Син (буква арабского алфавита)
- 1 year ago
- 0
- 0
У-син ( пять элементов ; пять стихий ; пять действий ; пять движений ; пять столбцов ; пять фаз ; пять состояний кит. 五行 , пиньинь wŭ xíng ) — одна из основных категорий китайской философии; пятичленная структура, определяющая основные параметры мироздания. Это огонь (火), вода (水), дерево (木), металл (金) и земля (土). Помимо философии, широко используется в традиционной китайской медицине , гадательной практике, боевых искусствах, нумерологии, в искусстве фэн-шуй .
Одно из наиболее ранних упоминаний концепции о первоэлементах — в книге «Речи Царств» («Го Юй»):
На восьмом году правления Чжоусского Ювана (782—771 гг. до н. э.) историограф Бо, отвечая на вопросы чжэнского Хуань-гуна, говорил: «А ведь гармония фактически рождает все вещи (соединяя в себе субстанции с разными свойствами)… Так, древние мудрецы смешивали Землю с Металлом, Деревом, Водой и Огнём, создавая, благодаря этому, все вещи» .
Наиболее ранним подробным описанием компонентов концепции у-син в классической литературе является глава « Хун фань » 洪範 ( Великий План ) из Книги документов . Однако предшествующая ей (согласно традиционной хронологии) глава «Совет Юя Великого » 大禹謨 также содержит их перечисление, но в ином порядке (水、火、金、木、土); по-видимому речь идёт не о философской концепции, а о категориях ресурсов. В других источниках (« Цзо чжуань », «Да Дай лицзи», « Хуайнань-цзы ») помимо классических пяти называется также зерно 穀.
Включает в себя пять классов (дерево, огонь, земля, металл, вода), характеризующих состояние и взаимосвязь всех существующих предметов и явлений. Возникновению у-син предшествует развертывание следующих состояний:
Пяти элементам присущи два основных циклических взаимодействия: взаимопорождение и взаимопреодоление .
Взаимопорождение состоит в следующем: дерево порождает огонь, огонь порождает землю, земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево.
Взаимопреодоление состоит в следующем: дерево побеждает землю, земля побеждает воду, вода побеждает огонь, огонь побеждает металл, металл побеждает дерево.
Пять стихий | Земля | Металл | |||
---|---|---|---|---|---|
Иероглифы | 木 | 火 | 土 | 金 | 水 |
Число по Хун фань | 三(3) | 二(2) | 五(5) | 四(4) | 一(1) |
Число по | 八(8) | 七(7) | 五(5) | 九(9) | 六(6) |
Пять цветов
五色 |
Синий
,
зелёный
青 |
Красный
赤 |
Жёлтый
黄 |
Белый
白 |
Чёрный
,
голубой
黑 |
Пять направлений
五方 |
Восток
东 |
Юг
南 |
Центр
中 |
Запад
西 |
Север
北 |
Сезоны года
五季 |
Весна
春 |
Лето
夏 |
Межсезонье
季夏 |
Осень
秋 |
Зима
冬 |
Время суток
五时 |
Утро
平旦 |
Полдень
日中 |
Вечер
日西 |
Заход
日入 |
Полночь
夜半 |
Праздники
五节 |
Праздник Весны
春节 |
День отвращения несчастий
上巳 |
Праздник начала лета
端午 |
Вечер двух семерок
七夕 |
Праздник двух девяток
重阳 |
Пять звезд
五星 |
Юпитер
木星 |
Марс
火星 |
Сатурн
土星 |
Венера
金星 |
Меркурий
水星 |
Пять звуков
五声 |
Выдох
呼 |
Смех
笑 |
Пение
歌 |
Плач
哭 |
Стон
呻 |
Пять гамм
五音 |
Цзюэ
角 |
Чжи
徵 |
Гун
宫 |
Шан
商 |
Ю
羽 |
Органы
五脏 |
Печень
肝 |
Сердце
心 |
Селезёнка
脾 |
Лёгкие
肺 |
Почка
腎 |
Пять внутренностей
五腑 |
Жёлчный пузырь
膽 |
Тонкая кишка
小腸 |
Желудок
胃 |
Толстая кишка
大腸 |
Мочевой пузырь
膀胱 |
Пять чувств
五志 |
Гнев
怒 |
Радость
喜 |
Задумчивость
思 |
Горе, тоска
悲 |
Страх
恐 |
Пальцы
五指 |
Безымянный
无名指 |
Средний
中指 |
Указательный
食指 |
Большой
大拇指 |
Мизинец
小指 |
Органы чувств
五官 |
Глаз
目 |
Язык
舌 |
Рот
口 |
Нос
鼻 |
Ухо
耳 |
Пять объектов органов чувств
五觉 |
цвет
色 |
Форма
觸 |
Вкус
味 |
Запах
香 |
Звук
聲 |
Пять жидкостей
五液 |
Слёзы
泣 |
Пот
汗 |
Слюна
涎 |
Носовая слизь
涕 |
Моча
唾 |
Пять вкусов
五味 |
Кислый
酸 |
Горький, жгучий
苦 |
Сладкий
甘 |
Острый (резкий)
辛 |
Солёный
鹹 |
Пять запахов
五臭 |
Прогорклый, затхлый
膻 |
Паленый, горелый
焦 |
Ароматный, сладкий
香 |
Металла
腥 |
Гнилой
朽 |
Пять ци
五氣 |
Мускулы
筋 |
Кровь
血 |
Плоть
肉 |
Ци
气 |
Кость
骨 |
Пять красот
五榮 |
Ногти
爪 |
Лицо
面 |
Губы
唇 |
Волосы на теле
毛 |
Шевелюра
髮 |
Пять животных
五兽 |
Лазурный Дракон
青龙 |
Алый Феникс
朱雀 |
Желтый Единорог
黄麟 |
Белый Тигр
白虎 |
Чёрная Черепаха (Черепахозмея)
玄武 |
Пять домашних животных
五畜 |
Собака
犬 |
Овца
羊 |
Корова
牛 |
Курица
鸡 |
Свинья
猪 |
Пять родов живых существ
五虫 |
Чешуйчатые
鳞 |
Пернатые
羽 |
Гладкокожие
倮 |
Покрытые мехом (шерстью)
毛 |
Панцирные
介 |
Пять злаков
五穀 |
Пшеница
,
ячмень
麥 |
Просо
(клейкое)
黍 |
Гаолян
禾 |
Рис
米 |
Бобы
豆 |
Пять фруктов
五果 |
Слива
李 |
Абрикос
杏 |
Ююба
枣 |
Персик
桃 |
Каштан (китайский)
栗 |
Пять овощей
五菜 |
Душистый лук
韭 |
Лук китайский
薤 |
Подсолнух
葵 |
Лук-батун
葱 |
Гороховая ботва
藿 |
Пять норм
五常 |
Гуманность
仁 |
Ритуал (ли)
礼 |
Доверие
信 |
Справедливость
义 |
Мудрость
智 |
Пять источников власти
五政 |
Великодушие
宽 |
Зоркость
明 |
Скромность
恭 |
Сила
力 |
Покой
静 |
Пять погодных влияний
五恶 |
Ветер
风 |
Жара
热 |
Влажность
湿 |
Сухость
燥 |
Холод
寒 |
Пять перемен
五化 |
Разведение
生 |
Рост
长 |
Изменение
化 |
Сбор урожая
收 |
Хранение в амбаре
藏 |
Жертвоприношение домашним духам
五祀 |
Двора
户 |
Очага
灶 |
Водостока
霤 |
Ворот
门 |
Колодца
井 |
Небесные стволы (циклические знаки)
天干 |
甲•乙 (1, 2) | 丙•丁 (3, 4) | 戊•己 (5, 6) | 庚•辛 (7, 8) | 壬•癸 (9, 10) |
Земные ветви (циклические знаки)
地支 |
寅•卯 | 巳•午 | 辰•未•戌•丑 | 申•酉 | 亥•子 |
Концепция у-син воспринималась китайскими философами с разной степенью скептицизма: Сюнь-цзы (58—115) и Мо-цзы (41—2) утверждают, что следования фаз не регулярны (五行无常胜); Хань Фэй упоминает у-син в контексте перечисления гадательных практик, которые он высмеивает (19—307) .
Критически отзываясь о концепции у-син, Сюнь-цзы указывает её двух главных сторонников: и Мэн-цзы (非十二子: 子思唱之,孟軻和之). Однако, согласно известным источникам, эти мыслители интересовались не натурофилософским аспектом у-син, а его морально-этическим применением (см. у-чан 五常 в таблице выше).
Цзя И (201—169 до н.э, дин. Хань) описывает альтернативную систему корреляции, построенную вокруг числа шесть и конфуцианского канона в сочетании с легалистскими и даоистскими терминами: шесть действий, шесть учений, шесть норм, шесть классических книг.