власть Джангара над Бумбой окрепла, он решил построить роскошный девятиярусный дворец ( бумблв ) в виде юрты с пятью башнями, украшенный кораллами ( шур ), жемчугами ( сувсн ) и стеклами. В этом дворце в шелковом халате и восседал на троне Джангар. Его женой была Шавдал ( Шавдл ). В управлении Бумбой Джангару помогали мудрец Алтан Цеджи ( Алтн Цееҗ ) и сын Шикширги Хонгор (Хоңһр; Алый Лев ). Соратниками Джангара в бою и сотрапезниками на пиру были Гюзан Гюмбе на вороном коне, Савар ( Савр ) на рыжем коне, Санал на сером коне.
Первая песнь
Первая песнь описывает отношения Шикширги и Джангара. Первый уже был старцем,а второй еще юным богатырем. Однако Джангар проиграл и должен был умереть, но сын Шикширги Хонгор заступился за пленника. Тогда Шикширги дал задание Джангару угнать табун у Алтан Цеджи, но и эта миссия закончилась провалом. Джангар получил стрелу в спину и едва спасся благодаря своему коню Аранзалу. Видя дружбу Хонгора и Джангара Алтан Цеджи убедил Шикширги признать власть нового хана, который объединит степь.
Вторая песнь
Вторая песнь повествует о сватовстве Хонгора. Невесту зовут Зандан Герел ( Зандн Герл : "сандаловый свет"). Она живет на юго-востоке и является дочерью хана Замбала , где растут сандаловые деревья . Алтан Цеджи предостерегает Хонгора, считая, что за прекрасной внешностью невесты может скрываться бесовское ( шулмин ) нутро. Для маскировки намерений Джангар сообщает Замбал-хану, что ищет верблюда . Но хан Замбал разгадал намерения пришельцев и серьезных возражений против Хонгора он не имел, так как тот в себе соединил силу трех бурханов: Махакалы , Очирвани и Зонкавы . Во время этого путешествия Хонгору приходится сражаться с Тёгя Бюсом ( Төгә Бүс ) на берегу Ганг-океана. Разочаровавшись грубой Зандан Герел, Хонгор берет в жены Герензел .
Третья песнь
Третья песня повествует о подвиге богатыря Санала, которого Джангар послал в качестве после к Зан-тайше , чьи владения располагались на юго-западе от Бумбы на берегах океана Шартыг. Санал предлагал Зан-тайши платить дань или начать войну. Богатыри Зан-тайши сочли предложение за дерзость и устроили сражение, из которого Санал вышел с честью. Подоспевшее войско Джангара принудило Зан-тайши к капитуляции.
Четвертая песнь
Четвертая песнь повествует о Аля Монхля ( Аля Моңхла ), который попытался похитить 18 тыс. меринов Джангара. Свои действия он объяснял молодецкой удалью: если Джангар мужчина, то он отобьет свои стада, а если трус, то они ему не к чему. Ценой неимоверных усилий, едва не стоивших жизни Савру и Саналу, Хонгор победил Аля Монхля и принудил его к покорности.
Пятая песнь
В пятой песне к Джангару является посол от Мангна-хана ( Манна хаан ) и требует ради поддержания мира жену и коня Джангара. Свита повелителя Бумбы онемела, а Джангар спросил совета у Алтан Цеджи. Тот ответил, что еще его отец соперничал с Мангна-ханом, но едва смог унести ноги с поля битвы. Джангар уже готов пойти на уступки, но Хонгор противится. Посол уезжает ни с чем, а в Бумбе зреет смута. Хонгор решил самолично воевать с Мангна-ханом и его поддержали богатыри-побратимы. Хонгор достиг Эрклю-горы, где под красным флагом стоял вражеские войска и атаковал их. Захватив флаг неприятеля, Хонгор отправил его к Джангару. Здесь богатыри Бумбы подняли свой желтый флаг и устремились на помощь Хонгору. Мангна-хан был усмирен и приведен к покорности.
Шестая песнь
Шестая песнь начинается почти также как и пятая: посланец враждебной страны требует жену Джангара и его коня. Снова Хонгор дерзко осаживает враждебного посла и заслуживает похвалы Джангара. Однако богатырь Савар обижается и уезжает к ханам Шаргули . Тем временем до него доходит слух, что посол не бросал слов на ветер. Хан южной страны Догшон Килган ( Догшн Килһн ) вторгся в Бумбу, разбил войско Джангара и захватил его самого в плен. Савар настиг врагов у горы Арсланг и освободил пленников. Хан Килган был приведен к покорности
Седьмая песнь
Седьмая песнь повествует об угрозе со стороны богатыря Бадмин Улана . Джангар рассказывает как в молодости он уже сражался с ним и проиграл. А теперь он вновь собирает рать. Попытка собрать войско для отпора врагу проваливается. Поэтому в дело вступают молодые юноши дети героев: Хошун Улан (сын Хонгора), Аля Шонхор (сын Алтан Цеджи) и Хара Джилган (сын Джангара). Их путь лежит "правей заката" (на северо-запад) через болота. Они уклоняются от сражения и под видом бедняков проникают во дворец Бадмин Улана и начинают ему служить. Улучив момент, Хошун Улан убивает мечом спящего врага.
Восьмая песнь
На пиру Джангар пытается поймать Хонгора на хвастовстве и спрашивает, мог бы тот победить хана Джилгина ? Разгоряченный спором Хонгор отправляется верхом на своем коне Оцол Кеке в путь на юг. Он достигает горы Арсланга, видит стада верблюдов и узнает, что те принадлежат Джилгину. Затем он видит дворец ( бәәшң ) Джилгина, который гораздо лучше украшен резьбой, чем дворец Джангара. Хонгор понимает, что в открытом бою с противником не спрятаться. Захватив жену врага, Хонгор подбирается к самому Джилгину, ранит его и берет в плен. Затем, спасаясь от преследователей, он пересекает реку Арта-Зандан и оказывается в Бумбе. Однако Джилгингу удается бежать, прихватив с собой пленного. Новое противостояние завершилось примирением двух держав.
Девятая песня
Девятая песня начинается с печали Джангара относительно возможного нападения турецкого султана ( Түрг Алтн хан ) с Запада. В качестве превентивной меры Джангар посылает в поход своего вассала Мингйана ( Миңъян ), который некогда был независимым правителем в районе горы Минг, но потом признал власть Джангара. Путь Мингйана лежал через горячие пески. Дальше он встретил девушку с кувшином на плече, которая помогла преодолеть преграду из частокола копий ("железных копий густые леса"). После этого он увидел прекрасных турецких лошадей ( мөрн ), могли скакать быстрее степных беркутов. Мингйяну с помощью колдовства удается угнать табун турецких лошадей на восток. Турецкому султану пытаются помочь Тёга Бюс и Цаган. Между турецким султаном и богатырями Бумбы начинается бой, который завершается примирением. Турецких лошадей возвращают султану.
Десятая песнь
В десятой песне угроза Джангару исходит от хана Кюрмена ( Күрмн хан ), который обитает к северо-западу от Бумбы. В свое время Кюрмен победил отца Джангара хана Узюнга. Спасителем отечества вызывается быть Мингйян. Алтан Цеджи дает ему ценные советы как одолеть небесного верблюда Хавсала ( Хавсл ) , женоподобных шулмусов и лютых ос. У Кюрмена в служанках живет родственница Джангара, которая и должна помочь Мингйану. Богатырь убивает Хавсала и уклоняется от встреч с шулмусами и осами. С помощью служанки Мингйян проникает в спальню к Кюрмену и наносит ему ранение своим клинком. В процессе отхода Мингйян убивает телохранителя Кюрмена Мергена ( Мергн ). Песня завершается мирным договором и возвращением Кюрмена в свою страну.
Одиннадцатая песнь
Устав от власти Джангар оставляет трон Бумбы, передает свои полномочия Хонгору и удаляется на юго-восток. Поскольку не все хотят признавать нового правителя, в стране зреет смута. Этим и желает воспользоваться правитель шулмусов Шара Гюргю . Его войско разоряет страну и разрушает дворец Бумбы. Хонгор получает ранение стрелой. Верный конь спасает своего хозяина. Попытка реванша приводит Хонгора в плен. Тем временем в чужом краю Джангар находит себе новую жену и у него родится сын Шовшур . Они уединенно живут в лесно глуши. Однажды на него выходит отряд Гюзан Гюмбе , который возвращается от восточных ханов Жёлтой Реки ( Шар һолы ). Алтан Цеджи дарит Шовшуру синюю стрелу и тот передает ее своему отцу Джангару. Герои решают возвратиться на север, на берега Иртыша , в родную Бумбу.
Мир эпоса «Джангар»
Родиной Джангара называется страна Бумба , иногда именуемая страной великанов. Эта страна лежала на берегу океана Ерген Шартыг ( Шартг ), в который впадала Домбо-река ( Домб Һол ). Существует версия, что океан Шартыг — это Аральское море . В третьей песне, повествующей о подвиге богатыря Санала, океан Шартыг лежит на юго-западе от Бумбы. Там лежат владения Зан-тайши ( Зан Тәәҗ хан ). На юго-востоке от Бумбы расположен Ганг-океан ( Мөңгн Һаңг ).
Растительность была преимущественно степная, хотя отдельно упомянуты тополя ( улас ). Объектом охоты местных богатырей были сайгаки .
Быт персонажей эпоса
Началом и концом повествования песен эпоса обыкновенно служит пир ( нәр ), во время которого участники обмениваются мнениями и пьют арзу ( молочная водка ) из пиалы ( шаазц ). Для освещения помещения использовался зул (светильник), а для украшения ковер ( кевс ). Сидели обыкновенно на подушках. Широкое распространение имела походная юрта ( хош , чачр ).
Из одежды чаще всего упоминается бешмет ( бушмуд ) , рубашка ( киилг ), халат ( лавшг ), шубы ( девл ), штаны ( шалвр — ср. шаровары ) и сапоги ( һосн ).
В качестве топлива для очага персонажи используют кизяк ( арһсн ). Из оружия упомянуты метательное копье ( арм ), пика ( җид ), сабля ( мишл , селм ), меч ( үлд : ср. монг. Илд ), лук ( саадг ) и топор ( балта ), а также шлем ( дуулх ) и доспехи ( лувц , хуйг — ср. куяк ).
Буддийские мотивы в эпосе
В эпосе упоминаются такие буддийские персонажи как Майдера ( Мәәдр ), Махакала ( Маха-һал ), лама Зунква ( Зуңква ) и Очир-вани ( Очр-Вани ). Богатыри обращаются за благословением к ламам . Простые буддийские монахи известны как гелюнги ( гелң ). Упомянуты хурулы и практика их обхождения. Из буддийских мифологических персонажей упоминается птица гаруда , которая по-калмыцки пишется как орел ( һэрд ).
Персонажи эпоса
Протагонисты
- Джангар — хан, правитель страны Бумба, сын Узюнг-хана ( Үзң ), внук Тангсык-Бумбы-хана ( Таңсг Бумб хаан ). Конь Джангара — Аранзал (Арнзл) .
- Шавдал ( Шавдл : «пальма » или « персик ») — жена Джангара, дочь Ном Тегиса ( Ном Төгс ). В монгольской версии ее имя звучит как Авай Гэрэл .
- Алтан Цеджи ( Алтн Чееҗ : «Золотая Грудь») — мудрец, ясновидец ( күңкән ) и сподвижник Джангара. В свое время Алтан Цеджи едва не убил Джангара стрелой, когда тот в молодости пытался украсть табун его лошадей. Конь Алтан Цеджи — Аксаг Улман ( Агсг Улан ). У Алтан Цеджи есть сын Аля Шонхор («своевольный кречет »).
- Хонгор (Хоңһр: «Рыжеволосый», Алый Лев ) — богатырь и сподвижник Джангара, сын Шикширги ( ШигшрҺ ). Жена Хонгора — Герензел , дочь хана Догшин Цаган Зула. Часто он возражает Джангару и демонстрирует больше смелости на грани безрассудства. Конь Хонгора — Оцол Кеке .
- Мингъян ( Миңһян ) — богатырь и сподвижник Джангара. Он «идеал мужской красоты» ( Сәәхн ). Конь Мингъяна — Алтан Шарга .
- Санал ( Догшин Хара Санал : Строгий Смуглолицый Санал ) — богатырь и сподвижник Джангара. Его конь — Бурул-Галзан (серой масти).
- Савар ( Күнд Һарта Савр; Кюнде Гарта Савар : Савар Тяжелорукий ) — богатырь и сподвижник Джангара. Иногда он демонстрирует обидчивость. Его конь рыжей масти.
- Гюзян-Гюмбе ( Гүзн Гүмб : «круглый живот») — богатырь и сподвижник Джангара. Его конь вороной масти.
Антагонисты
- Бадмин Улан («красный лотос ») — живет в золотом дворце на северо-западе. Герои называют его мангасом . Путь к нему ведет через болота и занимает 90 дней. Живет он в горной местности. С ним сражается Хошун Улан (сын Хонгора).
- Зан-тайджи-хан — живет на юго-западе. У него черно-пестрое знамя. На его стороне воюет богатырь Одон Цаган ("Белая Звезда"). С ним сражается Санал.
- Килган-хан — живет на юге, в окрестностях горы Арсланг. С ним сражается Савар.
- Кюрмен-хан — живет в золотом дворце на северо-западе. Путь к нему занимает 90 дней. До поры дор времени его охраняет амулет ( мирд ). Его охраняет барс и медведь ( өтг ). С ним сражается Мингъян.
- Мангна-хан — живет на востоке, в окрестностях Алаг-Эрдэнэ . У него красное знамя. С ним сражается Хонгор.
- Тюрк Алтан-хан («турецкий султан», в переводе С. Липкина) — любит пить чай. Живет на западе. На его стороне воюет богатырь Тегя Бюс . С ним сражается Мингъян.
- Хара Джилган-хан — владеет табунами верблюдов на юге, за рекой Арта-Зандан. С ним сражается Хонгор.
- Шара Гюргю ( Шар Гүргү ) — повелитель шулмусов.
«Джангар» в Китае
Эпос «Джангар» вместе с монгольским эпосом « Гэсэр » и киргизским « Манасом » известны как три главных эпоса этнических меньшинств Китая .
На сегодняшний день в Китае и Монголии собрано и записано более 60 томов, длиною около 100 000 строк .
20 мая 2006 года «Джангар» был включен в первую партию национального списка нематериального культурного наследия Китая.
В 2014 году Дворец культуры и искусства «Джангар» был открыт в Хобоксар-Монгольском автономном уезде , в Джунгарии , которая традиционно считается местом зарождения эпоса .
Примечания
- Bergmann B., Nomadische unter den Kalmüken/ Bd. II, Riga, 1804, стр. 205—211
- . Дата обращения: 30 июля 2023. 30 июля 2023 года.
- Вести Калмыкии. . Дата обращения: 29 декабря 2018. 1 февраля 2021 года.
- Ханинова Р.М. от 2 августа 2023 на Wayback Machine // Новый филологический вестник, 2018
- Акишев А.К. от 2 августа 2023 на Wayback Machine // Этнография народов Сибири. Новосибирск: 1984. С. 69-76.
- Дрёмов И.И. от 31 июля 2023 на Wayback Machine // Проблемы истории, филологии, культуры, 2013
- . Дата обращения: 3 августа 2023. 3 августа 2023 года.
- Бачаева С.Е., Очирова Н.Ч., Мулаева Н.М. от 3 августа 2023 на Wayback Machine // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2014
- Бурыкин А.А. от 2 августа 2023 на Wayback Machine // Альманах «Studia culturae», Studia culturae. Выпуск 3. , №3 Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2002. C.79-94.
- ↑ Борлыкова Б.Х., Меняев Б.В. от 2 августа 2023 на Wayback Machine // Научный диалог, 2020.
- ↑ 冯骥才总主编. 中国非物质文化遗产百科全书 史诗卷 格萨(斯)尔、江格尔、玛纳斯. 北京:中国文联出版社.
- 4 февраля 2014 года.
- . Дата обращения: 2 апреля 2022. 2 апреля 2022 года.
Литература
- Bergmann B., Nomadische unter den Kalmüken/ Bd. II, Riga, 1804, стр. 205—211; Bd. IV, Riga, 1805, стр. 181—214;
- Т. А. Емельяненко, К вопросу о ранних записях «Джангара», Учёные записки, КНИИЯЛИ, вып. 7, серия филологическая, Элиста, 1969 г.
Издания
- Калмыцкий эпос «Джангар» / редакция, вступ. статья и примеч. В. А. Закруткина. – Ростов-на-Дону: Рост.обл. кн. изд-во, 1940. – 272 с.
- Джангар Калмыцкий эпос / пер. С. Липкина. – Москва: Изд. художественной литературы, 1958. 2-е изд. - 360 c.
- Джангар. Калмыцкий народный эпос. М. 1983.
Исследования
- Биткеев Н.Ц. Калмыцкий героический эпос "Джангар". Проблемы типологии национальных версий. Элиста, 1990. - 154 с.
- Пюрбеев Г.Ц. Эпос «Джангар»: культура и язык. Элиста: Калм. кн. изд- во, 1993. - 128 с.
- Пюрвеева, Н.Б. . Элиста. 2003. (автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09)
- Хабунова, Е.Э. . Элиста, 2007 (автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09)
- Селеева Ц.Б. . Элиста: КИГИ РАН. 2013. – 276 с.
Ссылки
- от 29 октября 2018 на Wayback Machine
- (кит.)
- (by Chao Gejin)
- Тодаева Б.Х. . Элиста, 2009.
- 2020-02-25
- 1