Interested Article - Стайгер, Род
- 2020-04-27
- 1
Ро́дни «Род» Сти́вен Ста́йгер ( англ. Rodney Stephen "Rod" Steiger ; 14 апреля 1925 — 9 июля 2002 ) — американский актёр , обладатель премии « Оскар » ( 1968 ) за роль шефа полиции в детективе « Душной южной ночью ». Едва ли не лучшей своей ролью в карьере сам актёр считал роль еврея Сола Назермана, сыгранного им в психологической драме « Ростовщик » (« Серебряный медведь », 1964).
Биография
Родни Стивен Стайгер родился 14 апреля 1925 года в (штат Нью-Йорк ). Родители его, Фредерик и Лоран Стайгер, выступали с песенно-танцевальным номером в передвижном шоу. Они развелись, когда сыну было около года.
Во время Второй мировой войне в качестве торпедиста первого класса принимал участие в наиболее опасных боевых операциях Третьего и Пятого флотов США , в том числе в Иводзимской и Окинавской операциях . Покинул военно-морскую службу на следующий день после капитуляции Японии (в медицинском заключении было отмечено острое кожное заболевание). После войны, в возрасте двадцати двух лет, поступил в театральную любительскую труппу. Сыграл царя Менелая в пьесе «Муж Елены» и роль злодея в спектакле под названием «Будь проклят, Джек Дальтон».
Театральный дебют Стайгера прошёл незамеченным. Он перебрался в Нью-Йорк , где в течение двух лет изучал актёрское искусство — сначала в Новой школе социальных исследований, а затем, по приглашению Дэниела Манна , — в нью-йоркской Актёрской студии , которой руководили Элиа Казан и Ли Страсберг .
В апреле 1951 года Род Стайгер дебютировал на Бродвее в возобновлённой постановке пьесы Клиффорда Одетса «Ночная музыка». Он сыграл пятидесятипятилетнего детектива и был высоко отмечен нью-йоркской критикой. В следующем году он появляется на сцене в комедии «Чайки над Сорренто» и в ибсеновском «Враге народа».
Но главное поле его актёрской активности в эти годы — телевидение . Ещё не получивший голливудского амплуа «эмоционального злодея», Стайгер демонстрирует широту своего диапазона — от Ромео до Распутина . За пять лет, с 1948 по 1953 год, он сыграл свыше двухсот пятидесяти ролей.
В 1951 году дебютировал в кино, снявшись в фильме Фреда Циннемана «Тереза». Уже следующая роль Стайгера в кино заставила критику говорить о нём как о явлении. За участие вместе с Марлоном Брандо в фильме Элиа Казана « В порту » ( 1954 ) Стайгер был номинирован на премию « Оскар » как лучший актёр второго плана . Но «Оскар» ещё долго будет обходить его стороной.
В фильме Стайгер сыграл гангстера Чарли, получившего задание «пришить» брата ( Марлон Брандо ) за намерение выдать шайку. После успеха фильма судьба Стайгера была предопределена. Он превращается в новую звезду на отрицательные роли и в этом образе начинает кочевать из фильма в фильм. Желание актёра «очеловечить» своих персонажей, стремление показать их не односторонними примитивными негодяями привело к тому, что нередко именно его отрицательные герои вызывали у зрителей больше симпатии, чем противостоящие им безликие положительные персонажи.
Амплуа кинематографического злодея, утвердившееся за Стайгером в 1950-е годы, закономерно определило выбор его на главную роль в фильме « Аль Капоне » (1959) режиссёром Ричардом Уилсоном . Кроме того, Уилсон нашёл и чисто внешнее сходство между актёром и знаменитым гангстером. Фильм имел огромный успех. Однако, хотя «Аль Капоне» ещё больше закрепил успех Стайгера как актёра, сам он не был доволен своей карьерой. Более того, именно боязнь окончательно «погрязнуть» в ролях злодеев подвигла Рода на отчаянное решение: убедить режиссёров попробовать его в ином амплуа, доказать себе и зрителям, что его творческий диапазон шире предлагаемых ролей. В Голливуде Стайгеру не удалось сломать сложившийся стереотип, и тогда он решается на шаг, который многие сочли «безумием»: в зените славы он покидает Америку и едет в Европу , намереваясь начать свою кинобиографию как бы с новой страницы.
В начале 1960-х годов Стайгер работал в Италии . Снимался в фильмах « Руки над городом » (реж. Франческо Рози , 1963), «Равнодушные» (реж. Франческо Мазелли , 1964) и др.
В 1965 году английский режиссёр Тони Ричардсон пригласил Стайгера сниматься в экранизации сатирического романа Ивлина Во « Незабвенная ». Следующий, 1966 год, актёр провёл в Испании , а затем снимался у итальянского режиссёра Паскуале Феста-Кампаниле в трагикомедии о временах Первой мировой войны «Девушка и генерал».
За четыре года работы вне Голливуда Стайгер полностью освободился от навязанного ему амплуа и, вновь получив приглашение вернуться в Америку , теперь уже сам смог диктовать условия. Актёру необходимо было уехать, чтобы родина признала его как одного из самых талантливых и одарённых людей. Проявив себя блестящим мастером перевоплощения и доказав, что он — актёр без амплуа или, вернее, актёр на любые амплуа, Стайгер был тем не менее достаточно постоянен в своих привязанностях. Он любил изображать человека, попавшего в критическую ситуацию, когда требуется максимальная концентрация сил и сама жизнь заставляет героя выбрать определённую позицию. Таков полицейский Гиллеспи (роль, за которую актёр получил « Оскара ») — герой фильма « Душной южной ночью » (реж. Норман Джуисон , 1967); таковы Наполеон Бонапарт (« Ватерлоо », реж. С. Бондарчук , 1970), Бенито Муссолини («Бенито Муссолини: последний акт», реж. Карло Лидзани , 1974); Понтий Пилат (« Иисус из Назарета », реж. Франко Дзеффирелли , 1977), генерал Уэбстер (« Штайнер — Железный крест 2 », реж. , 1979) и многие, многие другие его персонажи.
Род Стайгер умер 9 июля 2002 года в Лос-Анджелесе от пневмонии и осложнений после операции на желчном пузыре.
Личная жизнь
Род Стайгер был женат пять раз:
С 1952 по 1958 год — на актрисе Салли Грейси.
С 1959 по 1969 год — на британской актрисе Клэр Блум , дочь Анна Стайгер (род. 1960), оперная певица.
С 1973 по 1979 год — на Шерри Нельсон.
С 1986 по 1997 год — на Поле Эллис, сын Майкл (род. 1993).
С 2000 по 2002 год — на актрисе Джоан Бенедикт Стайгер.
Избранная фильмография
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1954 | ф | В порту | On the Waterfront | Чарли Маллой |
1955 | ф | Оклахома! | Oklahoma! | Джуд Фрай |
1955 | ф | Большой нож | The Big Knife | Стэнли Шрайнер Хофф |
1956 | ф | Jubal | Пинки | |
1956 | ф | Тем тяжелее падение | The Harder They Fall | Ник Бенко |
1956 | ф | Из вечности | Back from Eternity | Васкуэль |
1958 | ф | Крик ужаса | Cry Terror! | Пол Хоплин |
1959 | ф | Аль Капоне | Al Capone | Аль Капоне |
1962 | ф | Самый длинный день | The Longest Day | командир истребителя |
1963 | ф | Руки над городом | Le mani sulla città | Эдоардо Ноттола |
1964 | ф | Ростовщик | The Pawnbroker | Сол Назерман |
1965 | ф | Незабвенная | The Loved One | мистер Джойбой |
1965 | ф | Доктор Живаго | Doctor Zhivago | Виктор Комаровский |
1967 | ф | Душной южной ночью | In the Heat of the Night | начальник полиции Билл Гиллеспи |
1970 | ф | Ватерлоо | Waterloo | Наполеон |
1971 | ф | За пригоршню динамита | Giù la testa | Хуан Миранда |
1975 | ф | Невинные с грязными руками | Les innocents aux mains sales | Луи Вормсер |
1977 | мтф | Иисус из Назарета | Jesus of Nazareth | Понтий Пилат |
1978 | ф | Кулак | F.I.S.T. | сенатор Мэдисон |
1979 | ф | Железный крест 2 | Breakthrough | генерал Вебстер |
1979 | ф | Ужас Амитивилля | The Amityville Horror | отец Дилэйни |
1979 | ф | Любовь и пули | Love and Bullets | Джо Бомпоса |
1981 | ф | Омар Мухтар | Lion of the Desert | Бенито Муссолини |
1981 | ф | Избранные | The Chosen | реб Сондерс |
1983 | ф | Кук и Пири: гонка к полюсу | Cook & Peary: The Race to the Pole | Роберт Пири |
1984 | ф | Лицо без маски | The Naked Face | лейтенант Макгриви |
1986 | ф | Меч Гедеона | Sword of Gideon | Мордехай Сэмюэлс |
1987 | ф | Американская готика | American Gothic | Па |
1989 | ф | Январский человек | The January Man | мэр Имон Флинн |
1990 | ф | Люди, достойные уважения | Men of Respect | Чарли Д'Амико |
1994 | ф | Специалист | The Specialist | Джо Леон |
1996 | ф | Марс атакует! | Mars Attacks! | генерал Деккер |
1997 | ф | Малыш | The Kid | тренер Гарри Слоан |
1998 | ф | Нежить | Modern Vampires | доктор Ван Хельсинг |
1999 | ф | Ураган | The Hurricane | судья Х. Ли Сарокин |
1999 | ф | Конец света | End of Days | отец Ковак |
2002 | ф | Поединок | Poolhall Junkies | Ник |
Примечания
- ↑ Rod Steiger // (англ.) — 2000.
- ↑ Marc D. Rod Steiger // (англ.) // / — New York City: Oxford University Press , 2017. — ISSN —
- Deutsche Nationalbibliothek Record #120900424 // (нем.) — 2012—2016.
- 2020-04-27
- 1