Interested Article - ОМ (журнал)
- 2020-10-30
- 2
«ОМ» — российский молодёжный журнал о развлечениях и популярной культуре, который называли «тусовочным» и «гламурным» . Выходил с 1995 по 2006 год.
История
В мае 1995 года Игорь Григорьев , редактировавший до этого журналы Imperial и « Амадей » приступил к новому проекту — «ОМ». Первый номер журнала вышел в ноябре 1995 года .
По воспоминаниям редактора Андрея Бухарина, «„ОМ“ претендовал на то, чтобы быть „голосом поколения“ в это смутное, непростое время, он формировал вкусы. Думающая молодежь, которая искала какую-то новую эстетику, сразу сочла этот журнал своим» Сравнивая «ОМ» с аналогичным по тематике журналом « Птюч », Максим Семеляк, в прошлом автор обоих журналов, отмечал: «„Ом“ был более читабельным, угодливым и фешенебельным. <…> „Ом“ жаждал красных ковровых дорожек, аляповатых наград, фестиваля „ Максидром “» .
Журнал неоднократно удостаивался титула лучшего журнала года по версии премии музыкальных массмедиа «Знак качества». В 1997 году журнал был удостоен национальной премии «Овация» в категории «Лучший журнал года» .
В ноябре 1998 года Григорьев оставил пост главного редактора журнала, объяснив причины своего неожиданного ухода в своём последнем редакторском письме:
Я смею констатировать, что наш журнал всё это время формировал и поддерживал культуру, в которой теперь есть место героям своего Поколения. Недавно в интервью одной из столичных радиостанций на вопрос диджея «В чём секрет успеха журнала?», я ответил буквально следующее: «Меня интересует не сам процесс создания печатного продукта, а формирование атмосферы вокруг него, его легенды, мифа, если хотите. В первую очередь, это люди — герои журнала и его читатели — те, кто согласился с этой легендой, воспринял её и играет вместе с нами в жизнь по тем же правилам». За три года издания ОМ нарисовал портрет поколения, которое выбрало себе несколько иной путь, чем его родители. Я бы назвал его Поколением Свободы. Уверен, что по ОМу будут изучать новейшую историю нашей с вами страны.
Российская пресса так комментировала уход Игоря Григорьева из журнала «ОМ»:
«Он одним из первых начал выражать свою эпоху. Видимо, сам Григорьев настолько сильно ощущал свою незащищённость перед современным миром, что начал делать журнал, который бы помог прежде всего ему самому, а потом уже и нам немножко разобраться в этом мире, хоть насколько-нибудь формализовать свои знания о нём… Григорьев просто желал понять суть, а понять её можно было только путём борьбы с самим собой — со своим снобизмом, ханжеством и, наконец, страхом… Он как бы боролся, подставляя свой организм под удары действительности. 3 года он являлся главным редактором самого провокационного и жёсткого издания на российском рынке. По всей видимости, он неожиданно понял, что устал и исчерпал себя…»
— Аргументы и Факты , ноябрь 1999 г.
Большое внимание журнал уделял российской поп-музыке, особенно рокапопсу , таким группам как «Мумий Тролль», «Земфира» и «Братья Гримм» . Журнал выпустил четыре сборника «лучшей музыки» по версии редакции, состоявшей именно из подобных групп: Земфира , Мумий Тролль , Оберманекен , Мегаполис , Tequilajazzz , БИ-2 , Сплин , Маша и медведи , Танцы Минус , Лика .
По выражению всё того же Семеляка, «Ом» к концу своей истории устарел, но «цеплялся за жизнь до последнего, и следить за его агонией было как-то даже неловко». В 2003 году Игорь Григорьев предпринимает попытку реанимировать журнал и возвращается в кресло главного редактора. Попытка эта была неуспешной — журнал «ОМ» окончательно закончил своё существование в 2006 году .
Оценка
Спустя 14 лет после выхода журнала писатель Сергей Минаев пишет :
Сказать, что «ОМ», в культурном плане, сделал для моего поколения больше, чем любая другая медиа было бы весьма банально, но это так. То был единственный журнал, который прививал вкус к правильной музыке, кино, литературе и прочему... С тобой неспешно беседовали, как бы давая понять, «да, чувак, мы тоже сначала не вкуривали что это за „ портисхед “ такой, и почему Том Йорк должен стать иконой. Но, потом разобрались, и нам очень понравилось. Попробуй — уверены, что и тебе тоже». В 1995—1997 годах это была, пожалуй, единственная отдушина для 20-и летних юношей и девушек, той самой «депрессивно-прогрессивной молодежи»(с), которая имела несчастье полагать что могут быть несколько иные ориентиры в жизни, чем малиновые пиджаки, « бэхи семерки », «пасти коммерсов» и «сгонять в Метлу».
ОМ был этакой общей кухней для тех кто «врубался». Кондиционером, в душной стране-жигании. Стране, состоящей из малинового перезвона « владимирского централа » в караоке, позвякивания золотых цепей на пивных шеях авторитетов, нескончаемых «под кем стоишь» и шелеста купюр, пересчитываемых в кассе казино «Розентол» немногословными грузинами.
Максим Семеляк, сравнивая «Ом» и «Птюч», так оценивал их место в истории :
«Ом» был предтечей наступившего времени, тогда как «Птюч» не был предтечей вообще ничего. «Птюч» пошел на дно вместе со своими героями. «Ом» вывел своих героев в мейнстрим, но сам этому мейнстриму не пригодился.
Список лучших русских альбомов
В июньском номере журнала за 1999 год был представлен список 50 лучших российских альбомов, озаглавленный «Всё наше — навсегда!». Список был составлен редакцией, а комментарии по каждому альбому написали критик Андрей Бухарин и Александр Кушнир .
Примечания
- (недоступная ссылка)
- от 17 сентября 2019 на Wayback Machine THE WALL
- . Дата обращения: 25 августа 2009. 9 мая 2013 года.
- . Дата обращения: 25 августа 2009. 21 декабря 2008 года.
- ↑ от 31 декабря 2010 на Wayback Machine — Русская жизнь
- (недоступная ссылка)
- . Дата обращения: 28 сентября 2016. 2 октября 2016 года.
- от 7 декабря 2019 на Wayback Machine | be-in| Модный журнал - www.be-in.ru
- Андрей Бухарин, Александр Кушнир . Всё наше — навсегда! // Ом. — 1999. — №5
Ссылки
- от 9 мая 2013 на Wayback Machine
- от 21 декабря 2008 на Wayback Machine
- от 31 декабря 2010 на Wayback Machine
- . Афиша (6 июля 2011). Дата обращения: 16 декабря 2012. Архивировано из 20 декабря 2012 года.
- 2020-10-30
- 2