Закария аль-Ансари
- 1 year ago
- 0
- 0
Абу Исма’и́л ’Абдулла́х ибн Муха́ммад аль-Анса́ри аль-Харави́ ( перс. خواجه عبدالله انصاری ), ( араб. عبد الله الأنصاري ; 1006 , Герат — 1089 , Герат ) — персидский поэт , суфий - ханбалит . Писал на персидском и арабском языках. Известен как аль-Ансари аль-Харави . Удостоен титула шейх аль-ислам .
Аль-Ансари аль-Харави родился в 1006 году Герате . Его отец был суфием и сам познакомил сына с началами мистицизма . В девятилетнем возрасте аль-Ансари начал обучаться хадисоведению и толкованию Корана под руководством таких гератских традиционалистов- шафиитов , как (ум. в 1018 г.), (ум. в 1023 г.) и (ум. в 1031 г.). Несмотря на то, что его учителями были учёные шафииты, аль-Ансари стал ревностным последователем ханбалитской правовой школы ( мазхаба ). В 1026 г. целях продолжения обучения он отправился в Нишапур , затем в Тус , и Багдад . В Багдаде он посещал занятия видных ханбалитских хадисоведов ( мухаддисов ). Вскоре после этого он встретился со знаменитым персидским суфием, последователем традиции Абу Язида Бистами , (ум. в 1033-34 г.), который сыграл решающую роль в его жизни и духовном развитии. Затем он вернулся в Герат, где стал заниматься обучением, а также вёл активную полемику с мутазилитами и ашаритами .
В 1041 г. сельджуки захватили Восточный Иран и над аль-Ансари нависла угроза расправы. Его трижды ссылали, но последние двадцать лет его жизни прошли более спокойно. К концу жизни он пользовался признанием, а его слава вышла далеко за пределы Герата. Аббасидский халиф аль-Каим посылал ему почётные одежды. В конце жизни он потерял зрение и умер в 1089 г. в родном городе .
Место аль-Ансари аль-Харави в истории ислама в значительной мере определяется тем, что процессу проникновения в исламские науки методов рационалистического рассуждения ( калам ), которые затронули и суфизм , он противопоставил учение, в котором шариат и божественная истина ( хакк ) оказались органично взаимосвязанными. У многих суфиев шариат и хакк фактически не согласовывались между собой. Аль-Ансари считал, что суфизм углубляет понимание Корана и сунны и является их продолжением. В этом отношении он был предшественником великого суфия-ханбалита Абдул-Кадира аль-Джилани (ум. 1166) . Аль-Ансари считал, что спекулятивное богословие ( калам ) «предосудительным новшеством» ( бида ), так как вера не нуждается в доказательствах разума . В вопросах психотехники он призывал учеников постоянно и строго контролировать свои мистические переживания. Исламские биографы единодушно восхваляют его необычайное благочестие и широту познаний во всех областях религиозных наук. Его рвение в следовании Корану и сунне и приверженность ханбалитской школе служили причиной обвинений его в слепом фанатизме и антропоморфизме .
Среди его учеников можно отметит суфиев-традиционалистов (ум. 1113), (ум. 1113) и (ум. в 1157 г.). Однако наиболее выдающимся его последователем был Юсуф аль-Хамадани (ум. 1140), к которому восходят духовные цепочки тарикатов ясавия и ходжаган .
Его сочинения, написанные на арабском и персидском языках, отражают его разносторонние интересы. Он написал краткое оригинальное руководство по суфизму «Маназил ас-са’ирин». На эту книгу был написан целый ряд комментариев, самый известный из которых «Мадаридж ас-саликин» Ибн Каййима аль-Джаузии (ум. 1350). Его произведения в рифмованной прозе и стихах («Мунаджат» и др.), содержащие молитвы и сентенции, занимают место среди лучших образцов персидской литературы . Книга аль-Ансари «Замм аль-калам ва ахлихи» стала одним из основных источников по истории борьбы против исламского рационалистического богословия. Большинство его сочинений изданы и переведены на европейские языки .