Interested Article - Северная Юань
- 2021-02-12
- 1
Се́верная Юа́нь ( кит. 北元 ) или Сорок четыре ( монг. Дөчин дөрвөн хоёр ) — государство в истории Монголии , существовавшее после отделения Китая от империи Юань и изгнания монгольской династии из Пекина в 1368 году вплоть до катастрофического окончания правления последнего императора- чингизида Лигдэн-хана в XVII веке. Этот период прошёл в постоянных междоусобных конфликтах, а власть Великого хана чаще всего была лишь номинальной.
Иногда концом периода существования империи Северная Юань называют 1388 год, когда на реке Туул погиб Усхал-хан (Тогус-Тэмур) и монгольские каганы прекратили использовать название «Северная Юань» с 1388 года.
Период фигурирует в историографии как период Монгольского каганата или Монгольского ханства , а в традиционной историографии называется периодом « малых хаганов ».
Бату-Мункэ Даян-хан и его супруга Мандухай - хатун в XVI веке воссоединили монголов , однако распределение ими территории империи между сыновьями в дальнейшем вновь вызвало кризис общеимперской власти . Несмотря на это, междоусобная борьба между чингизидами в его правление сошла на нет, а следующий крупный междоусобный конфликт возник лишь во времена правления Лигдэн-хана (1604—1634) .
История
Возвращение Великого хана в Монголию (1368—1388)
В правление великого хана Монгольской империи Хубилая монголы к 1279 году подчинили весь Китай . Юаньская империя продержалась менее столетия. Бедственное положение самой многочисленной нации — ханьцев — лишило правящую династию поддержки, и в результате восстания Красных повязок армия основателя будущей китайской империи Мин в 1368 году взяла имперскую столицу Даду . Последний юаньский император Тогон-Тэмур бежал на север в Шанду (совр. Внутренняя Монголия ); его попытки вернуть себе Даду провалились, и двумя годами позднее Тогон-Тэмур умер в , вскоре также захваченном минским войском.
После смерти Тогон-Тэмура и потери Инчаня остальные представители правившей в Юань династии также бежали в Монголию. Титул юаньских императоров был формально сохранён, и государство стало известно как Северная Юань ( монг. Умард Юан ). Северная Юань сохраняла притязания на власть в Китае и поддерживала миф, что минские императоры — на самом деле монголы (в соответствии с устной традицией, один из императоров Мин был сыном супруги Тогон-Тэмура) . Правители Северной Юань ревностно держались своего титула — императора (великого хана) Юань ( монг. Их Юан Хаан ) .
Последующий период в Монголии начался период так называемых «малых ханов» , когда с одной стороны стояли западные монголы — ойраты , поддерживавшие потомков Ариг-Буги , с другой — центральные монголы с потомками старой Юань, а формально занимавшие престол чингисиды являлись марионеточными правителями при могущественных военачальниках. Третьей силой были потомки Угэдэя , которым также удалось на время объединить монгольские тумены . Периоды военных конфликтов с Китаем чередовались с временами мирной торговли.
В 1372 году минская армия вторглась в Монголию, но была разбита Билигту-ханом Аюшридарой и Кокэ-Тэмуром . В 1375 году Нагачу , чиновник Билигту-хана в провинции Ляоян , вторгся на Ляодунский полуостров с целью восстановить там монгольское господство. Несмотря на успешное удержание власти в южной Маньчжурии , Нагачу был вынужден сдаться минским властям в 1381—1383 годах из-за нехватки продовольствия . Сторонники монголов в Юньнани и Гуйчжоу , возглавляемые потомком Хубилая Басалаварми , были уничтожены китайцами в те же годы . В 1388 году, когда монгольская столица Каракорум была сожжена и разрушена, а около 70 тысяч монголов было взято в плен, империи Мин удалось поставить Северную Юань на грань исчезновения. Постоянные войны монголов с Китаем позволили захватить политическую инициативу в Монголии ойратским тайшам .
Гегемония ойратов (1388—1478)
В 1388 году Есудэр разбил в бою монгольского хана Усхал-хана , который погиб вместе со своим старшим сыном. При поддержке ойратских тайшей Есудэр занял ханский престол под именем Дзоригту-хана. В 1392 году в Монголию вторглась огромная китайская армия. После смерти Дзоригту-хана потомок Чагатая Усхал-хан (Тогус-Тэмур) основал в Хами собственное небольшое государство Хара-Дэл . На монгольский ханский трон же был посажен брат Дзоригту-хана Элбэг .
В 1399 году ойратские тайши , братья Угэчи Хашигу и Батула (Махаму) , убили монгольского хана Элбэга , отомстив ему за смерть своего отца Худхай-Тайю. Братья провозгласили себя соправителями, ханами Ойратского союза и Монголии . В 1402 году Угэчи Хашигу (Оруг Тэмур-хан) упразднил титул юаньского хана. В 1407 году подчинил своей власти княжество Хами. В 1403 году Пуньяшри (Олдзей Тэмур-хан) провозгласил себя ханом Монгольской империи в Бешбалыке и продолжил борьбу против ойратских племен. В 1408 году Олдзей Тэмур-хан был возведен на монгольский ханский престол восточномонгольским тайшей Аргутаем, после убийства Оруг Тэмур-хана. Под знаменем Олдзэй-Тэмура солидаризировалось большинство монгольских нойонов , был восстановлен титул юаньского хана. В период правления в Китае Юнлэ империя Мин пыталась подавлять любых сколько-нибудь сильных ханов, провоцируя дальнейшую эскалацию ойрато-монгольского конфликта. В 1409 году Олдзей Тэмур-хан и Аргутай разбили минскую армию, и Юнлэ направил войска против них. В столкновении на Керулене погиб Олдзей-Тэмур, и ойраты под предводительством Махаму в 1412 году возвели на ханский престол ариг-бугида Дэлбэга . Как только ойраты добились власти, китайцы лишили их поддержки. После 1417 года инициативу вновь перехватил Аргутай , и вновь Юнлэ в 1422—1423 годах отправил на него войска. Наследник Махаму, Тогон-тайши , вытеснил Аргутая в 1423 году за Большой Хинганский хребет . В следующем году ойраты убили его на западе от Баотоу . Союзник Аргутая Адай-хан (прав. 1425—1438) обосновался в Эджене, но вскоре и он был уничтожен ойратами.
Тогон умер в год победы над Адаем, а его сын Эсэн-тайши (прав. 1439—1454) привёл ойратов к вершине могущества. Правя от имени марионеточных ханов-чингисидов, он оттеснил правителей Могулистана , разбил «Три стражи», Хара-Дэл и чжурчжэней . Он так же не боялся накалять отношения с соседним Китаем по поводу торговых отношений. Обоюдное обострение событий привело к ойрато-китайской войне в 1449 году, когда Эсэн-тайши вознамерился завоевать Китай и воссоздать монгольскую Юаньскую империю образца времен Хубилай-хана .
Летом 1449 года двадцатитысячная монголо-ойратская армия под командованием калмыцкого (ойратского) Эсэн-тайши вторглась на территорию Китая и, разделившись на три группы, двинулась по направлению к Пекину . 4 августа огромная китайская армия династии Мин выступила в поход под командованием императора Чжу Цичжэня . Главный евнух (министерства) Ведомства ритуалов Ван Чжэнь , ставший фактически вторым лицом после императора, уговорил молодого монарха совершить победный марш-бросок на север и разгромить ойратского Эсэна на территории Монголии. Самонадеянность огромного китайского войска и китайского императора, добивавшегося воплощения этой идеи, стала очевидной очень скоро.
Генеральное сражение произошло 1 сентября 1449 года в местности Туму, к юго-западу от горы Хуайлай в современной провинции Хубэй. Встретив огромную китайскую армию, намного превосходившую по численности ойратское войско, ойраты нанесли ей сокрушительное поражение. Многие высшие сановники империи погибли на поле боя, в ожесточенной рубке, в том числе и Ван Чжэнь. Император и многие придворные попали в плен к ойратам. Это означало коллапс всей системы китайских северных пограничных застав .
Эсэн полагал, что пленный император — это весомая карта, и прекратил военные действия, вернувшись в ойратские кочевья. Обороной Пекина же занялся энергичный китайский полководец Юй Цянь , который возвёл на престол нового императора, младшего брата Чжу Цичжэня — Чжу Циюя . Последовав советам придворных китайских министров- евнухов и отклонив предложения Эсэна о выкупе императора, Юй заявил, что страна важнее жизни императора . Эсэн, так и не добившись выкупа от китайцев, спустя четыре года по совету своей жены отпустил императора, с которым расставался уже как с другом .
Эсэн с отцом правили как тайши ханов-чингисидов, однако после казни мятежного Тайсун-хана и его брата Агбарджинa в 1453 году Эсэн узурпировал титул хана, но вскоре был низвергнут своим же Алагом. Его смерть привела к упадку ойратского влияния, которое восстановилось лишь к началу XVII века .
Начиная со смерти Эсэна и кончая 1481 годом различные хорчинские и ордосские военачальники, а также потомки Бельгутея , воевали друг с другом и попеременно возводили на престол своих чингисидов. Некоторые монгольские источники называют их уйгурами , и, возможно, они на самом деле имели отношение к Хами . Мандуул-хан (прав. 1475—1478) вплоть до своей смерти в 1478 году успешно воевал с обеими этими партиями.
Реставрация (1479—1600)
Молодая супруга-вдова Мандуул-хана Мандухай - хатун возвела на ханский престол мальчика Бату-Мункэ , титулованного в 1479 году Даян-ханом . Даян-хан ликвидировал ойратское влияние, отменил систему тайшей и чинсанов, титуловав своего сына джиноном после победы над юго-западными монголами. Поскольку имперские власти Китая свернули приграничную торговлю, Даян-хан вторгся в Китай и подчинил себе Три стражи (ляодуньских урянхайцев , данников Мин). Он реорганизовал восточных монголов в шесть туменов: в Левое крыло вошли халхаский - тумен ( , , элджигины , , , и , чахарский тумен ( абага , абаганары , аоханы , «четверо детей», , , найманы , , , , узумчины , а также ) ; урянхайский тумен (позднее расформированный); в Правое крыло: ордосский тумен, тумэтский тумен и хорчинский тумен. Тумены функционировали как административные единицы и феодальные домены.
Начиная с 1495 года, Даян оказал давление на империю Мин, которая закрыла приграничную торговлю и убила его посланников . В 1517 году Даян даже угрожал самому Пекину. Монгольские армии совершали набеги на империю Мин не только на севере, но и на ранее спокойном западе. В то же время Мин потеряла Кара-Дель в качестве протектората Турфанского ханства. Даян продолжал побеждать Мин в битвах вплоть до своей смерти в 1543 году . В апогее правления Даяна Северная Юань простиралась от сибирской тундры и озера Байкал на севере, через Гоби, до края Хуанхэ и к югу от нее до Ордоса . Эти земли простирались от лесов Маньчжурии на востоке за Алтайскими горами до степей Средней Азии .
К 1540 году на территории Монгольского ханства вновь возникли круги стремящихся к самостоятельности тайджи - чингисидов . Великий хан управлял тремя левофланговыми туменами, а джинон («наследник» согласно титулу, а в реальности крупнейший вассал Великого хана) непосредственно управлял тремя правофланговыми туменами. Дарайсун-Годэн-хану (правил в 1547—1557) пришлось титуловать своих племянников джинонами Алтана , управлявшего тумэтами, и хунтайджи Баясхула, правившего хорчинами, как ханов. Мир в децентрализованном государстве поддерживался религиозно-культурным единством, базировавшемся на культе Чингис-хана .
При Тумэн-Дзасагту-хане (1558—1592) государство было вновь объединено с помощью Алтан-хана, Абатая и Хутухтая Сэцэна-хунтайджи ордосского. Дзасагту разбил монголов Урянхая и Дагура и подчинил себе чжурчжэней на востоке. Абатай и Сэцэн подчинили себе многие племена ойратов. Алтан-хан завоевал большую часть Цинхая и оставил там одного из своих сыновей. Дзасагту также пытался объединить монголов в соответствии с новым кодексом законов, написанным старым монгольским шрифтом, заимствованным из уйгурского письма .
Череда эпидемий оспы и отсутствие приграничной торговли заставили монголов возобновить грабительские набеги на Китай. В 1571 году империя Мин открыла торговлю с тремя правыми туманами . С 1575 года началось массовое обращение правых туменов в тибетский буддизм , поддерживаемое правителями- чингисидами . Тумэн-Дзасагту-хан поддерживал контакты со школой карма-кагью . Дзасагту назначил тибетского буддийского капеллана ордена Кармапы и согласился, что буддизм отныне станет государственной религией Монголии. В 1577 году Алтан и Сэцэн приняли 3-го Далай-ламу , который положил начало обращению тумэтских и ордосских монголов в буддизм. Вскоре после этого ойраты также приняли буддизм. Многочисленные тибетские ламы пришли в Монголию для обращения в свою веру . В 1580 году северная Халха провозгласила наиболее влиятельного халхаского князя Абатая ханом.
Распад Монголии на три части (1600—1635)
В XVII веке монголы испытывали всё возрастающее влияние маньчжуров . Хорчинские, джарудские и южно-халхаские князья в 1612 году заключили с маньчжурами формальный союз, продержавшийся до 1624 года . В попытке остановить дезинтеграцию Лигдэн-хан , последний хан чахаров , в 1628 году вступил с ними в безуспешную войну. В попытке противостоять оппозиции он назначил в тумены собственных чиновников и сформировал группу военной элиты, что вылилось в масштабный мятеж 1628 года. Ведомые Лигдэн-ханом чахары разбили объединённые войска мятежников и маньчжурскую интервенцию при , но отступили перед последовавшей карательной экспедицией. Лигдэн-хан умер в 1634 году по пути в Тибет , где он намеревался уничтожить школу гелуг , оппозиционную поддерживавшейся им школе карма-кагью . В следующем году его сын Эджей-хан признал поражение от маньчжуров. Маньчжуры объявили, что он отдал великую печать императора Юань маньчжурскому предводителю Абахаю . Но монголы знали, что Эджей-хан не отдавал печати Монголии и эта было маньчжурской дезинформацией.
Монголия и Русское царство во второй половине XVII века
С 1630-х годов Русское царство начало строить остроги в Прибайкалье и Забайкалье . В 1688 году войска монгольского Тушэту-хана Чихуньдоржа напали на Селенгинский и Удинский остроги, но потерпели поражение и отступили. В том же году на реке Хилок русскими войсками были разгромлены табуниты, после чего они перешли в русское подданство .
Упадок и вхождение Халхи в состав империи Цин (1688—1691)
В мае 1691 года маньчжурско-китайский император собрал в съезд халхаских ханов и знати, призванный юридически оформить вхождение Халхи в состав империи Цин . Основным итогом совещания было административное включение Халхи в состав цинского Китая на тех же условиях, на которых входили 49 знамён южных монголов.
Правители
- Билигту-хан (Аюшридара, 1370—1378)
- Усхал-хан (Тогус-Тэмур, 1378—1388)
- Дзоригту-хан (Есудэр, 1388—1391)
- Энке-хан (1391—1394)
- Элбэг Нигулэсугчи-хан (1394—1399)
- Гун Тэмур-хан (1400—1402)
- Оруг Тэмур-хан (1402—1408)
- Олдзей Тэмур-хан (Пуньяшри, 1408—1412)
- Дэлбэг-хан (1412—1415)
- Ойрадай-хан (1415—1425)
- Адай-хан (1425—1438)
- Тайсун-хан (Тохта-Буга, 1433—1452)
- Агбарджин-джинон (1453)
- Эсэн-тайши — правитель ойратов , не- чингизид (1453—1454)
- Махагургис-хан (Укегту, 1454—1465)
- Молон-хан (1465—1466)
- Мандуул-хан (1475—1478)
- Даян-хан (Бату-Мункэ, 1479—1517)
- Барсболод-джинон (регент, 1517—1519)
- Боди-Алаг-хан (1519—1547)
Следующие ханы-преемники Даян-хана непосредственно управляли туменом чахаров , и, хотя они имели формальную власть над остальными монгольскими туменами, не имели реальной власти управлять ими.
- Дарайсун-Годэн-хан (1547—1557)
- Тумэн-Дзасагту-хан (1557—1592)
- Буян-Сэцэн-хан (1592—1603)
- Лигдэн-хан (1604—1634)
- Эджей-хан (1634—1635)
Власть последнего всемогольского хана была ликвидирована империей Цин в свою пользу.
Примечания
- Ann Heirman, Stephan Peter Bumbacher. The spread of Buddhism, p. 395.
- Rein Taagepera (September 1997). "Expansion and Contraction Patterns of Large Polities: Context for Russia". International Studies Quarterly 41 (3): 475–504.
- . Дата обращения: 20 сентября 2022. 20 сентября 2022 года.
- Luc Kwanten, «Imperial Nomads: A History of Central Asia, 500—1500»
- Ж. Бор — Монгол хийгээд Евразийн дипломат шашстир, II боть
- Reuven Amitai-Preiss, Reuven Amitai, David Morgan-The Mongol empire and its legacy, p. 275
- Weatherford J.
- Grousset R. The Empire of the Steppes: A History of Central Asia, p.508
- Atwood C.P. Encyclopedia of Mongolia and the Mongol Empire
- Man J. The Great Wall: The Extraordinary Story of China’s Wonder of the World, p.183
- The Cambridge History of China, Vol 7, pg 193, 1988
- Fisher C. T. Smallpox, Sales-men, and Sectarians: Ming-Mongol relations in the Jiang-jing reign (1552-67)", Ming studies 25
- Bat-Ochir Bold — Mongolian nomadic society, p.93
- Peterson W. J., Fairbank J. K., Twitchett D. The Cambridge History of China, p.16
- Naroll R., Bullough V. L., Naroll F. Military deterrence in history: a pilot cross-historical survey, p.97
- Howorth H. H. History of the Mongols, part I. The Mongols proper and the Kalmuks
- Reuven Amitai-Preiss Ed., Morgan D. The Mongol empire and its legacy, p.294
- Morgan D. The Mongols, p.178
- de Heer, Ph. de. The care-taker emperor, p.99
- Atwood C. P. Encyclopedia of Mongolia and the Mongol Empire, p.408
- Bold, B.-O. Mongolian nomadic society, p.170
- . Дата обращения: 22 января 2020. 3 марта 2016 года.
- Gérard Chaliand. Nomadic empires: from Mongolia to the Danube , p.102
- . Дата обращения: 22 января 2020. 4 сентября 2021 года.
- , p. 213.
- Our great Qing: the Mongols, Buddhism and the state in late imperial China By Johan Elverskog, p. 68
- , p. 214.
- Rawski E. The Last Emperors: A Social History of Qing Imperial Institutions , p.493
- Huntington J. C., Bangdel D., Thurman R . The Circle of Bliss, p.48
- Багрин Е. А. от 16 декабря 2021 на Wayback Machine // Известия лаборатории древних технологий. – 2020. – Т. 16. – № 4. – С. 129–144
Библиография
- Heirman A., Bumbacher S. P. The spread of Buddhism
- Adle, Chahryar. History of Civilizations of Central Asia 5. — 2003.
См. также
Ссылки
- 2021-02-12
- 1