Interested Article - Вор (фильм, 1997)

« Вор » — российско-французский художественный фильм Павла Чухpaя , снятый и выпущенный в прокат в 1997 году . Номинации на премии « Оскар » и « Золотой глобус » за лучший фильм на иностранном языке .

Сюжет

Фильм построен как воспоминания главного героя Сани, отец которого вернувшись с войны , умер от ран за полгода до его рождения (1946 год). Но преданность и любовь к отцу вызывают у Сани видения — образ отца, солдата в шинели, героя войны.

Оceнь 1952 годa . 6-летний Caня и eгo мoлодая мамa Катя едут в поезде, где знакомятся c молодым кpaсивым офицером - танкистом , представившимся Анатолием. Толян соблазняет Катю, она сильно влюбляется в него, и oни, выйдя в каком-то неизвестном городе, селятся в коммунальной квартире и нaчинают жить oдной ceмьёй. Кате кажется, что жизнь потихоньку наладилась — появился мужчина, который может заменить Сане отца, но постепенно она замечает некоторые странности в поведении Толяна: представившись квартирной хозяйке мужем Кати, он документы так и не показывает, ссылаясь на то, что они в комендатуре . Помимо этого настойчиво заставляет Саню (которого называет «фраерок», что характерно для уголовников) называть его папой, избегает комендантских патрулей и носит на груди татуировку Сталина , который, как он признался Сане, якобы является его родным отцом. Обаяние и мужественность соседствуют в Толяне с жестокостью и недоверчивостью. Во время праздничного застолья в честь 35-летия Октябрьской революции он организует поход в цирк всей коммунальной квартирой, но в начале представления уходит. Заметив это, Катя спешит домой, подозревая, что Толян вступил в половую связь с их соседкой-актрисой, с которой танцевал накануне и которая не смогла пойти в цирк, так как у неё в тот день была репетиция в театре, однако придя домой, женщина с ужасом видит, как её любимый мужчина обыскивает вещи жильцов и собирает чемоданы: становится ясно, что никакой он не боевой oфицep, а профессиональный вор . При этом ещё до коммуналки Толян успел обокрасть женщину в том самом поезде, где познакомился с Катей.

Семья переезжает на юг, где снова снимает комнату в коммуналке, но надолго там опять же не задерживается. После похода на летнюю эстраду дело заканчивается очередным переездом со съёмом комнаты в коммуналке. Анатолий снова очаровывает всех соседей и флиртует с соседкой-доктором из богатой квартиры. Саня успел привязаться к Толяну, он учится у этого опасного человека быть мужчиной, давать отпор, защищаться и гнуть под себя других. Но отцом Александр Анатолия по-прежнему не называет. Катя же предчувствует очередную кражу и хочет уйти от Толяна, но тот не отпускает её, то ли потому что полюбил её, то ли потому что жена и ребёнок — хорошее прикрытие для вора.

После похода в баню, где Толян путём мухлежа пытается обыграть матёрых картёжников (те раскрывают его, но получают от него солью в глаза) , вора настигает очередной комендантский патруль и требует показать документы. Однако Анатолий эмоционально грубит офицерам под предлогом того, что он, как участник Великой Отечественной войны, имеет право показывать документы только лично Сталину.

Вскоре Толян организует поход в кино, но на этот раз его цель не коммуналка, а квартира доктора, и на дело он берёт маленького Саню: мальчик должен пролезть в форточку и открыть окно Толяну. Им удаётся обокрасть квартиру, однако обоих засекают дворники. Тем не менее, Сане и Толяну удаётся сбежать.

Катя застаёт сына и Толяна за кражей, но не может им помешать. Теперь им всем троим надо снова бежать из города. Но при посадке в поезд Катя, которая решает уйти от Толяна, долго прощается с ним, чем привлекает внимание милицейского патруля. Толян, пытаясь скрыться, применяет свой бандитский приём (бросает милиционеру в глаза соль ) , но падает, споткнувшись о шпалу, и второму милиционеру удаётся его скрутить. Катя, ещё несколько минут назад хотевшая бежать от Толяна, сходит с поезда. Для несчастной женщины начинается новый, мучительный этап в жизни. Она пытается подкупить следователя деньгами, но безуспешно, лишь нарывается на ругань. В ожидании суда над Толяном, Катя предпринимает последнюю попытку увидеть любимого мужчину во время пересылки. Саня находится с матерью. Когда Толяна увозят в автозаке , Саня бросается за машиной и кричит Толяну: «Папка!» С тех пор призрак родного отца перестаёт являться мальчику, не простив предательства.

Спустя некоторое время Катя умирает от перитонита , вызванного последствиями неудачного аборта , Саню же после этого отправляют в детдом и с этого момента мальчик живёт надеждой, что Толян, выйдя на свободу, найдёт его и заберёт с собой.

1958 год . Сане уже около 12 лет, он часто вспоминает Толяна и ждёт, что когда-нибудь они встретятся. Из «той», додетдомовской жизни у мальчика остались часы матери, пистолет ТТ от Толяна и фотография Сталина. Однажды на станции подросток слышит голос Толяна, поющего ту песню , которая звучала в поезде, где Толян познакомился с Катей и которую потом он пел вместе с соседями по коммунальной квартире. Санька спешит к нему, но вор не узнаёт, или же делает вид, что не узнал своего «сына». Саня напоминает ему про «Катю в поезде, с мальчиком», на что Толян просит его передать ей привет и тут же скрывается с очередной своей пассией. Поняв, что он, его мать и их поломанные Толяном жизни оказались для последнего настолько незначительным эпизодом, что он его даже знать не хочет, Саня, пребывая в холодной ярости, решает отомстить. Поздним вечером того же дня, подросток достаёт из своего тайника пистолет и снова идёт на станцию, где замечает, как Толян тащит чемодан с украденным то ли у кого-то, то ли у пассии добром и тайком садится в вагон товарного поезда . Саня стреляет ему в спину и, как ему кажется, убивает вора. Поезд увозит тело Толяна, а парень сразу же после этого бросает пистолет в проём вагона уходящего поезда.

1994 год . 48-летний Александр — военный, полковник. В спецвагоне он приезжает в горячую точку (скорее всего, в Чечню ) для эвакуации секретной документации. На станции офицер видит русских беженцев — женщин, стариков и детей. Когда он с подчинёнными идёт по перрону, к нему подползает старый пьяный опустившийся бомж , который начинает ругаться смутно знакомыми словами. Александру кажется, что он узнал Толяна. Полковник хватает бомжа, загибающегося от кашля, разрывает на его груди рубаху и видит татуировку Толяна — портрет Сталина. Александр прижимает бомжа к груди, но тот уже мёртв. Александр рвёт воротник на спине старика в поисках татуировки леопарда, но не находит ее. Похоже, герой обознался.

Чуть позже Александр, вопреки правилам, приказывает взять в спецвагон беженцев — женщин и детей. Поезд с беженцами и военными уезжает из города. В поезде мать поёт ребёнку ту же песню, что маленькому Сане в своё время в поезде пела его мама. В окне Александру мерещится солдат в шинели — то ли призрак родного отца вернулся к нему, то ли опять же воспоминания из далекого детства.

Награды

Фильм получил 6 премий «Ника» , включая «Лучший фильм года», был номиниpoван нa пpeмию « Oскap » в категopии «Лучший фильм нa инoстpaнном языкe», «Зoлoтой глобyc» в категopии « Лучший фильм на иностранном языке », « » в категopии «Лучший eвpoпейский фильм», зaвoeвал специальный приз жюри MКФ в Beнеции .

  • 1999 — КФ «Созвездие» — Приз за лучшую главную мужскую роль (Владимир Машков)
  • 1999 — КФ «Созвездие» — Приз за лучший дебют (Михаил Филипчук)
  • 1999 — Премия деловых кругов «Кумир» — Специальный приз (Владимир Машков)
  • 1997 — МКФ «Лістапад» в Минске — Приз жюри кинематографистов «За лучший фильм фестиваля» (Павел Чухрай)
  • 1997 — МКФ в Венеции — Приз «Золотая медаль сената» (Павел Чухрай)
  • 1997 — ОКФ «Киношок» в Анапе — Приз за лучшую мужскую роль (Владимир Машков)
  • 1997 — ОКФ «Киношок» в Анапе — Приз за лучшую режиссуру, Приз жюри дистрибьюторов (Павел Чухрай)
  • 1997 — Премия «Золотой Овен» — За лучшую мужскую роль (Владимир Машков)
  • 1997 — Премия «Золотой Овен» — За лучшую женскую роль (Екатерина Редникова)
  • 1997 — Премия «Золотой Овен» — Лучшему продюсеру года (Игорь Толстунов)
  • 1997 — Премия «Золотой Овен» — За лучшую детскую роль (Михаил Филипчук)
  • 1997 — Премия «Ника» — За лучшую музыку к фильму (Владимир Дашкевич)
  • 1997 — Премия «Ника» — За лучшую мужскую роль (Владимир Машков)
  • 1997 — Премия «Ника» — За лучшую женскую роль (Екатерина Редникова)
  • 1997 — Премия «Ника» — За лучший игровой фильм (Игорь Толстунов)
  • 1997 — Премия «Ника» — За лучший игровой фильм (Павел Чухрай)
  • 1997 — Премия «Ника» — За лучшую режиссуру (Павел Чухрай)
  • 1997 — Премия «Оскар» Американской академии киноискусства — Номинация на приз за Лучший фильм на иностранном языке (Павел Чухрай)
  • 1997 — Премия Вяткина — «За гуманизм и духовность» (Павел Чухрай)

Картина вошла в список 100 главных русских фильмов (1992—2013) по версии журнала «Афиша» .

В ролях

Съёмочная группа

Примечания

  1. 21 мая 2014 года.

Ссылки

  • на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
  • . Дата обращения: 25 октября 2006. Архивировано из 12 мая 2012 года.
  • . 17 февраля 2012 года.
Источник —

Same as Вор (фильм, 1997)