Дон (титул)
- 1 year ago
- 0
- 0
Афшин ( согд. xšēwan [pšwn] ; авест. Pisinah ; пехл. Pišīn ; перс. افشین ) — традиционный титул у согдийцев . Предполагается, что имел буквальное значение, аналогичное русскому государь , князь и семитскому эмир . Афшином ( MR’Y ) именовался, согласно мусульманским нарративным источникам, правитель Усрушаны ; равнозначный титул, переданный идеограммой MR’Y , был присвоен правителям Панча ( Пенджикента ) .
В Согде афшины были правителями согдийских городов-государств , иногда суверенными, но чаще — зависимыми. С формированием общесогдийской конфедерации вокруг Самарканда его правитель — самаркандский афшин, став всесогдийским ихшидом . Своих сыновей-наследников он обычно жаловал титулами афшинов в других городах. Таким образом, если трон ихшида занимал афшин другого города, в этом случае он афшином Самарканда не титуловался. Также обладатель этого титула мог быть верховным правителем Согдианы и не получив титула ихшида .
В китайских хрониках как аналог титула «афшин» использовался титул ван . В согдийских документах , в том числе и в архиве с горы Муг , титул «афшин» не встречается . Анализ этимологии политического термина попытался осуществить В. И. Абаев , сопоставивший его с сохранившимся в осетинском языке словом из сарматской терминологии afsin — «хозяйка». По иной версии, слово является арабизированным вариантом среднеперсидского «Пишин» ( Pišīn ), от авестийского имени Писинанга ( Pisinah ), сына Кея Кавада .
Титул постепенно вышел из употребления после ликвидации арабами независимого согдийского государства, однако ещё в первые десятилетия IX века он использовался в исламизированной форме «аль-Афшин». Так, последний афшин Уструшаны и полководец халифа аль-Мутасима Биллаха Хайдар ибн Кавус , известный подавлением восстания хуррамитов под предводительством Бабека , называется обычно в источниках не этим собственным именем, а просто его титулом — аль-Афшин .
По мнению В. Ф. Минорского , афшинами именовали себя и представители династии Саджидов , правившие Азербайджаном в IX—X веках, и возводившие своё происхождение к современнику Хайдара ибн Кавуса Абу-с-Саджу Дивдаду .