Interested Article - Nintendo 64
- 2020-05-28
- 1
Nintendo 64 ( яп. ニンテンドー64 Нинтэндо: Рокудзю:ён ) , также Ultra 64 и N64 — 64-разрядная игровая приставка . Разрабатывалась японской компанией Nintendo совместно с Silicon Graphics . Была выпущена в 1996 году (23 июня в Японии , 29 сентября в Америке ) и в 1997 году (1 марта в Европе, Ближнем Востоке и Африке и Китае и 1 сентября во Франции и Бенилюксе ) и стала ответом на приставки конкурентов Sony PlayStation и Sega Saturn . Тактовая частота центрального процессора — 93,75 МГц, графического — 62,5 МГц. Оснащалась общей унифицированной оперативной памятью объёмом 4 МБ. Максимальное разрешение равнялось 640×480 при 24-битной глубине цвета. Благодаря участию Silicon Graphics, в этой приставке появилась масса новшеств, связанных с трёхмерной графикой: сглаживание текстур, MIP-mapping и др. В качестве игрового носителя был выбран картридж объёмом до 64 МБ.
Вместе с консолью Nintendo выпустила первый 3D-платформер Super Mario 64 , который демонстрировал её новшества во всей красе. Это и дало начальный толчок. Однако, в первое время игр для Nintendo 64 было крайне мало: не всем давались особенности программирования для неё, кроме того, многих отпугивал устаревший формат носителя (оба основных конкурента тогда уже перешли на компакт-диски , которые имели большую ёмкость и были удобнее и дешевле). Сама же Nintendo не была готова к полному обеспечению своей консоли игровыми проектами. Но к 1998 году ситуация исправилась, и N64 заняла второе место на рынке игровых приставок после PlayStation (проект Saturn тогда уже можно было считать провалившимся).
История
5 мая 1995 года компания Nintendo объявила о том, что разработка новой игровой консоли Nintendo 64 (тогда она носила название Ultra 64) была полностью закончена и что система поступит в продажу в апреле 1996 года. «После 19 месяцев напряжённой разработки, мы достигли двух наших главных задач в отношении Nintendo Ultra 64: разработали набор микросхем, способных предоставить лучшие в мире видеоигровые переживания, и сделать это по цене, которая не будет превышать $250 в розницу», — сказал Говард Линкольн (Howard Lincoln), в то время исполнявший обязанности председателя Nintendo Of America. «Однако мы приняли сознательное решение не спешить с выводом на рынок Ultra 64. Вместо этого мы решили дать нашим разработчикам дополнительное время для того, чтобы они смогли добиться максимальной эффективности при работе с этой системой и создать игры нового типа». Этот анонс был произведён за три дня до начала игровой выставки E3 , на которой работающий прототип консоли так и не показали.
Разработка
Nintendo 64 — это совместная работа Nintendo, Silicon Graphics и MIPS Technologies . Дизайн этой системы был изначально предложен Тому Калински (тогда он был исполнительным директором американского подразделения Sega ) Джеймсом Кларком (основателем Silicon Graphics). Перед этим SGI приобрела MIPS Technologies и две компании работали вместе над созданием недорогого чипа, объединяющего центральный и графический процессоры . Создатели чипа считали его идеально подходящим для игровых консолей. Японская команда Sega, занимающаяся аппаратным обеспечением, была отправлена для оценки возможностей чипа, и ею был найден ряд недоработок, которые MIPS затем устранила. Тем не менее, японское подразделение Sega выступило против предложения SGI, по-видимому, во многом из-за разногласий между японским и американским подразделениями компании.
На ранних стадиях разработки Nintendo 64 называлась кодовым именем «Project Reality». Это прозвище родилось из предположения Nintendo что консоль, разработанная вместе с SGI, будет наравне с тогдашними суперкомпьютерами . В 1994 году консоли было дано название Nintendo Ultra 64 на Западе. Дизайн консоли был представлен в конце весны 1995 года.
Аппаратное обеспечение
Центральный процессор Nintendo 64 — это NEC VR4300, основанный на MIPS R4300i, работающий на частоте 93,75 МГц и соединённый с остальными частями через 32-разрядную шину данных. VR4300 — это RISC -процессор с интегрированным модулем вычислений с плавающей запятой. Это 64-разрядный процессор: 64-разрядные регистры, 64-разрядная система команд и 64-разрядная внутренние шины данных. Но удешевлённый ЦП NEC VR4300, используемый в консоли, имеет 32-разрядные шины, в то время как вариант MIPS оснащён 64-разрядными шинами. Многие игры использовали преимущества 32-разрядного режима обработки, поскольку более высокая точность 64-разрядных типов данных в трёхмерных играх обычно не требовалась. Кроме того, 64-разрядные данные требовали вдвое большего объёма памяти, кеша и пропускной способности, снижая тем самым общую производительность системы.
ЦП имеет внутренний кеш уровня 1 объёмом 24 КБ, и не имеет кеша второго уровня. Процессор создаётся на 0,35-микронном техпроцессе и содержит 4,6 млн транзисторов. На чипе установлен алюминиевый радиатор для пассивного охлаждения.
Задачи обработки графики и звука выполняются 64-разрядным сопроцессором разработки SGI, имеющим название «Reality Co-Processor» (RCP). RCP это чип, работающий на частоте 62,5 МГц, разделённый внутри на два основных компонента — «Reality Drawing Processor» (RDP) и «Reality Signal Processor» (RSP). Друг с другом компоненты обмениваются данными через 128-разрядную шину с пропускной способностью в 1,0 ГБ/с. RSP — это 8-разрядный целочисленный векторный процессор на основе MIPS R4000. Он программируется микрокодом , что позволяет значительно изменять функциональность процессора, если потребуется, для различных видов работ, точности и загрузки. RSP выполняет геометрические преобразования, обрезку, вычисления связанные с освещением, обработку треугольников, и обладает производительностью примерно в 100 000 полигонов в секунду.
Утверждается [ кто? ] , что RSP также может привлекаться для выполнения обработки звука (хотя ЦП с этой задачей также справляется). Он может проигрывать практически любой формат звука (это зависит от программного кодека ), включая несжатый PCM, MP3, MIDI и музыку в различных трекерных форматах. RSP может обрабатывать до 100 PCM-каналов одновременно — при 100%-ном использовании системы для обработки звука. Максимальная частота дискретизации — 48 кГц для 16-разрядного звука. Однако, ограничения на объём, накладываемые картриджем, ограничивали объём, а стало быть — и качество звука.
RDP — это растеризатор системы, выполняющий основной объём работы по созданию изображения перед выводом его на экран. Nintendo 64 имеет максимальную глубину цвета в 16,7 млн цветов, из которых 32768 могут быть одновременно на экране, и разрешение от 256 × 224 до 640 × 480.
Что касается оперативной памяти (RAM), то Nintendo 64 была одной из первых консолей, в которой была реализована единая подсистема памяти, а не отдельные банки памяти для процессора, аудио и видео. Сама память — Rambus RDRAM объёмом 4 МБ, с возможностью расширения до 8 МБ с помощью Expansion Pak .
Цветовые вариации
Стандартная Nintendo 64 тёмно-серого цвета, почти чёрная. Консоли зелёного цвета поставлялись вместе с игрой Donkey Kong 64 . Серия Funtastic была сделана из прозрачного пластика. Была выпущена версия в синей расцветке, с фигурой Пикачу , который лежит на консоли. Также Nintendo выпустила контроллер в форме банана для дебюта Donkey Kong 64 в США.
Аксессуары
Контроллер Nintendo 64
Хотя в Nintendo 64 была реализована функция записи сохранений игры на картридж, съёмное устройство , подключаемое к игровому контроллеру, также позволяло записывать игровые сохранения в играх, поддерживающих данное приспособление. позиционировался как устройство для обмена игровыми достижениями между пользователями консоли. Также существовал Rumble Pak , работающий на двух батарейках АА типа. Rumble Pak давал контроллеру вибрацию. Также Rumble Pak поставлялся вместе с игрой Star Fox 64 . Существовала также возможность перенести результаты некоторых игр с консоли Game Boy Color - . С можно было перенести результаты из игр: Perfect Dark, Pokémon Stadium , Pokémon Stadium 2 , Mario Artist , , , , .
- микрофон для Nintendo 64, подключаемый в 4-й порт контроллера на консоли. Используется для игр Hey You, Pikachu! и .
- дополнительные 4 мегабайта ОЗУ, которые были важны для таких игр как: Perfect Dark (требуется для активации сюжетного режима), Donkey Kong 64 (вместе с этой игрой в комплекте был и ) и The Legend of Zelda: Majora’s Mask . Остальные игры в большинстве своем улучшали либо разрешение либо частоту кадров.
Nintendo 64 DD
1 декабря 1999 года в продажу на территории Японии поступило устройство Nintendo 64 DD , игры к которому распространялись на магнито-оптических дисках.
Примечания
- David Houghton. . GamesRadar (4 ноября 2013). Дата обращения: 12 октября 2019. 12 октября 2019 года.
- . Дата обращения: 5 мая 2010. Архивировано из 23 августа 2011 года.
- . SEGA 16. Дата обращения: 28 декабря 2006. 31 октября 2006 года.
- Фотографии консоли «Project Reality» публиковались в американских журналах в начале июня 1993 года .
-
"Total Recall: The Future of Data Storage".
Next Generation
. No. 23.
Imagine Media
. November 1996. p. 43.
The current trend now, with both the M2 and N64, is back towards a unified memory system.
- (англ.) . The Copetti site (12 сентября 2019). Дата обращения: 11 января 2024.
- 2020-05-28
- 1