Interested Article - Пиранделло, Луиджи

Луи́джи Пиранде́лло ( итал. Luigi Pirandello ; 28 июня 1867 , Джирдженти, ныне Агридженто 10 декабря 1936 , Рим ) — итальянский писатель и драматург. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1934 года «за творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства».

Биография

Родился 28 июня 1867 года в Агридженто в богатой семье. Его отец Стефано был преуспевающим владельцем серных копей, а мать Катэрина также принадлежала богатой буржуазной семье из Агридженто . Обе семьи участвовали в антимонархистской борьбе.

Начальное образование будущий писатель получил на дому, но ещё большее влияние на него оказали сказки и легенды, которые рассказывала пожилая служанка в их доме Мария Стелла. По настоянию отца поступил в техникум, но потом изменил свою специализацию на гуманитарную.

В 1880 семья переехала в Палермо. Луиджи окончил гимназию в Палермо . Там же он увлёкся чтением художественной литературы, в особенности поэтов XIX в. В этот же период начинает сам писать первые стихи и влюбляется в свою кузину Лину. В то же время ухудшаются его отношения с отцом, а отношения с матерью становятся ближе.

Его отношения с кузиной Линой нашли дальнейшее развитие. Несмотря на то, что семья девушки сначала была против этих отношений, в итоге она стала даже требовать, чтобы он покинул учёбу и занялся семейным бизнесом, чтобы таким образом ускорить его брак с их дочерью.

Бюст Луиджи Пиранделло в Палермо

В 1886 во время каникул Пиранделло стал помогать отцу на предприятии. Брак с Линой был отложен и он поступает в Университет Палермо на факультет юриспруденции и филологии.

В 1887 он окончательно определился с выбором специальности и продолжил обучение в Риме на филологическом факультете. Сам Рим очень разочаровал писателя тем, что был совсем не похожим на то, что он себе представлял. В это же время он начинает посещать римские театры.

Из-за конфликта с профессором латыни Онорато Оччони был вынужден покинуть Римский университет и перевестись в Бонн. В Бонне он провёл 2 года, там он увлёкся немецкими классиками и переводил их произведения на итальянский.

Литературную деятельность начал в 1889 году . С 1890 года жил в Риме, где познакомился со многими писателями и журналистами.

В 1891 году защитил диссертацию по романской филологии , исследуя диалект Агридженто. Начинает писать художественные произведения .

После того, как его кузина окончательно отказалась от брака с ним, Пиранделло по совету отца женился на Антоньетте Портулано, скромной девушке из зажиточной семьи. Брак состоялся в 1894, а через некоторое время у них родились два сына и дочь. В то же время Пиранделло продолжает активно заниматься литературной и журналистской деятельностью.

В 1897 он начал деятельность в Istituto Superiore di Magistero di Roma, где преподавал итальянский. В 1898 вместе с Итало Фальбо и Уго Флересом основал журнал «Ariel», в котором печатал и свои работы.

1903 был крайне неудачен для семьи Пиранделло. Все её деньги были вложены в предприятие по добыче серы, но оно потерпело катастрофу. Узнав об этом, жена Пиранделло испытала сильный шок, после чего её психическое здоровье стало нестабильным.

Сам Пиранделло также испытал сильное потрясение и даже поначалу думал о самоубийстве. Отказавшись от этой мысли, он решил исправить, насколько возможно, финансовое положение и стал давать больше уроков по итальянскому и немецкому, а также потребовал оплаты за ранее опубликованные работы, которые давал в журнал «Новая антология» бесплатно.

С 1909 финансовое положение семьи и слава Пиранделло как писателя начали расти, но семейные отношения с Антоньеттой ухудшались из-за её непомерной подозрительности и ревности, вызванной тяжёлым психическим состоянием.

Во время Первой мировой войны один из сыновей Пиранделло, Стефано, записался добровольцем на фронт, был пленён и вернулся домой только по окончании войны.

Психическое состояние жены Пиранделло продолжало ухудшаться. Из-за её постоянных приступов и галлюцинаций Пиранделло был вынужден обратиться в психиатрическую лечебницу, куда и отдал жену в 1919. Несмотря на то, что его неоднократно мучили сомнения, и он хотел вернуть Антоньетту домой, где бы смог сам за ней ухаживать, всё же она никогда больше не покидала психиатрическую клинику.

В 1925—1928 годах Пиранделло был главой римского Художественного театра, где как режиссёр ставил собственные пьесы, а также пьесы современных ему итальянских и зарубежных авторов ( Массимо Бонтемпелли , Де Стефани , и др.). Помощь в получении должности директора этого театра он получил от Муссолини , с которым был непосредственно знаком и даже сам являлся членом итальянской фашистской партии . Но в 1927 его отношения с фашистами ухудшились, он публично отказался от членства в партии и заявил о своей аполитичности.

В 1929 году Пиранделло был награждён Академической премией Италии, а в 1934 — Нобелевской премией по литературе .

Луиджи Пиранделло скончался в одиночестве 10 декабря 1936 в своём доме в Риме.

Литературная деятельность

В литературу вступил как поэт. Издал сборник поэзии «Радостная боль» ( 1889 ).

Первый сборник новелл «Любовь без любви» ( „Amori senza amore“ ) выпустил в 1894 году . Традиции веризма в сборнике «Новеллы на год» ( 1922 ) сочетаются со стремлением показать внутренний мир «маленького» человека и его духовный бунт против беспросветности жизни. Новеллы становились позднее основой некоторых пьес Пиранделло. В первых работах Пиранделло начал писать о быте сицилийских деревень и городков, рисуя социальные слои их населения. Так, в новеллах «Счастливцы» и «Благословение» писатель высмеивает духовенство, которое скрывает за мнимым милосердием свою жадность.

Некоторые произведения автора отходят от традиций веризма, но вместе с тем не утрачивают его черты. Так, например, в новелле «Чёрная шаль» Пиранделло больше фокусируется на психологии главной героини, старой девы, которая захотела устроить свою личную жизнь, несмотря на предрассудки общества. Вместе с тем автор также критикует и общество, в котором люди способны на всё ради наживы. Общество как объект критики предстаёт и в новелле «Тесный фрак», в котором профессор, отправляясь на свадьбу своей ученицы, становится свидетелем того, как общественные предрассудки чуть не разрушили свадьбу этой девушки. Бунт против общественных предрассудков автор описывает в новелле «Свисток поезда». Главный герой новеллы, счетовод, под влиянием импульса ощущает неудовлетворённость собственной жизнью. Мечтая о путешествиях и ощущая тщетность реальной жизни, он уходит в иллюзорный мир, теряя рассудок. Политическую борьбу автор высмеивает в новеллах «Его величество» и «Дурак», показывая комичность политических интриг и то, какими бессмысленными и мелочными они являются. В отдельных новеллах автор говорит и о жизни в целом. Так, в новелле «В гостинице умер» жизнь представляется как гостиница, куда люди бесконечно приезжают, селятся, суетятся и уезжают. Социальные противоречия стали объектом критики Пиранделло в новелле «Веер», главная героиня которой — бедная крестьянка, брошенная отцом её ребёнка и ограбленная хозяйкой — думает о самоубийстве как избавлении. Несмотря на то что творчеству Пиранделло присущи черты декаданса и пессимизма, он остаётся гуманистом, подчёркивая реальность человеческих чувств. Так, например, в новелле «Всё как у порядочных людей» герой покоряет свою жену самоотверженной любовью и прощает даже её измену. Гротеск Пиранделло использует ненавязчиво и иногда обходится и без него. Так, в новелле «В молчании», автор раскрывает трагедию молодого человека, познавшего жестокость мира, что приводит к трагическому финалу: юноша убивает себя и своего маленького брата.

Углубляясь в психологию главных героев, автор критикует социальную действительность, используя гротеск , а героев изображая актёрами с социальными масками, которые они должны сбросить. Так, в новелле «Некоторые обязательства» главному герою изменяет жена с муниципальным чиновником, к которому он приходит жаловаться на измены жены. Узнав в конце истории, что именно этот чиновник и есть любовник жены, он не только не ревнует жену, но и помогает чиновнику. На самом деле он никогда жену не ревновал, а только носил социальную маску оскорблённого мужа, а любовник его жены в свою очередь был в «маске» добропорядочного чиновника.

Пиранделло также автор шести романов, включая автобиографический роман «Старые и молодые» ( „I vecchi e i giovani“ , 1909 ), роман «Снимается кино» ( „Si gira“ , 1915 ) и другие.

В романе «Отверженная» (1901) автор продолжает критиковать общество и социальные предрассудки, изображая женщину, которая пытается стать самостоятельной и является объектом жестокой критики со стороны окружающих.

В наиболее известном романе Пиранделло «Покойный Маттиа Паскаль» ( „Il fu Mattia Pascal“ , 1904 , русский перевод 1967 ) показано противоречие между социальной «маской» и истинным «лицом» человека, живущего в современном обществе. Герой романа, пытаясь начать новую жизнь, делает так, что все считают его умершим. Но он не освобождается, а принимает на себя другую оболочку, так как жизнь вне общества для него невозможна и он разрывается между двумя оболочками: собой реальным и собой выдуманным. Этот разрыв символизирует также разрыв между реальной действительностью и восприятием человека.

В романе «Вертится» автор пишет о бессмысленности человеческого существования.

В период усиления фашизма в Италии творчество Пиранделло всё более приобретает скованность и замкнутость в психологических темах. Так, в его последнем философском романе « Кто-то, никто и сто тысяч » автор выражает мысль, что в человеке нет одного образа, а всё зависит от восприятия других людей.

Драматургия

Первую пьесу написал в 1910 году , а «Если это не так…» (позднее названа «Право для других») создал в 1915 году .

Сюжеты многих пьес Пиранделло основаны на ранее написанных им новеллах. В драматургии Пиранделло 1910-х гг. преобладают бытовые комедии на сицилийском диалекте («Лиола», 1916 , и др.). Позднее они уступают место исполненным парадоксов философско-психологическим драмам на итальянском языке.

Как драматург Пиранделло не был известен до отхода от веризма и разработки психологического театра собственной концепции. Главные проблемы пьес Пиранделло — противоречия между социальной маской человека и его реальным образом.

На творчество Пиранделло оказала воздействие веристская драматургия. В драме « Шесть персонажей в поисках автора » ( Sei personaggi in cerca d’autore , 1921 ) воплощено противоречие между искусством и жизнью и представлена социальная трагедия людей, бессильных против навязанной им «маски». Пьеса разделена на два плана: фантастический и реальный. В первом плане персонажи не написанной, а только задуманной пьесы требуют написания этой пьесы, а во втором предстаёт трагедия персонажей этой пьесы.

В пьесе «Обнажённые одеваются» прослеживается реалистический сюжет с критикой буржуазного ханжества. В этой пьесе также есть образ масок, в которые облачаются её герои или пытаются надеть их, как главная героиня.

Субъективность морали и отсутствие грани между реальностью и иллюзией утверждается в драмах «Каждый по-своему» ( 1924 ) и «Сегодня мы импровизируем» ( 1930 ). Тема бунта против действительности и создания иллюзорного мира воплощается в драмах «Генрих IV» ( „Enrico IV“ , 1922 ), «Жизнь, которую я тебе даю» (1924).

Пьесы

  • «Тиски» (1910, театр «Мета-стазио», Рим ) — первая пьеса
  • «Право для других» (1915, театр «Мандзони», Милан )
  • «Лиола» (1916, театр «Арджентина», Рим)
  • «Колпак с бубенчиками» (1917, театр «Национале», Рим)
  • «Кувшин» (1917, там же)
  • «Наслаждение в добродетели» (1917, театр «Кариньяно», Турин )
  • «Прививка» (1917)
  • «Это так [если вам так кажется]» (1917, театр «Олимпия», Милан)
  • Патент, «La patente», 1918, Перевод Валерия Попова, 1994.
  • Игра сторон или Любовный треугольник, Il giuoco delle parti, 1919, перевод Валерия Попова, 2012.
  • «Человек, зверь и добродетель» (1919, театр «Олимпия», Милан)
  • «Но это несерьёзно!», Ma non e' una cosa seria, 1919, перевод Валерия Попова. 1989.
  • (итал.) ( 1920 , (англ.) , Венеция )
  • « Шесть персонажей в поисках автора » (1921, театр «Балле», Рим), перевод Валерия Попова, новая редакция, 2012.
  • «Генрих IV» (1922, театр «Мандзони», труппа Р. Руджери), перевод Валерия Попова, новая редакция, 2010.
  • «Обнажённые одеваются» (1922, театр «Квирино», труппа Мелато, Рим)
  • «Дурак» (1922)
  • «Жизнь, которую я тебе даю» (1923, театр «Квирино», труппа А. Борелли)
  • «Чужой сын», L’altro figlio, 1923, перевод Валерия Попова, 1988.
  • «Каждый по-своему» (1924)
  • «Джара», La giara, 1925, перевод Валерия Попова, 1989.
  • «Новая колония» (1928, театр «Арджентина»)
  • «Лазарь», 1929 («Ройял-театр», г. Хаддерсфилд )
  • "Так чей же это всё-таки ребёнок?, O di uno o di nessuno?, 1929, перевод Валерия Попова, 2012.
  • «Когда ты стал знаменитостью», Quando si e' qualcuno, 1933, перевод Валерия Попова, журнал « Современная драматургия », № 4, 2011.
  • «Неизвестно как» , Non si sa come, 1934, Перевод Валерия Попова, 2017. Перевод выполнен к Юбилею Пиранделло (150 лет со дня рождения).
  • «Легенда о подменённом сыне», 1934 («Ланд-тиэтр», г. Брауншвейг )
  • «Сегодня мы импровизируем» (1930, театр «Нойе шаушпильхаус», Кёнигсберг )
  • «Горные великаны» (1936)

Библиография

Издания

  • Opere, v. 1—6, [Mil.], 1956—60;
  • Пиранделло Л. Обнажённые маски / Предисл. Г. В. Рубцовой. М.—Л., 1932.
  • Пиранделло Л. Новеллы / [Предисл. Н. Елиной]. М., 1958.
  • Пиранделло Л. Пьесы / Предисл. Н. Елиной. М., 1960.
  • Пиранделло Л. Покойный Маттиа Паскаль. — СПб.: Антология, 2005. — 223 с.
  • Пиранделло Л. Записки кинооператора Серафино Губбьо. М., Текст , 2011.

Критика

  • Н. Елина. Луиджи Пиранделло, 1958
  • Топуридзе Е. И. Философская концепция Луиджи Пиранделло. Тбилиси, 1971 .
  • Молодцова М. Луиджи Пиранделло. Л.: Искусство , 1982 . — 215 с.
  • Реизов Б. Г. Луиджи Пиранделло в России // Реизов Б. Г. Из истории европейских литератур. Л.: ЛГУ , 1970 .
  • Рогозина Е. Традиции итальянской commedia dell’arte в творчестве Л. Пиранделло и Д. Фо // Ярославский педагогический вестник. 2002 . № 4.
  • Значение категорий «жизни» и «смерти» в новеллистике Л. Пиранделло // Филология в системе современного университетского образования. Вып. 5. М., 2002. С. 85 — 89.
  • Storia della letteratura italiana, v. 9, Mil., 1969.
  • Gardair J.-M. Pirandello…, P., 1972.
  • Barbina A. Bibliografia della critica pirandelliana. 1889—1961, [Firenze, 1967].
  • Ferrante L. Pirandello, Firenze, 1958.
  • Puglisi F. L’arte di Luigi Pirandello, Messina-Firenze, [1958].
  • MacClintock L. The ago of Pirandello. Bloomington, 1951.

Экранизации

Примечания

  1. (англ.) — 1990.
  2. Luigi Pirandello // (англ.) — 2000.
  3. Пиранделло Луиджи // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  4. — 1808.
  5. Пиранделло Луиджи / Елина Н. Г. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  6. Thomas G. Bergin (1976). "Pirandello, Luigi". In William D. Halsey (ed.). Collier's Encyclopedia . Vol. 19. New York: Macmillan Educational Corporation. pp. 76—78.

Ссылки

Источник —

Same as Пиранделло, Луиджи