Interested Article - Жужани

Жужани, жуаньжуани, жуань-жуани, жоужани, нируны ( монг. нирун , кит. упр. 柔然 , пиньинь róurán , палл. жоужань ) — древнемонгольское племя, основавшее Жужаньский каганат (330—555).

Этноним

Жуаньжуань — прозвище, которое присвоил себе Цзюйлухуэй , став вождем кочевья. Первоначально звучало как жоужань, но затем было изменено северовэйским императором Ши-цзу (423—452) на жуаньжуань .

Жужани упоминаются в китайских источниках под различными названиями. В «Вэй-шу» они выступают под именем жуаньжуань, в «Сун-шу» и «Лян-шу» — жуйжуй, в «Суй-шу» — жужу .

Этноним жужань учёные реконструируют как нирун (от древнего чтения иероглифов жоу жань — ниу ниан). Монгольский термин «нирун» переводится как «хребет» , «крестец» .

Также жужани были известны как датань и тантань по имени кагана Юйцзюлюй Датаня . К имени Датаня исследователи возводят название племени татар .

Происхождение

Жужани представляли собой одно из монголоязычных племён группы дунху . В составе дунху исследователями были выделены следующие основные племена: ухуань , сяньби , цифу , туфа , шивэй , кумоси , кидань , туюйхунь и жуаньжуань .

А. В. Вовин предполагал, что мог быть источником заимствований в древнетюркском языке из неизвестного языка, имеющего особенности, совершенно нехарактерные для любых алтайских языков (например, показатель женского рода -tu- ). Позднее он присоединился к мнению, что язык жужаней относился к монгольской семье; тем не менее, утверждает, что родственные связи жужаньского языка остаются загадкой, и не исключено, что он мог быть изолятом .

История

Азия в 500 году
Карта Жужаньского государства

Племя жужаней сформировалось в конце III века. Их родоначальником считался Юйцзюлюй Мугулюй , служивший конным воином в войсках династии Северная Вэй . За невыполнение приказа (опоздание) он был приговорён к смерти. Мугулюй бежал и укрылся в ложбинах среди обширной пустыни, где собрал ещё 100 человек беглецов. Позже он пристал к кочевью Шуньтулинь (по В. С. Таскину , кочевье Шуньтулинь указано ошибочно вместо кочевья Хэтулинь) и стал его вождем .

После смерти Мугулюя вождём этого кочевья стал его сын Цзюйлухуэй . Автор «Вэй-шу» относит Цзюйлухуэя, первого из жуаньжуаней, возглавившего кочевье и присвоившего прозвище жоужань, к этнической группе дунху .

Согласно В. С. Таскину, подлинным создателем государства жуаньжуаней, включавшего в себя многочисленные племена и народы, был Юйцзюлюй Шэлунь (402—410) . В 402 году Шэлунь присвоил себе титул каган , что на языке династии Вэй (т. е. сяньбийском языке ) означает император. Так в Великой степи появился новый титул, сменивший титул шаньюй .

Шэлунь впервые установил военные законы, по которым 1000 человек составляла отряд (цзюнь) во главе с начальником, а 100 человек — знамя (чуан) во главе с вождем. Шэлунь, организовавший войска по десятеричной системе, одновременно ввёл феодальную собственность на пастбищные территории .

Шэлунь глубоко вторгся во владение гаоцзюйцев и подчинил себе различные кочевья. Он же в сражении на берегах Орхона разбил богатое и сильное владение, созданное остатками сюнну , и присоединил к себе его земли. В результате деятельности Шэлуня границы государства жуаньжуаней на западе дошли до земель владения Яньци ( Карашар ), на востоке — до владения Чаосянь, на севере они охватывали песчаную пустыню и доходили до Ханьхая (верховья Амура ), на юге — до Великой пустыни Гоби . Под властью жуаньжуаней оказалась не только территория современной Монголии , но и Южная Маньчжурия и различные государственные образования в Таримской впадине .

Потомки

С жужанями связано происхождение древнего монгольского рода чонос . Считается, что этот род ведёт своё происхождение от кагана жужаней Чоуну . Представители рода чонос (чино , буртэ-чино ) являются потомками жужаней, переселившихся на территорию Эргунэ-куна , прародины монголов . Род чино ( нукуз ) был основным в составе дарлекинов . Крону родословного древа, образовавшегося от рода чино, составляют нирунские роды и племена . Дарлекины и нируны представляли собой два ответвления коренных монголов, известных в литературе как хамаг-монголы .

Часть жуаньжуаней переселилась на запад, в Европу , где под именем аваров заняла земли в Паннонии . Согласно В. С. Таскину, авары были в числе народов, на основе которых впоследствии формировались венгры , и они принесли с собой культуру центральноазиатских кочевников и алтайские элементы в языке . Авары оставили значительный след на археологической карте Восточной Европы .

К потомкам аваров, по мнению большинства венгерских учёных, относятся современные секеи , одна из субэтнических групп венгров . Согласно Н. Эрдели, секеи — потомки авар, вторгшихся в долину Дуная в VI в.

По мнению В. Попова, осколком древних жужаней являются современные жунжены, проживающие в составе селенгинских бурят на территории Бурятии . Жунжены — один из родов в составе второго атаганова рода. Ныне они проживают в Тапхаре, Ацае, в местности Кресты (по тракту от Загустая в Селенгинск ), в Баин-Зурхэ, Ахуре и Тамче .

Примечания

  1. Таскин В. С. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху / Н. Ц. Мункуев. — Москва: Наука, 1984. — С. 398. — 487 с.
  2. Таскин В. С. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху / Н. Ц. Мункуев. — Москва: Наука, 1984. — С. 47. — 487 с.
  3. / Л. Е. Янгутов. — Улан-Удэ: Бурятский ин-т общественных наук, Сибирское отд-ние, Российская Академия Наук, 1996. — С. 147. — 199 с.
  4. Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — С. 121. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
  5. Сүхбаатар Г. (монг.) . — Шинжлэх Ухааны Академиин Хэвлэл, 1971. — С. 64. — 216 с.
  6. Ушницкий В. В. // Золотоордынская Цивилизация. — 2017. — Вып. 10 . — С. 92—95 . — ISSN . 14 апреля 2021 года.
  7. Таскин В. С. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху / Н. Ц. Мункуев. — Москва: Наука, 1984. — С. 4. — 487 с.
  8. Alexander Vovin. (англ.) . — 2010. 24 мая 2020 года.
  9. Alexander Vovin. (англ.) // International Journal of Eurasian Linguistics. — 2019. — No. 1 . — P. 162–197 . — ISSN . 16 апреля 2022 года.
  10. Pamela Kyle Crossley. Hammer and Anvil: Nomad Rulers at the Forge of the Modern World. — 2019. — С. 49.
  11. Таскин В. С. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху / Н. Ц. Мункуев. — Москва: Наука, 1984. — С. 27. — 487 с.
  12. Таскин В. С. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху / Н. Ц. Мункуев. — Москва: Наука, 1984. — С. 48. — 487 с.
  13. Таскин В. С. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху / Н. Ц. Мункуев. — Москва: Наука, 1984. — С. 37. — 487 с.
  14. Кляшторный С. Г. . — Филологический факультет Санкт-Петербургского гос. университета, 2005. — С. 50. — 345 с. — ISBN 978-5-8465-0246-8 .
  15. Викторова Л. Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры / Д. И. Тихонов. — Москва: Наука, 1980. — С. 131. — 225 с.
  16. Хандсурэн Ц. К вопросу о происхождении жужаней и их столицы Мумо-чэн. — Улан-Батор, 1973. — С. 204.
  17. Зориктуев Б. Р. // Новые исследования Тувы. — 2014. — Вып. 4 (24) . — С. 80—87 . 2 августа 2019 года.
  18. Ушницкий В. В. // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2019. — № 3 (28) . — С. 46—54 . — ISSN .
  19. . — Наука, 1977. — С. 47. — 227 с. 24 октября 2021 года.
  20. Комиссаров С. А., Шульга Д. П. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История. Филология. — 2009. — Т. 8 , вып. 5 . — С. 186—188 . — ISSN . 21 апреля 2019 года.
  21. Аликберов А. К. . — Москва: «Восточная литература» РАН, 2003. — С. 170. — 847 с. — ISBN 978-5-02-018190-8 .
  22. / А. П. Смирнов. — Москва: Наука, 1972. — С. 142—143. — 312 с.
  23. . — 1986. — С. 45.
  24. . — Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1965. — С. 106, 117. 14 ноября 2020 года.
  25. . — Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1965. — С. 106, 117. 14 ноября 2020 года.
Источник —

Same as Жужани