Interested Article - Кипренский, Орест Адамович

Оре́ст Ада́мович Кипре́нский ( 13 [24] марта 1782 , Нежинская , Санкт-Петербургская губерния 12 [24] октября 1836 , Рим ) — русский живописец и график , мастер портрета .

Биография

Место погребения в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте , Рим
Картина Ореста Кипренского «Девочка прекрасного лица в венке маковом с цветочком в руке», 1819

Кипренский — внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова. По документам был записан в семью крепостного Адама Карловича и Анны Гавриловны Швальбе .

Получив вольную в 1788 году, был зачислен в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств под фамилией Кипренский. Учился в академии до 1803 года. Его учителями были Григорий Угрюмов и Дмитрий Левицкий . Награждался медалями за успешные работы: малая серебряная (1800), большая серебряная (1801); две малые золотые медали (1802): одну — за программу «Юпитер и Меркурий посещают Филемона и Бавкиду» и вторую — за эскиз памятника покойному профессору скульптуры Михаилу Козловскому . Получил большую золотую медаль по задаче: «Представить Великого Князя Дмитрия Донского, когда по одержании победы над Мамаем, оставшиеся князья и прочие воины находят его в роще при последнем почти дыхании» (1805) .

Получил в Академии аттестат 1-й степени и шпагу (1803) и был оставлен при Академии в качестве пансионера .

Получил звание академика (1812) за портреты: Его Императорского Высочества принца Голстейн-Ольденбургского ; Лейб-гусарского полковника Давыдова ; Шталмейстера князя Гагарина ; Портрет . Назначен советником Императорской Академии художеств (1815). Профессор 2-й степени Академии художеств (1830) .

Жил в Москве (1809—1811), Твери во дворце великой княжны Анны Павловны , дочери Павла I (1811—1812), Петербурге (до 1809, 1812—1816, 1823—1828), а в 1816—1822 годах и с 1828 года по 1836 год— в Риме и Неаполе . Путешествовал по Швейцарии (1816), Франции и Германии (1822—1823). Приехав в Италию, брал в Болонье [ уточнить ] уроки перспективы у Анжело Тозелли .

С семьёй Фалькуччи связана история, наложившая отпечаток на судьбу художника. Анна-Мария Фалькуччи (род. около 1812) была дочерью итальянской красавицы-натурщицы, её детский портрет написан художником в 1819 году под названием . Мать девочки позировала Кипренскому для картины «Анакреонова гробница», жила в доме художника и была близка с ним. «Однажды утром натурщицу нашли мёртвой. Она умерла от ожогов. На ней лежал холст, облитый скипидаром и подожжённый.Через несколько дней в городской больнице „Санта-Спирито“ умер от неизвестной болезни слуга Кипренского — молодой и дерзкий итальянец. Глухие слухи поползли по Риму. Кипренский утверждал, что натурщица убита слугой. Медлительная римская полиция начала расследование уже после смерти слуги и, конечно, ничего не установила. Римские обыватели, а за ними и кое-кто из художников открыто говорили, что убил натурщицу не слуга, а Кипренский. Рим отвернулся от художника. Когда он выходил на улицу, мальчишки швыряли в него камнями из-за оград и свистели, а соседи — ремесленники и торговцы — грозили убить. Кипренский не выдержал травли и бежал из Рима в Париж» .

Уезжая из Италии в 1822 году, письменно обратился к кардиналу Гонзальви с просьбой определить девочку в монастырский пансион. И оставил деньги на воспитание сироты. «В Париже русские художники, бывшие друзья Кипренского, не приняли его. Слух об убийстве дошёл и сюда. Двери враждебно захлопывались перед ним. Выставка картин, устроенная им в Париже, была встречена равнодушно. Газеты о ней промолчали. Кипренский был выброшен из общества. Он затаил обиду. В Италию художник вернуться не мог, Париж не хотел его замечать. Чтобы снова взяться за кисть, Кипренский вспомнил о „покинутой родине, видевшей его расцвет и славу“» . Покинув Париж в 1823 году, вернулся в Россию, провёл следующие пять лет в Санкт-Петербурге, где в конце 1824 года работал над графическим портретом Адама Мицкевича , а летом 1827 года — над живописным портретом Александра Пушкина .

В июне 1828 года вновь выехал в Италию, с этого времени начался второй итальянский период его творчества. Прибыв в Италию, сначала провёл несколько месяцев в Риме. С марта 1829 года по апрель 1832 года жил и работал в Неаполе , где поселился в одном доме с пейзажистом Сильвестром Щедриным . В Неаполе в 1831 году Кипренским была создана картина « Читатели газет » , которая написана по заказу графа Дмитрия Шереметева .

В июле 1836 года женился на бывшей сироте, некогда определённой им в монастырский пансион, а к тому времени 24-летней Анне-Марии Фалькуччи. Для этого ему предварительно пришлось принять католичество . Через три месяца после заключения брака Кипренский скончался в Риме 17 октября 1836 года от воспаления лёгких и был погребён в церкви Сант Анреа Делле Фратте в Риме. Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства русские художники, архитекторы и скульпторы, сколько их было в Риме, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»

Дочь художника Клотильда родилась уже после смерти Кипренского .

Памятник знаменитому художнику на его родине в деревне Нежново установлен 24 марта 2017 года. Его авторы — члены Союза художников, выпускники Академии художеств имени И. Е. Репина Дмитрий Щербаков и Сергей Сергеев .

Творчество

Кипренский — первый по времени русский портретист XIX века. Его кисти принадлежит «Портрет А. К. Швальбе» (1804), которым он дебютировал как портретист. В Италии работу приняли за творение Рембрандта . В 1809 году создал «Портрет Е. В. Давыдова».

Наиболее известные произведения — портрет мальчика А. А. Челищева (1810—1811), портреты супругов Ростопчиных (1809) и Хвостовых (1814), хранящиеся в Третьяковской галерее , а также автопортрет (1808), изображения поэтов К. Н. Батюшкова (1815) в коллекции музея Института русской литературы Российской академии наук (Санкт-Петербург) , В. А. Жуковского (1816).

В 1827 году Кипренским по заказу Антона Дельвига был выполнен портрет Пушкина (весной того же года Пушкин стал моделью Василия Тропинина ). Кипренский решил всю прелесть пушкинской поэзии вложить в его глаза и пальцы. Глазам художник сообщил почти недоступную человеку чистоту, блеск и спокойствие, а пальцам поэта придал нервическую тонкость и силу. На создание портрета поэт ответил посвящением Кипренскому:

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид .
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

1831 год отмечен работами «Неаполитанская девочка с плодами» и « Читатели газет в Неаполе ».

Галерея

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1814 — май 1816 года — дом Е. Ф. Муравьёвой — набережная реки Фонтанки, 25;
  • 1823 — лето 1828 года — Адмиралтейская набережная, 72, мастерская в правом крыле дворца Д. Н. Шереметева — набережная реки Фонтанки, 34.

Память

Современники о Кипренском

Орест Адамович Кипренский (1783—1836), профессор исторической живописи, один из самых лучших портретистов России, когда-либо существовавших, и достойный соперник лучших художников целой Европы. В Италии прозвали его «Русским Вандиком». Но это название не вполне характеризует и определяет нашего славного портретиста. Начав своё поприще под руководством Угрюмова с подражания своему учителю, он скоро обратился к Рубенсу и Рембрандту, стремясь слить обе кажущиеся противоположными их манеры, но скоро оставил их обоих и создал свой особенный стиль… Портреты Кипренского рассеяны по всей Европе; укажем только на самые известнейшие его произведения. В Эрмитаже: «Садовник», или иначе «Молодой итальянский мальчик, лежащий на солнце в положении dolce far niente (сладостное ничегонеделание (итал.) )» и так далее.

Из книги «Живопись и живописцы главнейших европейских школ». — А. Н. Андреев , 1857

Примечания

  1. КИПРЕНСКИЙ // М. : Большая российская энциклопедия , 2004.
  2. Кипренский Орест Адамович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  3. По документам о Кипренском и его жене Анне-Марии Фалькуччи, найденным в Историческом архиве Римского викариата историками русской культуры Глушаковой Юлией Петровной (?—2015) и Иваном Николаевичем Бочаровым (1929—2002), в течение многих лет занимавшимися вопросами русско-итальянских культурных связей XIX века, установлена точная дата смерти Кипренского — 12 октября 1836 года. Об этом свидетельствует запись в «Книге усопших» римской церкви, где он похоронен, и сообщение русского поверенного в делах в Риме П. И. Кривцова. Таким образом, на надгробной стеле указана ошибочная дата смерти художника ‒ 10 октября, до сих пор повторяющаяся в различных работах о Кипренском // Глушакова Ю. П. Публикации новых источников о русских художниках конца XVIII — первой половины XIX века. . сайт Института российской истории Российской академии наук . ebookiriran.ru. Дата обращения: 19 марта 2017. 20 марта 2017 года.
  4. , с. 86.
  5. , с. 89.
  6. , с. 37.
  7. , с. 198.
  8. , с. 42.
  9. , с. 35—45.
  10. Парфёнова Елена. . Информационный портал Кингисеппского района . ГородКингисепп.рф (24 марта 2017).

Литература

Ссылки

  • // kingisepplo . ru
  • Петрова Е. . Журнал «Русское искусство». — № 3 (2005). Дата обращения: 23 февраля 2020.
  • Трофимов Д. (недоступная ссылка — ) . . «Восточный берег»: Районная газета (2017). — Страница краеведческого сообщества Ямбурга (город Кингисепп, Ленинградская область).

в библиотеке «Старатель»

  • // surrealism . ru
  • Паустовский К. Г. [www.lib.ru/PROZA/PAUSTOWSKIJ/orest.txt Орест Кипренский].
  • //«Энциклопедия Санкт-Петербурга»: Историко-культурный интернет-портал «Энциклопедия Санкт-Петербурга».
Источник —

Same as Кипренский, Орест Адамович