Менуэт земледельцу
- 1 year ago
- 0
- 0
Менуэ́т ( фр. menuet ) — старинный народный французский грациозный танец , названный так вследствие своих мелких шажков на низких полупальцах, па меню ( фр. pas menus ). Как и большинство французских танцев, он возник из французского крестьянского бранля . Родиной его считают Бретань , где его исполняли непосредственно и просто . Пишется в двухколенном складе , в трёхдольном размере (3/4). С середины XVII века — бальный . С XVII века широко распространился по всей Европе.
В эпоху классицизма в форме менуэта писалась третья часть стандартной симфонии .
Первоначально (придворный) менуэт исполнялся одной парой. Движения менуэта были построены в основном на поклонах и реверансах , что создавало не столько впечатления танца, сколько «приглашения к танцу» или прелюдии . На протяжении XVII и XVIII века, с развитием эпохи Барокко , а затем — галантного стиля, менуэт постепенно развивался, ускорялся его темп, усложнялись движения и па , в итоге поздний бальный менуэт приобрёл яркие черты жеманности и изысканности. Он стал исполняться уже не одной, а несколькими парами (иногда с кокетливой сменой партнёров, в модном духе «Les Troquers» — или легкомысленных изменников). На сцене, в оперно-балетных спектаклях Рамо , менуэт развился до виртуозной формы, приобрёл жанровую характерность, сюжетную конкретность и даже появилось несколько его разновидностей.
В старинных менуэтах первый менуэт писался двухголосно, а второй — трёхголосно. За вторым менуэтом всегда идёт повторение первого [ прояснить ] . Нередко в конце менуэта делается небольшая кода . Хотя танцующие исполняют менуэт плавно и довольно медленно, но музыка менуэта должна исполняться умеренно скоро. Музыка первых « композиторских » менуэтов принадлежит Жану Батисту Люлли . При Людовике XIV менуэт был излюбленным придворным танцем. Преподавателем менуэта в то время был Франсуа-Робер Марсель , член Французской Королевской академии танца, специально уволившийся из театра Парижской оперы , чтобы преподавать этот стремительно вошедший в моду танец.
Из Франции вместе с модой на всё французское менуэт постепенно перешёл в другие страны; в России появился в царствование Петра Великого и исполнялся на балах вплоть до 30-х годов XIX века .
В XVII и XVIII веке чистая музыкальная форма менуэта была довольно широко представлена в клавесинной , клавирной и камерной музыке ( Франсуа Куперена («Великого»), Жана Филиппа Рамо (не менее великого, а может даже более, но без такого же «титула»), Андре Кампра и других композиторов эпохи Рококо ). В качестве «обязательной» части менуэт входил в инструментальную сюиту ( Бах , Гендель ), иногда — даже в оперную увертюру в качестве завершающего раздела (только у Генделя), а затем на некоторое время «закрепился» в сонатно -симфоническом цикле (обычно занимал третью часть в четырёхчастном цикле). В сюите довольно часто за первым менуэтом следовал второй, в той же тональности или в тональности квинтой ниже главной (но не квинтой выше). Если первый менуэт в мажоре , то второй нередко пишется в одноимённом миноре . Второй менуэт чаще всего назывался трио .
В дальнейшем форма менуэта была развита в операх и балетах Глюка . Впервые использование менуэта в симфониях встречается еще в 1740-х годах в , затем он начал активно использоваться как третья часть симфонии основоположником мангеймской школы Яном Стамицем . Основываясь на достижениях мангеймцев, менуэт начал активно использоваться в творчестве композиторов венской классической школы . В симфониях Гайдна менуэт приобретает нередко оживлённый и бодрый характер, приближаясь по характеру к крестьянскому танцу. Моцарт внёс в менуэт лирические, а иногда даже мужественные интонации. Бетховен в своих симфониях заменил менуэт на скерцо , — уже в первой его симфонии третья часть, озаглавленная «Менуэт и трио», по сути своей представляет скерцо . Позднее, в XIX веке менуэты писали Чайковский , Глазунов , Дебюсси , Сати и другие композиторы.
Из русских композиторов выдающиеся менуэты писали также Глинка и Рубинштейн . В настоящее время менуэт, как танец, вышел из моды, но форма менуэта в музыке, балете и танцевальном искусстве отнюдь не забыта.