Лассаль, Антуан Шарль Луи
- 1 year ago
- 0
- 0
Антуан де Ла Саль ( фр. Antoine de la Sale , ок. 1386 — ок. 1462 ) — французский писатель позднего Средневековья .
Выходец из старинного дворянского рода, побочный сын знаменитого солдата удачи , служившего многим господам, сам Ла Саль был живым воплощением рыцаря эпохи позднего феодализма . Долгое время (с 1402 года) служил при анжуйском дворе трём герцогам — Людовику II (с которым впервые побывал в Италии в 1407 году ), Людовику III (которого сопровождал в итальянской экспедиции в 1420 году ) и Рене Анжуйскому (чьих детей он воспитывал). В 1439 году женился на 15-летней неаполитанке Лионе де ла Селлана де Бруза. В 1448 году его отставили от анжуйского двора, и он устроился воспитателем сыновей герцога Бургундского Филиппа III .
Для старшего сына Рене Анжуйского, , Ла Саль написал педагогический трактат «Салат» — La Salade , между 1437 и 1442 ), куда вошли две вполне самостоятельных прозаических повести: «Путешествие на острова Липари »( l’Excursion aux Îles Lipari ) и «Рай королевы Сивиллы» ( le Paradis de la reine Sibylle ). Другие сочинения Антуана де Ла Саля — собрание нравоучительных историй «Зала» ( La Sale , между 1448 и 1451 ), «Утешение для госпожи Дю Фрэн» ( Réconfort à Madame de Fresne , 1457 ), исполненный ностальгии по уходящей эпохе трактат «О турнирах и рыцарских играх былых времён» ( Traité des anciens tournois et faits d’armes , 1458 ).
Ранее Ла Салю приписывали сатиру « Пятнадцать радостей брака » ( Les quinze joies du mariage ) и сборник «Сто новых новелл» ( Cent Nouvelles Nouvelles ), хотя в них нет и следа своеобразной, отличающей его от других, манеры де Ла Саля.
Роман «Маленький Жан из Сантре» ( Le petit Jehan de Saintré , 1456 , напечатан в 1517 ) является самым известным произведением Антуана де Ла Саля. Его герой — историческое лицо, попавший в плен в ходе битвы при Пуатье сенешаль Анжу , упомянутый Жаном Фруассаром в прологе к «Хроникам» в ряду доблестных военачальников Столетней войны . Роман, в котором поначалу прослеживаются приметы дидактического трактата , отражает кризис рыцарской культуры и самого жанра рыцарского романа . Куртуазное служение маленького Жана вдове де Бель Кузин (сюжет первой части книги временами напоминает «Ивейна» Кретьена де Труа ) в итоге оборачивается чуть ли не пародией на куртуазность , а история взаимоотношений вдовы с похотливым чревоугодником Аббатом скорее напоминает о традициях фаблио .
Интересно, что любовь Аббата и Дамы приходится на Великий пост; сама идея воздержания, усмирения плоти перерастает во второй части романа в свою противоположность. Назидательный финал никак не исчерпывает смысла книги.
Одна из новелл в составе «Утешения для госпожи де Фрэн» удостоилась подробного разбора в труде Эриха Ауэрбаха «Мимесис». По мнению Ауэрбаха,
«…в самом средоточии пышного, внутренне уже несколько надломленного стиля позднего феодализма, как показывает текст, заключено подлинно трагическое, отличающееся наивысшим достоинством событие, рассказ о котором ведется с подобающей теплотой, сердечностью и простодушием, пусть даже, на наш взгляд, несколько церемонно и излишне обстоятельно. Во всей средневековой литературе не найти другого такого примера столь простого, столь реального и столь образцово-трагического конфликта, и я часто удивлялся тому, что это прекрасное произведение так мало известно».