Interested Article - Зонтаг, Сьюзен

Сьюзен Зонтаг (в другом написании Сонтаг , англ. Susan Sontag , настоящая фамилия — Розенблатт ; 16 января 1933 , Нью-Йорк 28 декабря 2004 , Нью-Йорк ) — американская писательница , литературный, художественный, театральный и кинокритик, философ, сценарист, режиссёр театра и кино, лауреат национальных и международных премий.

Биография

Зонтаг родилась 16 января 1933 года в Нью-Йорке . Её предки — еврейские выходцы из Польши и Литвы , приехавшие в США в XIX веке . Урождённая Розенблатт, она получила фамилию Зонтаг после вторичного замужества её матери. Единственными друзьями её детства были книги.

В 15 лет Зонтаг поступила в университет Беркли ( Калифорния ) ( 1948 1949 ). Окончила Чикагский университет со степенью бакалавра искусств в 1951 году (одним из её преподавателей был Кеннет Бёрк ). Здесь же в 1952 году Зонтаг познакомилась с молодым преподавателем - социологом en , за которого вышла замуж через 10 дней после знакомства. В том же году у пары родился сын en , ставший писателем и политологом.

Могила Сьюзен Зонтаг на кладбище Монпарнас

Вскоре семья переехала в Бостон , где в Гарвардском университете Зонтаг изучала английскую литературу и работы классических философов . В 1954 году она получила степень магистра философии . В 1957 году , обучаясь в Оксфорде , Зонтаг столкнулась с проблемой сексизма , поэтому вскоре переехала в Париж , где сблизилась с американской интеллигенцией , сплочённой вокруг журнала «Парижское Обозрение» ( Paris Review ). Активно занималась французским кинематографом , философией и много писала.

В 1958 году в возрасте 26 лет Зонтаг вернулась в Америку , развелась с Рифом и стала воспитывать сына одна, отказываясь от финансовой помощи со стороны мужа. В конце 1950-х — начале 1960-х годов преподавала философию в ряде колледжей и университетов США, в том числе и в Колумбийском университете , но в дальнейшем оставила академическую карьеру. В начале 1960-х переехала в Нью-Йорк, приступив к работе редактора в журнале «Комментарий» ( Commentary ).

Вторая половина жизни Зонтаг связана с именем Энни Лейбовиц . Они познакомились в 1989 году на съёмках, роман их прервала смерть Сьюзен Зонтаг от лейкемии в 2004 году, в возрасте 71 года. Именно Лейбовиц принадлежат все последние фотографии Зонтаг, включая посмертную.

Литературные произведения

В 1963 году вышел первый литературный роман Зонтаг под названием «Благодетель» ( Benefactor ), а также несколько статей в престижных американских журналах. Однако известность пришла к писательнице после публикации в журнале « Партизан Ревью » статьи «Заметки о Кэмпе» ( Notes on Camp , 1964 ). В этой статье Зонтаг ввела понятие «кэмп» — использование вульгарного и эстетически уродливого материала как выразительного средства. Последовавшие затем два сборника эссе о художественном авангарде Европы и США, этическом смысле крайностей в современной культуре — « Против интерпретации » ( Against Interpretation , 1966 ) и «Образцы безоглядной воли» ( Styles of Radical Will , 1969 ) — упрочили её репутацию. Вскоре вышла одна из наиболее известных книг Зонтаг — « О фотографии » ( On Photography , 1977 ).

Через год Зонтаг выпустила книгу «Болезнь как метафора» ( Illness As Metaphor , 1978 ) и сборник рассказов «Я и так далее» ( I, etc. ), а затем — ещё один сборник «Под знаком Сатурна» ( Under the Sign of Saturn , 1980 ), посвящённый Иосифу Бродскому . Бродский в ответ посвятил Зонтаг первые «Венецианские строфы». Затем вышел том «Избранное», и была опубликована работа «СПИД и его метафоры» ( AIDS and Its Metaphor , 1989).

В 1989 году Зонтаг стала президентом Американского ПЕН-Центра .

В числе её других работ романы «Поклонник Везувия» ( The Volcano Lover , 1992 , рус. пер. — 1999 ) и «В Америке» ( In America , 1999 , рус. пер. 2004 , экранизир. Ежи Сколимовским , 2006 ), книги эссе «Куда падает ударение» ( 2001 ), « Глядя на боль других » ( 2003 ), «А в это время: эссе и выступления» ( 2007 ). Пьеса «Алиса в кровати» ( Alice In Bed , 1992 ) была впервые поставлена только в 2000 году . Совместно с фотографом Анни Лейбовиц Зонтаг издала книгу «Женщины» ( Women ) (2000).

Кроме того, Зонтаг принадлежат сценарии снятых ею как режиссёром фильмов «Дуэт для каннибалов» ( Duet For Cannibals , 1969 ), «Брат Карл» ( Brother Carl , 1971 ), «Обещанные страны» ( Promised Lands , 1974 ) и «Поездка без гида» ( Unguided Tour , 1983 ). Несколько раз она сама появлялась в кино (в фильме « Зелиг » Вуди Аллена , см. ниже). Также Зонтаг выступала в качестве театрального постановщика: летом 1993 года на сцене Национального театра в осаждённом Сараево она поставила драму Сэмюэла Беккета « В ожидании Годо ». В 2010 году площадь перед этим театром была переименована в честь Зонтаг.

Художественная критика и О фотографии

Сьюзен Зонтаг, 1979 год

Художественная критика была центральной формой литературной деятельности Зонтаг. Её можно назвать важнейшим представителем либеральной аналитики, которая соприкасается с пространством академического исследования, но не принадлежит ему. Промежуточное положение между формальным исследованием и литературным произведением делает тексты Зонтаг явлением, связанным с установлением формата аналитической художественной критики как таковой. К важнейшим критическим произведениям Зонтаг относятся Заметки о кэмпе (1964) и Против интерпретации (1966) , Смотрим на чужие страдания и сборник эссе О фотографии (1977) .

«Зонтаг стала одной из немногих, кто отказался от генетического анализа фотографии: её не интересовали ни преемственность развития стилей, ни условность школ, ни последовательность технических нововведений. Тот же принцип она использовала и в других своих эссе: её интересовало то, что ускользнуло от всеобщего внимания — периферийное, второстепенное, забытое» — отмечает искусствовед . Принципиальная характеристика её критических работ — обращение к материалу второстепенному с точки зрения классического искусствознания . Круг её вопросов — Теория фотографии , мода, «ещё не опознанные» и принципиально неопознаваемые темы, массовый вкус, этика и особенности документального изображения . Одной из центральных тем в критических работах Сьюзен Зонтаг остаётся фигура трагического .

Премии и награды

Сьюзан Зонтаг — лауреат многих премий и обладатель почётных званий. За книгу «О фотографии» Зонтаг была присуждена Национальная премия кружка литературных критиков в области критики (1978). В Италии она была награждена премией Курцио Малапарте (1992). Дважды она награждалась французским Орденом искусств и литературы (1984, 1999). Избиралась в Американскую академию искусств и литературы (1993). Была удостоена Иерусалимского приза (2001) и премии мира (2003), самой престижной в Германии литературной премии — Премии мира немецких книготорговцев ( Франкфурт-на-Майне , 2003 ), присуждаемой Биржевым союзом немецкой книготорговли за « выступление за достоинство свободной мысли ».

Её карьера романиста достигла расцвета, вместе с присуждением Национальной книжной премии США историческому роману «В Америке» (1992) в 2000 году. Последней прижизненной наградой стала международная литературная премия принца Астурийского , которую она получила вместе с исламской феминисткой Фатимой Мернисси (2003). Её последней книгой было исследование «Глядя на боль других» ( Regarding the Pain of Others ).

Умерла Зонтаг 28 декабря 2004 года в Нью-Йорке. Похоронена в Париже на кладбище Монпарнас . В марте 2005 в Нью-Йорке прошёл концерт её памяти, на котором играли струнный квартет Брентано и британская пианистка Мицуко Утида .

Сьюзен Зонтаг на экране (избранные фильмы)

  • Galaxie ( 1966 , Грегори Маркопулос, документальный)
  • Vive le cinéma ( 1972 1973 , документальный телесериал)
  • Town Bloody Hall ( 1979 , Крис Хегедюш, Д. А. Пеннебейкер, документальный)
  • Зелиг ( 1983 , Вуди Аллен , камео)
  • Mauvaise conduite ( 1984 , Нестор Альмендрос и Орландо Хименес Леаль, документальный)
  • Do Not Enter: The Visa War Against Ideas ( 1986 , Роберт Рихтер и Кэтрин Уорноу, документальный)
  • Поэт вспоминает/ The Poet Remembers ( 1989 , Ян Немец, телевизионный документальный)
  • Joseph Cornell : Worlds in a Box ( 1991 , Марк Стоукс, телевизионный документальный)
  • Campus, le magazine de l'écrit ( 2001 2006 , документальный телесериал, эпизод 2003 )
  • Die Liebhaberin des Vulkans — Mit Susan Sonntag in New York ( 2003 , Бригитта Асхофф, телевизионный документальный)
  • Абсолютный Уилсон / Absolute Wilson ( 2006 , Катарина Отто-Бернштейн, документальный)
  • ( 2009 , коллективный проект, в эпизоде Неоконченное , реж. Николетт Кребиц , роль Зонтаг исполнила Ясмина Табатабай )

Интервью, дневники, записные книжки

  • Poague L.E. Conversations with Susan Sontag. Jackson: University Press of Mississippi, 1995
  • Reborn: journals and notebooks, 1947—1963/ David Rieff, ed. New York: Farrar, Straus and Giroux, 2008

Библиография С. Зонтаг на русском языке

Примечания

  1. Susan Sontag // (нидерл.)
  2. Susan Sontag // (англ.) — 1995.
  3. (англ.) // Los Angeles Times — Los Angeles: 2004. — ISSN ;
  4. Deutsche Nationalbibliothek Record #118751506 // (нем.) — 2012—2016.
  5. Сонтаг С. Заметки о кэмпе // Сонтаг С. Против интерпретации и другие эссе / Под ред. Б. Дубина. — Москва: Ад Маргинем Пресс, 2014. — 376 с. ISBN 978-5-91103-198-5
  6. Сонтаг С. Против Интерпретации // Сонтаг С. Против интерпретации и другие эссе / Под ред. Б. Дубина. — Москва: Ад Маргинем Пресс, 2014. — 376 с. ISBN 978-5-91103-198-5
  7. Сонтаг С. Смотрим на чужие страдания / Пер. В. Голышева. М.: Ад Маргинем, 2014. ISBN 978-5-91103-170-1
  8. Сонтаг С. О фотографии / Пер. В. Голышева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. — 272 с. ISBN 978-5-91103-136-7
  9. Васильева Е. Сьюзан Зонтаг о фотографии: идея красоты и проблема нормы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2014. вып. 3. С. 65
  10. Дубин Б. В. Сьюзен Зонтаг, или Истина и крайности интерпретации // Вопросы литературы. — 1996. — № 2. С. 134—148.
  11. Дубин Б. В. Там же. С. 134.
  12. Васильева Е. Фотография и феноменология трагического: идея должного и фигура ответственности // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 15., 2015, вып. 1, с. 26-52.

Литература

  • . // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 15., 2014, вып. 3, с. 64 — 80.
  • Дубин Б. В. // Вопросы литературы. — 1996. — № 2.
  • Дубин Б. В. Страсть и меланхолия последней из разносторонних // Он же. На полях письма: Заметки о стратегиях мысли и слова в XX веке. — М.: Emergency Exit, 2005. — С.306-316, 317—323.
  • Кимбалл Р. // Русский журнал. — 30 Декабря 2004.
  • Туркина О. // Критическая Масса. — 2004. — № 4.
  • Ching B.; Wagner-Lawlor J. The scandal of Susan Sontag. New York: Columbia University Press, 2009
  • Faber R. Avancierte Ästhetin und politische Moralistin: die universelle Intellektuelle Susan Sontag. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2006
  • Kennedy L. Susan Sontag: mind as passion. Manchester: Manchester UP; New York: St. Martin’s Press, 1995
  • Lopate Ph. Notes on Sontag. Princeton: Princeton UP, 2009
  • Nunez S. Sempre Susan: A Memoir of Susan Sontag. New York, 2011. — ISBN 1935633228
  • Poague L.A., Parsons K.A. Susan Sontag an annotated bibliography, 1948—1992. New York: Garland Pub., 2000 (библиография)
  • Rieff D. Swimming in a sea of death: a son’s memoir. New York: Simon & Schuster, 2008 (воспоминания сына о последнем периоде жизни писательницы)
  • Rollyson C.E., Paddock L.O. Susan Sontag: the making of an icon. New York: W.W. Norton, 2000 (биография)
  • Rollyson C.E. Reading Susan Sontag: a critical introduction to her work.Chicago: Ivan R. Dee, 2001
  • Sayres S. Susan Sontag: the elegaic [i.e. elegiac] modernist. New York: Routledge, 1990
  • Schriber D. Susan Sontag. Berlin: Aufbau, 2007
  • Seligman C. Sontag & Kael: opposites attract me. New York: Counterpoint, 2004
  • Susan Sontag/ Sharon DeLano and Annie Leibovitz, eds. New York: s.n., 2005 (альбом фотографий писательницы, выполненных мировыми мастерами)

Ссылки

  • (англ.)
  • 1958
  • // Киноведческие записки. — № 74.
  • [www.lib.ru/BORHES/int1.txt Хорхе Луис Борхес. Интервью Сьюзен Зонтаг] (Перевод Н. Богомоловой)
  • Сьюзен Зонтаг. (статья в газете The New York Times , 1996 год)
  • // , 09.09.2020

Тексты

  • Эссе от 1 декабря 2020 на Wayback Machine из книги Сьюзен Зонтаг Мысль как страсть . Избранные эссе 1960-70-х годов. М.: Русское феноменологическое общество, 1997.
  • // Мысль как страсть. М., 1997. — [ihtik.lib.ru/philosbook_22dec2006/philosbook_22dec2006_14.rar rar-архив] (недоступная ссылка)
  • Заметки о кэмпе // Мысль как страсть. М., 1997. — , , [ihtik.lib.ru/philosbook_22dec2006/philosbook_22dec2006_5900.rar rar-архив] (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Зонтаг, Сьюзен