Interested Article - Рёкк, Марика

Ма́рика Рёкк ( венг. Rökk Marika , нем. Marika Rökk ( (инф.) ); 3 ноября 1913 , Каир 16 мая 2004 , Баден, Австрия ) — немецко-австрийская киноактриса, танцовщица и певица венгерского происхождения, расцвет карьеры которой пришёлся на нацистский период в немецком кино .

Биография

Детство и начало танцевальной карьеры

Мария Каролина Рёкк родилась 3 ноября 1913 года в Каире в семье венгерского архитектора Эдуарда Рёкка и его жены Марии Каролины Шарлотты. Летом 1914 года семья вернулась в Будапешт . С началом Первой мировой войны отца призвали в армию, где он служил лейтенантом в военно-инженерных войсках . Рано распознав талант Марики, которая много и с удовольствием танцевала, мать записала её на уроки танцев. Первое публичное выступление дочери было организовано на деньги отца, который после войны стал строительным предпринимателем. В 9 лет Марика впервые представила на сцене двенадцать танцевальных номеров, получив одобрительные отзывы .

В 1924 году семья переехала в Париж , где отец надеялся найти новую работу . Здесь Марика продолжила заниматься хореографией у русской балерины Рудковской . В этом же году в 11-летнем возрасте начала солировать в составе балетной труппы (нем.) «Девочки Хофман» ( англ. «Hoffman Girls» ) в знаменитом парижском кабаре « Мулен Руж ».

В 1925—1929 годах в составе той же труппы танцевала на Бродвее в Нью-Йорке и в других городах США. Там же продолжила своё танцевальное образование — училась «американскому стилю» у (англ.) . В 1928 году безуспешно попыталась попасть в знаменитое американское шоу « Безумства Зигфелда ». В 1929 году вернулась в Европу; выступала в оперетте и варьете в Монте-Карло , Берлине , Лондоне , Париже , Канне , Будапеште и Вене .

В 1930 году дебютировала в кино в эпизодической роли в музыкальной комедии «Почему моряки покидают дом» (1930) английского режиссёра Монти Бэнкса . В 1933 году получила первую большую роль в комедийном музыкальном фильме «Поезд привидений».

Карьера кинозвезды

Открытка с Марикой Рёкк. 1939

В 1934 году немецкая киностудия УФА заключила с Марикой Рёкк двухгодичный контракт. В 1935 году она снялась в своём первом немецком фильме (англ.) по одноимённой оперетте Франца фон Зуппе . С этой картины, повествующей о жизни артистов цирка, началась её карьера в кино Третьего рейха .

В 1939 году совместно с Царой Леандер она снялась в фильме « Средь шумного бала » (реж. Карл Фрёлих ) на вымышленный сюжет о любви аристократки Екатерины Муракиной к композитору П. И. Чайковскому . В нём раскрылась драматическая сторона таланта Марики Рёкк.

В 1940 году Марика Рёкк вышла замуж за режиссёра (нем.) , который с 1935 года снимал фильмы с её участием. Благодаря таким фильмам, как «Средь шумного бала» (1939) и « Кора Терри » (1940), она стала одной из крупнейших кинозвезд своей эпохи.

В 1941 году в дуэте с Вилли Фричем она сыграла главную роль в первом цветном немецком фильме (англ.) , а вершиной её кинокарьеры стала цветная музыкальная комедия « Девушка моей мечты » (1944).

Кинокартины этого периода с её участием часто следовали однотипной сюжетной линии (которая стала визитной карточкой Рёкк): она снова и снова играла изначально непризнанный талант, который побеждает всевозможные невзгоды и в конечном итоге празднует триумф в грандиозном финале на сцене. Изюминкой многих её фильмов были большие танцевальные сцены, зачастую смелые для своего времени: так, например, в «Коре Терри» она танцевала в облегающем костюме-двойке со змеёй на плечах — редкое исключение в довольно сдержанном кинематографе Германии того времени. [ источник не указан 56 дней ]

Положение в Третьем рейхе

Cамым большим поклонником Марики Рёкк после Гитлера был Геббельс : фюрер посылал ей розы, а его министр пропаганды якобы даже похлопывал её по колену под столом. Визиты актрисы означали для Геббельса «небольшое расслабление», и он знал, что весёлые фильмы с энергичной Рёкк бесценны как средство отвлечения от тягот повседневной жизни военного времени. Даже если Геббельс ей не особенно нравился, Рёкк, которая заботилась о своей карьере, была польщена его расположением . Гитлера она благодарила за внимание в телеграммах и письмах :

Если мне, мой фюрер, хоть на несколько мгновений удалось развлечь вас и немного отвлечь от вашей ответственной работы, я бесконечно горда и счастлива.

Она была на ты с рейхсфильминтенданом группенфюрером СС Хансом Хинкелем , и это принесло свои плоды: её гонорар составлял 1000 рейхсмарок в день .

После того как еврейский кинопродюсер и режиссёр (англ.) и его жена (англ.) бежали за границу из-за угрозы ареста, Марика Рёкк приобрела их виллу в Бабельсберге , конфискованную национал-социалистами, и переехала туда вместе с мужем .

В 1944 году Имперское министерство народного просвещения и пропаганды включило её в « Список одарённых от Бога » ( нем. Gottbegnadeten-Liste ), который составлялся при личном участии Гитлера и в который вошли самые видные деятели культуры и искусства национал-социалистической Германии.

В своих воспоминаниях Марика Рёкк описала годы в Третьем рейхе как лучшие в своей жизни .

Послевоенная карьера

Во время выступления в Киле. 1963

В момент окончания Второй мировой войны Марика Рёкк находилась в Баварии. Выступала с концертами перед американскими солдатами. Из-за её работы в пропагандистских фильмах , таких как (англ.) (1940) и по подозрению в шпионаже в пользу национал-социалистов ей запретили выступления в Германии и Австрии. В 1947 году с неё сняли обвинения в шпионаже . Тогда же она была реабилитирована и судом чести Союза актёров Австрии.

В 1948 году она возобновила карьеру киноактрисы, снявшись в австрийских фильмах «Фрегола» (1948) и «Дитя Дуная» (1950, первый австрийский цветной фильм), выпущенных студией «Вин-Фильм Розенхюгель» ( Wien-Film Rosenhügel ), которая до 1955 года официально находилась под советским контролем. С 1951 года она снова играла в немецких фильмах своего мужа, снятых по старому рецепту (« Королева чардаша », 1951 и др.). Фильм «В ночь перед премьерой» стал последней работой Рёкк с Георгом Якоби. В 1958 году она вернулась на сцену и до 1986 года играла и пела в опереттах в Вене , Мюнхене , Гамбурге и Западном Берлине .

30 ноября 1984 года в Немецком театре в Мюнхене дала официальный прощальный спектакль «Бал в Савойе». В 1985 году сыграла свою последнюю роль в кино в фильме (нем.) Петера Шамони .

В 1992 году в Будапеште по случаю 110-летия со дня рождения Имре Кальмана Марика Рёкк в возрасте 79 лет выступила в заглавной партии оперетты « Марица » (за свою жизнь она исполнила эту партию более семиста раз), при этом исполняла чечетку, зажигательные танцы и сложнейшие пируэты, не всегда доступные даже более молодым артистам.

Её последние выступления состоялись в 1996 году на (нем.) в Германии.

Несмотря на преклонный возраст, она старалась сохранить хорошую физическую форму и бодрое расположение духа. На на вопрос журналистов, что для неё является самым главным в жизни, не задумываясь, отвечала: «Движение!», а когда 86-летнюю кинозвезду, попавшую в больницу Бадена, спросили, как ей удалось сохранить столь молодой вид, шутливо ответила: «Господь Бог, давая мне это тело и это лицо, просто запамятовал о морщинах».

В 90-летнем возрасте Рёкк активно работала над выпуском ревю для ARD , который так и остался незавершённым: 16 мая 2004 года она умерла от инфаркта в своём доме в Бадене под Веной . Похоронена на местном кладбище.

Память

Одна из улиц Бадена под Веной была названа в честь Марики Рёкк.

3 ноября 2013 года в ознаменование 100-летия со дня рождения артистки в Будапештском театре оперетты состоялся юбилейный гала-концерт с приглашенными мировыми звездами кино и эстрады.

Семья и личная жизнь

Могила Марики Рёкк и Фреда Рауля
  • Отец (венг.) (1886—1951) — спортсмен (в молодости), архитектор, строительный подрядчик, позже менеджер своей дочери-танцовщицы;
  • Мать Мария Каролина Шарлотта (урожденная Карой ( венг. Karoly ), являлась родной сестрой Йенё Карой — знаменитого футболиста сборной Венгрии , первого тренера Ювентуса );
  • Брат (венг.) (1911—1990) — футболист (трижды игравший за сборную Венгрии).

Мужья и ребёнок

  • Первый брак (1940—1964) — (нем.) (1882—1964), немецкий сценарист, кинопродюсер и режиссёр. С 1935 года снимал Марику в своих фильмах; был старше её на 31 год.
    • дочь (нем.) (род. 13 апреля 1944 года, Зальцбург ) — актриса.
В 1943 году в фильме «Девушка моей мечты» Марика Рёк снималась беременной.
  • Второй брак (1968—1985) — (нем.) (1913—1985), австрийский актёр и режиссёр.
В 1984 году Марика вышла на пенсию для ухода за тяжелобольным Раулем.
Марика Рёкк и Фред Рауль похоронены вместе на кладбище Хелененфридхоф в Бадене под Веной .

Фильмография

Год Русское название Оригинальное название Роль
1930 ф эпизод (дебют в кино)
1932 ф Csókolj meg, édes Терике / Terike
1932 ф Kiss Me Sergeant танцовщица / dancer
1933 ф Мари / Mary
1935 ф Розика / Rosika
1936 ф Марика фон Кёрёши / Marika von Körössy
1936 ф Бронислава, дочь / Bronislawa, Töchter
1937 ф Ита / Ita
1937 ф Мария Зейдлиц / Maria Seydlitz
1937 ф Karussell Эрика Хюбнер / Erika Hübner
1938 ф Инга Флеминг / Inge Fleming
1939 ф Средь шумного бала Настасья Петровна Ярова / Nastassja Petrowna Jarowa, Dancer
1939 ф Жанин / Janine
1939 ф Танцующее сердце Tanzendes Herz (фильм не завершён)
1939 ф Дикая роза Vadrózsa
1940 ф Кора Терри Кора Терри и Мара Терри / Kora Terry и Mara Terry
1940 ф (танцевальный номер)
1941 ф Мари-Луиза Палли / Marie-Luise Pally
1941 ф Кристина фон Альфин / Christine von Alvin
1942 ф Моника Кох / Monika Koch
1944 ф Девушка моей мечты Юлия Кёстер, танцовщица-звёзда / Revuestar Julia Köster
1948 ф Фрегола / Fregola
1950 ф Марика / Marika
1951 ф Королева чардаша Сильва Вареску / Sylva Varescu
1951 ф Корнелия / Cornelia
1953 ф Гонда ван дер Лоо / Gonda van der Loo
1953 ф Юлишка Варади / Juliska Varady
1957 ф Ирена Вагнер / Irene Wagner
1958 ф
1958 ф Марион Мюллер и Марика Карой / Marion Müller и Marika Karoly
1959 ф Карола Лорм / Carola Lorm
1960 ф Илона Фаркаш / Ilona Farkas
1962 ф Адель / Adele
1962 ф Марика Сабо / Marika Sabo
1962 ф Илонка Даварош / Ilonka Davarosch
1964 тф Сильвестр шоу Silvester Show певица
1973 1973 с Die Schöngrubers Тереза Шёнгрубер
1973 тф Последний вальс Der letzte Walzer
1980 тф Графиня из Нашмаркта Die Gräfin vom Naschmarkt Рожи Шандор, продавщица гороскопов / Rózsi Sándor, Horoskopverkäuferin
1988 ф баронесса фон Бёме / Freifrau von Boehme

Оперетты

Мюзиклы и комедии

Телешоу

  • «Женщина в наших мечтах», ведущая телешоу, канал ZDF , 1970

Дискография

  • 1938 : Eine Insel aus Träumen geboren (Peter Kreuder / Hans Fritz Beckmann) — «Остров, рождённый мечтами» из фильма «Однажды майской ночью» в сопровождении оркестра Telefunken, Telefunken .
  • 1939 : Sag’ mir schnell «Gut’ Nacht» (Willi Kollo) — «Пожелай мне скорее спокойной ночи» из фильма «Вечерний визит» с оркестром под управлением Майкла Джари, Telefunken No. A 2920
  • 1939 : Ich brauche keine Millionen (Peter Kreuder / Hans Fritz Beckmann) — «Мне не нужны миллионы» из фильма «Привет, Жанин» в сопровождении оркестра Telefunken, Telefunken .
  • 1941 : Wenn ein junger Mann … (Franz Grothe / Willi Dehmel) — «Когда молодой человек…» из фильма «Женщины — всё же лучшие дипломаты», оркестр под управлением Михаэля Яри, Telefunken No. A 10066
  • 1940 : Für eine Nacht voller Seligkeit (Peter Kreuder / Günther Schwenn) — «За ночь, полную блаженства» из фильма «Кора Терри» с оркестром под управлением Франка Фукса, Telefunken No. A 10260
  • 1941 : Frühling in Wien (Franz Grothe) — «Весна в Вене» из фильма «Танец с кайзером» с оркестром под управлением Франца Гроте, Telefunken No. A 10394
  • 1944 : In der Nacht ist der Mensch nicht gern alleine (Franz Grothe / Willi Dehmel) — «Люди не любят оставаться одни по ночам» из фильма «Девушка моей мечты», оркестр Тео Нордхорна, Austroton № W 6028
  • 1989 : Für eine Nacht voller Seligkeit — «За ночь, полную блаженства», сборник, CD

Книги

  • Рёкк М. Сердце с перцем. — М. : Радуга, 1991. — ISBN 3-8004-0807-4 .
  • Марика Рёкк. / Сост. Урсула Мейер. — Мюнхен: Art-Wings, 1999. — 187 S. — ISBN 3-00-004678-X (фотоальбом).

Награды и премии

  • 1941 : Почётный знак Венгерского Красного Креста
  • 1948 : Премия « Бэмби » — учреждённая в 1948 году старейшая немецкая премия средств массовой информации. Марика Рёкк с Жаном Маре стали первыми обладателями этой премии.
  • 1968 : Премия «Бэмби»
  • 1981 : Немецкая кинопремия (нем.) за многолетнюю и выдающуюся работу в немецком кино
  • 1983 : Медаль (нем.) (золотая), за благотворительную деятельность в сфере культурной жизни Вены
  • 1987 : Премия «Бэмби»
  • 1987 : (англ.) , номинация: лучшей актрисе
  • 1990 : Премия «Бэмби»
  • 1998 : Почётная премия «Бэмби»

Прочее

Копии фильмов, снятых в нацистской Германии, в 1945 году были вывезены в качестве военного трофея в Советский Союз. Вскоре некоторые из них, в том числе и с Марикой Рёкк, вышли в кинопрокат и пользовались большой популярностью по всей стране. С 1946 года трофейная картина « Девушка моей мечты » с огромным успехом демонстрировалась в кинотеатрах, где её посмотрели миллионы зрителей . В СССР фильм был выпущен с возрастным ограничением «для лиц старше 16 лет». Поначалу он шёл без купюр, но впоследствии была вырезана сцена, в которой Марика Рёкк купалась в бочке .

Кроме фильмов, из Германии в СССР был вывезен и некоторый кинореквизит: так, на « Мосфильме » оказалась большая часть гардероба Рёкк. Советская актриса Инна Макарова , снимаясь в фильме « Молодая гвардия » (1948), исполняла танец Любы Шевцовой именно в платье Марики Рёкк .

После Второй мировой войны поклонниками было создано множество клубов в честь Марики Рёкк. Первый из них в Ганновере в 1953 году — Международный клуб Марики Рёкк (Internationale Marika-Rökk-Club).

Брат отца Марики — (венг.) (1891—1970) — венгерский архитектор, участник Первой мировой войны , воевал на «русском фронте», был ранен и взят в плен; в 1920 году, работая в Краснотуранске преподавателем рисования, женился на коллеге — учительнице русского языка Анне Назаровой. Вернулся с супругой в Венгрию в 1921 году, совершив на поезде двухмесячное путешествие, во время которого у них родился ребёнок (всего у них было трое детей).

В феврале 2017 года были опубликованы рассекреченные документы, из которых следует, что организация Гелена , предтеча Федеральной разведывательной службы Германии , исходила из того, что Марика Рёкк и её муж Георг Якоби были агентами МГБ СССР . В документах, датированных 1951 годом, говорится, что супруги поддерживали «контакты с советскими учреждениями», которые «позволяют сделать вывод о шпионской деятельности». Например, магазин шерстяных изделий, который Рёкк собиралась открыть, по мнению разведки, мог бы служить «отличным прикрытием». Однако конкретных доказательств шпионажа в пользу СССР в документах не приводится .

См. также

Примечания

  1. Marika Rökk: Herz mit Paprika. Universitas Berlin 1974, S. 41.
  2. Marika Rökk: Herz mit Paprika. Universitas Berlin 1974, S. 54.
  3. Marika Rökk: Herz mit Paprika. Universitas Berlin 1974, S. 48—49, 52.
  4. Greulich A. от 4 марта 2016 на Wayback Machine . München, 2007, S.115.
  5. . Дата обращения: 14 марта 2020. 24 ноября 2020 года.
  6. , New York Times 23. mai 2004
  7. Villenkampf in Babelsberg : [ нем. ] // Der Spiegel : журнал. — 1996. — № 4 (22 Januar). — ISSN .
  8. Rökk, Marika . In: Theodor Kellenter: Die Gottbegnadeten : Hitlers Liste unersetzbarer Künstler . Kiel: Arndt, 2020, ISBN 978-3-88741-290-6 , S. 403f.
  9. 25 марта 2009 года. (124 kB )
  10. Общество в Германии и Советском Союзе в первое послевоенное десятилетие / Под ред. А. Чубарьяна и А. Виршинга. — Берлин-Бостон: De Gruyter, 2020.
  11. . Дата обращения: 22 ноября 2023.
  12. . Волгоград ТРВ (13 мая 2009).
  13. . FOCUS Online (нем.) . из оригинала 5 октября 2017 . Дата обращения: 5 сентября 2017 .

Литература

  • Kevin Clarke. Wir machen Musik, da geht uns der Hut hoch. Zur Filmoperette und Operette im Film der NS-Zeit (нем.) . — Würzburg: Königshausen & Neumann, 2011. — ISBN 978-3-8260-4756-5 .
  • Hermann J. Huber. Langen Müller’s Schauspielerlexikon der Gegenwart. Deutschland. Österreich. Schweiz (нем.) . — München, Wien: Albert Langen, Georg Müller Verlag GmbH, 1986. — 836 S. — ISBN ISBN 3-7844-2058-3 .
  • Kay Weniger. Das große Personenlexikon des Films. Die Schauspieler, Regisseure, Kameraleute, Produzenten, Komponisten, Drehbuchautoren, Filmarchitekten, Ausstatter, Kostümbildner, Cutter, Tontechniker, Maskenbildner und Special Effects Designer des 20. Jahrhunderts (нем.) . — Berlin: Schwarzkopf & Schwarzkopf, 2001. — Bd. 6: «N – R. Mary Nolan – Meg Ryan». — 602 S. — ISBN 3-89602-340-3 .
  • Krzysztof Trojanowski. Świnie w kinie (польск.) . — Wydawnictwo Naukowe PWN, 2018. — ISBN 978-83-012-0196-8 .
  • Tomasz Raczek. Karuzela z madonnami (польск.) . — Michałów-Grabina: Instytut Wydawniczy Latarnik, 2003. — ISBN 83-917891-2-8 .

Ссылки

  • (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • (нем.)
  • (нем.) . DER SPIEGEL (22 января 1996). Дата обращения: 4 марта 2013. Бой на вилле в Бабельсберге. Вилла Альфреда Цейслера, позже вилла Марики Рёкк в Потсдаме на Домштрассе 28
  • (аудиофайл)
Источник —

Same as Рёкк, Марика