Interested Article - Умм Кульсум

Умм Кульсу́м ( масри أمّ كلثوم , настоящее имя — Фатма эль-Захра бинт Эбрахим эс-Саййед эль-Бельтаги ( масри فاطمة بنت إبراهيم السيد البلتاجي ); 30 декабря 1898 или 4 мая 1904 , (ар.) 3 февраля 1975 , Каир ) — египетская певица, автор песен, актриса. Прославилась исполнением арабских песен. Одна из наиболее известных исполнителей в арабском мире. Обладала голосом контральто . Спустя четыре десятилетия после её смерти многие считают её самым выдающимся исполнителем в арабском мире XX века .

Биография

Детство и семья

Фатма эль-Бельтаги со своим отцом Эбрахимом, начало XX века

Родилась в бедной семье в деревне Таммай эз-Захайра (мухафаза Дакахлия , район Эс-Симбиллавейн ) в дельте Нила . В источниках встречаются две разных даты рождения девочки — 30 декабря 1898 и 4 мая 1904 года. Вторая дата значится в свидетельстве о рождении, но в биографии певицы в энциклопедии Music around the World указано, что документ был выдан через много лет после действительного рождения. Фатма была младшей из трёх детей в семье: её сестра Саида была на 10 лет старше, а брат Халид — на год . Мать девочки, Фатма аль-Малеги, вела домашнее хозяйство . Отец, шейх Эбрахим эс-Саййед эль-Бельтаги, был имамом деревенской мечети , но семья жила бедно, и Эбрахим подрабатывал пением на праздниках. Фатма получила традиционное мусульманское воспитание в деревенской школе, где по настоянию матери провела больше времени, чем другие девочки . Отец учил девочку читать Коран , и она, как говорят, запомнила всю книгу . Заучивание текстов Корана наизусть в юном возрасте стало ценным опытом для будущей профессиональной исполнительницы .

Начало творчества

С пяти лет Фатма стала тайно подражать пению отца, зарабатывавшего пением на религиозных праздниках. Вскоре шейх Эбрахим это заметил и позволил ей петь на праздниках вместе с ним (также с ним пели сын и племянник ). Ансамбль отца стал набирать популярность и ездить на гастроли, не в последнюю очередь благодаря голосу Фатмы. Согласно мусульманским обычаям девочка не могла выступать перед мужской аудиторией, поэтому на протяжении нескольких лет отец одевал её в мальчишеские одежды .

Уже во втором десятилетии XX века певческий голос и исполнительский талант девочки привлекли внимание местных аристократических семейств . В возрасте 16 лет её заметил популярный певец , который обучил её классическому репертуару. В 1920 году её встретил знаменитый композитор . По словам композитора, он «с тех пор не мог забыть её голос» . К 1920 году она выступала в крупных городах, в том числе в Каире , куда окончательно перебралась с семьёй в 1922 или 1923 году, чтобы начать карьеру профессиональной исполнительницы . В 1924 году она познакомилась с поэтом , который стал её наставником и автором слов для многих её песен, музыку к которым писал музыкант и композитор .

Профессиональная карьера

Афиша Умм Кульсум, Иерусалим, 1930 год

В 1923 году Умм Кульсум заключила контракт с немецкой звукозаписывающей компанией и в период с 1924 по 1926 год выпустила записи 14 песен. В это время репертуар певицы проходил трансформацию: из него исчезали религиозные песни, а на смену им приходили произведения светского характера. Певица контролировала процесс записи песен на всех его стадиях. Она работала с поэтами, добиваясь наиболее устраивавших её формулировок текста, и с композиторами, отбирая самый удачный вариант мелодии. После окончания этого этапа работы она подолгу репетировала, заучивая наизусть песню и заставляя делать то же самое сопровождавших её музыкантов, а после записи активно участвовала в редактировании трека . Диапазон голоса Умм Кульсум превышал две октавы, его отличал богатый, глубокий тембр , но исполнительская техника всё ещё была несовершенной, и в течение пяти лет после переезда в Каир Умм Кульсум также работала над этим аспектом. Тогда же певица сменила сопровождавший её семейный ансамбль на группу профессиональных исполнителей . Вскоре она стала одной из самых популярных певиц Египта, а к 1926 году, благодаря гонорарам от Odeon Records — самой высокооплачиваемой среди всех египетских исполнителей . По некоторым оценкам, певица, получившая прозвище «Звезда Востока», зарабатывала в год сумму, эквивалентную 10 тысячам долларов, 500 долларов за каждую запись и 50 долларов за концерт. Особенную известность получила песня «Аль-Атлаль» на музыку Риада аль-Сунбати , звучавшая практически во всех концертах Умм Кульсум . Работа с аль-Касабжи продолжалась до 1946 года, а с аль-Сунбати — до 1950-х годов. В 1940—1947 годах певица активно сотрудничала с Закарией Ахмедом и поэтом , чьи тексты были написаны простым народным языком. Среди появившихся в этом творческом содружестве песен несомненным шлягером стала «Я тебя жду». Из числа наиболее преданных поклонников певица набрала штат клакёров , заводивших публику на её концертах. Представители этой группы создавали ей поддержку также на деловых переговорах и в судебных разбирательствах .

В 1931 году Умм Кульсум впервые покинула Египет, отправившись с гастролями в Сирию . В 1934 году ей доверили открыть трансляции нового «Радио Каира» , и в дальнейшем египетское радио вело ежемесячные прямые трансляции с её концертов; эти программы стали традиционными и шли вплоть до 1973 года в первый четверг каждого месяца, а с 1954 года выступления Умм Кульсум также вошли в программу радиостанции « Голос Америки ». В 1936 году исполнительница впервые появилась на киноэкране. Она сыграла в снятой в голливудском стиле музыкальной ленте «Видад 1936», где исполнила роль молодой рабыни, влюблённой в своего хозяина. С 1940 года ведущий египетский режиссёр снял целый ряд фильмов с участием Умм Кульсум и Фарида аль-Атраша . В двух последних лентах Умм Кульсум «Саллама» и «Фатма», вышедших на экраны в 1945 и 1947 годах, прозвучали многочисленные песни на слова Байрама аль-Туниси и музыку Закарии Ахмеда . В 1963 году голосом Умм Кульсум также пела героиня киноактрисы . Богатые контракты с радио и киностудиями помогли певице сохранить высокие доходы на этом этапе её карьеры, когда сократились поступления от фирм звукозаписи .

После завершения игровой карьеры исполнительница вернулась к классическим истокам и часто работала в жанре касыды , который благодаря ей обрёл новую жизнь на арабской эстраде. С 1946 по середину 1950-х годов в её репертуаре появились 10 новых произведений в этом жанре на слова аль-Сунбати и Ахмеда Шауки . Она также обратилась к ещё одному классическому произведению восточной поэзии, выступая с музыкальной обработкой рубайат Омара Хайяма (перевод на арабский Ахмеда Рами). В 1960-е годы с певицей работал её бывший коллега, композитор Мухаммед Абд аль-Ваххаб . Первая же их совместная работа, «Ты моя жизнь», стала хитом и заняла постоянное место в репертуаре Умм Кульсум, а в период с 1964 по 1973 год Абд аль-Ваххаб написал для неё ещё 9 песен .

В 1944 году Умм Кульсум была удостоена чести выступить перед королём Египта ФарукомI . В том же году он удостоил её высшего знака отличия (нишан Эль Камаль) . В дальнейшем певица, однако, проявила себя как убеждённая сторонница Гамаля Абделя Насера . После революции 1952 года в её репертуаре появилось значительное количество песен патриотического содержания, что в то время поощрялось новосозданным Министерством информации и национального управления . Одна из этих песен, ар. «Клянусь Богом, время пришло, о моё оружие!»), первоначально написанная для Умм Кульсум, приобрела такую популярность, что с 1960 по 1979 год служила гимном Египта . Президент Насер также восхищался талантом Умм Кульсум. Его выступления и политические речи часто транслировали по радио сразу после её песен, чтобы добиться максимальной аудитории . В 1950-е годы Умм Кульсум занимала пост президента Союза музыкантов Египта и входила в состав комитета по прослушиванию египетского радио, а в 1960 году была удостоена ордена Добродетели . После поражения Египта в Шестидневной войне 1967 года она на протяжении трёх лет вела «музыкальную дипломатию», проводя в разных странах благотворительные концерты, сборы от которых шли в национальную казну Египта. Таким образом ей удалось собрать свыше 2,5 миллиона долларов . В 1969 году в репертуаре исполнительницы появилась песня «У меня теперь есть винтовка» на стихи сирийского поэта Низара Каббани , в которой она выражала готовность воевать за свободу Палестины . В 1970 году Умм Кульсум приехала на гастроли в СССР . Тогда её концерт не состоялся, так как в Египте умер Гамаль Абдель Насер, и она срочно вернулась в Каир .

В 1973 году Умм Кульсум вышла на пенсию в связи с ухудшающимся здоровьем . За годы карьеры она записала более 300 песен .

Личная жизнь

На протяжении большей части карьеры, начиная с конца 1930-х годов, Умм Кульсум страдала от различных заболеваний дыхательной системы и щитовидной железы , а также воспалений глаз, связанных с долгим пребыванием на освещённой прожекторами эстраде. Из-за проблем с глазами певице часто приходилось выступать в тёмных очках. Она также страдала от депресcии , усугубившейся в 1947 году после смерти матери, за которой вскоре последовала и смерть брата. Приступы депрессии заставляли Умм Кульсум отменять концерты, а в 1949 году она была госпитализирована в Национальном военно-морском медицинском центре в США .

В 1920-е годы у Умм Культум сложились романтические отношения с поэтом Ахмедом Рами. Возможно, любовная связь существовала также между певицей и Мохамедом эль-Касабжи. В период близости с королевской семьёй Египта у Умм Кульсум завязался роман с дядей короля Фарука, Шарифом Сабри-пашой, но на их брак король разрешения не дал. Позже певица короткое время состояла в браке с президентом Союза музыкантов и исполнителем на уде Махмудом Шарифом. В 1954 году Умм Кульсум вышла замуж за врача- дерматолога Хасана аль-Хафнауи . Детей в этом браке не было . Умерла 3 февраля 1975 года, по одним источникам, от сердечной недостаточности , связанной с болезнью почек , а по другим от внутримозгового кровоизлияния . Во время похорон певицы на улицы Каира в знак скорби вышли около четырёх миллионов человек , в похоронах принимали участие послы и главы государств, в том числе президент Египта .

Память

Памятник Умм Кульсум в Каире на месте, где был дом певицы

Автобиография певицы существует в двух вариантах: в виде серии статей, публиковавшихся начиная с 1937 года в издании «Ахер Саа», и как книга, вышедшая в 1971 году в соавторстве с Махмудом Ауадом .

В 1982 году в Египте для композиторов и исполнителей арабских песен учреждена .

В Каире рядом с Нилометром расположен музей Умм Кульсум. Там есть архив записей и различные экспонаты, связанные с певицей . В Каире также установлен памятник певице .

В израильском городе Хайфа работает веганский ресторан имени певицы [ значимость факта? ] .

Председательница Арабского музыкального общества Ратиба Аль-Хефни основала ансамбль арабской музыки имени Умм Кульсум . В 1990 году хореограф Морис Бежар поставил балет «Пирамида» на её песни. Художница Худа Лутфи создала в её честь в 1994 году коллаж «Богиня» . В 2004 году альбом сенегальского певца Йуссу Н’Дура Egypt вышел с посвящением Умм Кульсум , а в 2006 году увидел свет посвящённый ей роман Селима Насиба «Я любил тебя за твой голос» .

На аукционе в Дубае 29 апреля 2008 года любимое украшение певицы — девятирядное ожерелье, составленное из 1888 жемчужин , подаренное певице шейхом Заидом ибн Султаном Ал Нахъяном было продано за 1,38 миллионов долларов . Косынка и сценические очки певицы были проданы за 5,5 миллиона долларов .

Через 20 лет после смерти певицы продажи её записей продолжали достигать 300 тысяч экземпляров ежегодно .

Дискография

  • Aghadan alqak («Shall I see you tomorrow?») maqam ajam (1971)
  • Ana Fi Entezarak (« I am waiting for you») (1943)
  • Alf Leila wa Leila («One Thousand and One Nights»)…..maqam nahawand (1969)
  • Arouh li Meen or Arook Lemeen («Whom Should I Go To»)…….maqam rast (1958)
  • Al Atlal («The Ruins»)……maqam huzam (1966)
  • Amal Hayati"; Sono («Hope of My Life») (1965)
  • Ansak Ya Salam («Forget you? Come on!») (1961)maqam rast
  • Aqbal al-layl («Night has arrived») (1969)
  • Araka asiya al-dam («I see you refusing to cry») (1964)
  • 'Awwidt 'ayni («I accustomed my eyes») (1957) maqam kurd
  • Baeed Anak («Away From You»)…….maqam bayyati (1965)
  • Betfaker fi Meen («Who Are You Thinking Of?»)…..maqam bayati (1963)
  • Dalili Ehtar («I am lost») (1955) maqam kurd
  • Dhikrayatun (Qessat Hobbi or the story of my love) («memories»)(1955)
  • El Hobb Kolloh («All The Love»)…….maqam rast (1971)
  • Ental Hobb («You Are The Love»)…….maqam nahwand (1965)
  • Enta Omri — Sono («You Are the love of my life»)…….. maqam kurd (1964)
  • Es’al Rouhak («Ask yourself»)maqam hugaz kar (1970)
  • Fakarouni («They reminded me»)…….maqam rast (1966)
  • Fit al-ma' ad ("It Is Too Late"or «the rendezvous is over») Sono Cairo…….maqam sikah (1967)
  • Gharib' Ala Bab erraja («Stranger at the door of hope») (1955)
  • Ghulubt asalih («Tired of forgiving») (1946)
  • Hadeeth el Rouh («The Talk of The Soul»)……maqam kurd (1967)
  • Hagartek or Hajartak («I left You») EMI (1959)
  • Hasibak lil-zaman («I will leave you to Time») (1962)
  • Hathehe Laylati («This is My Night»)……maqam bayyati (1968)
  • Hayart Albi Ma’ak («You Confused My Heart»)……maqam nahwand (1961)
  • Hakam 'alayna al-haw’a («Love has ordered me») (1973)
  • Hobb Eih («Which Love»)…..maqam bayyati (1960)
  • Howwa Sahih El-Hawa Ghallab («Is love really stronger?») (1960)maqam saba
  • Kull al-ahabbah («All the friends») (1941)
  • La Diva — CD, EMI Arabia, 1998
  • La Diva II — CD, EMI Arabia, 1998
  • La Diva III — CD, EMI Arabia, 1998
  • La Diva IV — CD, EMI Arabia, 1998
  • La Diva V — CD, EMI Arabia, 1998
  • Leilet Hobb («a Night of Love») (1973)maqam nahawand
  • Lel Sabr Hedod («Patience Has Limits»)……maqam sikah (1964)
  • Lessa Faker («You Still Remember»)…….maqam ajam (1960)
  • Men Agl Aynayk («For your eyes») (1972)
  • Othkorene («Remember Me») (1939)
  • Raq il Habeeb («My Beloved Tendered Back») (1941)
  • Retrospective — Artists Arabes Associes
  • Rihab al-huda (al-Thulathiyah al-Muqaddisah) («the paths to repentance or the holly trinity»)(1972)
  • Rubaiyat Al-Khayyam («Quatrains of Omar Khayyám»)…….maqam rast (1950)
  • Sirat el Houb («Tale of Love»)…….maqam sikah (1964)
  • Toof we Shoof («Wander and wonder») (1963)
  • The Classics — CD, EMI Arabia, 2001
  • Wi-darit il-ayyam («And Time Passed By»)…….maqam nahwand (1970)
  • Ya Karawan («O Plover») (1926)
  • Yali Kan Yashqiq Anini («You who enjoyed my cries») (1949)
  • Ya Msaharny («You that keeps me awake at night») (1972) maqam rast
  • Ya Zalemny («You who were unjust to me») (1954)maqam kurd
  • Zalamna El Hob («We Have Sinned Against Love») (1962)

Примечания

  1. Umm Kulthum // (нем.)
  2. Om Kalsoum // (бук.) — 1978. — ISSN
  3. (англ.) . Time (17 февраля 1975). Дата обращения: 6 марта 2012. 23 июня 2012 года.
  4. , p. 437.
  5. // Крещение Господне — Ласточковые. — М. : Большая российская энциклопедия, 2010. — С. 307. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 16). — ISBN 978-5-85270-347-7 .
  6. «Деревня состояла из 280 домов, в которых обитало 1665 жителей». — Virginia Danielson. The voice of Egypt. — стр. 21.
  7. , p. 519.
  8. , p. 339.
  9. Nur, Yusif (амер. англ.) . The Quietus (20 февраля 2015). Дата обращения: 4 февраля 2021.
  10. , p. 437.
  11. , pp. 437—438.
  12. Stefanie Gsell. Umm Kulthum - Persönlichkeit und Faszination der ägyptischen Sängerin. — Frankfurt: Lang, 1994. — ISBN 3-631-47145-9 .
  13. , p. 438.
  14. , pp. 438—439.
  15. , pp. 439—440.
  16. Danielson, Virginia (10 November 2008), pp.54-55
  17. , pp. 437—438.
  18. , pp. 339—340.
  19. , pp. 438—439.
  20. , p. 340.
  21. , p. 439.
  22. , p. 439.
  23. . Вести.ру (8 мая 2008). Дата обращения: 6 марта 2012. Архивировано из 14 марта 2016 года.
  24. , p. 520.
  25. , p. 5.
  26. Кульсум Умм — статья из Большого Энциклопедического словаря
  27. , p. 440.
  28. . Дата обращения: 13 ноября 2018. 14 ноября 2018 года.
  29. Michael Frishkopf. A Historty of Music and Singing on Egyptian Radio and Television // . — Каир: The American University in Cairo Press, 2010. — С. 73. — 308 с. — ISBN 978-977-416-293-0 . 8 апреля 2022 года.
  30. . Информационно-аналитическое агентство «Русская Ювелирная Сеть» (5 мая 2008). Дата обращения: 6 марта 2012. Архивировано из 23 июня 2012 года.

Литература

Ссылки

  • , детальная информация, аудиозаписи
  • (англ.)
  • , Al-Ahram Weekly
Источник —

Same as Умм Кульсум