Interested Article - Натюрморт

Гентский алтарь в закрытом виде. Верхняя правая панель. 1432
Виллем Кальф . Натюрморт с фарфоровой вазой, кувшином позолоченного серебра и бокалами, ок. 1643—1644. Холст, масло 55.6 х 44.5 см, Музей искусств округа Лос-Анджелес .
Франсиско де Сурбаран . Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой . 1633. Музей Нортона Саймона . Пасадина
Анри Фантен-Латур . Натюрморт с цветами и фруктами. 1865. Музей Орсе . Париж

Натюрмо́рт ( фр. nature morte — мёртвая природа; нидерл. stilleven , ( нем. Stilleben , ( англ. still-life — неподвижная, замершая жизнь) — жанр изобразительного искусства, в котором «изображаются предметы неодушевлённой природы, соединённые художником в отдельную группу и представляющие собой целостную композицию либо включённые в композицию иного жанра» . Основная жанровая и композиционная обусловленность натюрморта — выключение изображаемых предметов из окружающей среды. Проще говоря, «чтобы оказаться в натюрморте, птицы должны быть убиты, рыбы выловлены, цветы сорваны». Такой подход в сущности противоречит основной закономерности живописного изображения, но в натюрморте это искупается внимательной передачей живописных особенностей самих изображаемых предметов" .

Предметы неодушевлённой природы — цветы, плоды, посуду с едой и питьём — изображали ещё в Древнем Египте и Древней Греции. Однако такие изображения ещё не выделялись в отдельный жанр и не имели специального обозначения. Так в центральной части Гентского алтаря работы братьев ван Эйк (1432) в сцене Благовещения Марии (на наружных створках алтаря в закрытом виде) изображён простой рукомойник с полотенцем, который вносит ощущение реальности, особенной достоверности происходящего .

Элементы натюрморта присутствуют в картинах художников итальянского проторенессанса : Джотто, П. Лоренцетти, Т. Гадди и многих других. Считается, весьма условно, что в искусстве Нового времени первый натюрморт в жанре « обманки » ( фр. trompe-l'œil — «обманчивый глаз», «обманчивая видимость») — натуралистичного изображения предметов, создающих иллюзию реальных, в начале XVI века написал итальянский живописец Якопо де Барбари . Однако в XV—XVI веках изображения предметов обычно рассматривали как часть композиции исторического , пейзажного , или бытового жанра, изображения жилых интерьеров или портретов в интерьере.

Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозными композициями в качестве обрамлений, например цветочными гирляндами, фигур Богоматери и Христа. Натюрморты располагали на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена ). Также в XVI веке была распространена традиция картин типа vanitas (бренность, суета) с изображением черепа и свечи, например, портрет Жана Каронделя работы Яна Госсарта .

Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII века.

Нидерландский натюрморт XVII века

Нидерландский натюрморт представлял собой уникальное культурное явление XVII века , оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи. « Малые голландцы » отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Термин «застывшая жизнь» (голл. stilleven , нем. Stilleben , англ. still-life ) стал употребляться для обозначения жанра в середине XVII века, поначалу в Нидерландах. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе — «тихая, неподвижная жизнь».

Виллем Клас Хеда . Пример натюрморта на аллегорическую тему.

Существовало несколько важных факторов, повлиявших на столь бурное развитие натюрмортной живописи. Во-первых, удивительный для небольшой страны уровень достижений в общественных науках, математике, физике и естествознании. Так, великолепные нидерландские географические карты и атласы славились во всей Европе, открытия учёного-зоолога Левенгука получили всемирную известность, нидерландские мореплаватели привозили из путешествий в экзотические страны разнообразные редкости, растения, посуду, интересные технологии изготовления вещей. Словно на витрине, расставлены перед зрителем кухонная утварь, цветы, фрукты, предметы быта — возможно, чтобы рассказать о благосостоянии родины, ведь эстетика натюрмортов была приятна и иностранцам, приобретавшим картины для украшения своего дома.

Ян Баптист Веникс . «Натюрморт с мёртвым лебедем».

Цветочный натюрморт

Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в нидерландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр . Одним из самых первых выделился цветочный натюрморт в произведениях таких художников, как Амброзиус Босхарт Старший и Бальтасар ван дер Аст , и далее продолжал своё развитие в роскошных натюрмортах Яна Давидса де Хема и его последователей уже во второй половине XVII столетия. Причины популярности цветочного натюрморта можно найти в особенностях быта нидерландского общества — традиции иметь сады, загородные виллы или комнатные растения — а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.

Учёный натюрморт

Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название « суета сует » или « memento mori » и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины и Давида Байи ). Часто в натюрмортах этого направления присутствуют иллюзионистские приемы, создающие искусный обман зрения. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта — так называемых « обманок ». Такие натюрморты были особенно распространены в середине XVII века и снискали невероятную популярность в стране и за её пределами. Влиянием нидерландского натюрморта отмечены первые подобные полотна во Франции, примером является загадочный « Натюрморт с шахматной доской » Любена Божена .

Виды и мастера нидерландского натюрморта

Ванитас Яна Давидса де Хема

Натюрморт в русской живописи XVIII—XX веков

С. Осипов. Васильки. 1976

Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII века. Представление о нём первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. Вплоть до конца XIX века натюрморт, в отличие от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве «низшего» жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.

Начало XX века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества.

В 1930—1940-е годы это развитие приостановилось, но уже с середины 1950-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъём и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.

Российские и советские мастера реалистического натюрморта

Выставки натюрморта

  • Натюрморт. Выставка произведений ленинградских художников 1973 года. — Л: Художник РСФСР, 1973.
  • Натюрморт в живописи 1940—1990 годов. Ленинградская школа. Каталог выставки. — Санкт-Петербург: Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1996.

Литература к разделам 1. и 2.

  • Серов А. Этюды натюрморта // Художник. 1961, № 2. Стр. 43-47.
  • Виппер Б. Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. М. 1962.
  • Натюрморт. Выставка произведений ленинградских художников 1973 года. — Л: Художник РСФСР, 1973.
  • Виппер Б. Р. Проблема развития натюрморта, Спб, 2005.
  • Геташвили Н. В. Художественные направления и стили. Малые голландцы. М. 2004
  • Доброклонский М. В., Никулин Н. Н. Искусство Голландии XVII века. История искусства зарубежных стран XVII—XVIII веков под ред. В. И. Раздольской, М. 1988
  • Натюрморт в живописи 1940—1990 годов. Ленинградская школа. Каталог выставки. СПб., Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1996.
  • Звездина Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. М., 1997.
  • Тарасов Ю. А. Голландский натюрморт XVII века, Спб, 2004 г.
  • Фехнер, Елена. . — Ленинград: Изобразительное искусство, 1990. — 176 с. — (Собрание Государственного Эрмитажа). — 30 000 экз. ISBN 5852001368 .
  • Кузнецов, Ю. И. . — Ленинград: Искусство, 1984. — 256 с. — 50 000 экз.
  • Кузнецов, Ю. И. Западноевропейский натюрморт. — Советский художник, 1966. — 224 с.
  • Щербачёва, М. И. / Государственный Эрмитаж. — Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1945. — 72 с. — 5000 экз.

Ссылки к разделу

Натюрморт XX—XXI веков

Взгляд на натюрморт, как на жанр, предоставляющий художнику обширное поле для экспериментов, утвердился после новаторских шагов, сделанных в этой области в конце XIX — в начале XX века Полем Сезанном , Одилоном Редоном , Полем Гогеном , Анри Матиссом .

Пит Мондриан
Холст, масло 91,5 × 120 см
Музей Соломона Гуггенхайма , Нью-Йорк

Кубизм

Наиболее радикальный слом эстетической традиции в первые годы XX века был предпринят, наряду с фовистами и экспрессионистами , молодым Пабло Пикассо (1881—1973) в его смелых опытах по обобщению форм в до-кубистической «творческой кухне» ( . Холст, масло 115 × 88 см; . Картон, масло. 66 × 50,5 см; . Холст, масло 55 × 46 см; . Холст, масло. 81 × 65 см; . Холст, масло. 91 × 72,5 см все — Государственный Эрмитаж ); а уже через 3-5 лет — в серьёзном и убедительном рывке в направлении «неведомых континентов» — в Жоржа Брака (1882—1963) и того же Пикассо, особенно в серии изготовленных из картона и дерева трёхмерных формах .

Кубофутуризм

Почти мгновенно эстафету по выходу из живописной плоскости в трёхмерное пространство подхватывают русские кубофутуристы ; например, Владимир Татлин использовавший фрагменты изготовленных промышленным способом реальных предметов: крышку стола, водосточные трубы, те же газетные заголовки. Ему, как и Казимиру Малевичу ( . Дерево, масло 48,8 × 25.8 см. ГРМ ) суждено было определять . Холст, масло 62 × 49.5 см.), в пути нового искусства.

Любовь Попова (1889—1924)

Гнутый картон, наклеенный на деревянную панель, масло 59,1 × 45,3 см. ГТГ , Москва

Метафизическая живопись . Новая вещественность

В атмосфере духовного кризиса в годы, последовавшие за Первой мировой войной , искусство стояло на развилке. Ряд художников, ещё с военного времени включившихся в бурный протест против безумия европейских правительств, решались на всё более радикальные разрывы с традицией ( Дадаизм , Баухаус , Неопластицизм ). Другие обратились к так называемой внутренней эмиграции, погружаясь в диалог с художниками прошлых эпох, ища защиты у древней, как мир, традиции. Вот перед нами причисляемого к магическим реалистам Александра Канольдта, 1881—1939 . В метафизических натюрмортах Джорджо Моранди, 1890—1964 , словно стремясь сохранить тепло, страшась внешнего холода и агрессии.

Стюарт Дэвис (1894—1964) Lucky Strike, 1921.
Холст, масло 84,5 × 45.7 см. MoMA , Нью-Йорк

В живописи бельгийского сюрреалиста Рене Магритта, 1898—1967 перед нами раскрываются тревожные инверсии предметного мира ( . Холст, масло 73,3 × 50.5 см. Коллекция MoMA ); движение времени обращается вспять в мастерски исполненных полотнах Сальвадора Дали, 1904—1989 , таких как ( «Постоянство памяти», 1931 ).

Послевоенное искусство

Фернан Леже . Большой подсолнух. 1952
Полихромная скульптура (крашенная бронза). Высота 354 см.
Музей изящных искусств , Монреаль , Канада

В искусстве после 1945 года , происходит тотальное вытеснение иллюзий: представленный художником предмет (если речь идёт о репрезентативном искусстве), чаще всего есть то, что он есть, не более. Художник отбрасывает умозрительность пространства, переключая внимание зрителя от глубинного погружения в построенную художником « сценическую коробку » на осознание им своего собственного окружения (будь то городская улица или залы галереи). На подобном эффекте построено ставшее распространённым после Второй мировой войны искусство инсталляции , объединившее в одно целое и скульптуру, и живопись, и архитектуру. Зритель, обозревая инсталляцию, становится участником своеобразного спектакля, участвуя телесно в событии искусства, и вынужден отбросить привычную пассивную позицию стороннего наблюдателя. Зритель, подобно Гулливеру в Бробдингнеге (Стране Великанов), не разгуливает по залам галереи, а перенесён сквозь воображаемую четвёртую стену , — или, скорее, стекло, — внутрь натюрмортной постановки, и волен обходить и разглядывать предъявленные ему «кувшины» и «драпировки» со всех сторон.

Поп-арт

Коммерческая реклама во второй половине XX века всячески поощряла у изголодавшейся публики алчное отношение к земным радостям, ненасытное потребление. Отсюда — фетишизация предмета. Этот сюжет нашёл бесконечные воплощения в пластических искусствах. Рассмотрим, как преобразуются элементы натюрмортного жанра под натиском массовой культуры в работах наиболее известных художников поп-арта.

Клас Олденбург (р. 1929)
Иголка с ниткой, 2000
(Сталь, высота 18 м)
Милан , Италия
  • В случае с Класом Олденбургом — в парадоксальной игре с увеличением неприметных бытовых вещей до гомерических масштабов: , , « », 1976) и в не менее парадоксальной смене контекста: тот же Филадельфии — художник не просто пародирует рекламные приёмы, но и предлагает новый взгляд на городскую среду, очеловечивает эту среду. Опыты работы Олденбурга в жанре натюрморта в начале 1960-х основывались на вполне традиционном подходее (См: . Мешковина и муслин, пропитанные гипсом, окрашенные эмалью, металлические и керамические тарелки, стекло в металлическом каркасе. 52,7 × 76,5 × 37.3 см. МоМА , Нью-Йорк ).

Из интервью Класа Олденбурга ( 1964 ):

Я имею дело с очень простыми вещами, из тех, что попадались мне в те дни, когда я ходил на работу. Это содержимое определённого рода витрин или реклама, которую я, естественно, видел каждый день, как неотъемлемую часть городского пейзажа. «Витрина с кондитерскими изделиями» — именно такой эпизод повседневности. Десерты представлены прохожему, как призыв к наслаждению, как предложение попробовать реальные угощения. Но мне хотелось подчеркнуть различие между заманчивыми призывами купить эти аппетиные деликатесы и их очевидной искусственностью. <…> это своего рода напряжение неудовлетворённости, «разочарования в ожиданиях».

(англ.) , выставка, прошедшая с 14 апреля по 5 августа 2013 в MoMA , Нью-Йорк .

Фотореализм

Возвращение к предельной достоверности живописи в движении фотореализма , зародившемся в Европе и США в конце 1960-х , породило множество первоклассных, но анахронистских для эпохи культурной революции и молодёжного бунта вещей (не даром сами фотореалисты так часто вспоминают Золотой век голландской живописи ). Единицы из гиперреалистов сохранили историческую ценность через 30-40 лет, и среди них одна из первых, заявивших о себе в этом новом течении, выпускница Йельского и Нью-Йоркского университетов, Одри Флэк (См: ( Vanitas ) 1977. 244 × 244 см). Достойны упоминания и такие художники-фотореалисты, как , в основном работающий над эффектами бесконечно сверкающих отражений в витринах магазинов (см: . Холст, акрил 102,8 × 103.5 см. Галерея Нэнси Хоффман, Нью-Йорк ). Интересный взгляд на физическое устройство наружной рекламы, предстающей в лучах яркого солнца подобно каллиграфическому узору, даёт : (холст, масло 199,5 × 199.5 см).

Неопоп

Современный натюрморт, продолжающий, как и поп-арт, как и гиперреализм, взаимодействовать с актуальным состоянием цивилизации, представлен художниками направления неопоп , поставившими на промышленный поток бурлескные находки поп-артистов .

  • Джефф Кунс (род. 1955) содержит внушительный штат сотрудников для производства из новейших материалов по новейшим технологиям , вроде эфемерных надувных шаров или скорлупы от киндер-сюрпризов .
  • Британский художник Патрик Колфилд (1936—2005) , применяя очищенные формы, свойственные художникам геометрической абстракции ( , шелкография , 55.9 x 91.4 см Галерея Тейт ), привносит в натюрморт сосредоточенную медитативность.
  • Атмосфера яркого галлюциногенного сна в скульптурах Такаси Мураками (род. 1962) демонстрирует оживших кукол из фантастических миров 3D мультипликации, или .
  • Дэмиен Хёрст (род. 1965) , едва ли не самая влиятельная (во всяком случае, самая скандальная) фигура в искусстве на рубеже веков, громадную часть творческих усилий отдал тому, что буквально значит «Nature morte», начиная с его фотографии в морге . Долгие годы Хёрст выискивал, препарировал и помещал в аквариумы с формалином новые и новые тела коров, свиней и овец, но по-настоящему прославила его . Одна из последних выставок Хёрста , «Schizophrenogenesis» — это также один большой «натюрморт», и самих капсул и таблеток , равномерно распределённых в стерильно белых залах галереи Пола Столпера.
Джефф Кунс
Тюльпаны. 1995—2004
Хромированная сталь, цветной лак. Музей Гуггенхайма , Бильбао .
Дэмиен Хёрст (р. 1965) . ' Физическая невозможность смерти в сознании живущего , 1991
Версия для Арт-центра Пинчука , Киев

Мастера формалистического натюрморта (СССР, Россия)

Литература к разделу 3. (Натюрморт XX—XXI веков)

  • Останина, С. П. . — М. : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002. — 352 с. — ISBN 5948490203 .
  • Александр Якимович. Реализмы двадцатого века ; Магический и метафизический реализм ; Идеологический реализм ; Сюрреализм. — М. : ГМ.АЛАРТ : ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — 176 с. — (История живописи XX века. Европа. Америка. Россия. 1916-1970). — ISBN 5269009862 .
  • Крючкова, В. А. Кубизм. Орфизм. Пуризм. — М. : Галарт : ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — 175 с. — (История живописи. XX век). — ISBN 5224019540 .
  • Калитина, Нина Н. Французский натюрморт XVII-XX вв.. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет, 2000. — 188 с. — 350 экз. ISBN 5-288-01836-7 .
  • . — Thames and Hudson Ltd, 2013. — 288 p. — ISBN 0500239061 .
  • / Ed: Renato Miracco, Maria Cristina Bandera, Janet Abramowicz.. — Skira, 2008. — 366 pages p. — ISBN 8861307167 .
  • Karen Wilkin, Giorgio Morandi. Giorgio Morandi: Works, Writings, Interviews / Edouard Roditi, Pepino Mangravite. — Poligrafa, 2007. — 160 p. — ISBN 8434311402 .
  • Miracco, Renato. Estorick Collection of Modern Italian Art (London). — Milano: Mazzotta, 2004.. — 72 p. — ISBN 8820217066 .
  • Stephen Bennett Phillips. . — First Edition. — Phillips Collection, 1997. — 120 p. — ISBN 0943044227 .
  • Louis K. Meisel. . — New York: Abradale/Abrams, 1989. — ISBN 9780810980921 .
  • Louis K. Meisel. Photorealism Since 1980. — New York: Harry N. Abrams, 1993. — ISBN 9780810937208 .
  • Louis K. Meisel; Linda Chase. Photorealism at the Millennium. — New York: Harry N. Abrams, 2002. — ISBN 9780810934832 .
  • Shanes, Eric. . — III. — Parkstone International, 2009. — 199 p. — ISBN 1844846199 .
  • Linda L. Cathcart. . — New York: Contemporary Arts Museum, 1983. — 144 p. — ISBN 0936080124 .

См. также

Ссылки

  • Громов Н. Н.

Примечания

  1. Власов В. Г. Натюрморт // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VI, 2007. — С. 83
  2. Власов В. Г. , 2007. — С. 85
  3. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. — Т. VI, 2007. — С. 83
  4. На примере «Натюрморта с кувшином и имбирём» Пита Мондриана (1872—1944) можно проследить, как ограниченная в своём объёме форма начинает постепенно обретать связи с окружающим её пространством, и сами эти связи образуют новую систему координат, не противоречащую форме, но придающей ей новую пространственность, стереоскопичность.
  5. Пабло Пикассо . от 23 сентября 2015 на Wayback Machine . Раскрашенный картон, дерево.
  6. от 28 января 2015 на Wayback Machine , исполненных Пикассо ок. 1912 из картона, в окружении строгих рисунков кубистических натюрмортов, напоминающих различные проекции, разъясняющие в чертежах эту объёмную вещь. (Выставка от 28 января 2015 на Wayback Machine , MoMA , Нью-Йорк , 2011 ).
  7. Творчество Стюарта Дэвиса , как и Чарлза Демута (1883—1935) , и , вдохновляло многих молодых американских художников, стоявших у истоков движения поп-арт (см: Wayne Craven. . — Revised edition. — McGraw-Hill Humanities/Social Sciences/Languages, 2002. — P. 464. — 688 p. — ISBN 0072823291 . 5 марта 2016 года. )
  8. 4 марта 2016 года. (англ.) (ноябрь 2014 ) на аукционе в Далласе ( штат Техас , США ) за $300 000.
  9. (недоступная ссылка) (англ.) , установленного в январе 2000 года на (площади маршала Луиджи Кадорны ) в Милане .
  10. Дата обращения: 24 января 2015. Архивировано из 2 января 2015 года.
Источник —

Same as Натюрморт