Малиновский, Руслан Владимирович
- 1 year ago
- 0
- 0
Архиепи́скоп Плато́н (в миру Павел Малиновский ; 2-я пол. XVII, Черниговский полк — 14 (25) июня 1754 , Москва ) — епископ Русской православной церкви , архиепископ Московский и Севский , первоприсутствующий член Святейшего cинода с 1753 года .
По окончании Киево-Могилянской академии с 1721 года служил её в сане иеромонаха , преподавателем грамматики , философии и психологии , в 1723 года по требованию Синода переведён на ту же должность в Московскую славяно-латинскую академию, являлся «ординарным копционатором» и проповедником, с 30 ноября 1726 года преподавал богословие.
15 марта 1727 года по собственному прошению (по болезни) был уволен в Киево-Печерскую лавру. Здесь, «предавшись подвигам иноческой жизни, думал он навсегда остаться», но в 1729 году был назначен ректором Харьковского коллегиума, преподавателем богословия и архимандритом Куряжского Преображенского монастыря близ Харькова .
17 марта 1730 года по рекомендации архиепископа Киевского и Галичского Варлаама (Вонатовича) Синод избрал Платона, как «человека учёного и жития честного», киево-печерским архимандритом, однако «братство печерское, по-видимому… не желало иметь его своим начальником». 18 апреля того же года императрица Анна Иоанновна отменила это назначение, и настоятелем Печерской обители стал архимандрит Роман (Копа) .
14 апреля 1731 года перемещён настоятелем костромского Ипатьевского монастыря .
21 июля 1730 года назначен членом Святейшего синода .
Есть известие, что из Ипатьевского монастыря Платон вскоре был переведён в Высоко-Петровский монастырь в Москве.
В это время, в пору борьбы двух духовных партий, во главе одной из которых стоял архиепископ Феофан Прокопович , архимандрит Платон был противником Прокоповича. За защиту книги « Камень веры » был 12 августа 1731 года арестован и предан суду Тайной канцелярии , неоднократно подвергаем телесным истязаниям.
13 декабря 1738 года лишён сана и монашества и с мирским именем Павла сослан в Камчатку на всегдашнее пребывание.
Местный преосвященный Иннокентий (Неронович) сделал его учителем своей архиерейской школы, и когда вступила на престол императрица Елизавета Петровна , ходатайствовал о возвращении ему сана. Святейший синод на основании милостивого манифеста о невинно-ссыльных вернул Платону сан архимандрита и постановил назначить его настоятелем в один из московских монастырей. Но Платон отпросился на уединённое житие в Киево-Печерский монастырь.
После коронации Елизаветы Платон 19 сентября 1742 года в Успенском соборе в Москве в присутствии государыни хиротонисан был во епископа Сарского и Подонского (Крутицкого) на только что освободившееся место архиепископа Леонида , ушедшего 1 сентября на покой.
В 1744 года преосвященный Платон был назначен членом Синода и получил сан архиепископа . Оставаясь в Москве, преосвященный Платон был первенствующим членом Московской Святейшего синода конторы и управлял Московской епархией , так как московская кафедра после смерти Иосифа Волчанского вдовствовала.
21 марта 1748 года Платон был назначен архиепископом Московским и Владимирским; 16 мая для него установлен был титул архиепископа «Московского и Севского».
В 1751 года был вызван в Петербург для присутствования в Синоде.
В епархиальной истории преосвященный памятен выделением собственного епархиального управления из области бывшего патриаршего, потом синодального управления в Москве; он основал епархиальную кафедру в Чудовом монастыре , вывел из синодального дома епархиальную консисторию, завёл иподиаконов , отдельных от синодальных, положил начало своему архиерейскому Чудовскому хору, получившему известность, назначил особых духовников , экзаменаторов, ставленников и т. п.
Управление Московской епархией ознаменовано было устройством церковных домов для причтов , отменой телесных наказаний для причетников, учреждением должности благочинных .
Как епархиальный администратор преосвященный Платон был человек просвещённых и гуманных воззрений, заботливый, внимательный. Окружным предписанием по епархии в 1753 году он обязал духовенство изучить катехизическое учение и всё, что касается их должности. Начальствующим монастырей рекомендовал обращаться с подчинёнными не жестокосердно, но кротко, утверждая их в житии монашеском не жезлом ярости и биения, но словом кроткого наставления и собственной жизнью; немощи их сносить терпеливо, держать жезл правления без гордости над подчинёнными, а в сознании, что держащий такой жезл является кормчим духовного корабля; пасти врученную паству, как своих детей, всем оказывать равную любовь, малодушных утешать, немощных утверждать и врачевать духом кротости. Инструкция благочинным, выданная преосвященным, содержала в себе подробные и заботливые наставления почти по всем сторонам епархиальной жизни. Эта инструкция долго служила руководством, пока не была заменена инструкцией Платона (Левшина) .
Преосвященный, по отзыву историка Московского епархиального управления, был покровителем духовного образования, защитником духовенства от столь обычных в то время притеснений сильных и знатных людей, ревнителем скорого и справедливого суда.
Скончался 15 июня 1754 года и погребен в Михайло-Архангельской церкви Чудова монастыря.
После его кончины осталось только 20 рублей, и те, по его завещанию, были розданы неимущим.