Бэринг, Ивлин, 1-й граф Кромер
- 1 year ago
- 0
- 0
А́ртур И́влин Сент-Джон Во ( англ. Arthur Evelyn St. John Waugh [ˈwɔː] ; 28 октября 1903 , Лондон — 10 апреля 1966 , Сомерсет ) — английский писатель -романист, автор беллетризованных биографий, путевых заметок и справочников для путешествующих, оставивший, помимо прочего, заметный след в журналистике и литературной критике. Ивлин Во считается одним из тончайших стилистов в английской прозе XX века .
Артур Ивлин Сент-Джон Во родился 28 октября 1903 года в Лондоне и был вторым сыном известного редактора, издателя и эссеиста Хэмпстед , где он посещал школу . Его старший брат ( 1898 — 1981 ) также стал писателем. Как и отец, он получил образование в привилегированной частной школе Шерборн , но Алеку было предложено оставить школу перед окончанием, когда он опубликовал спорный роман «The Loom of Youth», в котором затронул вопрос гомосексуальных отношений между студентами и который был признан опасным для репутации школы Шерборн. В связи с этим заведение отказалось принимать Ивлина, и отец отправил его в — мужскую привилегированную частную школу со строгой репутацией, относящуюся к Высокой церкви (одному из ответвлений Англиканской церкви ). Изначально это обстоятельство терзало Ивлина, но вскоре он полюбил Лансинг. Несмотря на религиозный фокус Лансинга, он потерял детскую веру и стал агностиком . Во время учёбы Во высмеивал её, особенно школьный кадетский корпус, и основал Клуб трупов ( Corpse Club) «для тех, кто устал от жизни» , куда помимо 11 членов входили 2 мнимых, в т. ч. второй могильщик из « Гамлета » .
. Он воспитывался в среде верхушки среднего класса в богатом районе ЛондонаПосле окончания Лансинга он поступил в Хэртфорд-колледж Оксфорда , где изучал историю. Там Во пренебрегал научной работой и был больше известен своими художественными и литературными произведениями. Он участвовал в общественной жизни вместе с эстетствующей молодежью: Гарольдом Актоном, Брайаном Ховардом, Дэвидом Талботом Райсом и другими представителями британской аристократии и высших классов. Его общественная жизнь в Оксфорде позже послужила фоном для некоторых наиболее характерных его произведений.
Результаты заключительных экзаменов квалифицировали Во как специалиста третьей степени. У него не было возможности остаться на дополнительный семестр, который ему требовался, и он покинул Оксфорд в 1924 году без получения степени. В 1925 году он преподавал в частной школе в Уэльсе . В автобиографии Во утверждает, что пытался совершить самоубийство в это время, плавая в море, но повернул назад, будучи ужален медузой . Позже он был уволен с другого преподавательского поста за попытку соблазнить экономку. Отцу он скажет, что был уволен за пьянство.
Вскоре Во был отдан в учение краснодеревщику и в дальнейшем интересовался интарсией . Также он работал журналистом до публикации в 1928 году его первого романа «Упадок и разрушение». Другие последовавшие за этим романы и рассказы в целом были тепло приняты и критиками, и читателями.
В 1928 году Ивлин Во женился на Ивлин Флоренс Маргарет Винфред Гарднер ( англ. Evelyn Florence Margaret Winifred Gardner ), самой младшей дочери лорда Бургклэр и Леди Винфред Герберт. Друзья называли их «Ивлин-он» и «Ивлин-она». Брак оказался кратким и несчастливым. Измены «Ивлин-её» стали фоном для романа «Пригоршня праха», и «Ивлин-он» не приложил больших усилий, чтобы сделать её счастливой, предпочитая проводить большую часть времени отдельно. Развод последовал в 1930 году .
В 1930 году, во время работы над вторым романом «Мерзкая плоть» Во перешёл в католичество .
10 октября 1930 года Во, представляющий несколько газет, отбыл в Абиссинию , чтобы освещать коронацию Хайле Селассие . Он описал это событие как "тщательно продуманную пропагандистскую попытку" убедить мир в том, что Абиссиния была цивилизованной нацией, которая скрывала тот факт, что император пришел к власти варварскими средствами. Последующее путешествие по колониям Британской Восточной Африки и Бельгийскому Конго легло в основу двух книг; травелог "Отдаленные люди" (1931) и комический роман "Черное озорство" (1932). Следующая длительная поездка Во зимой 1932-1933 годов была в Британскую Гвиану . (ныне Гайана) в Южной Америке, возможно, путешествие было предпринято для того, чтобы отвлечся от давней и безответной страсти к светской львице . По прибытии в Джорджтаун Во организовал поездку по реке на паровом катере в глубь страны. Он проехал через несколько перевалочных пунктов до Боа-Виста в Бразилии, а затем предпринял сложное сухопутное путешествие обратно в Джорджтаун . Его различные приключения и встречи нашли отражение в двух последующих книгах: рассказе-путешествии "Девяносто два дня" и романе " " (оба произведения были опубликованы в 1934 году).
Вернувшись из Южной Америки, Во столкнулся с обвинениями в непристойности и богохульстве со стороны католического журнала "The Tablet", который возражал против пассажей романе "Черное озорство". Во защищал себя в открытом письме архиепископу Вестминстерскому, кардиналу Фрэнсису Борну , которое осталось неопубликованным до 1980 года. Летом 1934 года он отправился в экспедицию на Шпицберген , опыт, который ему не понравился и который он минимально использовал в литературе . По возвращении, полный решимости написать крупную католическую биографию, в качестве темы он выбрал жизнь иезуита мученика Эдмунда Кэмпиона . Книга, опубликованная в 1935 году, вызвала споры из-за своей откровенной прокатолической, анти- протестантской позиции, но принесла ее автору Премию Хоторндена . Во вернулся в Абиссинию в августе 1935 года, чтобы сообщить о начальных этапах Второй итало-абиссинской войны для " Дейли мейл ". Во, основываясь на своем предыдущем визите, считал Абиссинию "диким местом, где Муссолини преуспел в укрощении", по словам его коллеги-репортера , Во видел мало военных действий и не может считаться серьезеным корреспондентом . Дидс также отмечал снобизм старшего собрата по перу: "Никто из нас, - пишет он, - не мог вполне соответствовать тому сорту общества, которое он любил держать у себя дома" . Однако, перед лицом неминуемых итальянских воздушных атак, Дидс нашел мужество Во "глубоко обнадеживающим" . Во описал свой абиссинский опыт в книге "Во в Абиссинии" (1936), которую отвергла как "фашистский трактат" из-за ее проитальянского тона . Более известным рассказом на эту тему является его роман "Сенсация" (1938), в котором главный герой, Уильям Бут, в общих чертах был основан на Дидсе.
Среди растущего круга друзей Во были Диана Митфорд и (поклонники романа " "), леди и ее муж Дафф Купер , Нэнси Митфорд , которая изначально была подругой Эвелин Гарднер и сестры Бошамп (Лайгон). Во знал Хью Патрика Лайгона в Оксфорде; теперь он был представлен девушкам в их загородном доме , который стал самым близким местом, который у него был за годы скитаний . В 1933 году, во время круиза по греческим островам, Во был представлен Габриэль Герберт, старшей дочери покойного исследователя . Когда круиз закончился, Во был приглашен погостить на вилле семьи Герберт в Портофино , где он впервые встретился с 17-летней сестрой Габриэль, Лаурой.
После того как его предыдущий брак был аннулирован церковью, в 1936 году он женился вторично на Лауре Герберт, католичке, дочери Обри Герберта и кузине его первой жены (обе они были внучками Генри Герберта, четвертого графа Карнарвона ). Брак оказался удачным и продолжался до конца его жизни. У Ивлина и Лауры было семеро детей, один ребёнок (дочь Мари) умер в младенчестве. Сын Оберон, названный в честь брата Лауры, пошёл по стопам отца и стал писателем и журналистом.
Во время Второй мировой войны Во служил в морской пехоте и участвовал в десантной операции в Ливии , получил звание капитана.
В 1944 году И. Во вместе со своим другом майором Рэндольфом Черчиллем отправлен со специальной миссией в Югославию . Офицерам удалось добраться до партизанского штаба Иосипа Броз Тито , где они пережили нападение немецкого десанта в ходе операции вермахта «Ход конём» . Провели несколько месяцев в рядах югославских партизан . С помощью советского разведчика К. К. Квашнина оба офицера вернулись в Лондон и представили доклад, где сообщали о деятельности партизанских отрядов под руководством И. Б. Тито.
|
Этот раздел
не завершён
.
|
В 1957 году Ивлин написал роман «Испытание Гилберта Пинфолда», основываясь на своих ощущениях, испытанных из-за умственного расстройства во время круиза.
Во известен своими сатирическими романами «Упадок и разрушение» (1928), «Мерзкая плоть» (1930), «Пригоршня праха» (1934), «Незабвенная» (1947), в которых присутствуют свойственные автору элементы «чёрного» юмора. Популярны его серьёзные работы, такие как « Возвращение в Брайдсхед » (1945) и трилогия «Меч почета» («Вооруженные люди» (1952), «Офицеры и джентльмены» (1955), «Безоговорочная капитуляция» (1961)), в которых ясно прослеживаются католические пристрастия автора.
Герои произведений Ивлина Во — это череда карикатурных, порой гротескных, граничащих с абсурдностью портретов «джентльменов» современной ему Англии, от позёров, бездельников, пустомель, мошенников и пройдох до вызывающих сочувственную улыбку истинно порядочных простаков, неизменно пользующихся расположением и симпатиями автора. Литературовед Н. Мельников считает, что «...базовая сюжетная схема большинства довоенных романов писателя: простодушного, неискушенного в жизни молодого человека внезапно затягивает вихрь головокружительных приключений; после целого ряда недоразумений, курьёзных происшествий и трагифарсовых ситуаций он так же неожиданно возвращается в исходное положение, осознав жестокие законы абсурдного мира, в котором царят алчность и предательство» .
Во многих своих произведениях Ивлин Во обращается к британской аристократии и высшему обществу, порой жестоко их высмеивая. Кроме того, он автор многих рассказов, трёх биографий, и первого тома незаконченной автобиографии. Его письма, путешествия, обширные дневники и корреспонденция также были изданы.
В поздних произведениях Ивлина Во прослеживается социальный консерватизм , более откровенной становится религиозность.
Романы Ивлина Во и по сей день популярны среди читающей публики: им восхищаются как тонким стилистом и язвительным сатириком, достойным продолжателем великих английских сатириков XVIII и XIX в.: Джонатана Свифта , Тобайаса Смоллета , Уильяма Теккерея .
«Он пишет так, что его колкие остроты поражают жертву или пронзают её насквозь, как того требуют обстоятельства. Его перо работает безупречно и быстро. Вы переходите от предложения к предложению, ощущая почти чувственное удовольствие от его умения подобрать точное слово, особую деталь для характеристики человека или места, восхищаясь его замечательным чутьем на все нелепое и смешное» (Джон Хатченс) .
«Когда Ивлин Во отказывается от комической условности, столь же важной для его предыдущих вещей, сколь и для драматургов периода реставрации, происходит нечто в той или иной степени разрушительное. В этом более нормальном мире писатель уже не знает, куда идти. Недостаток здравого смысла перестает быть ценным качеством и ставит его в неловкое положение, а творческое воображение, привыкшее в его сатирической прозе временами работать над двухмерной карикатурой, а теперь призванное возбуждать страсти и энергию, рождает лишь романтические фантазии» ( Эдмунд Уилсон )
«У Ивлина Во острый глаз, ухватывающий общезначимое в эксцентричном и уникальном. В этом смысле его можно назвать карикатуристом, хотя в своих лучших вещах он производит совсем другое впечатление. Его первые сатирические произведения отмечены Пэковским озорством [Пэк — герой шекспировской комедии „ Сон в летнюю ночь “ — прим. переводчика] — здесь в особенности вспоминается его замечательная экстраваганца „Упадок и разрушение“. Теперь, несмотря на все ещё встречающиеся беззаботно-дурашливые эпизоды, сатира Во, несомненно, приобрела мизантропическую окраску, заставляющую вспомнить о Свифте, хотя его презрение вызвано не чувством гадливости к животному началу в человеке, а человеческой ложью, а в последнее время — особенно раздражающей его глупой претенциозностью тех, кто думает, что прекрасно проживёт, игнорируя опыт предыдущих поколений. За любой глубокой сатирой, в дополнение к чувству юмора и кричащему абсурду, скрывается трагическое видение жизни» (Десмонд Маккарти)
«Когда-то я даже воображал себе, что рай — это такая страна, где всякий раз с утренним чаем тебе подают новую книжку Ивлина Во» ( Энтони Бёрджесс )
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|