Утомлённые солнцем 2: Цитадель
- 1 year ago
- 0
- 0
«Утомлённые со́лнцем» — российско-французский фильм 1994 года режиссёра Никиты Михалкова . В 1994 году удостоен Государственной премии Российской Федерации .
Лауреат премии «Оскар» за « Лучший фильм на иностранном языке » и Гран-при 47-го Каннского фестиваля .
В 2010—2011 годах вышло продолжение фильма — «Утомлённые солнцем 2» в двух частях: « Утомлённые солнцем 2: Предстояние » и « Утомлённые солнцем 2: Цитадель ».
Название фильма отсылает к популярному в 1930-е годы танго « Утомлённое солнце », неоднократно звучащему в фильме. Кроме того, оно ассоциируется с названием книги и фильма « Унесённые ветром » — американской любовной драмы, разворачивающейся на фоне масштабных исторических потрясений. Сравнение с этим фильмом проводили кинокритики:
…по форме «Утомлённые солнцем» следуют традиции «брежневского кино со знаком качества»: интимный психологизм и живописная красивость в первой половине сменяются во второй реанимацией большого эпического стиля — унесённого ветром истории и вызывающего ностальгическую боль. Что касается содержания, то это и есть наши «Унесённые ветром» — консервативный кинороман с любовной интригой, спроецированной на плоскость истории.
Знаменитое танго своей щемящей мелодией передаёт зрителю искорку горькой тоски об утрате чего-то чистого и настоящего, а также даёт название самому фильму — «Утомлённые солнцем», которое, перекликаясь с названием другого эпического произведения — «Унесённые ветром», и свидетельствует о существовании Высших Сил в судьбе человека, ему неподвластных.
Действие картины начинается летом 1936 года накануне массовых политических репрессий в СССР , в день четвёртой годовщины сталинского дирижаблестроения. Сергей Петрович Котов ( Никита Михалков ) — легендарный комдив , истинный коммунист , отмеченный наградами герой Октябрьской революции и Гражданской войны , любимец Сталина — живёт на подмосковной даче вместе с супругой Марусей ( Ингеборга Дапкунайте ), маленькой дочерью Надей ( Надежда Михалкова ) и родственниками Маруси — большой и шумной семьёй интеллигентов и бывших дворян , сохранивших практически в полной неизменности свой дореволюционный уклад жизни — с долгими завтраками, безобидными розыгрышами и др.
Тихая идиллическая жизнь нарушается появлением на даче неожиданного гостя, Мити ( Олег Меньшиков ) — интеллигента, музыканта, старинного друга семьи, воспитанника отца Маруси. Постепенно выясняется, что в 1928 году Митя и Маруся были женихом и невестой, но однажды он внезапно исчез, ничего не объяснив даже Марусе, которая от потрясения даже пыталась вскрыть себе вены и потом долго ждала Митю, пока не встретила Котова, который, несмотря на значительную разницу в возрасте и отсутствие интереса со стороны Маруси, страстно влюбился в неё и со временем добился взаимности.
Жители дачи с радостью принимают вернувшегося Митю. Маленькой Наде он представился как «дядя Митяй».
В дальнейшем поясняется, что незадолго до Октябрьской революции Митя ушёл на фронт Первой мировой войны , но попал в плен и был вынужден скитаться по Европе , подрабатывая уличным музыкантом , водителем такси , артистом кабаре и «даже тапочки шил», а затем влился в Белое движение . Спустя 10 лет, уже после революции, зимой 1927 года Мите удаётся вернуться на родину, но он не узнаёт свою страну — так сильно она изменилась. Митя возвращается в дом, в котором вырос, в надежде, что сможет, наконец, жениться на Марусе и зажить спокойной семейной жизнью.
Однако сразу после приезда его вызывает к себе некий высокий чиновник (как выясняется позже, это был именно комдив Котов), заставляет написать заявление якобы по собственному желанию с просьбой выпустить его за границу, чтобы «заниматься музыкальной деятельностью», и посылает в Париж отслеживать бывших участников Белого движения. Внезапно для всей семьи Митя уезжает вскоре после наступления нового 1928 года и за 8 следующих лет от него нет никаких вестей. Отчаявшись его дождаться, пройдя через попытку самоубийства, через год Маруся выходит замуж за Котова, у них рождается дочь Надя, и жизнь в доме сохраняет внешние черты прежней, счастливой и весёлой.
Теперь Митя неожиданно вернулся, и в разговоре с Котовым выясняется, что несмотря на свою юмористичную и дружелюбную натуру, он явился сюда с другими намерениями: теперь он сотрудник НКВД и прибыл с заданием арестовать Котова по указанию свыше за причастность к несуществующему заговору.
Можно предположить, что Митя мстит Котову за то, что тот 10 лет назад отправил его за границу, разлучил с Марусей и морально сломал, заставив переступить через себя и работать на ненавистную Мите Cоветскую власть , посулив возвращение на родину только при условии сотрудничества и предательства идеалов Белого движения. После этого Митя возненавидел Котова, обвиняя в том, что он отнял у него всё — жизнь, профессию, любовь, родину, веру. Котов меж тем напоминает ему, что ещё в 1923 году Митя был завербован ОГПУ , и именно он сдал советской власти восемь высших чинов Белой армии , которых с его помощью похищали, привозили в Подмосковье и расстреливали без суда и следствия как врагов народа . По словам Мити, его заставили это сделать, пообещав пустить обратно в страну и вернуться в дом детства, но потом обманули. Котов же убеждён, что Митю «купили», и он всего лишь спасал себя, а теперь мстит ему за разрушенную жизнь.
Упомянув о своей популярности и дружбе со Сталиным, Котов с полной уверенностью заявляет Мите, что его не посмеют тронуть, считает Митю « политической проституткой », и что пойдя на должностное преступление и предупредив Котова об аресте, Митя пытается заручиться поддержкой на будущее на случай, если дело обернётся против него самого, и тем самым хочет угодить «и нашим, и вашим». Объяснившись, Котов и Митя прилюдно продолжают поддерживать иллюзию дружбы, чтобы не нарушать идиллию семьи. Котов внешне сохраняет приподнятое настроение, однако некоторые детали свидетельствуют об определённом внутреннем волнении перед приездом сотрудников НКВД.
В конце фильма для ареста комдива на дачу в чёрном автомобиле, назвавшись работниками областной филармонии, приезжают сотрудники НКВД в штатском. Чтобы скрыть от семьи истинные причины происходящего, Котов сообщает близким о необходимости срочного отъезда в Москву по делам, семья предлагает «гостям» пройти к столу, затем устраивает проводы с песнями, а Наде даже разрешают проехаться в автомобиле часть пути. Не понимая, что происходит, Надя беззаботно прощается с отцом и идёт домой.
Находясь в машине, комдив Котов по-прежнему уверен в собственной правоте: вера в неприкосновенность комдива Красной армии продолжает оставаться в нём непоколебимой. Рассчитывая всё уладить лишь одним телефонным звонком Сталину, Котов, насмехаясь, намекает чекистам, что их карьере скоро придёт конец. Напряжённая ситуация приходит к неожиданной развязке, когда на пути появляется стоящий поперёк полевой дороги грузовик. Его шофёр крайне раздражён тем, что полдня колесит по округе в поисках нужного ему посёлка, никто из местных не может показать ему дорогу, и утверждает, что в его машине кончился бензин.
Подойдя к легковому автомобилю ближе, тот радостно узнаёт комдива, но как только Котов пытается выйти из машины, чтобы объяснить путь в посёлок, чекисты жестоко его избивают и связывают, попутно застрелив шофёра грузовика, ставшего случайным свидетелем.
По отрывочным репликам Котов понимает, что всё уже решено наверху, и плачет от бессилия. Митя, погружённый в свои мысли, безучастно смотрит на связанного комдива, залитого кровью. Автомобиль продолжает свой путь, исчезая за огромным, по случаю праздника подвешенным на аэростате, плакатом с изображением Сталина.
В эпилоге фильма сообщается, что комдив Сергей Котов был расстрелян 12 августа 1936 года. Его жена Мария вместе с дочерью Надей были арестованы 12 июня: Мария умерла в лагере в 1940 году. Надя же 27 ноября 1956 года вместе с отцом и матерью была полностью реабилитирована. Унаследовавшая музыкальный талант от матери, Надежда Котова посвятила себя работе педагога в одной из музыкальных школ Казахстана . Митя в последних сценах фильма лежит со вскрытыми венами в ванне в ванной комнате в квартире Дома на набережной , в окне которой виднеется Кремль .
Актёр | Роль |
---|---|
Олег Меньшиков | НКВД Дмитрий Андреевич Арсентьев (Митя) | сотрудник
Никита Михалков | комдив Сергей Петрович Ко́тов |
Ингеборга Дапкунайте | жена Ко́това Мария Борисовна (Маруся) |
Надежда Михалкова | дочь Ко́това Надя |
Нина Архипова | подруга Лидии Степановны Елена Михайловна |
Владимир Ильин | сын Елены Михайловны Кирик |
Алла Казанская | бабушка Маруси Лидия Степановна |
Вячеслав Тихонов | Головин [ источник не указан 402 дня ] | дядя Маруси Всеволод Константинович
Светлана Крючкова | домработница Катя Мохова |
Авангард Леонтьев | шофёр |
Евгений Миронов | лейтенант-танкист Коля |
студентка Всеволода Константиновича Люба Грушева | |
Инна Ульянова | мать Маруси Ольга Николаевна |
камердинер Мити Филипп | |
Владимир Рябов | офицер НКВД Саныч |
сотрудник НКВД | |
Алексей Покатилов | сотрудник НКВД Алексей (водитель машины) |
Марат Башаров | танкист |
Георгий Дронов | танкист |
певец в зимнем парке |
Песня « Утомлённое солнце », исполняемая П. Михайловым в фильме, действие которого происходит в 1936 году, была записана певцом лишь в 1937 году . Текст песни отличается от звучащего в фильме. Ресторан «Арагви» появился в центре Москвы в 1938 году в здании дореволюционной гостиницы «Дрезден». Тем не менее Сергей Котов во время ареста звал сотрудников НКВД в «Арагви» уже в 1936 году.
Автомобиль, на котором за Котовым приехали сотрудники НКВД, — американский 1937-го года выпуска, и поэтому в 1936 году его не могло быть. Но автомобили этой марки в предвоенном СССР были.
Дача, где проводились съёмки, принадлежала экс-мэру Нижнего Новгорода Дмитрию Беднякову . И даже большая часть предметов интерьера — собственность хозяина дома, а вот в продолжении «Утомлённые солнцем-2» пришлось воссоздавать эту обстановку уже в павильонах Мосфильма .
Исполнитель роли сотрудника НКВД Владимир Рябов в реальной жизни является уголовником-рецидивистом. В 2004 году он был арестован и приговорён к 21 году лишения свободы в исправительной колонии строгого режима за убийство . В следующих частях фильма его роль исполнил Сергей Бачурский, а персонаж, ранее имевший только отчество, стал именоваться Рябовым.
За роялем Митя поёт отрывок из арии «Recitar/ Vesti la giubba » (Пора выступать! Пора надеть костюм!) из оперы « Паяцы »:
Смейся, паяц,
над своей несчастной любовью!
Смейся от горя, что овладело тобой!
Сцены были сняты в период с июля по ноябрь 1993 года . Михалков выбрал быстрый график съемок из-за дочери Нади, которой в то время было шесть-семь полных лет. Он заметил, что «дети быстро растут и теряют нежность, простоту и очарование, которые несет в себе их юность» .
Культуролог Александр Якобидзе-Гитман увидел в подтексте фильма аллюзии на реалии постсоветского времени. В подспудной атмосфере страха, скрытой за дачной идиллией, угадыватся ужас позднесоветского поколения, привыкшего к стабильности и домашнему уюту, перед наступающим правовым беспределом, произволом силовых структур и разгулом бандитизма.
По мотивам ленты британский драматург Королевского национального театра был поставлен спектакль с Киараном Хайндсом в роли Котова и Рори Кинниром в роли Мити .
написал одноимённую пьесу, по которой в 2009 году на сцене лондонского