Interested Article - Сургуч

Письма , скреплённые сургучной печатью , на картине Корнелиса Норбертуса Гисбрехтса (1665)

Сургу́ч — окрашенная плавкая смесь, состоящая из твёрдых смол и наполнителей , которую применяют для герметизации различных ёмкостей (главным образом бочек и бутылок в винной промышленности) и нанесения рельефных печатей на почтовые отправления ( письма , пакеты , бандероли , посылки и др.).

Этимология

Во многих европейских языках (в том числе английском , немецком , французском , итальянском и других) слово, обозначающее сургуч, дословно переводится как « воск для запечатывания» (ср., например, англ. «sealing wax» , нем. «Siegelwachs» для сургуча, изготовленного по старому рецепту , и нем. «Siegellack» для «испанского воска», фр. «cire à cacheter» или итал. «ceralacca» ). В русском языке слово «сургуч» имеет иноязычное происхождение и, возможно, восходит к тюркской лексике (например, surgač — «красящее вещество для крепления лезвия ножа к рукояти»). Такова версия Карла Менгеса , которую приводит в своём словаре и Макс Фасмер , в то же время не делая однозначного вывода относительно данного предположения. В том же словаре Фасмер отвергает версию Н. В. Горяева о происхождении данного слова от фр. cire «воск» и фр. cachet «печать» или сходного выражения фр. cire à cacheter .

История

На заднем плане портрета донатора работы Петруса Кристуса изображена большая цветная гравюра , прикреплённая к стене сургучом (ок. 1455, Национальная галерея искусства , Вашингтон )

При обыкновенной температуре сургуч представляет собой твёрдую различного цвета массу, плавящуюся при сравнительно небольшом нагревании; в жидком или полужидком состоянии приобретает способность склеивать. Сургуч — изобретение индийское и стал известен в Европе в средних веках , куда перешёл, по-видимому, из Испании , как показывает его раннее французское название ( фр. cire d’Espagne ) .

Любовное письмо. Раймундо Мадрасо, XIX век. Музей Прадо, Испания

Изначально сургуч использовался для запечатывания так называемых « », а позднее (приблизительно с XVI века) и конвертов . В России сургучные печати стали употребляться с конца XVII века для скрепления печатью важных документов или для создания впечатления подлинности содержимого конверта . Сургуч также применяли как герметичное уплотнение сосудов или, например, для уплотнения клапанов кларнета . Теперь сургуч используется в основном в декоративных целях.

Несмотря на различия в рецептах сургуча, все их можно разделить на те, что существовали до, и те, что появились после начала торговли с Ост-Индией . В средние века его обычно делали из пчелиного воска , который расплавляли, смешивая с « венецианским терпентином », зеленовато-жёлтым смолистым экстрактом европейской лиственницы . В самом начале сургуч получался бесцветным, в более поздние времена ему часто придавали красный цвет с помощью киновари . В качестве красящих веществ иногда использовали еловую живицу и аурипигмент .

В XVI веке португальцы привезли новый рецепт сургуча из Ост-Индии. Поэтому сургуч в те времена часто называли « испанским воском». По новому рецепту сургуч стали изготавливать из смеси (в различных пропорциях) шеллака , терпентина, бензойной смолы , стираксового масла , толуанского бальзама , канифоли , мела или гипса , а также красящего вещества (часто той же киновари или свинцового сурика ), но необязательно с добавлением воска. Более грубый сургуч использовался для запечатывания винных бутылок и варенья , более мелкий — для запечатывания документов. Добавление мела или цинковых белил было также необходимо для того, чтобы сургуч не слишком быстро капал.

Удостоверение акушерки приёмного покоя для приходящих бедных больных Севастополя , выданное А. И. Савицкой в 1907 году, для подлинности скреплено сургучной печатью

Первоначально сургуч делали красным (за счёт вышеупомянутых киновари и свинцового сурика либо красной окиси железа ), но позднее он мог быть и чёрным (благодаря добавлению ламповой сажи или жжёной слоновой кости ), зелёным (за счёт ярь-медянки ) или жёлтым (за счёт хромового жёлтого ). Иногда, как это, например, практиковалось Британской монархией , различным типам документов присваивались различные цвета печатей.

С 2011 года Почта России решила отказаться от использования сургуча при опечатывании корреспонденции и заменить его на современные средства защиты почтовых отправлений (свинцовые и пластмассовые пломбы , клейкая лента с надписями и логотипами, сейф-пакеты и т. д.). Причинами такого отказа являются:

  • неэффективность и даже опасность применения этого материала с введением автоматизированных сортировочных центров,
  • риск производственных травм ( ожогов ) и отравления вредными веществами, выделяемыми при нагреве сургуча.
  • дополнительные затраты на электроэнергию для поддержания необходимого температурного режима в сургучницах , устройство вытяжек для отвода запаха разогретого сургуча, а также утилизацию использованных сургучных печатей .

Состав

Сургуч вообще является смесью твёрдых смол, к которым прибавляются терпентин, летучие масла, бальзамы и разные красящие вещества. Хороший сургуч должен быть гладким, блестящим и не хрупким, должен выносить, не теряя твёрдости, самую высокую летнюю температуру, при зажигании не должен давать много дыма и неприятного запаха и делаться слишком жидким (не должен капать). В изломе хороший сургуч должен быть гладким и не слишком матовым. Печать, воспроизведённая сургучом, не должна изменять первоначального цвета и не должна терять глянца.

Материалами для сургучного производства служат главным образом шеллак и терпентин , к которым прибавляются: мастика , сандарак , росный ладан (для лучших сортов), канифоль и каменноугольная смола (для простых), толуанский и перуанский бальзамы , а также эфирные масла ( гвоздичное , лавандовое и др.) — для заглушения неприятного запаха горящей смолы, различные минеральные вещества индифферентного характера ( мел , гипс , тяжёлый шпат , магнезия , цинковые белила и т. д.), которые служат для увеличения выхода сургучной массы и для придания ей тугоплавкости.

Шеллак при изготовлении дорогих сортов сургуча должен быть предварительно обесцвечен удалением входящего в состав его красно-коричневого красящего вещества, которое оказывало бы вредное влияние на светлые и нежные цвета. Шеллак обесцвечивается тремя способами:

  1. пропусканием спиртового раствора через костяной уголь ;
  2. действием хлорной извести на спиртовой раствор шеллака (½ — 1 час на свету);
  3. действием хлорной извести на раствор шеллака в соде (24—48 часов).

В обоих последних случаях шеллак выделяется из раствора осаждением соляной кислотой , после чего промывается до исчезновения и сушится. Беленый шеллак представляет шелковистые, блестящие чешуйки желтоватого цвета .

Терпентин лучше всего употреблять венецианский; он часто заменяется канифолью со скипидаром , причём эти вещества не должны содержать частиц дерева.

Для цветных сургучей употребляются следующие краски :

  1. красные — киноварь , свинцовый сурик , осаждённая и прокалённая окись железа и др.;
  2. жёлтые — хромовая жёлтая, кассельская жёлтая , охра и др.;
  3. зелёные — зелёный ультрамарин , хромовая зелень и др.;
  4. синие — берлинская лазурь , кобальтовый ультрамарин ;
  5. коричневые — различные умбры ;
  6. чёрная — сажа ;
  7. белые — мел, гипс, углекислая магнезия , цинковые, баритовые и висмутовые белила и др.

Приготовление

Советская электрическая сургучница

При расплавлении сургучной массы заботятся прежде всего о том, чтобы масса эта не перегревалась и плавилась при возможно низкой температуре, для чего устраиваются специальные печи , в которых плавильные железные эмалированные котелки нагреваются на песчаных банях горячим воздухом. Прежде всего плавят шеллак, прибавляют затем последовательно терпентин, индифферентные минеральные вещества и краски, всё время тщательно перемешивая деревянной лопаточкой. Пахучие и летучие вещества прибавляют под конец перед формованием сургучных палочек. Когда масса сделается однообразной, берут пробу и исследуют её на цвет, излом и т. д. Если масса готова, то она разливается в формы, состоящие из четырёхугольных латунных плит, по длине которых вырезаны соответствующей формы каналы (сверху на 2 мм шире, чем внизу). Длина каналов в два раза больше длины нормальных сургучных палочек; для круглых и овальных палочек делаются разборные формы. Обыкновенно не советуют охлаждать формы холодной водой для скорейшего остывания вылитого сургуча, потому что последний делается от этого хрупким и ломким.

Если палочку нужно бронзировать , то форма предварительно посыпается бронзовым порошком. Если форма гравирована , то гравированные места следует слегка смазать скипидаром, чтобы палочка вынулась легко, что обыкновенно происходит, если форма сделана чисто. После формования сургучные палочки подвергаются ещё полировке (для придания блеска и глянца) и штемпелеванию . Для этого палочки вносятся на короткое время (достаточное для расплавления их только с поверхности) в специальную печь, после чего штемпелюются и разрезаются пополам. Если требуется палочки золотить или серебрить , то нужные места смазываются крепким спиртом с помощью кисточки, после чего накладываются металлические листики, которые крепко пристают .

Рецепты

Из числа многих рецептов для приготовления сургуча Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона указывает для примера следующие:

1. Красный сургуч
высший сорт: шеллак — 120 частей, терпентин — 80, киноварь — 90, скипидар — 20, магнезия — 30;
почтовый сургуч: шеллак — 20, канифоль — 80, терпентин — 50, скипидар — 5, мел — 30, гипс — 5, сурик — 60;
сургуч для пакетов: канифоль — 200, сосновая смола — 100, терпентин — 50, мел — 75, скипидар — 3, окрашивается умброй или болюсом .
2. Жёлтый сургуч
шеллак — 76, терпентин — 85, сосновая смола — 45, магнезия — 18, жёлтая хромовая краска — 25.
3. Зёленый сургуч
шеллак — 70, терпентин — 80, сосновая смола — 40, магнезия — 15, берлинская лазурь и жёлтый крон — 25.
4. Синий сургуч
шеллак — 70, терпентин — 60, сосновая смола — 35, магнезия — 10, мел — 20, ультрамарин — 20—25 частей.
5. Коричневый сургуч
шеллак — 70, терпентин — 60, сосновая смола — 40, гипс — 20, мел — 20.
6. Чёрный сургуч
шеллак — 50, терпентин — 90, сосновая смола — 65, мел — 40, сажа — 12.
7. Белый (просвечивающий) сургуч
обесцвеченный шеллак — 30, густой терпентин — 40, мастика — 50, белила баритовые — 30.
8. Восковой сургуч
белый воск — 50, терпентин — 15, киноварь — 10, глицерин — 5.

Цвет

На сегодняшний день имеется богатый спектр синтетически полученных цветов, но в основном до сих пор используются следующие сургучи :

  • коричневый (почтовый) — сургуч для опечатывания бумажно-картонной продукции,
  • красный,
  • синий,
  • жёлтый,
  • зелёный.

Использование

Обычно сургуч можно приобрести в форме куска (иногда — свечи́ с фитилём) или в виде гранул. Кусок сургуча плавится над свечой с одного конца (гранулы нагреваются в ложке над свечой) и затем проливается туда, куда это необходимо, обычно на клапан конверта. Пока сургуч не успел затвердеть, на нём делается оттиск печатки с рисунком (часто печатки были на перстнях ), и таким образом запечатывается конверт. Для расплавления кускового сургуча применяется сургучница .

См. также

Примечания

  1. // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва . — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1987. — Т. III : Муза — Сят. — С. 806.
  2. Чельцов П., Δ. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907. (См. также Мастики .)
  3. . Почта России (11 августа 2010). Дата обращения: 15 августа 2010. 27 февраля 2012 года. (недоступная ссылка)
  4. . Материалы для пломбировки . Русгравер.ру. Дата обращения: 20 мая 2010. 27 февраля 2012 года.

Литература

  • Сургуч // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М. : Государственное издательство торговой литературы, 1960. — Т. VIII. — Стб. 530—533.
  • Сургуч // / сост. О. Я. Басин. — М. : Связь, 1968. — 164 с.

Ссылки

Источник —

Same as Сургуч