Interested Article - Ренуар, Пьер Огюст
- 2021-06-05
- 3
Пьер Огю́ст Ренуа́р ( фр. Pierre-Auguste Renoir [pjɛʁ oɡyst ʁənwaʁ] ; 25 февраля 1841 , Лимож — 3 декабря 1919 , Кань-сюр-Мер ) — французский живописец , график и скульптор , один из основных представителей импрессионизма .
Известен, в первую очередь, как мастер светского портрета , не лишённого сентиментальности . Ренуар первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан. В середине 1880-х годов он фактически порвал с импрессионизмом, вернувшись к линейности классицизма , к « энгризму ». Отец знаменитого режиссёра Жана Ренуара .
Биография
Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе — городе на юге Центральной Франции. Ренуар был шестым ребёнком из 7 детей (двое из которых умерли) небогатого портного по пошиву мужского платья Леонарда Ренуара (1799—1874) и его жены Маргариты (урождённая Мерле; 1807—1896) .
В 1844 году Ренуары переезжают в Париж , где поселяются на улице Библиотек, расположенной недалеко от Лувра . После этого по разным причинам семья сменила ещё несколько адресов . В столице Огюст поступает в католическую школу Братства христианских школ и в церковный хор при большом соборе Сент-Эсташ в центре города. У него оказался такой голос, что регент хора , композитор Шарль Гуно , пытался убедить родителей мальчика отдать его учиться музыке . Но кроме этого у Огюста проявился дар художника. Когда ему исполнилось 13 лет, он начал помогать семье, устроившись на фабрику по производству фарфора на улице Фоссе-дю-Тампль, 76 ( 11 округ Парижа ). Там он научился расписывать фарфоровые тарелки и другую посуду. Некоторые из этих изделий он хранил всю жизнь. В мастерской он получил прозвище «господин Рубенс ». Вероятно это связано с тем, что его талант стал неожиданностью для окружающих ( Анри Перрюшо ) или его восхищением фламандским мастером (Барбара Эрлих-Уайт) . В своём деле он достиг значительных успехов. Хозяин поручил ему расписывать пользующиеся спросом десертные тарелки с изображением королевы Марии-Антуанетты , став платить по три су за штуку. Кроме того, Ренуар стал обучаться обжигу ваз. Позже хозяин поручил ему расписывать сервизы. При первой возможности он шёл в Лувр, где в первую очередь интересовался античным искусством. Некоторое время живопись его не привлекала, так как его воображение было поглощено скульптурой. После того как он оценил живопись, его любимыми художниками стали Франсуа Буше , Антуан Ватто и Фрагонар . Когда в 1858 году появился станок, способный наносить рисунок на фаянс и фарфор, на фабрике возникли трудности. Не выдержав конкуренции с механической печатью, Ренуар уволился и несколько месяцев был без работы . Он стал перебиваться случайными заработками: расписывал веера, рисовал гербы, выполнял росписи помещений. Позже художник вспоминал, что украсил около двадцати парижских кафе . Увидев объявление о поиске художника для росписи штор, он устроился в мастерскую по их производству. Там он также достиг больших успехов и стал получать по 30 франков за каждую штору, а в день он расписывал по три штуки. Поняв, что родители не смогут материально помочь ему поступить в школу живописи, стал самостоятельно откладывать деньги .
Видимо стал писать картины начиная с 1858 года. Одна из его картин с изображением цветов была подписана — «Июнь 1858 / Ренуар». Также сохранился потрет матери Ренуара, который очень любил эту картину и хранил её в своей коллекции. В свободное время стал ходить на занятия по рисунку в бесплатной городской художественной школе . В 1862 году Ренуар брал уроки живописи у Эмиля Синьоля и Шарля Глейра , а последний разглядев в своём ученике художественный талант даже отказался брать с него плату . В Школе изящных искусств он подружился с Анри Фантен-Латуром , страстным поклонником Эжена Делакруа . В 1862 году в Школу поступили Альфред Сислей , Фредерик Базиль , Клод Моне . На почве близких личных интересов и устремлений между Ренуаром и этой троицей завязались дружеские отношения и они создали нечто вроде «группы». Особенно он сдружился с Моне, с которым часто писал вместе и снимал жильё . Вскоре они подружились с Сезанном и Писсарро , так сложился костяк будущей группы импрессионистов. Позже Ренуар вспоминал, что общение в школе способствовало развитию их живописи: «Посещать художественные классы очень важно, поскольку, если всё время работаешь один, приходишь к убеждению, что все твои работы очень хороши. В художественной школе ты видишь, что делает сосед. Увидеть, что у соседа получилось лучше, очень полезно». С 1863 по 1890 год направлял свои картины в академический парижский салон , где ему отказали четыре раза и десять раз приняли .
Чтобы заработать Ренуару вновь пришлось взяться за роспись штор. В этот период он стал писать портреты, но деньги за них не получил, так как моделями были его друзья. Он стал известен как начинающий портретист и стал получать за картины несколько десятков франков, также брал плату продуктами . Его привлекало искусство художников «школы Фонтебло» («Барбизонская школа») о чём он позже рассказывал: «Я балдел от изумления перед Руссо и Добиньи . То, что среди них самый великий человек Коро — мне стало ясно сразу. Его никогда не забудут. Мода не властна над ним, как и над Вермеером Дельфтским . Я возненавидел Милле . Его сентиментальные крестьяне напоминали мне актёров, переряженных в поселян. Сердце мое принадлежало Диазу . Он был мне доступнее. Я говорил себе, что если бы я был художником, то хотел бы писать, как он, что, возможно, мне бы и удалось» . В январе 1864 года Глейр по состоянию здоровья закрыл свою мастерскую, о чём Ренуар сильно сожалел. В апреле того же года молодой художник сдал экзамен в Школе изящных искусств и после этого уже нигде не учился . В 1865 году, в доме своего друга, художника Жюля Ле Кёра, он познакомился с 16-летней Лизой Трео. Она вскоре стала возлюбленной Ренуара и его любимой моделью . В 1870 году у них родилась дочь Жанна Маргерит — хотя Ренуар и отказался признать своё отцовство официально и жениться на Лизе. Их связь продолжалась до 1872 года, когда она оставила Ренуара и вышла замуж за другого . В 1868 году родители Ренуара вышли на пенсию, после чего переехали в Лувесьен (пригород Парижа).
Творческая карьера Ренуара временно прервалась в 1870 — 1871 годах , когда он был призван в армию во время франко-прусской войны , закончившейся сокрушительным поражением Франции. Службу он проходил в кирасирском полку, где научился уверенно держаться в седле, хотя до этого не имел дел с лошадьми. Также он стал давать уроки живописи дочери своего командира, который после заключения перемирия не хотел его отпускать, опасаясь волнений в Париже. 10 марта 1871 года он был отчислен из армии и в апреле прибыл в столицу .
В 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго , с которой познакомился десятью годами раньше, когда та была 21-летней белошвейкой. У них уже был сын, Пьер , родившийся в 1885 году. После свадьбы у них появились ещё два сына — Жан , родившийся в 1894 году, и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца. К тому времени, когда окончательно сложилась его семья, Ренуар достиг успеха и славы, был признан одним из ведущих художников Франции и успел получить от государства звание кавалера Ордена Почётного легиона .
Личное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены болезнями. В 1897 году он сломал правую руку, упав с велосипеда. В результате у него развился ревматизм, от которого художник страдал до конца жизни. Из-за этого Ренуару стало трудно жить в Париже, и в 1903 году семья Ренуаров переехала в усадьбу под названием «Колетт» в небольшом городке Кань-сюр-Мер.
После приступа паралича , случившегося в 1912 году, несмотря на две хирургические операции, Ренуар был прикован к инвалидному креслу, однако продолжал писать кистью , которую вкладывала ему между пальцев сиделка. Также ему помогали перед мольбертом члены семьи. Описание методов работы в поздний период оставил в своей монографии художник Альбер Андре, близкий к Ренуару: «Меня неизменно ошеломляла и изумляла ловкость и уверенность движений его изувеченной руки… Он больше не может быстро менять кисти. После того как нужная выбрана и вложена в его парализованные пальцы, она перемещается от полотна к чашечке с водой — промытую кисть он снова опускает на палитру, набирает краски и возвращается к холсту. Когда рука немеет от усилия, кто-то должен вынуть кисть у него из пальцев — самому ему их не раздвинуть. Кроме того, ему нужно подавать сигареты и передвигать инвалидное кресло; он щурит один глаз и ворчит, если недоволен, а иногда устраивает себе разнос, прежде чем вернуться к работе». В связи с большим количеством работ Ренуара некоторое время обвиняли, что они созданы помощниками, а не лично им. Однако это опровергается воспоминаниями современников и несколькими документальными фильмами (например эпизод из фильма Саша Гитри «Наши»), где было запечатлено как он работал .
В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. В 1917 году, когда его « Зонтики » были выставлены в Лондонской Национальной галерее , сотни британских художников и просто любителей живописи прислали ему поздравление, в котором говорилось: «С того момента, как ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи». Картина Ренуара выставлялась также в Лувре. В августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на неё.
В конце ноября 1919 года заболел воспалением лёгких в своём доме Кань-сюр-Мер. Несмотря на тяжёлую болезнь продолжал писать картины. 1 декабря позировал скульптору Марселю Жимону для бюста, а сам писал натюрморт с двумя яблоками. На следующий день несколько часов посвятил натюрморту со свежесрезанными анемонами . В это время одна из служанок услышала, что он пробормотал: «Мне кажется, что я начинаю что-то понимать… », а другая разобрала: «Сегодня я что-то постиг…» После этого художник заснул и члены семьи послали в Ниццу за лечившими его докторами. Один из них рассказал, что застрелил двух бекасов. Ренуар загорелся желанием их нарисовать: «Дайте мне палитру… Эти два бекаса…» В бреду он стал бормотать: «Эти два бекаса… Поверните налево голову этого бекаса… Дайте мне палитру… Я не могу писать его клюв… Скорее, дайте краски… Поменяйте местами этих бекасов… » . Ему стало хуже и 3 декабря около двух часов ночи, на 79-м году жизни, Ренуар скончался от воспаления лёгких . Похоронен в Эссуа рядом с могилой жены .
Творчество
1862—1873. Выбор жанров
В начале 1862 года Ренуар сдал экзамены в Школу изящных искусств при Академии художеств и записался в мастерскую Глейра. В ранние годы Ренуар находился под влиянием творчества барбизонцев , Коро , Прюдона , Делакруа и Курбе . В 1864 году Глейр закрыл мастерскую, обучение закончилось. Ренуар начал писать свои первые полотна и тогда впервые представил в Салон картину «Эсмеральда, танцующая среди бродяг». Её приняли, но когда холст вернулся к нему, автор его уничтожил.
Избрав в те годы жанры для своих произведений, он не изменял им до конца жизни. Это пейзаж — «Жюль ле Кёр в лесу Фонтенбло» (1866), бытовые сцены — « Лягушатник » (1869), «Понт Неф» (1872), натюрморт — «Весенний букет» (1866), « Натюрморт с букетом и веером » (1871), портрет — «Лиза с зонтиком» (1867), «Одалиска» (1870), обнаженная натура — «Диана-охотница» (1867). С 1864 года, во многом из-за возможности заработать на жизнь, обратился к портретной живописи.
1874—1882. Борьба за признание
В 1872 году Ренуар с друзьями создал , организованное в форме акционерного общества. Принимал участие в Первой выставке импрессионистов (15.04.1874—15.05.1874), организованной товариществом . Ренуар представил на ней пастель и шесть живописных полотен, среди которых были «Танцовщица» и « Ложа » (обе — 1874). Выставка закончилась провалом, а члены товарищества получили оскорбительную кличку — «импрессионисты» .
Несмотря на бедность, именно в эти годы художник создал свои главные шедевры: «Большие бульвары» (1875), «Прогулка» (1875), « Бал в Мулен де ла Галетт » (1876), « Обнажённая » (1876), « Обнажённая в солнечном свете » (1876), « Качели » (1876), «Первый выезд» (1876/1877), «Тропинка в высокой траве» (1877).
Ренуар постепенно перестал участвовать в выставках импрессионистов. Он представил в 1879 году в Салон полнофигурный « Портрет актрисы Жанны Самари » (1878) и «Портрет госпожи Шарпантье с детьми» (1878) и добился всеобщего признания, а вслед за этим финансовой независимости. Он продолжил писать новые полотна — в частности, ставшие знаменитыми «Бульвар Клиши» (1880), « Завтрак гребцов » (1881), « На террасе » (1881).
1883—1890. «Энгровский период»
Ренуар побывал в Алжире, затем в Италии, где близко познакомился с работами классиков Возрождения , после чего его художественный вкус изменился. Источником вдохновения в этот период был Энгр, поэтому искусствоведы называют этот период в творчестве художника «энгровским». Сам Ренуар именовал этот период «кислым» . Он написал серию картин « Танец в деревне » (1882/1883), « Танец в городе » (1883), « Танец в Буживале » (1883), а также такие полотна, как «В саду» (1885) и « Зонтики » (1881/1886), где ещё проглядывает импрессионистское прошлое, но проявляется новый подход Ренуара к живописи; окружающая среда написана в импрессионистической манере, фигуры очерчены чёткими линиями. Наиболее известное произведение этого периода — « Большие купальщицы » (1884/1887). Для построения композиции автор впервые использовал наброски и эскизы. Линии рисунка стали четкими и определёнными. Краски утратили прежнюю яркость и насыщенность, живопись в целом стала выглядеть сдержанней и холоднее. Для данного произведения позировали: Алина Шариго — жена художника и Сюзанна Валадон — модель Ренуара, впоследствии также ставшая живописцем.
1891—1902. «Перламутровый период»
В 1892 году у Дюран-Рюэля открылась большая выставка картин Ренуара, которая прошла с большим успехом. Признание пришло и от государственных чиновников — картина « Девушки за фортепьяно » (1892) была закуплена для Люксембургского музея.
Ренуар ездил в Испанию , где познакомился с творчеством Веласкеса и Гойи .
В начале 90-х годов в ренуаровском искусстве произошли новые перемены. В живописной манере появилась переливчатость цвета, отчего этот период иногда именуют «перламутровым».
В это время Ренуар написал такие картины как «Яблоки и цветы» (1895/1896), «Весна» (1897), «Сын Жан» (1900), «Портрет госпожи Гастон Бернхейм» (1901). Он путешествовал в Нидерланды , где интересовался полотнами Вермеера и Рембрандта .
1903—1919. «Красный период»
«Перламутровый» период уступил место «красному», названному так из-за предпочтения оттенкам красноватых и розовых цветов . После того как посетивший его в Эссуа в 1906 году скульптор Аристид Майоль создал по заказу маршана Амбруаза Воллара « Бюст Ренуара », художник сам заинтересовался скульптурой и стал увлечённо заниматься ваянием и керамикой. Воллар подыскал для Ренуара помощника — Ришара Гвино. Первыми работами Ренуара-Гвино стали небольшая скульптура «Венера» и более масштабная «Венера победительница» (высота 180 см) . Вместе они создали более десяти работ (по оценке Барбары Эрлих-Уайт — 14 ), пока в начале 1918 года Ренуар не обвинил его (и попутно Воллара) в продаже скульптур, созданных якобы от его имени, но к которым он не имел никакого отношения. Однако этот случай не охладил его стремление к скульптуре и в конце жизни он стал работать со своим новым помощником — Луи Морелем .
Ренуар по-прежнему писал солнечные пейзажи, натюрморты с яркими цветами, портреты своих детей, обнажённых женщин, создал «Прогулку» (1906), «Портрет Амбруаза Воллара » (1908), «Габриэль в красной блузе» (1910), «Букет роз» (1909/1913), «Женщину с мандолиной» (1919).
Дети
- Пьер Ренуар ( фр. Pierre Renoir ; 1885—1952) — актёр театра и кино.
- Жан Ренуар ( фр. Jean Renoir ; 1894 — 1979 ) — известный кинорежиссёр и писатель.
- Клод «Коко» Ренуар ( фр. Claude Renoir ; 1901 — 1969 ) — кинорежиссёр , художник-керамист, не путать с внуком , кинопродюсером.
Память
- В честь Ренуара назван на Меркурии .
- В 2016 году в его честь в России был выпущен почтовый конверт .
См. также
Примечания
- (нидерл.)
- (фр.) — .
- (англ.) // — 12 — London, New York City: 1922. — Vol. XXXII Pacific Ocean Islands to Zuloaga. — P. 268.
- Pierre-Auguste Renoir // (англ.) — OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
- — 2016.
- (англ.)
- , с. 6.
- , с. 16.
- , с. 17, 21.
- , с. 19—20.
- , с. 7.
- ↑ .
- , с. 21—22.
- , с. 8—9.
- , с. 24—25.
- , с. 28.
- , с. 13—14.
- , с. 16.
- , с. 19—20.
- , с. 21.
- , с. 32—33.
- , с. 36.
- , с. 39.
- , с. 22.
- , с. 44.
- , с. 56.
- , с. 63—64.
- , с. 56—58.
- , с. 345—347.
- , с. 223.
- , с. 238.
- , с. 230.
- , с. 68—71.
- , с. 214.
- , с. 84.
- ↑ Н. Смирнов. Послесловие к книге Анри Перрюшо. Жизнь Ренуара. «Радуга», М., 1986.
- , с. 278—279.
- , с. 304.
- , с. 296.
- IMDb . Дата обращения: 13 февраля 2021. 17 февраля 2017 года.
Литература
- Бонафу, Паскаль. Ренуар / Пер. с фр. Л. Матяш. — М. : Молодая гвардия, 2010. — 231 с. — ( Жизнь замечательных людей ). — ISBN 978-5-235-03402-0 .
- Бродская Н. В. Огюст Ренуар, СПб — Бурнемут, Аврора — Паркстон, 1996 (157стр, мн.ил, 9 авт. листов текста) ( (рус.) (нем.) (англ.) (фр.) )
- Воллар, Амбруаз. Ренуар / Отв. ред. Е. Малкина. — Л. : Издательство Ленинградского областного союза советских художников, 1934. — 242 с.
- Лебедянский М. С. Портреты Ренуара. — М. : Изобразительное искусство, 1998. — 176 с. — ISBN 5-85200-359-X .
- Перрюшо, Анри. Жизнь Ренуара. — М. : Радуга, 1986. — 336 с.
- Ревалд, Джон. История импрессионизма / Пер. с англ. П. Мелковой . — М., Л.: Искусство, 1959. — 503 с.
- Ревалд, Джон. Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена. — М.; Л.: Искусство, 1962. — 614 с.
- Ренуар, Жан. Огюст Ренуар / Пер. с фр. О. Волкова . — М. : Искусство, 1970. — 361 с. — (Жизнь в искусстве).
- Рубин, Джеймс Генри. Импрессионизм : энциклопедия эпохи = How to Read an Impressionist Painting / пер. с англ. Ф. Кузьмичёва, В. Горохова ; науч. ред. А. Шапочкина. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2020. — 408 с. — ISBN 978-5-00146-744-1 .
- / Под ред. М. и А. Серюлля. / Пер. с фр. Н. Матяш. — М. : Республика, 2005. — С. —151. — 295 с. — ISBN 5-250-01858-0 .
- Эрлих-Уайт, Барбара. Ренуар. Частная жизнь = Renoir: an intimate biography / Пер. с англ. А. Глебовской. — СПб. : Азбука : Азбука-Аттикус, 2019. — 493 с. — ISBN 978-5-389-15253-3 .
Ссылки
- Н. В. Бродская , , изд. Аврора, 2010
- 2021-06-05
- 3