Коваль, Юрий Иосифович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ю́рий Ио́сифович (Юзефович) Ви́збор ( 20 июня 1934 , Москва — 17 сентября 1984 , там же) — советский автор-исполнитель песен, поэт , киноактёр, писатель и журналист, киносценарист, кинодокументалист, драматург, художник. Один из основоположников жанра авторской , студенческой, туристской песни. Создатель жанра « песни-репортажа » , автор более 300 песен. Член Союза журналистов и Союза композиторов СССР .
Юрий Визбор родился 20 июня 1934 года в Москве.
Мать — Мария Григорьевна, урождённая Шевченко (1912—1999), родилась в Екатеринодаре , окончила курсы акушерок, во время войны работала в санэпидстанции и училась в 1-м Медицинском институте . Потом более 30 лет проработала в Министерстве здравоохранения СССР , была членом международных медицинских учреждений, побывала почти в 50 странах мира .
Отец — Иозас (Юозас) Ионасович Визборас (1903—1938, в России — Иосиф (Юзеф) Иванович Визбор), литовец , родился в Либаве , образование среднее, моряк , во время гражданской войны на Южном фронте — командир в РККА , в середине 1930-х годов — на руководящей работе в милиции Таджикистана . В 1934 году был ранен в спину. Затем был оперуполномоченным ОБХСС в Москве. 14 января 1938 года был арестован , 23 марта 1938 года комиссия НКВД и Прокуратуры СССР приговорила его к расстрелу по обвинению в принадлежности к контрреволюционной латышской националистической организации по пунктам 6, 10 и 11 58 статьи УК РСФСР («за контрреволюционную деятельность »), и 5 апреля 1938 года приговор был приведён в исполнение на Бутовском полигоне НКВД. 14 августа 1958 года был реабилитирован посмертно . Семья была выселена в подмосковный поселок Сокол, затем Мария с Юрием уехали на год в Хабаровск , а 13-летнюю сестру Антонину определили в специальный детский дом для детей врагов народа. В 1941 году семья вернулась в Москву, где поселилась на улице Сретенка .
Мать Мария Григорьевна вышла замуж вторично, отчимом стал Иван Кузьмич Ачетков, рабфаковец, выходец из простых рабочих, но работающий в Госкомитете по строительству . Отношения с ним у Юрия не сложились. В 1951 году мать развелась с отчимом .
В автобиографии Визбор пишет, что он написал своё первое стихотворение в 14 лет .
В 1951 году Визбор окончил московскую среднюю школу № 659 и поступил в Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина после неудачных попыток поступить в МИМО , МГУ и Московский государственный университет геодезии и картографии (у «сына врага народа» просто не принимали документы). На выбор вуза повлиял его одноклассник Владимир Красновский , о котором Визбор говорил: «Не было человека в моей судьбе, который оказал бы на меня большее влияние, чем Володя… Он научил меня любить музыку, песни, любить и понимать литературу». Ещё в школе он научил Юрия играть на гитаре. В МГПИ уже существовали песенные традиции, связанные как с самодеятельностью студентов, так и с туризмом. Впечатления от первых походов по Подмосковью и Карелии стали основой для первых песен Визбора.
Песни «Мадагаскар» и «Парень из Кентукки» быстро стали популярными среди московского студенчества. Буква « П » в аббревиатуре названия МГПИ в начале 1950-х годов расшифровывалась в студенческой среде как « Поющий ». Это был один из центров нарождавшегося в то время жанра «самодеятельной», или « авторской песни », и Визбор сразу стал ярчайшим представителем этого жанра .
В этот период Визбор сочинял песни на известные мелодии или с использованием таковых. Авторами некоторых мелодий являлись его друзья В. Красновский, , В. Олеников.
К периоду учёбы относятся десятки ранних песен Визбора, в том числе «Гимн МГПИ—МПГУ»:
Много впереди путей-дорог,
И уходит поезд на восток.
Светлые года
Будем мы всегда
Вспоминать.
Много впереди хороших встреч,
Но мы будем помнить и беречь
Новогодний зал,
Милые глаза,
Институт .
В 1955 году Визбор окончил МГПИ по специальности «Русский язык и литература». С августа по сентябрь работал по распределению учителем средней школы на станции Кизема Печорской железной дороги ( Архангельская область ), куда опять-таки отправился вместе с Владимиром Красновским. В октябре того же года оба были призваны в ряды Советской армии и служили вместе в воинских частях, расположенных на территории Кандалакшского горсовета Республики Карелия (ныне Мурманская область). К концу службы был радистом 1-го класса, чемпионом военного округа по радиосвязи. Сочинял стихи и песни на армейские темы, публиковал их в газете соединения и военного округа.
Армейский период, по мнению Р. Шипова, составителя собрания сочинений Ю. Визбора, сыграл определяющую роль в формировании автора как поэта . Именно тогда он сочинил первую песню на собственную музыку — «Синие горы» («Я помню тот край окрылённый…»). Он на всю жизнь полюбил Север, куда впоследствии возвращался и по журналистским делам и к друзьям.
Во время службы и сразу после увольнения в запас написал повесть «На срок службы не влияет» (впервые опубликована в двухтомном собрании сочинений после смерти автора) . В 1963 году на неё дал положительную рецензию Константин Симонов, но главный редактор журнала «Юность» Борис Полевой не решился на публикацию. Повесть автобиографична: в главном герое Константине Рыбине угадывается сам Визбор, а в его друге Владимире Красовском — его школьный, институтский и армейский друг Владимир Красновский.
В октябре 1957 года уволился в запас из армии в звании старшего сержанта и начал работать журналистом, вначале внештатно на Московском радио . Послеармейский период (по 1963 год) в бытовом плане был непростым: постоянной работы не было, зато создалась молодая семья (Визбор женился на однокурснице Аде Якушевой ). В этом браке родилась дочь , впоследствии журналист и радиоведущая. Сложный в бытовом плане период был, однако, плодотворным: к нему относятся ставшие народными «Охотный ряд», « Домбайский вальс », «Спокойно, дружище» и «Синий перекрёсток».
В 1960 году Визбор сочинил песню «Если я заболею» на стихи
Ярослава Смелякова
, немного сократив стихотворение и внеся коррективы для согласования с музыкальным размером. Она обрела широкую популярность и в 1961 году была опубликована в журнале «
Музыкальная жизнь
». В одном из выступлений на радио Ярослав Смеляков сказал: «Самое большое счастье для поэта, когда его стихи без его ведома становятся народной песней. Так вышло с моим стихотворением „Если я заболею“…» Эта песня стала единственной, в которой Ю. Визбор выступил только в качестве композитора
.
Песни Визбора, распространяемые в неофициальных магнитофонных записях, приобрели популярность среди интеллигенции — сперва в Москве, а затем и по всей стране.
В 1957 году Визбор стал одним из организаторов звуковой газеты «Говорит Комсомолия».
В 1961 году совместно с С. Смирновым написал сценарий к фильму Б. Рыцарева «Выше неба», для которого также сочинил 6 песен, в том числе « Домбайский вальс ».
«Он дал своему поколению голос, дал жанр, и именно с его лёгкой руки пошло уже поветрие и появились менестрели следующих поколений — принцип был распознан, почин подхвачен, создалась традиция, артистическая система, оказавшая влияние на поэзию и ставшая её частью». Лев Аннинский .
В
1962 году
принял участие в создании радиостанции «
Юность
». Начинает также концертную деятельность.
С 1963 года Визбор отказывается от сотрудничества с друзьями в создании песен, используя помощь профессиональных композиторов лишь при сочинении песен «на заказ» для эстрады, театра и кино.
В 1963 году Визбор выступил как один из основателей популярного звукового журнала « Кругозор » , в котором впоследствии проработал до 1970 года. По заданиям журнала объездил всю страну и стал родоначальником нового жанра « песни-репортажа »: в выпуске № 1 звукового журнала в 1964 году прозвучала первая такая песня — « На плато Расвумчорр ».
В 1966 году его репортажи отмечены в числе лучших материалов журнала. В том же году выходит первый сборник рассказов Визбора «Ноль эмоций».
В 1967 году вступает в КПСС . Пишет сценарий к документальному фильму «Тува — перекрёсток времён» ( Свердловская киностудия ).
1971 год стал первым активным годом в концертной деятельности Визбора: состоялось тридцать его выступлений в городах страны, а самым активным стал 1976 год (семьдесят концертов).
В 1974 году состоялась премьера пьесы «Автоград XXI» в Московском Театре имени Ленинского комсомола (режиссёр и соавтор М. Захаров ), затем пьесы « В списках не значился » по повести Б. Васильева . С 1974 по 1984 год эта пьеса была поставлена в двадцати семи театрах страны.
В 1979 году Московский клуб самодеятельной песни подготовил сборник произведений Ю. Визбора.
В 1980 году в соавторстве с Д. Сухаревым создал текст песни для кинофильма « Москва слезам не верит » (режиссёр В. Меньшов ).
В последние годы жизни Визбор продолжает активно работать в телевизионном кино, создавать песни, в том числе и для телефильмов, выступать с концертами.
Юрий Визбор был также горячим поклонником альпинизма, постоянным и желанным участником летних экспедиций команды мастеров московского клуба «Спартак», руководимой и выступавшей на чемпионатах ВЦСПС, СССР и РФ (Кавказ, Памир, Тянь-Шань, Гиссаро-Алай). В этих выездах он написал несколько десятков песен о горах.
Имел звание инструктора по горнолыжному спорту ; опыт работы в горах Кавказа и жизненные наблюдения впоследствии легли в основу повести «Завтрак с видом на Эльбрус».
С 1967 года, начав создавать сценарии для документальных фильмов и затем попробовав себя как режиссёр, к 1970 году Визбор переходит на работу в сценарный отдел творческого объединения « Экран » Государственного комитета по радио и телевидению.
Его командировки связаны с крупнейшими проектами времени: строительством КамАЗа и Братской ГЭС , освоением Самотлора , разработкой месторождений Якутии .
За сценарий и текст документального фильма «Доктор» Визбор получает Гран-при на Международном фестивале Красного Креста в Варне (1976).
В 1976 году был принят в Союз кинематографистов СССР; в 1979 году фильм «На полюс!» (« »), текст для которого написал Ю. Визбор, был удостоен Гран-при Международного кинофестиваля в Сан-Винценте (Италия).
Первую роль в кино Визбор сыграл в 1966 году , снявшись в известном фильме Марлена Хуциева « Июльский дождь ». По собственному признанию Визбора, когда режиссёр позвонил ему и предложил сняться в кино, он воспринял это как розыгрыш. Тем не менее для непрофессионального актёра дебют Визбора оказался очень убедительным; и роль обаятельного «человека с гитарой», обольстителя девушек Алика стала для него одной из самых удачных ролей. В фильме Визбор исполнил три песни: « Простите пехоте » Б. Окуджавы , « Обеденный перерыв » Е. Клячкина и собственную « Спокойно, дружище, спокойно!.. »
В 1968 году снимается в фильме « Возмездие » в роли генерала Захарова.
В дальнейшем Визбор регулярно снимался в кино:
В 1982 году Юрий Иосифович перенёс инфаркт миокарда , после которого успешно восстановил здоровье и даже вернулся к привычным экспедициям в горы. В начале марта 1984 года в альпинистском лагере « Цей » Визбор написал свою последнюю песню — « Цейская ». По возвращении в Москву почувствовал себя плохо и у него был диагностирован рак печени .
Его дочь вспоминала :
Последнюю неделю жизни отец провёл в больнице, у него в печени обнаружили метастазы. Диагноз поставили в мае, а в сентябре он умер. В 1980 году, катаясь на лыжах в Кировске, отец упал, получив двойной перелом тазобедренного сустава. Есть предположение, что такой сильный удар и спровоцировал развитие раковых клеток. Через год после падения случился обширный инфаркт. В больнице отец терпел жуткие муки, но не разрешал колоть себе морфий. Говорил: не хочу привыкать, чтобы не стать морфинистом. У папы есть фраза: «Уйти на дно, не опуская флаг». Он так и умер: во время разговора с медсестрой, отпуская ей комплименты.
Юрий Визбор скончался 17 сентября 1984 года в Москве , на 51-м году жизни.
Похоронен на московском Кунцевском кладбище .
Юрий Визбор был женат 4 раза.
Вышли пластинки, кассеты, книги стихов и прозы:
|
Этот раздел
не завершён
.
|
В разделе приведён список песен, написанных Юрием Визбором на свои стихи. Их полное собрание опубликовано в двухтомнике «Юрий Визбор. Сочинения» в серии «Голоса. Век ХХ» .
Дата или год написания | Первая строка | Название | Примечания |
1948 | Поёт пассат, как флейта, в такелаже | Поёт пассат, как флейта, в такелаже | Первое стихотворение Ю. Визбора, написанное в 8-м классе средней школы; парафраз известного произведения Л. Мартынова «Вот корабли прошли под парусами». В собрании сочинений опубликовано в приложении от составителя . |
1951 | Над рекой рассвет встаёт… | — | Опубликовано в разделе «Песни и стихи, написанные по случаю» . Песня на заимствованную мелодию. |
28.3.1952 | Бивуак наш, словно Сочи… | Бивуак | Опубликовано в разделе «Песни и стихи, написанные по случаю» . На мелодию популярной песни «На-ни-на» из репертуара В. Канделаки . В песне упоминается В. Г. Маландин — организатор туризма в МГПИ, друг Ю.Визбора в студенческие годы. |
7.5.1952 | Теберда , Теберда… | Теберда | Раннее стихотворение, опубликовано в разделе « Охотный ряд » . В музыке использована мелодия песни Е. Жарковского « Прощайте, скалистые горы ». |
10.12.1952 | Чутко горы спят, Южный Крест залез на небо… | Мадагаскар | Написана на лекции в МГПИ. Первая, ставшая известной, песня автора. Написана на мелодию А. Цфасмана из популярного в то время спектакля Центрального театра кукол «Под шорох твоих ресниц» . Существуют 3 дополнительные строфы, написанные не Ю. Визбором (фольклор). Чаще всего в « самиздатских » сборниках встречается: «Помнишь южный порт и накрашенные губы, // И купленный за доллар поцелуй? // Осторожней, друг: эти ласки слишком грубы — // Напрасно ими сердце не волнуй» . |
1952 | Лишь утром снега берегут… | Где небо состоит из тьмы и снега | Ранние стихотворения, опубликованы в разделе « Охотный ряд » . Написаны на Западном Кавказе. |
1952 | Семафор нам блеснул, как зарница… | Путевая | Опубликовано в разделе «Песни и стихи, написанные по случаю» . В соавторстве с И. Мотяшовым. Песня на музыку Б. Мокроусова к « Песне защитников Москвы » на стихи А. Суркова («В атаку стальными рядами»). |
11.2.1953 | Этот лётчик был мальчишка… | Парень из Кентукки | Музыка С. Богдасаровой" . Тема связана с народно-освободительной войной вьетнамского народа с французскими колониалистами (1945—1954), в которой участвовали и США. |
ноябрь 1953 | Полночь в зените… | Старые ели | Написано в соавт. с М. Кусургашевым . Музыка В.Красновского . |
декабрь 1953 | Чёрная вершина мёрзлой ели… | — | Ранние стихотворения, опубликованы в разделе « Охотный ряд » |
11.12.1953 | Мирно засыпает родная страна… | Гимн МГПИ |
Написан в период учёбы автора. Музыка Ю. Визбора; стихи Ю. Визбора и
Ю. Ряшенцева. |
1953 | Камень чуть качнулся вперёд… | Каракая | Каракая — в переводе «Черная голова» — вершина Западного Кавказа . |
1953 | В облаках стоят вершины… | Прощальная | На мелодию английской песни Второй мировой войны «В путь далекий до Типерери…» |
сентябрь 1954 | Над вершиной тонкой ели… | Кичкинекол | Кичкинекол — вершина Западного Кавказа. Одна из первых опубликованных песен (литературно-художественный альманах «Приключения в горах», 1961) . |
1954 | Кончен день морозный… | Карельский вальс | Муз. С. Богдасаровой. В 1956 году при подготовке песни к исполнению в программе отдела молодёжного вещания Главной редакции пропаганды Московского радио по предложению редакции были изменены две последние строчки припева, однако их исходный вариант сохранился в студенческой среде МГПИ : «Дали карельских озёр Будут нам часто сниться И за вершинами гор, И в столице родной». Песня была исполнена на радио октетом под руководством Ады Якушевой . |
ноябрь 1955 | Ветер влетает на площадь… | На Красной площади | Опубликовано в многотиражке «Ленинец» МГПИ 7 ноября 1955 года. |
1956 | В Архангельском порту причалил ледокол… | Маленький радист | |
1956 | Я смутно помню огни вокзала… | Не грусти, сержант | |
1956 | Я помню тот край окрыленный… | Синие горы | |
1956 | Синей дымкою горы подёрнулись… | Кавказ | Написана совместно с Юрием Ряшенцевым . |
1957 | У романтиков одна дорога: Обойдя все страны и моря… | Романтики | |
1958 | Вот флаг на мачте бьется, горит в ночи звезда… | Разлука | |
1958 | Жак Лондрей, уроженец Парижа, переехал в иные края… | Жак Лондрей | На мотив песни Жоржа Брассенса Brave Margot |
1958 | Он возвращался с работы поздно… | Парень по кличке Нос | |
лето 1958 | Вечер спрятался на крышу, в тишине шаги звенят… | Вечерняя песня | |
декабрь 1958 | Бегут, бегут, бегут колеса В тумане ночном.… | Бегут, бегут, бегут колеса | Написана совместно с Адой Якушевой |
4 февраля 1959 | Есть долина мечты в отдалённых горах… | Долина мечты | |
1959 | Снова просеки костром горят… | Здравствуй, осень! | |
1959 | Новостроек призывное знамя… | Это мы | Музыка А. Пахмутовой ; слова Ю. Визбора и Максима Кусургашева. Другое название: « Марш молодых строителей » (с первойI строкой « Мы немало, товарищ, с тобою… »). В тексте песни использована цитата (« Коммунизм — это молодость мира, и его возводить молодым! ») из стихотворения В. В. Маяковского «МЮД» (1926). |
1960 | Замотало нас невозможно… | Курильские острова | |
1960 | Кончилось лето жаркое… | Шхельда | |
1960 | Ночами долго курят астрономы… | Астрономы | |
1960 | Нажми, водитель, тормоз наконец… | Охотный ряд | |
1960 | Любовь моя, Россия!… | Россия | На мелодию песни А. Эшпая «Москвичи»(1958, стихи Е. Винокурова ). |
1960 | Тихим вечером, звёздным вечером… | Подмосковная |
Вышла в звуковом журнале «
Кругозор
» № 12, 1972. Была издана на первой авторской (посмертной) пластинке
«Наполним музыкой сердца»
(1985). Известна на музыку Ю. Визбора, существует ещё одна мелодия, принадлежащая
С. Богдасаровой. |
1960, 1940 | Если я заболею, — к врачам обращаться не стану… | Если я заболею | Музыка Ю. Визбора — по стихам Ярослава Смелякова (1940). Использована в фильме « Берегись автомобиля », где её исполняет дуэт Иннокентия Смоктуновского и Олега Ефремова . |
19.4.1961 | Лыжи у печки стоят… | Домбайский вальс | Написана на Кавказе , в альплагере « Алибек ». Вышла в звуковом журнале « Кругозор » № 8, 1966. Является первой песней, исполненной в космосе и транслировавшейся по Московскому радио . Пел её космонавт А. Иванченков, избранный впоследствии почётным председателем . |
1961 | На плато Расвумчорр не приходит весна… | На плато Расвумчорр | Первая песня, написанная автором в новом жанре «песни-репортажа» , во время журналистской командировки на Кольский полуостров . Впервые опубликована в первом номере звукового журнала «Кругозор» за 1964 г. Расвумчорр — плато в Хибинских горах , на Кольском полуострове . |
1961 | Через скальные Волчьи Ворота… | Волчьи Ворота | |
1961 | Глухим путем геологи шагают… | В твоей душе | |
1961 | Ну так что же рассказать о зиме?… | Зимняя песня | |
1962 | Забудь про всё… | Хамар-Дабан |
В районе этого хребта на южном и юго-восточном побережье озера Байкал
Ю. Визбор никогда не был. Сочинение песни было навеяно рассказами М. Кусургашева о туристском походе по этим местам . |
1962 | Оставь свою печаль до будущей весны… | Следы | |
1962 | Горит фонарик на крыле… | Турбины ТУ | |
1962 | Вставайте, граф, рассвет уже полощется… | Вставайте, граф | |
1962 | Спокойно, дружище, спокойно… | Спокойно, дружище | Посвящается В. Самойловичу . Использована в фильме « Июльский дождь », в авторском исполнении. Вариант 1-й строки: « Спокойно, товарищ, спокойно!… » |
1963 | В полуночном луче с базукой на плече… | Базука | Написана на основании воспоминаний Юрия Визбора о своей армейской службе, которую он проходил в Кандалакшском районе Мурманской области. |
1963 | Извиняюсь, но здесь не табор и не кони на водопой… | Десантники слушают музыку | |
1963 | Вот что я видел: курит командир… | Командир подводной лодки | |
1963 | А начиналось дело вот как: погасла жёлтая заря… | Карибская песня | |
1963 | Якоря не бросать — мы давно знаем старую заповедь… | Якоря не бросать | |
1963 | Снова плывут на закате мимо него корабли… | Остров Путятин | |
1963 | Ищи меня сегодня среди морских дорог… | Синий перекрёсток | Музыка создана в соавторстве с С. Богдасаровой. Другое название «Перекрёсток двенадцати ветров». Вошла в пьесу Ю. Визбора и М. Захарова «Автоград-XXI» . |
1963 | А мы сидим и просто курим… | Океан | |
1963 | А распахнутые ветра снова в наши края стучатся… | Распахнутые ветра | |
1963 | Три тыщи лет стоял Кавказ… | Слаломисты | |
1963 | На Востоке, на Востоке Сосны низкие растут… | Давным-давно | |
1963 | Взметнулась вверх рука, прощай! Пока… | Взметнулась вверх рука | |
1963 | Никто не ждет меня, не курит у огня… | Командировка | |
1963 | Разрешите войти, господин генерал… | Доклад | |
1963 | Не замечая бабьего лета… | Песня о Поэтах | |
1964 | Так вот моё начало, вот сверкающий бетон… | Так вот моё начало | |
1964 | Да обойдут тебя лавины в непредугаданный твой час!… | Да обойдут тебя лавины | |
1964 | Заканчивай, приятель, ночевать… | Заканчивай, приятель, ночевать | |
1964 | А была она солнышка краше… | Лирическая-диалектическая | |
1964 | Приходи ко мне, Бригитта… | Бригитта | |
1964 | Ты у меня одна… | Ты у меня одна |
Посвящается Т. Масленковой. В 1960-е годы среди московских студентов была популярна песня с припевом: «Во всём виновата весна // И ласковый месяц апрель. // Ты у меня одна — // И никому не верь». Возможно, строка из неё подсказала
Ю. Визбору тему песни . |
1964 | Сижу я как-то, братцы… | Рассказ технолога Петухова | Вариант названия: «Рассказ технолога Петухова о своей встрече с делегатом форума». Полное название: « Рассказ технолога Петухова о своей встрече с делегатом форума стран Азии, Африки и Латинской Америки, которая состоялась 27 июля в кафе-мороженом „Звёздочка“ в 17 часов 30 минут при искусственном освещении ». За эту песню Ю. Визбор подвергался критике. Авторство песни ошибочно приписывалось В. Высоцкому и А. Галичу . Чтобы по возможности избавить автора от преследования, редакция журнала «Кругозор» в 1965 году направила его в продолжительную командировку . |
ноябрь 1964 | Пошел на взлет наш самолёт… | Ночной полёт | |
весна 1965 | Трактора стоят среди дороги… | Река Неглинка | |
весна 1965 | Ни шагов, ни шороха, и снова тишина щемящая стоит… | Босанова | |
весна 1965 | То ли снег принесло с земли… | Кострома | |
весна 1965 | По судну «Кострома» стучит вода… | 3 минуты тишины | Написана на севере во время плавания на судне «Кострома» в Баренцевом и Норвежском морях . Была издана на первой авторской (посмертной) пластинке «Наполним музыкой сердца» (1985). |
весна 1965 | Я на земле бываю редко… | Окраина земная | |
весна 1965 | Штили выметая облаками… | Штили | |
1965 | Ты думаешь так — капитанская кепка… | Тралфлот | |
1965 | И вновь в поход — сигнал тревоги слышен… | Ракетный часовой | |
1965 | Дорог на свете много, но выше не найдешь… | Репортаж с трассы Хорог — Ош | |
1965 | А зимою трасса белая… | Трасса Хорог — Ош | |
1965 | - Ну вот и поминки за нашим столом… | Поминки | Памяти друга Ю. Визбора А. Сардановского, скончавшегося после тяжёлой болезни. Иногда исполнение этой песни автор посвящал М. Хергиани , выдающемуся советскому альпинисту, погибшему при восхождении на пик в Доломитовых Альпах . |
1965 | А кто там с сером свитере и в шапочке такой… | Горнолыжная | |
1965 | В горах дожди, в горах седое небо… | В горах дожди | |
1965 | — Свободен? — Куда везти?… | Такси | |
1965 | Кому — чины, кому — награды… | Зеленое перо | |
1965 | С моим Серёгой мы шагаем по Петровке… | Серёга Санин | Написана на основе реальных событий, происшедших в 1958 году на одной из советских военных баз в Казахстане . Песня нравилась В. Высоцкому . |
1965 | Заблестели купола — глядь, страна Хала-Бала… | Хала-Бала. Коллегам по редакции журнала «Кругозор» | Написана Ю. Визбором в командировке, в которую он был в 1965 году направлен редакцией журнала «Кругозор», чтобы избавить от возможного преследования за «крамольную» песню «Рассказ технолога Петухова». Название предположительно происходит от англ. слова hullabaloo — «шум», «гам», «гвалт», «буза» — впервые употребленного в печати в 1762 году писателем Тобайасом Смоллетом в романе «Приключения сэра Ланселота Гривза» . |
1965 | На проезжей на дороженьке, что приводит в старый Рим… | Безбожники | |
1965 | На этом свете нет чудес, хотя поверий груда… | Чудо | |
1965 | Воскреси мне луну золотую… | Археологи | |
1966 | Я гляжу сквозь тебя тебя, вижу синие горы… | Я гляжу сквозь тебя тебя | |
1966 | Ты как хочешь: пиши — не пиши… | Азиатская песня | |
1966 | А за бортом представляешь, как дует… | Прощание с Сибирью | |
1966 | А ну-ка попробуй подобно стреле… | Водные лыжи | |
1966 | Не пожелай ни дождика, ни снега… | Курсант | Посвящается П. Шкляруку (1946—1966), лётчику-курсанту, который погиб в авиакатастрофе, спасая людей на земле . |
лето 1967 | Вот это для мужчин… | Песня альпинистов | Посвящается альпинисту В. Кавуненко . Написана на Памире , на пике Ленина . Существует вариант названия песни по 1-й строке. Была издана на I авторской (посмертной) пластинке «Наполним музыкой сердца» (1985). |
1967 | По краю воронок — березок столбы… | Грибы | |
1968 | Я бы новую жизнь своровал бы, как вор… | Я бы новую жизнь | |
август 1968 | Один рефрижератор — представитель капстраны… | Ботик | В музыке использованы народные интонации. Была популярна в студенческой среде по всему Советскому Союзу . |
1969 | В кабинете Гагарина тихо, Тихо-тихо. Часы не идут… | В кабинете Гагарина тихо… | Написана к открытию Мемориального музея Ю. Гагарина в г. Гжатске (1970), годом ранее переименованном в честь погибшего космонавта. |
1969 | Так выпьем, ребята, за Женьку!… | Тост за Женьку | |
1969 | Вот и все. Заправлены моторы, внесена пятерка за багаж… | Республика Тува | |
1970 | В голове моего математика вся вселенная встала вверх дном… | Новая Земля | |
1970 | Задраены верхние люки… | Песня о подводниках | |
1970 | А в тени снег лежит, как гора (Здравствуй, здравствуй, мой сретенский двор!…) | Сретенский двор | Сретенка — улица в центре Москвы, где прошли детство и юность Ю. Визбора. Песня была издана на первой авторской (посмертной) пластинке «Наполним музыкой сердца» (1985). |
1970 | В седом лесу под Юхновом лежат густые тени… | Ванюша из Тюмени |
Посвящена курсантам
Подольского пехотного училища
, написана на мелодию
Б. Окуджавы («Прощание с Польшей» — «Мы связаны, Агнешка, с тобой одной судьбою»). В районе г. Юхнова Калужской области в 1941—1942 годах шли тяжёлые бои . |
1970 | Слушаю. Да. Алло!… (Телефон-автомат у неё, телефон на столе у меня…) | Телефон |
Песня из цикла «Диалоги». Была издана на первой (посмертной) пластинке
Ю. Визбора « Наполним музыкой сердца » (1985). |
1970 | Вот прекрасная оценка наших бедствий на бегу… | Католическая церковь | |
1970 | У дороги корчма… | Корчма | |
1970 | Там, в маленьком кафе… | Западный Берлин | |
26.7.1972 | Где-то в небе возникли высокие звуки… | Шереметьево | Другое название — «Песня о России». |
1972 | Мы это дело разом увидали… | Рассказ ветерана | «Это прямая литзапись рассказа, услышанного мной на слёте ветеранов» , — говорил Ю. Визбор. Была издана на первой авторской (посмертной) пластинке «Наполним музыкой сердца» (1985), под названием «Виталий Палыч». Под этим названием песню также исполнял В. Мулерман (двойной диск-гигант "Глядят на нас фронтовики", "Мелодия", 1981). |
1972 | Качка. Каспий. Волны, вечно шумящие, здрасьте!… | Остров сокровищ | Написана специально для концерта в Баку во время гастролей Ю. Визбора по городам СССР. |
1972 | Кем приходишься мне ты, не знаю… | Зайка | |
1973 | Товарищ генерал, вот добровольцы… | Цена жизни ( Полоцк ) | о событиях Полоцкой наступательной операции лета 1944 года |
1973 | Мне твердят, что скоро ты любовь найдёшь... | Мне твердят | |
1973 | Мы снова курим рыжую махорку… | Караульная служба | |
1973 | Пахнет луна сосной, по тишине лесной… | Велосипед | |
1973 | Мы стояли с пилотом ледовой проводки… | Чукотка | |
1973 | Отчего поет человек? — Потому что он очень мудрый… | Бухта Певек | |
1973 | Я иду на ледоколе, ледокол идёт по льду… | Я иду на ледоколе | |
12.6.1973 | Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены… | Милая моя | Посвящается VI туристскому фестивалю песни памяти Валерия Грушина . Одна из наиболее известных песен Ю. Визбора. Варианты названия: « Солнышко лесное », «Лесное солнышко». Песня стала народной . |
1.8.1973 | Нет мудрее и прекрасней средства от тревог… | Ночная дорога | Музыка Виктора Берковского и С. Никитина , слова Ю. Визбора. Песня была издана на I (посмертной) пластинке Ю. Визбора « Наполним музыкой сердца » (1985), в исполнении Ю. Визбора, Татьяны и Сергея Никитиных, также популярна в исполнении бардовского коллектива «Песни нашего века» . |
1.12.1973 | Я вам песню спою об одном гитаристе… | Баллада о Викторе Хара | |
1975 | Три авоськи, три коробки, — На, попробуй, донеси!… | Женщина | |
1975 | Гонит ночь облака… | Поселок Турист | |
2.7.1975 | Наполним музыкой сердца!… | Наполним музыкой сердца | Посвящается А. Межирову . В 1985 году была издана на I авторской (посмертной) одноимённой пластинке. |
21.11.1975 | А будет это так: заплачет ночь дискантом… | А будет это так | |
апрель — 3.5.1976 | Впереди лежит хребет — скальный… | — | Посвящается В. Смехову . На мелодию и по мотивам песни А. Краснопольского «Фантазия». |
27.7.1976 | Здравствуй-здравствуй, я вернулся!… | Здравствуй, я вернулся! | Посвящается Н. Тихоновой. Написана в Фанских горах . |
28.7.1976 | Я сердце оставил в Фанских горах… | Фанские горы | Написана в Фанских горах . Известна редакция, где слова «Фанские горы» заменены на «синие горы». |
октябрь 1976 — 3 апреля 1977 | Когда кончается сезон удачи… | Манеж | Посвящена Н. Тихоновой. На мелодию французского шансонье Ш. Азнавура . Другое название «Сезон удачи». |
май — 6.6.1977 | Нас исполняет музыка по лицам… | Сорокалетье | Фагот — персонаж романа М. Булгакова « Мастер и Маргарита ». Была издана на первой авторской (посмертной) пластинке «Наполним музыкой сердца» (1985). |
28.6.1977 | Когда в мой дом любимая вошла… | Ходики | Написана на Памире. Была издана на первой авторской (посмертной) пластинке «Наполним музыкой сердца» (1985). |
6-7.7.1977 | — Я не поняла: вы заказали?… | Излишний вес | Написана на Памире. Имеет подзаголовок: «Разговор двух дам, подслушанный правдивым автором в ресторане аэропорта города Челябинска , когда туда по случаю непогоды совершали посадки самолёты с различных направлений.» |
1977 | А жена моя сейчас зажигает зажигалку… | Правдивая песня о том, как я летел на самолёте и во время полёта размышлял, что же происходит сейчас в моей жизни | |
1977 | Приду сюда хотя б весной… | Два Когутая | |
1978 | Передо мною горы и река... | Передо мною горы и река | |
1978 | Покидаю город Таллин, состоящий из проталин… | Таллин | |
1978 | Он за мною видно шел, взял за локоть: Слушай Люся… |
Рассказ женщины (Случай у метро
« Площадь Революции ») |
|
17-20.8.1978 | Свечка темно горит… | Непогода в горах | Написана в горах Западного Кавказа, в альплагере « Узункол » добровольного спортивного общества «Спартак» . |
13.4.1979 | Лучше нет для нас подарка… | Речка Нара | Написана в самолёте во время авиарейса «Москва — Алма-Ата ». |
1979 | Есть город матросов, ночных контрабасов… | Песня о Мурманске | |
1979 | Обучаю играть на гитаре ледокольщика Сашу Седых… | Обучаю играть на гитаре | |
5 января 1974; март—апрель 1980 | Наверно, мы увидимся не скоро… | Притяженье звёздного пространства | Музыка С. Никитина , стихи Ю. Визбора. Существует вариант названия песни по 1-й строке. Написана на основе стихотворения 1974 года «Притяжение» для кинофильма « » (1980), дополнена вводной строфой «Человек во что бы то ни стало Должен одолеть земную тяжесть…» |
22.10.1980 | Нас везут в медсанбат... | Воспоминания о пехоте | |
1979 — 18.8.1981 | О моя дорогая, моя несравненная Леди!… | Леди | Имела подзаголовок: « Песня, начатая в Восточно-Сибирском море и дописанная на Чёрном море ». Написана в Туапсе . В одном [ каком? ] из документальных фильмов памяти автора отмечался мистический характер главной «героини» песни. |
7.5.1981 | Нам бы выпить перед стартом, но другие помешают… | Нам бы выпить перед стартом | |
1981 | Налей чайку зелёного, налей… | Октябрь. Садовое кольцо | |
10.2.1982 | Забудется печаль и письма от кого-то… | Работа | Прозвучала в кинофильме « Нежность к ревущему зверю » (1982), в котором Визбор исполнил роль журналиста Одинцова. |
8-12.04.1982 | Эх, жертва я доверия, беды своей родитель… | Укушенный | |
8.6.1982 | Когда перед тобою возникает красивая и трудная гора… | Третий Полюс | Посвящается советским альпинистам — восходителям на Эверест в 1982 году. |
11.6.1982 | Привет тебе, Володя, с Садового кольца… | Письмо | Памяти В. Высоцкого |
1982 | Теперь толкуют о деньгах… | Деньги | |
май — 6.6.1983 | Увы, мои друзья, уж поздно стать пилотом… | Авто | Написана в Пахре . |
октябрь — 31.10.1983 | Смотри-ка, дорогая, к нам радуга в гости! | Радуга | Имеет подзаголовок « Диалог о соотношении возвышенного и земного ». Написана в Пахре . |
ноябрь 1983 | Забытый миллионами людей… | Забытый миллионами людей | Последнее стихотворение Ю. Визбора . |
1983 | А функция заката такова… | Функция заката | Неоконченная песня, после смерти автора текст дописан А. Медведенко . Желая процитировать Ю. Ф. Карякина , Визбор, скорее всего, имел в виду его слова «Время — тоже Родина». |
1983 | А помнишь, друг, команду с нашего двора?… | Волейбол на Сретенке | |
4-9.3.1984 | Вот и опять между сосен открылась картина… | Цейская | Написана в альплагере « Цей » в Цейском ущелье Восточного Кавказа. Последняя песня Ю. Визбора. |
|
|
Курьёзным образом у песни «Осенние дожди» (1970) «Видно, нечего нам больше скрывать…» образовалась устойчивая «народная» версия из категории «популярные песни у костра», называемая обычно «Перевал». В музыке упростились мелодия и аккорды, а в тексте возникли небольшие правки, изгоняющие горькую авторскую интонацию и заменяющие её на героическо-романтическую, например «Просто нечего нам больше терять» на месте авторской «Просто нечего нам больше скрывать» или «Каждый сделал всё, что мог, всё, что мог», там где у Визбора был глагол «предал». Также «ненужный» анахронизм «и слуга войдёт с оплывшей свечой» часто заменяется на «и луна взойдёт оплывшей свечой».
— главная роль
Год | Название | Роль | |
---|---|---|---|
1966 | ф | Июльский дождь | Алик |
1967 | ф | Возмездие | Константин Прокофьевич Захаров |
1969 | ф | Красная палатка | Франтишек Бегоунек |
1969 | ф | Мой папа — капитан | попутный пассажир |
1969 | кор | Рудольфио | Рудольф |
1970 | ф | Белорусский вокзал | Балашов |
1970 | ф | В Москве проездом… | сотрудник « Вечерней Москвы » |
1970 | ф | Начало | Степан Иванович |
1970 | ф | Ночная смена | Александр Фёдорович Коваленков |
1970 | ф | Переступи порог | Виктор Васильевич |
1971 | ф | Ты и я | Саша |
1973 | с | Семнадцать мгновений весны | Мартин Борман (озвучил Анатолий Соловьёв ) |
1975 | ф | Дневник директора школы | Павел Смирнов (озвучил Александр Демьяненко ) |
1977 | тф | Павел Петрович Юрасов | |
1979 | док | Мурманск-198 (документальный) | Имя персонажа не указано |
1982 | тф | Нежность к ревущему зверю | Одинцов |
Впервые на профессиональной сцене пьеса «Берёзовая ветка» была поставлена в июне 1985 года во Владивостоке. Это был дипломный спектакль студентов театрального факультета Дальневосточного института искусств . Режиссёр, руководитель курса Сергей Гришко .
В память о Юрии Визборе снято несколько документальных фильмов о его судьбе, жизни.
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)